Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:47, курсовая работа
Актуальность этой темы заключается в том, что зная ее можно:
-выявить спрос на нужный товар;
сформулировать конкурентный ассортимент в магазине;
правильно принять, хранить и подготовить товар к продаже;
Введение
1. Управление торгово-технологического процесса
1.1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине, значение
1.2 Организация и технология операция по поступлению и приёмке товаров
1.3 Организация приёмки товаров по количеству и по качеству
2. Анализ коммерческой деятельности на примере магазина «Лидер»
2.1 Организационно-правовая характеристика
2.2 Экономическая характеристика за два года
2.3 Анализ материально-технического обеспечения коммерческой деятельности
2.4 Финансовое обеспечение коммерческой деятельности
2.5 Конкурентоспособность ООО «Лидер»
3. Хранение товаров в магазине, как важнейший фактор торгово-технологического процесса
3.1 Технологическая планировка его помещений
3.2 Технология подготовки и выкладки товаров в торговые залы
3.3 Мероприятия по совершенствованию торгово-технологического процесса
Выводы
Литература
Приложения
Товары в магазине принимаются по количеству и качеству.
В зависимости от способа доставки и упаковки товара определяется технология приемки по количеству.
При централизованной доставке товара без тары, в открытой и в поврежденной таре приемка производится сразу же в момент доставки товаров в магазин.
Если товар доставлен в
По массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте товары принимаются одновременно со вскрытием тары, но не позднее 24 часов по скоропортящимся товарам и 10 дней - по не скоропортящимся с момента поступления товаров.
Приемка товаров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных документов (счетов-фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков, описей и др.) с фактическим наличием товаров. Если сопроводительные документы отсутствуют, то товары принимаются по фактическому наличию на основе составленного акта, в котором указывается, какие документы отсутствуют.
При обнаружении в процессе приемки недостачи магазин должен дальнейшую приемку приостановить, поступившую партию товара хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечить их полную сохранность. О выявлении недостачи составляется акт за подписями лиц, принимавших товар. Магазин обязан по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным не позднее 24 ч направить поставщику по телеграфу или телефону вызов-уведомление. В нем указываются наименование продукции, номер счета-фактуры, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающей продукции.
Одногородний поставщик по скоропортящимся товарам обязан явиться в течение 4 часов после получения вызова, по остальным товарам - не позднее, чем на следующий день.
Иногородний поставщик является не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова-уведомления, не считая времени на дорогу, только в том случае, если это предусмотрено договором поставки.
У явившегося представителя поставщика должно быть удостоверение на право участия в приемке товаров в данном магазине.
При неявке представителя поставщика, а также в случае, если явка его необязательна, составляется для приемки товаров по количеству комиссия с участием представителя местных органов государственной власти или представителя общественности торговой организации из числа лиц, утвержденных решением местного комитета. На право участия в приемке выдается разовое удостоверение.
С согласия поставщика приемка товаров может быть осуществлена работниками магазина в одностороннем порядке. На выявленную недостачу составляется акт по утвержденной форме. В акте заполняются все пункты.
Если в процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте.
Акт подписывают все лица, участвующие в приемке товаров по количеству. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает его с изложением собственного мнения.
Акт приемки товаров должен быть утвержден руководителем (заместителем) торговой организации получателя не позднее, чем на следующий день после его составления.
Одновременно с приемкой товаров по количеству, товар принимается также и по качеству. В тех случаях, когда товар в магазин поступает непосредственно от предприятий-изготовителей, он является единственным звеном, где проверяется качество этого товара перед продажей его покупателю.
Товары, поступившие в исправной таре, принимаются по качеству и комплектности: при иногородней поставке — не позднее 20 дней, при иногородней поставке — не позднее 10 дней, а по скоропортящимся товарам — не позднее 24 ч после их поступления в магазин.
Скрытые производственные дефекты, обнаруженные позже, актируются. Акт об установлении расхождения должен быть составлен в течение пяти дней со дня обнаружения, но не позднее четырех месяцев с момента поступления товаров в магазин, а по товарам с гарантийным сроком хранения — в пределах этого срока.
Приемка по качеству осуществляется в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификатам соответствия, удостоверениям о качестве, ветеринарным свидетельствам и т. д.). При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов магазин обязан приемку приостановить, обеспечить условия хранения, предотвращающие ухудшение качества. Необходимо изолировать поступивший товар от имеющихся в магазине однородных товаров. Магазин должен уведомить поставщика в те же сроки и том же порядке, что и при выявлении количественного расхождения. Одногородний поставщик обязан явиться не позднее, чем на следующий день, а по скоропортящимся товарам - не позднее 4 ч после получения вызова, если в договоре не указан иной срок явки. Представитель иногороднего поставщика обязан явиться, если это предусмотрено договором, не позднее чем в трехдневный срок после получения уведомления, не считая времени, необходимого на дорогу. Представитель поставщика должен иметь удостоверение на приемку конкретных товаров в данном магазине.
В день окончания приемки составляется акт определенной формы. Он подписывается всеми членами комиссии. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает его с изложением собственного мнения. К акту должны быть приложены все необходимые документы. [12, C-157-159]
И.А. Бланк в учебнике
«Управление торговым
Рис.1.2.1 Этапы приемки товара.[11, C-68-69]
После приёмки товары доставляют в помещения для хранения. Количественная и качественная сохранность товаров, снижение товарных потерь в розничной торговой сети во многом зависят от условий хранения, размещения и укладки, наблюдения и ухода за товарами, соблюдения правил
противопожарной безопасности.
Основные условия
хранения товаров
Рис.1.2.2. Общие условия хранения товаров.[17, C-332]
Важнейшими, наиболее общими условиями хранения товаров являются: обеспечение необходимой температуры и влажности воздуха, защита от света и соблюдение товарного соседства. При нарушении указанных условий в процессе хранения могут произойти нежелательные изменения формы, размеров и свойств некоторых товаров. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально-ответственные лица.
Товары, поступившие
от поставщика в таре-
Пакетированные товары
хранят на поддонах и
Размещаемые на хранение
товары группируют по признаку
однородности режимов хранения.
При этом учитывают их физико-
Хранение
непродовольственных товаров в
магазине может быть
Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют. При повышенной влажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной — воздух в помещениях увлажняют (разбрызгивают воду и т. д.).
Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары.
Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно.
За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т. д.
Рис.1.2.3 Способы хранения товаров.[14, C-168]
Хранение товаров в магазинах осуществляется навалом, насыпью, на вешалках, в штабелях и на стеллажах. Выбор способа укладки зависит от свойств товаров, их формы, массы, упаковки, устройства и оборудования помещения для их хранения, продолжительности хранения. Навалом хранят некоторые строительные материалы, насыпью — мелкоштучные товары без упаковки, рядами — мебель, спортивные снаряды, холодильники и другие крупногабаритные товары, на вешалках — пальто, костюмы и другие швейные изделия. Штабельный способ применяют при хранении в таре, например, кипы тканей, ящиков с обувью, хозтоварами, школьно-письменными, канцелярскими и другими товарами. Высота штабеля зависит от свойств товаров и прочности тары, высоты помещения, предельной нагрузки на 1 м2 площади, правил охраны труда и техники безопасности. При укладке товаров в штабеля нагрузка на 1 м2 площади пола для верхних этажей помещения должна составлять не более 0,S—. 1,2 т, для второго — 1,2—1,5 т, для первого — до 3,5 т.
Между штабелем и потолком необходимо оставлять пространство не менее 0,5 м, а при укладке грузов в мягкой таре — не менее 1 м. Штабеля укладываются на расстоянии 0,5 м от внешней стены и не менее 1,5 м от приборов отопления. Между штабелями, не имеющими проходов, оставляют промежутки не менее 0,25 м, между каждой парой штабелей — не менее 0,7 м, а проход между штабелями — не менее 1,5 м.
Стеллажный способ применяется. При хранении галантерейных, парфюмерно-косметических, школьно-письменных и канцелярских товаров, трикотажных изделий, игрушек, фототоваров, спорттоваров, обуви и других распакованных товаров или товаров в мелкой упаковке (коробках, пачках, кусках, рулонах).
В процессе укладки на хранение и доставки товаров в торговый зал следует строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности. За состоянием товаров и их качеством необходимо вести постоянное наблюдение и уход. Например, предметы, покрывшиеся налетом ржавчины или плесени, чистят, смазывают машинным маслом или техническим вазелином, протирают и просушивают. Для предохранения от моли используют такие профилактические средства, как нафталин, камфару, махорку. Товары, пораженные молью, изолируют от других, просушивают и выколачивают, необходимо также следить за сроками хранения товаров, особенно тех, на которые установлены гарантийные сроки. Для этого нужно вести систематический учет товарных запасов. В некоторых магазинах такой учет осуществляется на специальных карточках.
Однако, несмотря на соблюдение всех правил в процессе хранения и продажи некоторых товаров, в магазине возникают потери.
Рис.1.2.4. Виды товарных потерь.[18, C-302-303]
Эти потери, которые называются товарными, подразделяют на естественную убыль и актируемые потери. Естественная убыль зависит от свойств товаров и происходит вследствие усушки, распал, утечки и разлива. Высыхают, например, вата, шпагат, веревка; распыляются — сухие краски, мел, цемент; испаряются — лаки, олифа и др. На естественную убыль установлены нормы списания. Имеются нормы по таким сыпучим и не расфасованным товарам, как химико-москательные, стройматериалы, вата, шпагат, веревка, смазочные масла. Естественная убыль списывается по результатам инвентаризации, в случае недостачи.
Актируемые потери возникают чаще всего из-за небрежного обращения с товарами. К ним относятся бой, лом, порча. Такие потери оформляются актами, в которых указывают причины и лиц, допустивших потери. Акт составляется комиссией с участием представителя вышестоящей торговой организации, директором магазина и материально ответственного лица. Окончательное решение о списании актируемых потерь принимает директор торгового предприятия. Товары, списанные по акту и непригодные к дальнейшему использованию, подлежат уничтожению или сдаче в утиль, что также оформляется актом.
Все работники магазина, и в первую очередь материально ответственные лица, обязаны вести постоянную борьбу с товарными потерями. Для этого необходимо правильно организовать доставку товаров, их приемку, хранение и соблюдать правила пожарной безопасности. Запрещается, например, складывать тару и другие сгораемые материалы вблизи магазина, курить в магазинах, пользоваться открытым огнем и электронагревательными приборами. Товарно-материальные ценности следует хранить вдали от электропроводов и отопительных приборов. В каждом магазине должен быть противопожарный инвентарь.
Основные операции по подготовке товаров к продаже.
Одним из важнейших условий повышения культуры обслуживания покупателей и эффективности торговли является надлежащий внешний вид товаров. С каждым годом промышленность выпускает все больше товаров в индивидуальной упаковке. Увеличение выпуска товаров, полностью подготовленных к продаже, использование для этих целей высококачественных и красочных упаковок облегчают подготовку товаров к продаже в магазине, ускоряют процесс обслуживания. Однако потребность в фасованных товарах удовлетворяется еще не полностью. К тому же в процессе погрузки, разгрузки, транспортирования и хранения товары загрязняются, а иногда получают мелкие повреждения. Поэтому перед подачей в торговый зал их необходимо подготовить к продаже, придать товарный вид.