Управление торгово-технологическим процессом

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:46, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель в управлении торгово-технологическим процессом в организации розничной торговли - обеспечение бесперебойного и планомерного товародвижения. Оно включает в себя управление запасами товаров, ассортиментом, их хранением, транспортными и погрузо-разгрузочными операциями, товаропотоками на складах.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 35.78 Кб (Скачать)

Управление  торгово-технологическим процессом

Главная цель в управлении торгово-технологическим процессом в организации розничной торговли - обеспечение бесперебойного и планомерного товародвижения. Оно включает в себя управление запасами товаров, ассортиментом, их хранением, транспортными и погрузо-разгрузочными операциями, товаропотоками на складах.

При управлении товарными запасами решаются задачи их нормирования, оперативного учета, регулирования и контроля. Управление товарным ассортиментом на предприятиях оптовой торговли осуществляет коммерческий отдел. Этот процесс направлен на поддержание на складах и оптовых базах оптимально-взвешенной номенклатуры товаров в объеме, необходимом для бесперебойного снабжения торговой розничной сети. Важное средство управления товарным ассортиментом на предприятиях оптовой торговли - ассортиментные перечни. Товароведы осуществляют оперативный контроль за полным соответствием товарного ассортимента на складах и оптовых базах обязательному ассортиментному перечню.

В процессе управления хранением товаров на складе или оптовой базе решаются задачи сохранности товаров в их количественной и качественной составляющих,эффективной эксплуатации складской площади и емкости. Поэтому в процессе организации хранения товаров следует учитывать различия в регламентируемых периодах хранения тех или иных товаров (грузов, изделий), их физико-химические свойства, а также иные факторы. В результате разрабатывается структурная схема размещения товаров, позволяющая быстро найти нужный товар, вести грамотный учет поступления, наличия и расходования товаров и обеспечивающая сохранность товаров по количеству и качеству.

Важное  условие оптимальной укладки  и размещения товаров при их хранении - технически и экономически обоснованные схемы (карты) размещения товаров на складских площадях с закреплением за определенными товарными группами, подгруппами и наименованиями постоянных (приписных) мест их хранения.

При хранении товаров на складах следует поддерживать регламентированный газо-температурно-влажностный режим, постоянно осматривать товары на предмет их сохранности, контролировать очередность реализации.

Карты (схемы) размещения товаров на складе не только важный элемент в управлении хранением товаров, но и серьезнейшее условие рационального и грамотного с точки зрения менеджмента управления товарными потоками. Наличие таких карт (схем), а также распределительно-приписная адресация товаров дает возможность оперативно отбирать необходимые товары на складе (оптовой базе), определять наиболее удобные маршруты, которые обеспечивают минимальный грузооборот. Ведь управление товарными потоками в значительной степени состоит из регулирования цикличности и скорости движения транспорта, разметки размещения штабелей и стеллажей. При этом определяющее значение принадлежит стандартной знаковой системе, с помощью которой устанавливаются рекомендуемые направления движения складских технологических машин и  транспорта.

Процесс управления транспортными и погрузо-разгрузочными операциями на складе (оптовой базе) направлен на сокращение периода выполнения определенного цикла работ, уменьшение простоя транспорта и достижение ритмичности складских работ. Он предусматривает облегчение труда водителей средств механизации, машинистов подъемно-транспортного оборудования, грузчиков при выполнении ими складских технологических операций. При этом определяющее значение принадлежит правильному выбору технологических механизмов и профессиональной подготовке рабочего персонала.

На крупных современных складах (складских комплексах и мощных оптовых базах) управление транспортными и погрузо-разгрузочными работами осуществляется диспетчерскими службами. В их ведении находится парк технологических подъемно-транспортных механизмов и машин. Они обеспечены диспетчерской связью (радио, GSM, модемной), промышленными видеокамерами, пневматической почтой для передачи документов в тубах. Имея в распоряжении такие технические средства, диспетчерские службы могут оперативно и эффективно регулировать погрузо-разгрузочные операции, передвижение транспортных средств и технологических механизмов, определять самые рациональные направления перемещения товаров и грузов, обеспечивать ритмичность текущей деятельности всех подразделений предприятия-оптовика.

Высшая  форма организации технологического складского процесса на предприятии  оптовой торговли - автоматизированная система управления (АСУ) выполняемыми складскими работами и операциями. АСУ - это комплексная поточная линия внутрискладской переработки складских грузов. Чтобы создать такую систему нужен высочайший уровень комплексной механизации при выполнении складских операций и применение современной компьютерной техники с соответствующим программным обеспечением (стандартным либо разработанным индивидуально для управления торгово-технологическими процессами именно на данном конкретном предприятии-оптовике).

Основа  для автоматического отбора и  укладки товаров с использованием дистанционной системы программного управления - 2 метода размещения товаров:на гравитационных стеллажах или в ячейках. Автоматизированные системы на оптовых базах и складах наиболее эффективны в случаях узкой номенклатуры товаров, имеющих высокую степень оборачиваемости.

Автоматизированное  управление операциями на складах предусматривает управление всеми технологическими процессами по переработке товаров (грузов, изделий) из единого центра. При внутрискладском перемещении грузов используется система погрузчиков (автоматических, межстеллажных) и высокотехнологичных конвейеров. 

     1.1 Содержание торгово-технологического  процесса в розничных  торговых предприятиях

     Магазин — специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное  для продажи товаров и оказания услуг покупателям. Магазины располагают  комплексом торговых и неторговых помещений, необходимых для осуществления  различных торгово-технологических  операций. Это позволяет применять  в них средства механизации трудоемких операций, создает благоприятные  условия труда торговых работников, способствует повышению качества торгового  обслуживания покупателей, предоставлению им дополнительных услуг. Поэтому желательно, чтобы в общей численности  предприятий розничной торговли преобладали именно магазины.

     Торгово-технологический  процесс в розничной торговле представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.

     Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность  торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.

     Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:

    1. Операции с товарами до предложения их покупателям;
    2. Операции непосредственного обслуживания покупателей;
    3. Дополнительные операции по обслуживанию покупателей;

     

Рисунок 1 — Структура торгово-технологического процесса

     На  качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:

  • Разгрузку  транспортных средств;
  • Доставку товаров в зону приемки;
  • Приемку товаров по количеству и качеству;
  • Доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);
  • Хранение товаров;
  • Подготовку товаров к продаже;

     Для того чтобы обеспечить высокое качество обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок  на  завоз товаров.

     Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания  покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания. 

     Наиболее  ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

  1. Встреча покупателя;
  2. Предложение товаров;
  3. Отбор товаров покупателями;
  4. Расчет за отобранные товары;
  5. Оказание покупателям дополнительных услуг;

     На этой стадии торгово-технологического процесса между покупателями и персоналом магазина возникают межличностные психологические контакты, которые  отражают сложные отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому в магазине должны быть созданы все условия для беспрепятственного ознакомления покупателя с предлагаемым ассортиментом товаров, для удобной подборки им товаров и т.д.

     Третья  часть торгово-технологического процесса включает выполнение операций связанных с дополнительным обслуживанием покупателей. Они направлены на указание им разнообразных услуг, связанных с приобретением товаров (прием предварительных заказов, комплектование подарочных наборов, раскрой тканей и т. д.).

 

     1.2 ОРГАНИЗАЦИЯ И  ТЕХНОЛОГИЯ ОПЕРАЦИЙ  ПО ПОСТУПЛЕНИЮ  И ПРИЕМКЕ ТОВАРОВ  В МАГАЗИНЕ

     Транспортные  средства, доставившие товары  в  магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ. Автоконтейнеры разгружают с помощью гидрокрана,  которым оборудован автомобиль. Товары, уложенные на поддоны, снимают с автомобиля электропогрузчиком. Колесные контейнеры (тара-оборудование) сгружают с помощью средств, которыми оборудован автомобиль.

     Поступившие в магазин товары доставляют  в зону приемки. Приемка товаров  является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и Техническими Условиями.

     Приемка товаров по количеству. Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.

     Если  товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количеству составляют акт с указанием  в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают на ответственное хранение.

     Приемку товаров по количеству проводят в  определенные сроки. Так, товары, поступившие  без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количества мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте – одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней.

     Приемка товаров по качеству должна быть проведена в установленные сроки. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приемка непродовольственных товаров должна быть проведена не позднее 60 дней, продовольственных – не позднее 40 дней.

     В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров.

     В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность  товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным  требованиям.

     Акт о приемке товаров по качеству содержит следующие сведения:

  • Наименование и адрес магазина-получателя товаров;
  • Номер и дату составления акта;
  • Место приемки товаров, время начала и окончания приемки;
  • Фамилия, инициалы лиц, принимавших участие в приемке товаров по качеству и составление акта, место их работы, занимаемые должности, дату и номер документа о полномочиях представителя на участие в проверке качества товаров, а также указания о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки товаров по качеству;
  • Наименование и адрес изготовителя (отправителя) и поставщика;
  • Дату и номер уведомления о вызове представителя изготовителя (отправителя) или отметку о том, что вызов представителя изготовителя (отправителя) не предусмотрен;
  • Дату и номер договора на поставку товаров и сопроводительных документов;
  • Дату прибытия груза на станцию назначения, время его выдачи транспортных организаций, время вскрытия транспортного средства, время доставки груза в магазин;
  • Номер и дату коммерческого акта (акта, выданного органом автомобильного транспорта), если он был составлен при получении товара;
  • Условия хранения товаров на складе магазина до составления акта;
  • Состояние тары и упаковки в момент осмотра товаров;
  • Исправность пломб и правильность оттисков на них.

Информация о работе Управление торгово-технологическим процессом