Анализ деятельности аптеки по льготному отпуску лекарственных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы явилось изучение деятельности аптечной организации по программе ОНЛС и определение путей ее совершенствования. Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входило:
- изучить и обобщить данные литературы по механизму обеспечения лекарственными препаратами (ЛП) льготных категорий граждан;
- изучить работу отдела льготного отпуска ЛС в муниципальном унитарном предприятии «Центральная районная аптека № 91» с. Частые (МУП «ЦРА №91»);

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты льготного лекарственного обеспечения
1.1. Реализация и финансирование программы обеспечения
необходимыми лекарственными средствами….....…………..…….……..5
1.2. Организация информационного взаимодействия в системе
льготного лекарственного обеспечения граждан………......…………..…9
1.3. Контроль реализации программы обеспечения
необходимыми лекарственными средствами…………...……………......9
1.4. Обеспечение доступности и качества лекарственной помощи……...….13
Глава 2. Анализ результатов реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами в муниципальном унитарном предприятии «Центральная районная аптека №91» с. Частые Пермского края
2.1. Характеристика объекта исследования……………………...……….......12
2.2. Анализ групп населения и категорий заболеваний,
при которых граждане имеют право на льготное получение
лекарственных средств.............................................................................20
2.3. Анализ рецептуры и объемов отпуска лекарственных средств
по программе обеспечения необходимыми
лекарственными средствами……………………………………………21
2.4. Анализ ассортимента лекарственных препаратов,
отпущенных по программе обеспечения необходимыми
лекарственными средствами……………………………………………26
2.5. Анализ проблем, возникающих при реализации программы
обеспечения необходимыми лекарственными средствами……..…..…..30
Выводы…………………………...………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………….…………….…...35
Приложения…………………………………………………………………......…38

Файлы: 1 файл

Дипломная работа (напечатанная).doc

— 1.39 Мб (Скачать)




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Пермская государственная фармацевтическая академия

 Федерального агентства  по здравоохранению и социальному развитию»

 

факультет очного обучения

 

Кафедра управления и экономики фармации

 

 

 

 

 

 

КОЧНЕВА ИРИНА  ИВАНОВНА

 

 

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕКИ ПО ЛЬГОТНОМУ ОТПУСКУ ЛЕКАРСТВЕННЫХ  СРЕДСТВ

 

 

 

 

Дипломная работа

 

По  специальности 060108 – «ФАРМАЦИЯ» квалификация провизор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2010

                  

Работа выполнена на кафедре:

 

Управления и экономики фармации, зав. кафедрой

доктор фармацевтических наук

профессор Решетников Виктор Иванович

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

Кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации Шестакова Елена Юрьевна

 

 

 

 

 

Рецензент:

 

заведующая кафедрой микробиологии с курсом гигиены, профессор,

доктор фармацевтических наук Одегова Татьяна Федоровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические  аспекты льготного лекарственного обеспечения

1.1. Реализация и финансирование программы обеспечения

       необходимыми лекарственными средствами….....…………..…….……..5

1.2. Организация информационного  взаимодействия в системе  

       льготного лекарственного обеспечения граждан………......…………..…9

1.3. Контроль реализации программы обеспечения

       необходимыми лекарственными средствами…………...……………......9

1.4. Обеспечение доступности  и качества лекарственной помощи……...….13

Глава 2. Анализ результатов  реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами в муниципальном унитарном предприятии «Центральная районная аптека №91» с. Частые Пермского края

2.1. Характеристика объекта  исследования……………………...……….......12

2.2. Анализ групп населения  и категорий заболеваний,

       при  которых граждане имеют право на льготное получение

       лекарственных средств.............................................................................20

2.3. Анализ рецептуры  и объемов отпуска лекарственных  средств

      по программе обеспечения необходимыми

      лекарственными средствами……………………………………………21

2.4. Анализ ассортимента лекарственных  препаратов,

      отпущенных по  программе обеспечения необходимыми

      лекарственными средствами……………………………………………26

2.5. Анализ проблем, возникающих при реализации программы

       обеспечения необходимыми лекарственными средствами……..…..…..30

Выводы…………………………...………………………………………………...33

Список литературы…………………………………………….…………….…...35

Приложения…………………………………………………………………......…38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Главной целью модернизации Российского здравоохранения определено повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

Совершенствование системы здравоохранения - одно из коренных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития страны, а состояние здоровья населения — важнейшая цель этого развития [4].

Льготное (бесплатно и со скидкой) лекарственное   обеспечение   -   одна   из наиболее крупных программ, которая распространена во всех субъектах Российской Федерации (РФ). Принятие программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) стало масштабным событием для всех участников фармацевтического рынка. С начала 2005 г. определенным льготным категориям граждан предоставлено право на получение необходимых лекарственных средств (ЛС) за счет федерального бюджета. Три последующих года программа дорабатывалась, совершенствовался механизм оказания лекарственной помощи льготным категориям граждан, и в 2008 г. программа претерпела существенную трансформацию. Под программой ДЛО, начиная с 1 января 2008 г., понимают Программу обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), основная цель которой – полное, качественное и своевременное обеспечение льготных категорий граждан ЛС.

Проблема совершенствования механизма оказания полноценной лекарственной помощи для льготных категорий населения продолжала и продолжает оставаться чрезвычайно актуальной на протяжении нескольких лет, так как затрагивает интересы социально уязвимой части населения.

Целью дипломной работы явилось изучение деятельности аптечной организации по программе ОНЛС и определение путей ее совершенствования.

Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входило:

- изучить и обобщить данные литературы по механизму обеспечения лекарственными препаратами (ЛП) льготных категорий граждан;

- изучить работу отдела льготного отпуска ЛС в муниципальном унитарном предприятии «Центральная районная аптека № 91» с. Частые (МУП «ЦРА №91»);

- выделить категории обслуживаемых в ЦРА №91 граждан, имеющих право на получение ЛС бесплатно при амбулаторном лечении за счет средств федерального и регионального бюджетов;

- проанализировать рецептуру и объемы отпуска ЛП по программе ОНЛС для федеральных и региональных льготников в МУП «ЦРА № 91»;

- изучить    ассортимент    ЛП,    отпускаемых    по    программе ОНЛС;

- провести анализ ЛП, находящихся на отсроченном обеспечении.

В ходе исследования были использованы методы: сравнения, аналитической  и статистической группировки данных, графического отображения, абсолютных и статистических величин.

Предметом анализа явились  реестры ЛС по льготным рецептам, журнал учета отсроченного обеспечения, счета-фактуры на ЛС.

Глава 1. Теоретические аспекты льготного лекарственного обеспечения

1.1. Реализация и финансирование программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами

Реализация системы ДЛО началась с 1 января 2005 г. со вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [6].

С 1 января 2008 г. финансирование льготного обеспечения ЛС было разделено на две подпрограммы – ОНЛС на региональном уровне и закупку на федеральном уровне дорогостоящих препаратов для лечения семи особо тяжелых заболеваний, выделенных в отдельную группу [19].

По ОНЛС полномочия по закупке ЛС для льготников были переданы регионам. В соответствии с этой программой граждане, включенные в Федеральный регистр, обеспечиваются ЛС, изделиями медицинского назначения (ИМН), а также специализированными продуктами лечебного питания. Передача полномочий в субъекты РФ сыграла определенную роль в стабилизации лекарственного обеспечения, значительно снизилась доля отсроченного обеспечения.

Финансирование закупок  препаратов для нужд трансплантологии и лечения таких заболеваний, как болезнь Гоше, гемофилия, гипофизарный нанизм, миелолейкоз, муковисцедоз и  рассеянный склероз (программа «Семь высокозатратных нозологий»), осуществлялось из федерального бюджета. Вследствие выделения «Семи нозологий» как отдельной Федеральной программы, финансирование высокозатратных препаратов значительно возросло. Это изменение необходимо считать одним из позитивных изменений в системе лекарственного обеспечения [18,19].

Закупки (как централизованные, так и региональные) осуществляются в соответствии с Федеральным  законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» методом аукциона [13].

Следующее новшество  заключается в том, что полностью  меняется система оплаты. Если в  предыдущие годы пациент-льготник получал  вначале лекарство, затем рецепты  проверялись, и только после этого шла оплата поставщикам ЛС, то с 2008 г. вначале выделяются средства регионам, затем они делают закупки препаратов, и уже после этого льготные ЛС поступают к пациентам. Таким образом избавились от долгов по программе ОНЛС перед поставщиками ЛС [3].

Кроме этого, к мероприятиям, связанным с модернизацией программы  в 2008 г., можно отнести: внедрение методов стандартизации медицинской помощи, что позволит повысить прогнозируемость затрат на медицинскую помощь, оптимизировать лекарственное обеспечение и закрепить гарантии доступности качественной медицинской помощи для граждан РФ; совершенствование контрольно-надзорных мероприятий.

Основным принципом ОНЛС является персонификация учета лекарственной помощи, оказываемой в рамках единого перечня ЛС с единым уровнем цен, сформированного по международным непатентованным наименованиям (МНН) на условиях гарантированного обеспечения.

В модели ОНЛС конкретизированы следующие функции:

- развитие системы адресной социальной поддержки населения;

- осуществление перехода на новый порядок финансирования мер по социальной поддержке льготных категорий граждан;

- реализация мер по повышению доступности и качества медицинской и лекарственной помощи.

Технология реализации системы ОНЛС состоит из нескольких направлений и сегментов и требует соблюдения определенной последовательности:

1. Организация персонифицированного учета граждан, имеющих право на получение адресной социальной помощи.

2. Формирование нового Перечня ЛС по МНН на основе стандартов лечения с последующей регистрацией торговых наименований (ТН) и референтных цен.

3. Формирование справочных баз данных:

 

  • лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ);
  • врачей, имеющих право на выписку льготных рецептов;
  • аптечных организаций, имеющих право отпуска ЛС.
  1. Выбор фармацевтической организации (ФО).

5. Формирование договорных отношений с субъектами ОНЛС (после проведения конкурсных мероприятий).

6. Формирование заявок на ЛС (осуществляется субъектом РФ).

7. Организация поставок ЛС (осуществляется ФО).

8. Организация отпуска ЛС (осуществляется в аптечных организациях).

9. Организация информационного взаимодействия участников системы ОНЛС на всех уровнях.

10. Организация управления запасами ЛС.

11. Организация отчетности по отпущенным ЛС.

12. Организация финансирования предоставленного лекарственного обеспечения.

13. Мониторинг реализации  системы ОНЛС и принятие управленческих решений по корректировке ситуации.

14. Контроль и надзор  за реализацией программы ОНЛС [29].

Представленный механизм следует рассматривать как базовый, хотя в процессе реализации системы происходят корректировки и дополнения по ряду направлений.

На рисунке 1.1 представлена схема лекарственного обеспечения граждан-льготополучателей, которая показывает, что в этот процесс как на федеральном, так и на региональном уровне вовлечены многие субъекты, а именно: Министерство здравоохранения и социального развития РФ (МЗ и СР РФ), Министерство финансов РФ, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), ФО федерального и регионального уровней, ЛПУ и аптечные организации [3].

Однако следует учесть, что главных субъектов всего  два: ЛПУ, так как именно врачами  ЛПУ выписываются рецепты пациентам, и аптечные организации, которые  стоят на завершающем этапе доведения  ЛС до пациента. Главным же объектом ОНЛС выступает гражданин, имеющий право на получение адресной социальной помощи.

В программу ОНЛС могут  войти все аптечные организации, которые удовлетворяют общим  требованиям:

- наличие лицензии  на фармацевтическую деятельность;

- они должны быть  подключены к единой информационно-аналитической сети, информационные программы для этого разработаны ФФОМС;

Информация о работе Анализ деятельности аптеки по льготному отпуску лекарственных средств