Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль и оценка его эффективности в коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы заключается в том, что зная ее можно:
-выявить спрос на нужный товар;
сформулировать конкурентный ассортимент в магазине;
правильно принять, хранить и подготовить товар к продаже;

Оглавление

Введение

1. Управление торгово-технологического процесса
1.1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине, значение
1.2 Организация и технология операция по поступлению и приёмке товаров
1.3 Организация приёмки товаров по количеству и по качеству
2. Анализ коммерческой деятельности на примере магазина «Лидер»
2.1 Организационно-правовая характеристика
2.2 Экономическая характеристика за два года
2.3 Анализ материально-технического обеспечения коммерческой деятельности
2.4 Финансовое обеспечение коммерческой деятельности
2.5 Конкурентоспособность ООО «Лидер»
3. Хранение товаров в магазине, как важнейший фактор торгово-технологического процесса
3.1 Технологическая планировка его помещений
3.2 Технология подготовки и выкладки товаров в торговые залы
3.3 Мероприятия по совершенствованию торгово-технологического процесса
Выводы
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 1,018.50 Кб (Скачать)

2.Сортируются, то есть  группируются по ассортиментным  признакам.

3. Фасовка и упаковка  товаров.

4.Товары маркируются  и укладываются на тележки,  лотки, ящики и доставляются  грузчиками в торговый зал. 

Данные  операции выполняются  в помещении для подготовки товаров к продаже. Обязанности по подготовки товаров к продажи возложены на продавцов. Склады и помещение для подготовки к продажи располагаются очень удобно для транспортировки товаров в торговый зал. Помещение для подготовки товаров к продаже находится между двух складских помещений.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.  Технологическая  планировка помещений ООО «Лидер»

          Торгово-технологический  процесс данного предприятия  выглядит следующим образом.


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1.1. Торгово-технологические  процессы в торговом предприятии  «Лидер».

Торгово-технологический процесс  может быть представлен в трех вариантах. Это зависит от потребности  товаров в торговом зале и степени  подготовленности товаров к продаже. Рассмотрим подробно каждый из процессов.

   Успешное функционирование  предприятия розничной торговли  во многом зависит от оформления  магазина. Первое впечатление покупателя  о магазине складывается по  внешнему виду. Начнем описание  с вывески оформления магазина. Вывеска находиться над входом  она  хорошо заметна. Вывеска в магазине «Лидер» красного  цвета имеет полукруглую форму на ней указанны следующие реквизиты:

-Наименование торгового  предприятия;

-Время работы магазина.

 Далее рассмотрим  окна магазина. Окна магазинов оформлены очень ярко и привлекают внимание прохожих, так как на них расположена яркая реклама.     Пол в магазине бетонный серого цвета. Стены, потолки и витрины отделаны белым пластиком, это создает впечатление чистоты, однако требуют постоянного ухода.

     В данном торговом предприятии два торговых зала: продовольственные товары и хоз. товары. В торговом зале помимо естественного освещения применяется искусственное, но только  верхнее (4 плафона на расстоянии 0,5 метра друг  от  друга).

 Проведем  анализ планировочного решения  торгового зала с продовольственными  товарами. 

    1.       Витрины с товарами расставлены по  периметру вдоль стен. С расчетом на то, что поток покупателей будет идти в одном направлении, по часовой стрелки и заканчиваться у расчетного узла. В витринах  нет  никаких  элементов рекламного  характера. В них  выставляются натуральные образцы товаров, те которые имеются в продаже и  ознакамливают  покупателей с ассортиментом. На витринах товара располагаются по  группам. Самая большая витрина с вино водочной продукцией располагается по всей стене напротив входа.

Также в торговом зале располагается  фирменный холодильник «Кока-Кола»  в котором находиться продукция  одноименного производителя, и холодильная  установка фирмы «Нестле» для реализации мороженого. Витрины вдоль стен представляют собой пристенные горки. Размещенные на них товары хорошо просматриваются. На всех товарах имеются   ценники на которые нанесены следующие реквизиты:

    1. Полное название магазина.
    2. Наименование товара.
    3. Производитель.
    4. В некоторых случаях масса.

  Ценники изготовлены из  белой бумаги надписи нанесены черной краской, буквы большие, то есть ценники читаемы даже с дальнего расстояния. 

   Магазин «Лидер»  располагается в жилом доме  и  занимает  первый этаж  здания, то есть  по размещению магазин является встроенным.  Здание торгового предприятия капитальное. Магазин одноэтажный, стены из железобетона, общая площадь данного  торгового  предприятия  120 метров квадратных.  В данном торговом предприятии имеется один торговый зал. В нём предлагаются к продаже  продовольственные товары. Торговая площадь составляет 66,1 кв.м.

 Помещение для подготовки  товаров к продаже площадь,  которого составляет 8 кв.м. 

Площадь экспедиции по приемки  товаров равна 13,5 кв.м. 

Кабинет директора занимает 6,6 кв.м. 

Сан.узел 2,8 кв.м.

Также в магазине «Лидер» имеется два склада

      

 

 

Таблица 3.1.1.

№ п/п

Наименование помещения

Размер площади кв.м

Удельный вес,                %

А

Б

1

2

1

Торговая площадь

66,1

53

2

Административно-бытовые

6

5

3

Помещения для приемки, хранения  и подготовки товаров к продаже

41

30

4

Проходы и коридоры

 

17

12

5

Общая площадь торгового предприятия

130,9

100




Структура площадей торгового предприятия  «Лидер»
Структура площадей торгового предприятия  «Лидер»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В учебнике «Торговый  менеджмент» И.А. Бланка представлена рекомендуемая структура площадей магазина. Торговая площадь должна составлять 55%, административно-бытовая 6%, для приемки, хранения и подготовки к продаже 26%.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.1.1. Структура помещений  торгового предприятия «Лидер».

 

По данным таблицы 3.1.1. и соответствующего рисунка можно сделать выводы:

  • Торговая площадь в магазине «Лидер» практически соответствует нормативу, она меньше всего на 2%.
  • Административно-бытовые помещения занимают в структур данного торгового предприятия 5% тогда как по нормативу должны иметь 6%, данное расхождение не значительно.
  • Удельный вес помещений для подготовки, приемки и хранения товаров также не значительно превышает нормативные показатели, а именно на 4% и составляет 30% от всей площади торгового предприятия.

 

  Торговый зал  магазина «Лидер»  имеет прямоугольную  форму длина стен  10 и 5,65  метров (в соотношении  1:1,4) , данное соотношение является оптимальным. В торговом  зале смешанная технологическая планировка, так как оборудование расставлена с использованием комбинации  продольной и поперечной планировки.   Витрины  в торговом зале располагаются по периметру, то есть вдоль стен.

Для данного  магазина  это  самое удачное планировочное  решение, так как  торговый  зал имеет очень  маленькую площадь. Оборудование в торговом  зале расставлено  максимально  удобно для продавца. В зале располагается следующее  оборудование (таблица 3.1.2.).

                                                                        Таблица 3.1.2.

Оборудование торгового зала магазина «Лидер»

     № п./п.

Наименование оборудования

Размер, м.

Площадь,    кв. м

Удельный вес,%

1

Холодильная витрина

1,8х0,85

1,5

6

2

Холодильник

1х1

1

4

3

Холодильная витрина

1,8х0,85

1,5

6

4

Холодильная витрина

1,8х0,85

1,5

6

5

Морозильная камера

1х1

1

4

6

Кассовый аппарат

1х1

3

4

7

Весы

1х1

1

4

8

Витрина (сока)

4,5х0,5

2,25

9,2

9

Витрина (вино водочные)

6х0,5

3,2

13,77

10

Витрина (бакалея)

4,5х0,5

2,25

9,2

11

Витрина (фрукты)

1,25х1,5

1,8

7,3

12

Витрина (шоколад)

1,25х1,5

1,8

7,3

 

Итого

-

24,47

100


 

         Наибольшую площадь  торгового   зала занимает  витрина с вино  водочной продукцией ,а именно 13,7% (3,2 метра квадратных ). Холодильная  витрина занимает   6 % (1,5 метра  квадратных) в торговом  зале 3 таких  установки , то  есть  холодильные витрины занимают  9 метров квадратных . Одинаковое пространство  занимают  весы и  холодильная камера по 1 метру квадратному или 4% от всей площади , занимаемой оборудованием. Витрина с фруктами  и  шоколадом занимают  1,8 метра квадратных или 7,3 % от  площади  занимаемой  оборудованием.

По данным таблицы  рассчитаем  коэффициент  установочной площади   по формуле                                  Ky=Sy/Sт.з.              (3.1.1.), где

Ку- коэффициент  установочной площади.

Sy- установочная площадь  , метров квадратных.

Sт.з..- площадь  торгового   зала , метров квадратных.

Ку=24,47/55,7=0,44

Установочная  площадь  занимает  44 % от  площади торгового  зала, это  больше норматива. Обычно  для этих  целей  отводится 27-30 % площади торгового зала.

        Однако  эффективность использования  площади торгового  зала определяется  не только  степенью использования  её под  установку оборудования. Важно ещё и то  что бы  площадь  была эффективно  использована  под  выкладку товаров. Показателем  характеризующем  степень  использования площади торгового  зала под  выкладку, является коэффициент  использования торгового  зала под  выкладку товаров. Он рассчитывается по  формуле:

                                           Квыкл.=Sвыкл./ Sт.з.(3.1.2), где

Квыкл. - коэффициент  использования торгового  зала.

Sвыкл. – площадь выкладки  товаров, метров квадратных.

Sт.з. – площадь торгового  зала, метров квадратных.

 

                                                        Квыкл.=33/55,7=0,6

 

     Значимость данного коэффициента  является оптимальной. То есть  при данной площади торгового  зала обеспечивается максимально  эффективная выкладка товаров.  Товары хорошо просматриваются  и занимают минимальный размер  площади. Однако для продавцов  отводится слишком мало места.        Проходы между оборудованием  составляют  1 м. тогда как нормативом считается 2 метра .Рассчитаем площадь  для покупателей по формуле:

                                  S д.п.=Sт.з.-(Sy+Sд. Прод.)  ( 3.1.3)

Где   Sд.п.- площадь  для покупателей.

Sт.з.-площадь  торгового   зала.

Sy- установочная площадь,  метров квадратных.

Sд. прод.-плошадь   для продавцов.

 

                                             Sд.п.=55,7-(24,47+10)=21,23 м.

 

По рассчитаем  коэффициент  установочной площади   по формуле

                               Ky=Sy/Sт.з ;    Ку=6/10,4=0,57

Установочная  площадь  занимает  57% от  площади торгового  зала, это  значительно превышает  нормативы.  Обычно  для этих  целей  отводится 27-30 % площади торгового  зала.

Квыкл.=Sвыкл./Sт.з .(3.1.4);        Квыкл.=8/10,4=0,75

 

Коэффициент выкладки не значительно  превышает нормативы, а именно на 0,5. Это говорит о том, что в  торговом зале товары на оборудовании хорошо просматриваются.

  Однако для продавцов отводится слишком мало места. Проходы между оборудованием составляют  0,5 м. тогда как нормативом считается 2 метра. Рассчитаем площадь для покупателей по формуле:

                                  S д.п.=Sт.з.-(Sy+Sд. Прод.)  ( 3.1.5)

Sд.п.=10,4-(6+1,2)=3,5 кв. м.

Площадь,  отводимая для покупателей в обоих торговых залах очень  мала,  однако  следует  заметить тот  факт  что  магазин «Лидер» обслуживает  определенный круг  покупателей, жителей близлежащих  домов. Поэтому поток покупателей в данном  торговом  предприятии небольшой.

Для анализа планировки данного торгового зала предприятия  проведем сравнение фактических  размеров помещений магазина с требованиями  СНиП II-77-80.

  Таблица 3.1.3.

Сравнительный анализ размеров помещений  торгового предприятия с нормативами

 

№п/п

Помещения прод. магазина площадью 130,9кв.м.

Фактически

По  нормативу

Отклонение   (+;-)

А

 

 
 

Б

1

2

3

1

Торговая площадь

66,1

70

-3,9

2

Административно-бытовые,всего

6

12

-6

3

В том числе,   кабинет  директора

6,6

6

+,6

5

Уборная

   

2,8

4

-1,2

6

Кладовые, всего

 

33

35

-2

7

В том числе, площадь  для подготовки к продаже

 

10

-10




 

 

      Из таблицы 3.1.3. можно сделать следующие выводы:

Информация о работе Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль и оценка его эффективности в коммерческой деятельности