Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль и оценка его эффективности в коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы заключается в том, что зная ее можно:
-выявить спрос на нужный товар;
сформулировать конкурентный ассортимент в магазине;
правильно принять, хранить и подготовить товар к продаже;

Оглавление

Введение

1. Управление торгово-технологического процесса
1.1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине, значение
1.2 Организация и технология операция по поступлению и приёмке товаров
1.3 Организация приёмки товаров по количеству и по качеству
2. Анализ коммерческой деятельности на примере магазина «Лидер»
2.1 Организационно-правовая характеристика
2.2 Экономическая характеристика за два года
2.3 Анализ материально-технического обеспечения коммерческой деятельности
2.4 Финансовое обеспечение коммерческой деятельности
2.5 Конкурентоспособность ООО «Лидер»
3. Хранение товаров в магазине, как важнейший фактор торгово-технологического процесса
3.1 Технологическая планировка его помещений
3.2 Технология подготовки и выкладки товаров в торговые залы
3.3 Мероприятия по совершенствованию торгово-технологического процесса
Выводы
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 1,018.50 Кб (Скачать)

Товары в магазине принимаются  по количеству и качеству.

В зависимости от способа доставки и упаковки товара определяется технология приемки по количеству.

При централизованной доставке товара без тары, в открытой и в поврежденной таре приемка производится сразу  же в момент доставки товаров в  магазин.

Если товар доставлен в исправной  таре, кроме проверки веса брутто, количества тарных мест, наличия маркировки, магазин вправе потребовать вскрытия тары и проверки веса нетто и количества единиц в каждом месте.

По массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте товары принимаются одновременно со вскрытием  тары, но не позднее 24 часов по скоропортящимся товарам и 10 дней - по не скоропортящимся с момента поступления товаров.

Приемка товаров по количеству производится путем сопоставления данных сопроводительных документов (счетов-фактур, спецификаций, упаковочных ярлыков, описей и др.) с фактическим наличием товаров. Если сопроводительные документы отсутствуют, то товары принимаются по фактическому наличию на основе составленного акта, в котором указывается, какие документы отсутствуют.

При обнаружении в процессе приемки  недостачи магазин должен дальнейшую приемку приостановить, поступившую партию товара хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей, обеспечить их полную сохранность. О выявлении недостачи составляется акт за подписями лиц, принимавших товар. Магазин обязан по скоропортящимся товарам немедленно после обнаружения недостачи, по остальным не позднее 24 ч направить поставщику по телеграфу или телефону вызов-уведомление. В нем указываются наименование продукции, номер счета-фактуры, характер недостачи, состояние пломб, а также количество недостающей продукции.

Одногородний поставщик по скоропортящимся  товарам обязан явиться в течение 4 часов после получения вызова, по остальным товарам - не позднее, чем  на следующий день.

Иногородний поставщик является не позднее чем в трехдневный срок после получения вызова-уведомления, не считая времени на дорогу, только в том случае, если это предусмотрено договором поставки.

У явившегося представителя поставщика должно быть удостоверение на право участия  в приемке товаров в данном магазине.

При неявке представителя поставщика, а также  в случае, если явка его необязательна, составляется для приемки товаров  по количеству комиссия с участием представителя местных органов  государственной власти или представителя  общественности торговой организации из числа лиц, утвержденных решением местного комитета. На право участия в приемке выдается разовое удостоверение.

С согласия поставщика приемка товаров может  быть осуществлена работниками магазина в одностороннем порядке. На выявленную недостачу составляется акт по утвержденной форме. В акте заполняются все пункты.

Если в  процессе приемки выявлены излишки, то это также отражается в акте.

Акт подписывают  все лица, участвующие в приемке  товаров по количеству. Лицо, не согласное  с содержанием акта, подписывает его с изложением собственного мнения.

Акт приемки товаров  должен быть утвержден руководителем (заместителем) торговой организации  получателя не позднее, чем на следующий  день после его составления.

Одновременно с приемкой товаров  по количеству, товар принимается также и по качеству. В тех случаях, когда товар в магазин поступает непосредственно от предприятий-изготовителей, он является единственным звеном, где проверяется качество этого товара перед продажей его покупателю.

Товары, поступившие в исправной таре, принимаются по качеству и комплектности: при иногородней поставке — не позднее 20 дней, при иногородней поставке — не позднее 10 дней, а по скоропортящимся товарам — не позднее 24 ч после их поступления в магазин.

Скрытые производственные дефекты, обнаруженные позже, актируются. Акт об установлении расхождения должен быть составлен в течение пяти дней со дня обнаружения, но не позднее четырех месяцев с момента поступления товаров в магазин, а по товарам с гарантийным сроком хранения — в пределах этого срока.

Приемка по качеству осуществляется в соответствии с требованиями стандартов, технических условий, договоров, а  также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество (сертификатам соответствия, удостоверениям о качестве, ветеринарным свидетельствам и т. д.). При обнаружении несоответствия качества требованиям нормативных и сопроводительных документов магазин обязан приемку приостановить, обеспечить условия хранения, предотвращающие ухудшение качества. Необходимо изолировать поступивший товар от имеющихся в магазине однородных товаров. Магазин должен уведомить поставщика в те же сроки и том же порядке, что и при выявлении количественного расхождения. Одногородний поставщик обязан явиться не позднее, чем на следующий день, а по скоропортящимся товарам - не позднее 4 ч после получения вызова, если в договоре не указан иной срок явки. Представитель иногороднего поставщика обязан явиться, если это предусмотрено договором, не позднее чем в трехдневный срок после получения уведомления, не считая времени, необходимого на дорогу. Представитель поставщика должен иметь удостоверение на приемку конкретных товаров в данном магазине.

В день окончания приемки  составляется акт определенной формы. Он подписывается всеми членами  комиссии. Лицо, не согласное с содержанием акта, подписывает его с изложением собственного мнения. К акту должны быть приложены все необходимые документы. [12, C-157-159]

 И.А. Бланк в учебнике  «Управление торговым предприятием»  систематизирует процесс приемки  в три этапа.

 

 



 



 

 


 

 

 

 

 

Рис.1.2.1  Этапы приемки товара.[11, C-68-69]

После приёмки товары доставляют в  помещения для хранения. Количественная и качественная сохранность товаров, снижение товарных потерь в розничной  торговой  сети во многом зависят от условий хранения, размещения и укладки, наблюдения и ухода за товарами, соблюдения правил

противопожарной безопасности.

 

Основные условия


хранения товаров



 


 


 



 

 

Рис.1.2.2. Общие условия хранения товаров.[17, C-332]

 

Важнейшими, наиболее общими условиями хранения товаров являются: обеспечение необходимой температуры и влажности воздуха, защита от света и соблюдение товарного соседства. При нарушении указанных условий в процессе хранения могут произойти нежелательные изменения формы, размеров и свойств некоторых товаров. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально-ответственные лица.

     Товары, поступившие  от поставщика в таре-оборудовании  и подлежащие хранению непродолжительное  время, размещают в той же таре-оборудовании.

     Пакетированные товары  хранят на поддонах и подтоварниках,  товары в промышленной таре  – на стеллажах и подтоварниках.

     Размещаемые на хранение  товары группируют по признаку  однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.

     Хранение  непродовольственных товаров в  магазине может быть организовано  по товарным группам (обувь,  готовое платье и т. д.) или по потребительским комплексам («Товары для мужчин», «Товары для дома» и т. п.). При хранении товаров по потребительским комплексам необходимо выделение общей распаковочной зоны (помещения) для сортировки и комплектования товаров для различных потребительских комплексов.

Температуру и относительную влажность  воздуха в помещениях контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют. При повышенной влажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства, при пониженной — воздух в помещениях увлажняют (разбрызгивают воду и т. д.).

Размещая товары на хранение, необходимо учитывать длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары.

Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей  размещают товары краткосрочного хранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары, реализация которых осуществляется сравнительно медленно.

За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида  тары и т. д.

 

 

 

 

 

 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.2.3 Способы хранения товаров.[14, C-168]

 

Хранение товаров в магазинах  осуществляется навалом, насыпью, на вешалках, в штабелях и на стеллажах. Выбор способа укладки зависит от свойств товаров, их формы, массы, упаковки, устройства и оборудования помещения для их хранения, продолжительности хранения. Навалом хранят некоторые строительные материалы, насыпью — мелкоштучные товары без упаковки, рядами — мебель, спортивные снаряды, холодильники и другие крупногабаритные товары, на вешалках — пальто, костюмы и другие швейные изделия. Штабельный способ применяют при хранении в таре, например, кипы тканей, ящиков с обувью, хозтоварами, школьно-письменными, канцелярскими и другими товарами. Высота штабеля зависит от свойств товаров и прочности тары, высоты помещения, предельной нагрузки на 1 м2 площади, правил охраны труда и техники безопасности. При укладке товаров в штабеля нагрузка на 1 м2 площади пола для верхних этажей помещения должна составлять не более 0,S—. 1,2 т, для второго — 1,2—1,5 т, для первого — до 3,5 т.

Между штабелем и потолком необходимо оставлять пространство не менее 0,5 м, а при укладке грузов в мягкой таре — не менее 1 м. Штабеля укладываются на расстоянии 0,5 м от внешней стены и не менее 1,5 м от приборов отопления. Между штабелями, не имеющими проходов, оставляют промежутки не менее 0,25 м, между каждой парой штабелей — не менее 0,7 м, а проход между штабелями — не менее 1,5 м.

Стеллажный способ применяется. При хранении галантерейных, парфюмерно-косметических, школьно-письменных и канцелярских товаров, трикотажных изделий, игрушек, фототоваров, спорттоваров, обуви и других распакованных товаров или товаров в мелкой упаковке (коробках, пачках, кусках, рулонах).

В процессе укладки на хранение и  доставки товаров в торговый зал  следует строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности.  За состоянием товаров и их качеством необходимо вести постоянное наблюдение и уход. Например, предметы, покрывшиеся налетом ржавчины или плесени, чистят, смазывают машинным маслом или техническим вазелином, протирают и просушивают. Для предохранения от моли используют такие профилактические средства, как нафталин, камфару, махорку. Товары, пораженные молью, изолируют от других, просушивают и выколачивают, необходимо также следить за сроками хранения товаров, особенно тех, на которые установлены гарантийные сроки. Для этого нужно вести систематический учет товарных запасов. В некоторых магазинах такой учет осуществляется на специальных карточках.

Однако, несмотря на соблюдение всех правил в процессе хранения и продажи некоторых товаров, в магазине возникают потери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 





 

 

Рис.1.2.4.  Виды товарных потерь.[18, C-302-303]

    Эти потери, которые называются товарными, подразделяют на естественную убыль и актируемые потери. Естественная убыль зависит от свойств товаров и происходит вследствие усушки, распал, утечки и разлива. Высыхают, например, вата, шпагат, веревка; распыляются — сухие краски, мел, цемент; испаряются — лаки, олифа и др. На естественную убыль установлены нормы списания. Имеются нормы по таким сыпучим и не расфасованным товарам, как химико-москательные, стройматериалы, вата, шпагат, веревка, смазочные масла. Естественная убыль списывается по результатам инвентаризации, в случае недостачи.

Актируемые потери возникают чаще всего из-за небрежного обращения с товарами. К ним относятся бой, лом, порча. Такие потери оформляются актами, в которых указывают причины и лиц, допустивших потери. Акт составляется комиссией с участием представителя вышестоящей торговой организации, директором магазина и материально ответственного лица. Окончательное решение о списании актируемых потерь принимает директор торгового предприятия. Товары, списанные по акту и непригодные к дальнейшему использованию, подлежат уничтожению или сдаче в утиль, что также оформляется актом.

Все работники магазина, и в первую очередь материально ответственные лица, обязаны вести постоянную борьбу с товарными потерями. Для этого необходимо правильно организовать доставку товаров, их приемку, хранение и соблюдать правила пожарной безопасности. Запрещается, например, складывать тару и другие сгораемые материалы вблизи магазина, курить в магазинах, пользоваться открытым огнем и электронагревательными приборами. Товарно-материальные ценности следует хранить вдали от электропроводов и отопительных приборов. В каждом магазине должен быть противопожарный инвентарь.

Основные операции по подготовке товаров к продаже.

Одним из важнейших условий повышения  культуры обслуживания покупателей  и эффективности торговли является надлежащий внешний вид товаров. С каждым годом промышленность выпускает все больше товаров в индивидуальной упаковке. Увеличение выпуска товаров, полностью подготовленных к продаже, использование для этих целей высококачественных и красочных упаковок облегчают подготовку товаров к продаже в магазине, ускоряют процесс обслуживания. Однако потребность в фасованных товарах удовлетворяется еще не полностью. К тому же в процессе погрузки, разгрузки, транспортирования и хранения товары загрязняются, а иногда получают мелкие повреждения. Поэтому перед подачей в торговый зал их необходимо подготовить к продаже, придать товарный вид.

Информация о работе Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль и оценка его эффективности в коммерческой деятельности