Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль и оценка его эффективности в коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы заключается в том, что зная ее можно:
-выявить спрос на нужный товар;
сформулировать конкурентный ассортимент в магазине;
правильно принять, хранить и подготовить товар к продаже;

Оглавление

Введение

1. Управление торгово-технологического процесса
1.1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине, значение
1.2 Организация и технология операция по поступлению и приёмке товаров
1.3 Организация приёмки товаров по количеству и по качеству
2. Анализ коммерческой деятельности на примере магазина «Лидер»
2.1 Организационно-правовая характеристика
2.2 Экономическая характеристика за два года
2.3 Анализ материально-технического обеспечения коммерческой деятельности
2.4 Финансовое обеспечение коммерческой деятельности
2.5 Конкурентоспособность ООО «Лидер»
3. Хранение товаров в магазине, как важнейший фактор торгово-технологического процесса
3.1 Технологическая планировка его помещений
3.2 Технология подготовки и выкладки товаров в торговые залы
3.3 Мероприятия по совершенствованию торгово-технологического процесса
Выводы
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 1,018.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА КОММЕРЦИИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По курсу: Коммерческая деятельность

На тему: АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МАГАЗИНЕ. ЗНАЧЕНИЕ, РОЛЬ И ОЦЕНКА  ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МАГАЗИНА

«Лидер»

 

ВЫПОЛНИЛА: студентка  гр. ЭТМ-02-4                             Кулешова А.В.

ПРОВЕРИЛА:                                                                           Ананьева Н.В.

 

 

 

 

КРАСНОЯРСК 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

 

1. Управление  торгово-технологического процесса

     1.1 Содержание торгово-технологического  процесса в магазине, значение

     1.2 Организация и технология операция по поступлению и приёмке товаров

     1.3 Организация приёмки  товаров по количеству и по  качеству

2. Анализ коммерческой деятельности  на примере магазина «Лидер»

     2.1 Организационно-правовая характеристика

     2.2 Экономическая характеристика за два года

     2.3 Анализ материально-технического обеспечения коммерческой                      деятельности

     2.4 Финансовое обеспечение  коммерческой деятельности

     2.5 Конкурентоспособность   ООО «Лидер»

3. Хранение товаров в магазине, как важнейший фактор торгово-технологического процесса

     3.1 Технологическая планировка  его помещений

     3.2 Технология подготовки  и выкладки товаров в торговые  залы

     3.3 Мероприятия по  совершенствованию торгово-технологического  процесса

Выводы

Литература

Приложения

 

 

 

 

 

Введение

В торговле, как сфере товарного  обращения, выполняется большой  комплекс различных процессов и  операций.

По характеру выполняемых  в сфере товарного обращения  функций процессы и операции, совершаемые  в торговле, можно подразделить на два вида:

-    производственные  или технологические;

  • коммерческие или торговые.

Которые совершаются на различных  стадиях процесса товародвижения, рассматриваемого как процесс доведения товаров  от производственных предприятий до потребителей. При этом под коммерцией понимается деятельность юридических, а так же физических лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и оказанию услуг с целью удовлетворения спроса и получения прибыли. Под технологией понимается учение о каком-то ремесле, в данном случае об операциях, связанных с движением товара  и являющихся продолжением процесса производства в сфере обращения  (транспортирование, хранение, упаковка, продажа и т.д.).

Торгово-технологический  процесс- комплекс взаимосвязанных  торговых и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении качества товаров и минимальных затрат, т.е. последовательное выполнение производительных процессов.

   На технологический  процесс влияет ряд факторов. Важнейшими из них являются: уровень развития торговли, объем и структура товарного предложения, степень подготовленности товаров к продаже, методы продажи, состояние товарных запасов, система товароснабжения, тип, размер и специализация торгового предприятия, степень его хозяйственной самостоятельности. Под их влиянием формируется набор и последовательность операций технологического процесса магазина; транспортировка товаров, приемка их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, продажу товаров и услуг.

Все операции технологического процесса взаимосвязаны, выполняются в четкой последовательности и оказывают непосредственное влияние на конечный результат работы предприятия.

Актуальность этой темы  заключается в том, что зная ее можно:

-выявить спрос на  нужный товар;

  • сформулировать конкурентный ассортимент в магазине;
  • правильно принять, хранить и подготовить товар к продаже;

    -  рационально создать  схему технологической планировки  торгового зала магазина. Рациональная технологическая планировка торгового зала предполагает такое его зонирование и размещение оборудования, которое позволяет обеспечить максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе ими товаров; не допускать очередей в местах выбора товаров и расчета за них; рационально использовать торговую площадь; создать благоприятные условия труда для торгово-оперативного персонала;

  • создать максимальные удобства для покупателей

- создать для работников  благоприятные условия труда  и отдыха, обеспечивающих  высокую   культуру и производительность.

    Организация торгово-технологической  цепи товародвижения с соблюдением  названных выше основных принципов  позволяет обеспечить высокую  эффективность всего процесса  товародвижения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Управление торгово-технологического процесса .

   1.1. Содержание торгово-технологического процесса в магазине, значение.

Торгово-технологический  процесс- комплекс взаимосвязанных  торговых и технологических операций по доведению товаров до потребителей при сохранении качества товаров  и минимальных затрат, т.е последовательное выполнение производительных процессов. Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками путем применения определенных способов и приемов.

Технологические операции магазина включают

1.транспортировку товаров; 

2.приемку их по количеству и качеству;

3.хранение;

4.подготовку к продаже; 

5.преобразование производственного  ассортимента в торговый;

6.продажу товаров и  услуг.

Технологический процесс  магазина условно можно подразделить на основные и вспомогательные операции.

К основным относятся операции, связанные с продажей товаров и обслуживанием покупателей: выявление спроса, формирование конкурентоспособного ассортимента товаров, его размещение и выкладка в торговом зале, операции по отпуску (отбор, взвешивание, отмеривание и т. д.), расчет за товары, упаковка покупки, оказание дополнительных услуг.

Вспомогательные операции включают приемку товаров по количеству и качеству, распаковку, доставку в кладовые, хранение, подготовку к продаже, доставку в торговый зал, организацию хранения и сдачи тары.

 

 

 

Торгово-технологический процесс



операции







 

 

 

 

 

 

Рис.1.1.1. Операции торгово-технологического процесса.

 На технологический процесс  магазина влияет ряд факторов. Важнейшими из них являются:

-специализация торгового предприятия, степень его хозяйственной

самостоятельности;

-уровень развития торговли;

-методы продажи;

-состояние  товарных запасов. 

   Под влиянием этих факторов  формируется набор и последовательность  операций технологического процесса  магазина.

В торговле есть   три  основные схемы технологического процесса :

  Наиболее сложной и менее  экономичной является вариант  (1), при которой товары, поступившие  в магазин, требуют предварительной  подготовки к продаже (фасовки,  утюжки, чистки и т. д.).

   Вариант (2) включает приемку товаров по количеству и качеству и подачу их сразу же в торговый зал для продажи. Это наиболее прогрессивная схема. Она возможна при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже.

    Вариант (3) предполагает  направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал для продажи. В данном случае возникает необходимость в специальных помещениях для хранения. Необходимость применения этого варианта возникает в том случае, если требуется накопление товаров в залах.

   Технологический процесс  можно разделить на несколько  этапов:

Первый этап заключает операции с товарами до предложения их покупателям в торговом зале. К ним относятся:

разгрузка товаров,

приемка и подготовка их к продаже,

создание требуемого режима хранения.

Второй этап связан с непосредственным обслуживанием покупателей. Это наиболее ответственный участок технологического процесса. Здесь должна быть осуществлена:

    демонстрация товаров  в действии,

    помощь в выборе,

    квалифицированный подбор товаров,

     размещение,

     расчетные операции. Особенность  его заключается  в том, что при выполнении  операций работники магазинов  не только должны иметь профессиональные  навыки выполнения всех операций  с товаром, но и хорошо изучить психологию покупателя.

Третий этап включает операции по оказанию дополнительных услуг:   

раскрой тканей,

прием предварительных  заказов,

подгонка швейных изделий, и т. д.

Все операции технологического процесса взаимосвязаны, выполняются  в четкой последовательности и оказывают непосредственное влияние на конечный результат работы магазина.

   В зависимости от характера  торгово-технологических процесса  формируется структура помещений  магазина и организуется их технологическая планировка. Состав конкретных помещений магазина и их размеры определяются его типом и существенно дифференцируются в зависимости от ассортимента реализуемых товаров, методов их продажи и видов дополнительных торговых услуг, оказываемых покупателям. Тем не менее, в каждом магазине могут быть выделены следующие группы помещений, обеспечивающих осуществление торгово-технологических процессов:

    1. торговые помещения, предназначены для осуществления основных торгово-технологических процессов и занимают центральное место в составе помещений магазинов. Совокупный размер этих помещений характеризует величину торговой площади магазина, в которую входит площадь торгового зала и площадь для организации дополнительных услуг покупателям
    2. помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, предназначены для осуществления вспомогательных торгово-технологических процессов. В общем, составе этих помещений могут быть выделены помещения для разгрузки товаров, приемочные, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные, помещения для комплектования заказов покупателей и некоторые другие.
    3. подсобные помещения; также обеспечивают осуществление отдельных операций вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине, в первую очередь, связанных с движением тары и доставкой товаров на дом покупателям. В составе этих помещений могут быть выделены помещения для хранения и ремонта тары, а также для доставки товаров покупателям
    4. административно-бытовые помещения, включают кабинет директора; конторские помещения для специалистов отдельных функциональных служб; комнаты для отдыха и приема пищи, гардеробные, личной гигиены и некоторые другие. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, не превышает обычно 5%.
    5. технические помещения, включают котельную, машинное отделение холодильных установок, телефонный коммутатор, и аналогичные им помещения. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, составляет обычно 1—2%.

     В управлении функциями  технологического процесса значительное внимание должно быть уделено обеспечению рациональной технологической планировки торгового зала магазина. Рациональная технологическая планировка торгового зала предполагает такое его зонирование и размещение оборудования, которое позволяет обеспечить максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе ими товаров; не допускать очередей в местах выбора товаров и расчета за них; рационально использовать торговую площадь; создать благоприятные условия труда для торгово-оперативного персонала.

Площадь торгового зала магазина делится  на такие основные зоны:

+ площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров;

+ площадь, занимаемая узлами  расчетов (такая площадь зонируется  в тех магазинах, где расчетные  операции не осуществляются непосредственно на рабочем месте продавца);

+ площадь проходов для покупателей. 

Осуществлению технологической планировки должна предшествовать разработка.  Которая показывает, как нужно разместить оборудование в торговом зале с учетом его площади, занимаемой колоннами, лестничными клетками, эскалаторами, лифтами; габаритов оборудования и т.п.

     Если в магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей, продажи товаров по каталогам и образцам технологическая планировка торгового зала носит, как правило, индивидуальный характер, то в магазинах самообслуживания она должна строго подчиняться определенной системе.            Наиболее рациональной является линейная система расстановки оборудования в торговом зале. Она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего торгового зала.

Для  размещения оборудования в торговом зале необходимо обеспечить рациональную направленность покупательских потоков. Большинство покупателей перемещаются в магазине в направлении против часовой стрелки. Следовательно, это нужно учесть.. Однако не следует жестко направлять покупательские потоки по единым определенным маршрутам с помощью заградителей, декоративного оборудования и др. Покупателю необходимо предоставить свободу в выборе маршрута движения в торговом зале.

 

1.2.Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров

Приемка товаров в  магазине является важной составной  частью технологического процесса. Она  осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с Положением о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству. Правила приемки товаров, установленные этими документами, применяются во всех случаях, когда иной порядок не предусмотрен стандартами, договором или другими обязательными нормативными актами.

Информация о работе Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль и оценка его эффективности в коммерческой деятельности