Анализ деятельности аптеки по льготному отпуску лекарственных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы явилось изучение деятельности аптечной организации по программе ОНЛС и определение путей ее совершенствования. Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входило:
- изучить и обобщить данные литературы по механизму обеспечения лекарственными препаратами (ЛП) льготных категорий граждан;
- изучить работу отдела льготного отпуска ЛС в муниципальном унитарном предприятии «Центральная районная аптека № 91» с. Частые (МУП «ЦРА №91»);

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты льготного лекарственного обеспечения
1.1. Реализация и финансирование программы обеспечения
необходимыми лекарственными средствами….....…………..…….……..5
1.2. Организация информационного взаимодействия в системе
льготного лекарственного обеспечения граждан………......…………..…9
1.3. Контроль реализации программы обеспечения
необходимыми лекарственными средствами…………...……………......9
1.4. Обеспечение доступности и качества лекарственной помощи……...….13
Глава 2. Анализ результатов реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами в муниципальном унитарном предприятии «Центральная районная аптека №91» с. Частые Пермского края
2.1. Характеристика объекта исследования……………………...……….......12
2.2. Анализ групп населения и категорий заболеваний,
при которых граждане имеют право на льготное получение
лекарственных средств.............................................................................20
2.3. Анализ рецептуры и объемов отпуска лекарственных средств
по программе обеспечения необходимыми
лекарственными средствами……………………………………………21
2.4. Анализ ассортимента лекарственных препаратов,
отпущенных по программе обеспечения необходимыми
лекарственными средствами……………………………………………26
2.5. Анализ проблем, возникающих при реализации программы
обеспечения необходимыми лекарственными средствами……..…..…..30
Выводы…………………………...………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………….…………….…...35
Приложения…………………………………………………………………......…38

Файлы: 1 файл

Дипломная работа (напечатанная).doc

— 1.39 Мб (Скачать)

 

Установлено, что больше всего рецептов по федеральной льготе за 2009 г. было выписано  инвалидам II группы – 4220, иналидам I группы – 1657 и инвалидам III группы – 619, а по региональной льготе – детям первых трех лет жизни, а также детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет – 775 рецептов, больным  диабетом – 535 рецептов и больным бронхиальной астмой – 482 рецепта.

Объемы отпуска ЛС из аптеки льготным категориям граждан  представлены в таблице 2.6 и на рисунке 2.6.

 

Таблица 2.6

Объемы отпуска  ЛС по программе ОНЛС

с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.

Период 

Федеральная льгота

Региональная льгота

Всего

Товарооборот, руб.

Уд. вес, %

Товарооборот, руб.

Уд. вес, %

Товарооборот, руб.

Уд. вес, %

Январь

541697,77

11,10

12665,21

0,26

554362,98

11,36

Февраль

218401,46

4,47

38618,27

0,79

257019,73

5,26

Март

210168,30

4,31

32098,92

0,66

242267,22

4,96

Апрель

487396,02

9,98

42973,18

0,88

530369,20

10,87

Май

247221,69

5,06

60816,65

1,25

308038,34

6,31

Июнь

420535,31

8,62

42047,37

0,86

462582,68

9,48

Июль

310796,76

6,37

54370,20

1,11

365166,96

7,48

Август

477040,38

9,77

46973,51

0,96

524013,89

10,74

Сентябрь

213009,99

4,36

46088,60

0,94

259098,59

5,31

Октябрь

597948,46

12,25

70900,25

1,45

668848,71

13,70

Ноябрь

240579,45

4,93

61191,31

1,25

301770,76

6,18

Декабрь

337540,16

6,91

70039,16

1,43

407579,32

8,35

Всего

4302335,75

88,14

578782,63

11,86

4881118,38

100,00


 

Рис. 2.6 – Реализация ЛС по программе ОНЛС по месяцам

Как видно из таблицы 2.6, сумма, предоставленная в ТФОМС для оплаты по льготному отпуску ЛС, составляла 4302335,75 рублей по федеральной льготе и 578782,63 рублей по региональной льготе, что от общей суммы оплаты в 4881118,38 рублей составляет 88,14% и 11,86% соответственно.

Анализ реализации ЛС по программе ОНЛС по месяцам (таблица 2.3, рисунок 2.6.) показал, что наибольший удельный вес в объеме реализации приходится на октябрь: по федеральной льготе  – 597948,46 руб. (12,25%), по региональной льготе – 70900,25 руб. (1,45%).

Нами рассчитана средняя  стоимость одного рецепта. По федеральной льготе она составила 637,19 руб., по региональной льготе – 283,86 руб.

 

2.4. Анализ ассортимента  лекарственных препаратов, отпущенных  по программе обеспечения необходимыми лекарственными средствами

Далее проводился анализ ЛП, отпущенных по программе ОНЛС. На анализ были взяты рецепты за 4 квартал 2009 г., так как это последний квартал исследуемого периода (с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.) и он наиболее точно отражает реализацию программы ОНЛС на данный момент.

Анализ ассортимента ЛП показал, что всего за исследуемый период по региональной льготе было отпущено 1166 упаковок 133 наименований ЛС на сумму 202130,72 рублей, а по федеральной льготе2627 упаковок 274 наименований ЛС на сумму 1176068,07 рублей (приложение 1).

Все ЛП, отпускаемые по программе ОНЛС в исследуемой аптеке, соответствуют приказу МЗ и СР РФ от 18.09.2006 г. №665 «Об утверждении перечня ЛС, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи» [17] и приказу Управления здравоохранения администрации Пермской области и Управления по фармацевтической деятельности и производству лекарств от 06.01.2004 г. №4/1 «О территориальном формуляре лекарственных средств для льготного обеспечения граждан» (с изменениями) [14].

Всего за исследуемый  период по программе ОНЛС региональным льготникам было отпущено 133 наименования ЛП, произведенных в 19 странах, федеральным льготникам – 274 наименований ЛП, произведенных в 32 странах (рисунок 2.7, таблица 2.7).

 

Рис. 2.7 - Анализ отпущенных за 4 квартал 2009 г. по программе ОНЛС лекарственных препаратов по странам-производителям

 

Таблица 2.7

Анализ отпущенных за 4 квартал 2009 г. по программе ОНЛС лекарственных препаратов по странам-производителям

Страна-производитель

ЛП, отпущенные региональным льготникам

ЛП, отпущенные федеральным льготникам

Кол-во номенклатурных позиций ЛП

Уд. вес, %

Кол-во номенклатурных позиций ЛП

Уд. вес, %

Австрия

1

0,8

5

1,8

Аргентина

-

-

1

0,4

Бельгия

5

3,8

3

1,1

Болгария 

2

1,5

3

1,1

Бразилия 

-

-

1

0,4

Великобритания 

1

0,8

5

1,8

Венгрия

2

1,5

6

2,2

Германия 

17

12,8

26

9,5

Греция 

1

0,8

1

0,4

Дания

-

-

4

1,5

Израиль

-

-

1

0,4

Индия

6

4,5

13

4,7

Ирландия 

4

3,0

5

1,8

Исландия 

-

-

2

0,7

Италия 

5

3,8

7

2,6

Нидерланды 

-

-

8

2,9

Норвегия 

-

-

2

0,7

Польша 

3

2,3

5

1,8

Республика Беларусь

-

-

1

0,4

Республика Казахстан

-

-

1

0,4

Республика Македония

-

-

3

1,1

Российская Федерация 

73

54,9

126

46,0

Сербия 

2

1,5

1

0,4

Словацкая республика

-

-

2

0,7

Словения 

4

3,0

18

6,6

США

-

-

2

0,7

Турция 

-

-

2

0,7

Финляндия

1

0,8

2

0,7

Франция

2

1,5

11

4,0

Чешская республика

1

0,8

1

0,4

Швейцария

1

0,8

2

0,7

Швеция 

2

1,5

4

1,5

Итого

133

100,00

274

100,00


 

Из таблицы 2.7 видно, что  наибольший удельный вес имеют: отечественные ЛП – 54,9% по региональной льготе и 46,0% по федеральной льготе, препараты Германии – 12,8% и 9,5% соответственно.

Анализ ЛП, отпущенных по федеральной льготе, по странам-производителям выявил преобладание удельного веса импортных ЛП, удельный вес отечественных ЛП составляет лишь 46,0%. Удельный вес ЛП отечественного производства, отпущенных по региональной льготе, составляет 54,9%. Отсюда можно сделать вывод, что отечественные заводы-производители в решении национальной программы РФ уступили первенство зарубежным производителям. Но следует отметить, что доля отечественных ЛП возросла по сравнению с предыдущими годами. Так в 2006 г. их доля составляла менее 9%, в 2007 г. – от 15 до 31% в разных регионах [23].

Далее нами был проведен анализ ЛП, отпускаемых по программе ОНЛС, на соответствие различным перечням. Все препараты соотносились со следующими перечнями: жизненно необходимые и важнейшие ЛС (ЖНВЛС) (Распоряжение Правительства от 29.03.2007 г. №376-р [15]), обязательный ассортиментный минимум (Приказ МЗ и СР РФ от 29.04.2005 г. №312 [9]) и безрецептурный отпуск (Приказ МЗ и СР РФ от 13.09.2005 г. №578 (с дополнениями и изменениями [16]) (таблица 2.8, приложение 2, 3).

Таблица 2.8

Анализ структуры  ЛС, отпущенных по программе ОНЛС, на соответствие перечням

 

ЖНВЛС

Обязательный ассортиментный минимум

Безрецептурный отпуск

Региональная льгота

Федеральная льгота

Региональная льгота

Федеральная льгота

Региональная льгота

Федеральная льгота

Количество номенклатурных позиций ЛП (удельный вес, %)

1.Соответствуют перечню

79

(59,4)

179

(65,3)

73

(54,9)

143

(52,2)

38

(28,6)

65

(23,7)

2.Не соответствуют перечню

54

(40,6)

95

(34,7)

60

(45,1)

131

(47,8)

95

(71,4)

209

(76,3)

Итого

133

(100)

274

(100)

133

(100)

274

(100)

133

(100)

274

(100)


 

Анализ ассортимента ЛП, отпущенных бесплатно по программе  ОНЛС за 4 квартал 2009 г. в ЦРА №91, показал, что из 133 наименований ЛП, отпущенных по региональной льготе, 79 наименований ЛП (59,4%), такие как атровент, дигоксин, дротаверин, мезим, нифедипин и др., входят в перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС и 54 ЛП (алмагель, бромгексин, карсил, хилак форте и др.) не входят, что составляет 40,6% от общего числа ЛП. Из 274 наименований ЛП, отпущенных по федеральной льготе, входят в перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС 179 наименований (65,3%), такие как актрапид, атенолол, беклазон, глюкофаж, конкор, креон и др., не входят в перечень 95 наименований (34,7%) такие как гастрацид, кальций-Д3 никомед, квинакс, лазолван, маалокс и др. (рисунок 2.8).

Рис. 2.8 – Структура ассортимента ЛС, отпущенных по программе ОНЛС, на соответствие перечню ЖНВЛС, %

Количество ЛП, соответствующих  перечню обязательного ассортиментного  минимума, отпущенных по программе  ОНЛС за 4 квартал 2009 года по региональной льготе составило 73 позиции (54,9%) (алмагель, атровент, дротаверин, каптоприл, креон, мезим и др.) из 133 ЛП, остальные 60 ЛП (45,1%) (карсил, коделак, макропен, овенкор, хилак форте и др.) не входят в данный перечень. Из 274 ЛП, отпущенных по федеральной льготе 143 наименования ЛП (52,2%) (аминазин, атенолол, беклазон, бетагистин, гидрохлортиазид и др.) входят в данный перечень и 131 ЛП (47,8%) (актрапид, аспаркам, бромгексин, винпоцетин, ИРС-19 и др.) не входят в перечень (рисунок 2.9).

Рис. 2.9 – Структура ассортимента ЛС, отпущенных по программе ОНЛС, на соответствие перечню обязательного ассортиментного минимума, %

При анализе отпущенных по региональной льготе ЛП на соответствие списку ЛП, подлежащих отпуску без рецепта врача, было установлено, что 95 препаратов в этом списке отсутствуют (беродуал, дигоксин, кетотифен, курантил, нистатин и др.), что составляет 71,4% от общего числа отпущенных ЛП и всего 38 препаратов (28,6%) можно входят в перечень ЛС безрецептурного отпуска (альмагель, АЦЦ, гастал, дротаверин, карсил и др.). Из 274 препаратов, отпущенных по федеральной льготе 209 ЛП (76,3%) не входят в перечень безрецептурного отпуска (актрапид, аминазин, бетагистин, винпоцетин, гидрохлортиазид и др.), и 65 ЛП (23,7%) разрешены к отпуску без рецепта врача (аспаркам, бисакодил, бромгексин, гастрацид, креон и др.) (рисунок 2.10). 

Рис. 2.10 – Структура ассортимента ЛС, отпущенных по программе ОНЛС, на соответствие перечню безрецептурного отпуска, %

 

 

2.5. Анализ проблем, возникающих при реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами

Реформа здравоохранения  вызвала сложности у всех участников процесса снабжения лекарствами  льготных категорий граждан. У дистрибьюторов возникли сложности из-за отсутствия налаженной программы долгосрочного планирования, адекватных заявок из регионов, а некоторые компании-производители ЛС не готовы производить требуемые препараты в нужном количестве.

В результате проведенных  исследований были выявлены следующие  проблемы:

1. Главная проблема программы ОНЛС – недостаточное финансирование. Подушевой лимит объективно недостаточен для покрытия расходов на лечение большинства хронических заболеваний.

2. Нарушен принцип, заложенный изначально в программу ДЛО: принцип солидарной страховой ответственности, когда здоровый платит за больного. Именно этот принцип позволял программе работать в 2005 г. и не реализуется с 2006 г., когда гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, было предоставлено право выбора на замену лекарственной помощи на денежную компенсацию. В результате многие граждане предпочли монетизацию льгот, а в программе ОНЛС остались лишь те граждане, которые имеют хронические формы заболеваний и постоянно испытывают необходимость в приеме лекарств.

3. Отсутствует механизм динамичного изменения объема финансирования в течение года, хотя число льготников постоянно меняется.

4. Проблемы, связанные с управлением товарными запасами, финансовыми потоками, выпиской ЛС.

5. Проблемы информационного взаимодействия участников реализации программы ОНЛС. Существует острая потребность в создании единого информационного пространства, охватывающего аптечные организации, ЛПУ, органы управления здравоохранения, поставщиков ЛП и других участников программы ОНЛС. Также необходимо четко организовать систему закупок современных ЛП и не допускать срыва в поставках. Проведенный нами анализ ассортимента ЛС, отпущенных по программе ОНЛС (приложение 1) показал, что поступление многих ЛП имело нестабильный характер, что делает невозможным гарантированное лекарственное обеспечение каждого больного. Так, например, ЛП для лечения бронхиальной астмы (атровент Н, беродуал Н, кленил, симбикорт, теотард) в IV квартале 2009 г. поставлялись в резерв то по федеральной льготе, то по региональной.  

6. На протяжении всего времени действия реформы аптека не имеет возможности отпустить ЛС по всем поступившим рецептам. Соответственно часть рецептов находится на отсроченном обслуживании.

Анализ рецептов, находящихся на отсроченном обеспечении по федеральной льготе, показал, что за 2009 г. на отсроченное обеспечение было взято 85 рецептов на 29 ЛП (таблица 2.9).

Информация о работе Анализ деятельности аптеки по льготному отпуску лекарственных средств