Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль и оценка его эффективности в коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность этой темы заключается в том, что зная ее можно:
-выявить спрос на нужный товар;
сформулировать конкурентный ассортимент в магазине;
правильно принять, хранить и подготовить товар к продаже;

Оглавление

Введение

1. Управление торгово-технологического процесса
1.1 Содержание торгово-технологического процесса в магазине, значение
1.2 Организация и технология операция по поступлению и приёмке товаров
1.3 Организация приёмки товаров по количеству и по качеству
2. Анализ коммерческой деятельности на примере магазина «Лидер»
2.1 Организационно-правовая характеристика
2.2 Экономическая характеристика за два года
2.3 Анализ материально-технического обеспечения коммерческой деятельности
2.4 Финансовое обеспечение коммерческой деятельности
2.5 Конкурентоспособность ООО «Лидер»
3. Хранение товаров в магазине, как важнейший фактор торгово-технологического процесса
3.1 Технологическая планировка его помещений
3.2 Технология подготовки и выкладки товаров в торговые залы
3.3 Мероприятия по совершенствованию торгово-технологического процесса
Выводы
Литература
Приложения

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 1,018.50 Кб (Скачать)

     Предварительная  подготовка товаров к продаже  освобождает работников торгового зала от подготовительных операций в процессе обслуживания покупателей, ускоряет его и повышает производительность труда. Подготовка товаров к продаже снижает товарные потери в процессе продажи, увеличивает пропускную способность магазинов, повышает эффективность использования торговых площадей, что оказывает благоприятное влияние на улучшение всех экономических показателей работы магазина. При этом улучшается санитарное состояние магазина, выразительность товарной выкладки, художественное оформление интерьера торгового зала. Наконец, это проявление внимания и заботы о покупателе.

 


 

 


 


 





 

 

Рис.1.2.5. Операции по подготовки товаров к продаже.[10, C-70-71]

 

Все операции по подготовке товаров к продаже можно разделить на общие и специальные.

К общим, операциям, которые проходят многие товары, относятся: распаковка,  сортировка, "облагораживание" и комплектование наборов.

Распаковка — это  освобождение товаров от внешней  тары с одновременной проверкой  их количества и качества, состояния  тары и упаковки. Распаковывают товары с помощью специальных инструментов так, чтобы не повредить товар, сохранить тару и упаковочные материалы для дальнейшего использования.

Сортировкой называют группирование  изделий по ассортиментным признакам, т. е. по размерам, фасонам, сортам, цене, а также проверку по прейскуранту соответствия цены и сорта, указанных на маркировке товаров, данным сопроводительных документов поставщика.

Облагораживание товаров заключается  в удалении пыли, смазки, стружки  и т. п.

      К специальным подготовительным операциям, которые характерны только для подготовки некоторых товаров к продаже, относятся: фасовка, устранение мелких дефектов, накатка и намотка, сборка и монтаж, предварительная нарезка, расправка, глаженье и другие операции.

Процесс продажи товаров по принципу самообслуживания, с открытой выкладкой и по образцам предполагает свободный, самостоятельный выбор и покупку не только заранее расфасованных и упакованных, но и скомплектованных, отмеренных товаров, снабженных четкой маркировкой, различной информацией, необходимой покупателю. Поэтому наряду с другими условиями организация подготовки товаров к продаже во многом определяет успех прогрессивных методов, а также их социальную и экономическую эффективность.

Большинство подготовительных операций осуществляется в специальных помещениях — распаковочных, фасовочных, гладильных, мастерских по сборке, монтажу и мелкому ремонту. Только отдельные операции (прикрепление ярлыков, комплектование подарочных наборов и некоторые другие) могут выполняться в торговом зале.

     Штат работников, занимающихся подготовкой товаров  к продаже, зависит от объема  товарооборота магазина и особенностей товарного ассортимента. В небольших магазинах товары готовят к продаже продавцы — перед открытием магазина и после его закрытия, т. е. в подготовительно-заключительное время, которое считается рабочим и включается в график работы продавцов. Разрешается также привлекать продавцов к подготовительным операциям в свободное от обслуживания покупателей время, например, в случае отсутствия покупателей в данной секции или отделе. Однако отвлечение продавцов на подготовку товаров к продаже не должно ухудшать обслуживания покупателей. В крупных магазинах с большим объемом товарооборота для подготовки отдельных товаров к продаже выделяются специальные работники, например, гладильщицы — в магазинах швейных изделий, телерадиомастера — в магазинах, торгующих радиотоварами и телевизорами. Эти работники должны быть загружены на протяжении всего рабочего дня, иначе специализация на подготовительных операциях экономически не оправдывается.

 

1.3 Организации  приемки товаров по количеству  и качеству

              Основой для завоза товаров в магазин служит заявка. Так как у магазина «Лидер» 95% поставщиков являются местными, то есть красноярскими предприятиями, то заявка делается по телефону, либо факсу. В ней указывается наименование товара, его ассортимент и требуемое количество, а также срок поставки.

Приемка товаров  осуществляется в специально отведенном для этих целей помещении, экспедиции по приемки товаров. Материально-ответственным  лицом за приемку товаров в магазине «Лидер» является товаровед. В приемки он выступает представителем от данного торгового предприятия. Представителям от поставщика выступает водитель и экспедитор, в некоторых случаях эти обязанности может совмещать одно лицо. В целом приемка товаров в данном торговом предприятии проходит по следующей схеме:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рис.1.3.1. Схема процесса приемки товара в магазине  «Лидер».

Таким образом, из данной схемы видно, что приемка товаров  в магазине проходит по следующим  этапам:

  • Проверка документации;
  • Приемка товаров по количеству, в некоторых случаях она может совпадать с  разгрузкой транспортного средства;
  • Приемка товаров по качеству. 

      Рассмотрим порядок приёмки товаров от ООО ТД «Троя». С данным поставщиком у магазина «Лидер» заключён договор поставки на вино водочную продукцию (приложение  1). Договор заключён сроком на 12 месяцев, от 10 мая 2004 года. В данном договоре оговорены все необходимые условия. Поставка товаров осуществляется централизованно. К договору прилагается лицензия, выданная ООО ТД «Троя», разрешающая закупку, хранение и реализацию вино водочной продукции

Приёмка товаров от ООО ТД «Троя» проходила в следующем порядке:

Приёмка по количеству осуществляется на основании Инструкции П6 «О  порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» от 14.11.74. №98.     Данная приёмка проходит параллельно разгрузке    транспортного средства. При разгрузке сверяют данные, указанные в товаро-сопроводительных документах, счёт-фактуре (приложение 2)  и товарно-транспортной накладной (приложение   3) с фактическим количеством         поступившего товара путём простого пересчёта ящиков и проверки  заполненности всех тарных мест.

Затем товары транспортируются в помещение для приемки, где  проверяется качество и наличие  документов.

    Приёмка товаров по качеству осуществляется в соответствии с инструкцией П7 «О порядке приёмки товаров народного потребления по качеству» от   14.11.74. Приёмка проходит в помещении склада, которое называется экспедиция по приёмке. Данная приёмка осуществляется по следующим этапам:

А) проверка документации. К поставляемой партии прилагается список           сертификатов (приложение 4) и сертификаты на все виды поставляемой            продукции (приложение  5). Наименования сертификатов сверяются с   поставляемой продукцией.

Б) Проверяется целостность  бутылок , акцизных марок, пробок и этикеток,  а также тары.

В) Проверка сроков годности поставляемой продукции.

Г) Заполняется регистр,в котором указывается наименование  товара, количество, закупочная цена, сумма оплаты, сумма наценки, отпускная цена и сумма отпускной цены. Регистр составляется в 1 экземпляре и подписывается товароведом остаётся в магазине.

Д) Составляется акт о  приёмке продукции по количеству и качеству . В нем указывается:

  • место составления;
  • дата и время приёмки;
  • члены комиссии
  • наименование поставщика;
  • дата и номер счёт-фактуры и транспортной накладной;
  • данные, указанные в сопроводительных документах и фактические
  • данные, полученные в ходе приёмки.
  • заключение членов комиссии.

 При приёмке данной  партии расхождений по количеству  не было,  качество товаров  подтверждено соответствующими  сертификатами и отвечает требованиям стандартов. Акт составляется в 2 экземплярах и подписывается членами комиссии.

В приёмке товаров  от ООО ТД «Троя» участвовали:

  • представитель поставщика ООО ТД «Троя» водитель-экспедитор;
  •   представитель покупателя, товаровед магазина «Лидер»

Приемка других товаров в магазине «Лидер» осуществляется  аналогично. Если в ходе приемки выявлены какие-либо расхождения по количеству или не соответствия качества, претензия предъявляется поставщику в сроки указанные в договоре, срок предъявление претензии зависит от вида, и срока годности товара.

            Принимая участие в приемке товаров могу сказать следующие: в ходе приемке выполняться все требования изложенные в соответствующей нормативной документации (инструкции П-6; и  П-7).

2.Анализ  коммерческой деятельности предприятия  на примере магазина «Лидер».

2.1.Организационно-правовая характеристика

Магазин «Лидер» является коммерческой организацией, так как его целями является извлечение прибыли и удовлетворение общественных потребностей.

      Магазин «Лидер» зарегистрирован как частное предприятие, без образования юридического лица. Юридический и почтовый адрес предприятия г. Красноярск, Красноярский рабочий 43. Режим работы торгового предприятия с 9 до 21 часа, без выходных, перерыв на обед с 13 до 14 часов.

           Торговое предприятие «Лидер»  является универсальным магазином.  Основным  видом деятельности  данного торгового предприятия  является  розничная торговля  продуктами питания широкого  ассортимента, а так же промышленных товаров как отечественного, так и импортного производства. Магазин «Лидер» является встроенным, располагается на первом этаже жилого дома, в спальном районе. Данное торговое предприятие обслуживает в основном жителей близлежайших  домов. Универмаг хорошо  заметен с проезжей части, так как он находится   в большом здании и имеет яркую вывеску.

Магазин имеет круглую фирменную  печать, штампы и бланки со своими фирменными наименованиями. Для осуществления  своей деятельности данное предприятие  вправе заключать договора с предприятиями и организациями всех форм собственности. А так же с гражданами,  занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью, покупать и продавать недвижимость, вещи и ценные бумаги, устанавливать самостоятельно цены на товары, услуги и продукцию в соответствии с действующим законодательством на территории Р.Ф. открывать счета в банках в рублях и иностранной валюте для расчетных операций, самостоятельно выбирать банки для расчетно-кредитных операций, помещать денежные средства в облигации внутреннего займа и другие ценные бумаги, находящиеся в обращении, привлекать к работе по найму граждан, самостоятельно устанавливать нормы и виды оплаты труда при заключении договоров найма.

  

2.2. Анализ экономических показателей  коммерческой деятельности  магазина «Лидер».

Проведем анализ основных экономических  показателей данного торгового  предприятия за два года для полного  представления об экономическом  состоянии универмага «Лидер».  Исходные и расчетные данные представим в соответствующей таблице 2.2.1.

Таблица 2.2.1.

 

Экономические показатели деятельности магазина «Лидер» в период с2003 по 2004 год

 

№п/п

Показатели

Ед.изм.

2003

2004

Отк-е

(+;-)

Темп

Роста

%

а

б

в

1

2

3

4

1

Товарооборот

тыс.руб

6112,30

7412,23

1299,93

121,27

             

2

Себестоимость

тыс.руб

4 569,66

5 480,50

910,84

119,93

             

3

Валовая прибыль

тыс.руб

1542,64

1931,73

389,09

125,22

             
             

4

Торговая площадь

м2

120

120,00

0,00

100,000

             

5

Т/О на 1м2 торговой площади

тыс.руб

50,94

61,77

10,83

121,26

             

6

Численность работников

чел

11

15,00

4,00

136,364

             
 

В том числе  ТОП

чел

4

8

4,00

200,000

             

7

Производительность  труда

тыс.руб

555,66

494,15

-61,51

88,93

             
 

В том числе  ТОП

тыс.руб

1528,08

926,53

-596,55

60,63

             

8

Издержки обращения

тыс.руб

1522,65

1742,65

219,00

114,42

             

 

 

В том числе  расхлды на з/пл

тыс.руб

590,23

610,56

20,33

103,414

             
             
 

Средняя заработная плата одного работника

тыс.руб

53,65

40,704

-12,946

75,87

             

9

Прибыль от продаж

тыс.руб

1297,09

1192,547

-104,538

91,9405

             

10

Рентабельность  продаж

%

21,22

16,09

-5,13

75,82

             

11

Доходы от участия  в деятельности других предприятий

тыс.руб

-

-

-

-

             
             

12

Рентабельность  предприятия

%

21,24

16,520

-4,72

77,7703

             

14

Приб.от об.деятельности

тыс.руб

1297,09

1192,547

-104,538

91,9406

             
             

15

Черезвычайные доходы

тыс.руб

-

-

-

-

             

16

черезвычайные расходы

тыс.руб

-

-

-

-

             

17

Чистая прибыль

тыс.руб

1297,09

1192,547

-104,538

91,9406

             
             

18

Рентабельность  конечной деятельности

%

21,24

16,52

-4,72

77,77

Информация о работе Анализ организации торгово-технологического процесса в магазине, значение, роль и оценка его эффективности в коммерческой деятельности