Анализ деятельности аптеки по льготному отпуску лекарственных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы явилось изучение деятельности аптечной организации по программе ОНЛС и определение путей ее совершенствования. Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входило:
- изучить и обобщить данные литературы по механизму обеспечения лекарственными препаратами (ЛП) льготных категорий граждан;
- изучить работу отдела льготного отпуска ЛС в муниципальном унитарном предприятии «Центральная районная аптека № 91» с. Частые (МУП «ЦРА №91»);

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты льготного лекарственного обеспечения
1.1. Реализация и финансирование программы обеспечения
необходимыми лекарственными средствами….....…………..…….……..5
1.2. Организация информационного взаимодействия в системе
льготного лекарственного обеспечения граждан………......…………..…9
1.3. Контроль реализации программы обеспечения
необходимыми лекарственными средствами…………...……………......9
1.4. Обеспечение доступности и качества лекарственной помощи……...….13
Глава 2. Анализ результатов реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами в муниципальном унитарном предприятии «Центральная районная аптека №91» с. Частые Пермского края
2.1. Характеристика объекта исследования……………………...……….......12
2.2. Анализ групп населения и категорий заболеваний,
при которых граждане имеют право на льготное получение
лекарственных средств.............................................................................20
2.3. Анализ рецептуры и объемов отпуска лекарственных средств
по программе обеспечения необходимыми
лекарственными средствами……………………………………………21
2.4. Анализ ассортимента лекарственных препаратов,
отпущенных по программе обеспечения необходимыми
лекарственными средствами……………………………………………26
2.5. Анализ проблем, возникающих при реализации программы
обеспечения необходимыми лекарственными средствами……..…..…..30
Выводы…………………………...………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………….…………….…...35
Приложения…………………………………………………………………......…38

Файлы: 1 файл

Дипломная работа (напечатанная).doc

— 1.39 Мб (Скачать)

- должны принять на себя обязательство отпускать ЛП, которые будут выписываться для лечения льготных категорий населения. Это должно быть закреплено договором между аптечной организацией и ТФОМС [23].

 

Рис. 1.1 - Схема лекарственного обеспечения граждан-льготополучателей


 

1.2. Организация информационного взаимодействия в системе льготного лекарственного обеспечения граждан

Участниками информационного обмена в системе лекарственного обеспечения граждан являются:

- ФФОМС;

- Пенсионный фонд РФ  и его отделения в субъектах  РФ;

- ТФОМС;

- Территориальные органы  управления здравоохранением;

- Медицинские учреждения;

- ФО;

- Пункты отпуска ЛС (аптечная организация).

В системе ОНЛС отдельных категорий граждан сегменты федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, формируют и актуализируют территориальные отделения Пенсионного фонда РФ и передают их в ТФОМС.

ТФОМС на основе сегмента федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, формируют регистры граждан, имеющих право на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую обеспечение необходимыми ЛС, и передают его в медицинские учреждения.

Список врачей (фельдшеров), имеющих право на выписку рецептов и Перечень медицинских учреждений, по рецептам врачей которых отпускаются  необходимые ЛС гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи (Перечень медицинских учреждений), формируют территориальные органы управления здравоохранением и передают его ТФОМС.

ТФОМС передает Перечень медицинских учреждений и Список врачей в ФО.

ФО на основе полученных от аптечных организаций реестров отпущенных ЛС ведут автоматизированный персонифицированный учет отпущенных ЛС гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, формируют счета и реестры отпущенных ЛС [5].

 

1.3. Контроль реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами

Практическая реализация системы ОНЛС невозможна без постоянного мониторинга ситуации и современных информационных технологий, позволяющих не только формировать и анализировать соответствующие базы данных, но и объективно оценивать правомерность, качество и эффективность лекарственной помощи, а также рациональность использования финансовых средств бюджета [27].

В целях эффективного использования выделяемых ресурсов и своевременного обеспечения пациентов  необходимыми лекарствами Федеральная  служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) в постоянном режиме осуществляет мониторинг выполнения мероприятий программы и проводит контрольные мероприятия в субъектах РФ. Росздравнадзор в установленном порядке проверяет организации и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность ведется в сфере здравоохранения и социальной защиты населения [22].

В системе ОНЛС контролируется:

- поставка и наличие ЛС (по объему и номенклатуре; по МНН и ТН);

- назначение и выписывание ЛС врачами ЛПУ;

- оплата производителям, ФО, аптечным организациям за отпущенные ЛС.

Таким образом, объектами  контроля являются:

- ФО, осуществляющие поставку ЛС в регион;

- региональные склады, осуществляющие развоз товара, формирование заявок в ФО;

- аптечные организации, участвующие в программе ОНЛС, производящие отпуск ЛС, обработку рецептов, составление реестров и счетов на отпущенные ЛС;

-органы управления здравоохранением, осуществляющие организационные и методические функции по реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в части ОНЛС;

- ТФОМС, осуществляющие оплату за отпущенные ЛС;

- ЛПУ, врачами которых осуществляется назначение ЛС.

Контролю могут быть подвергнуты процессы, прямо или  косвенно влияющие на ОНЛС, - от качества составления заявки до своевременности развоза, обоснованности назначения и правильности распределения ЛС.

В качестве методов контроля используются:

1. Мониторинг поставки  ЛС по объему и номенклатуре в разрезе МНН и ТН, который   осуществляется    еженедельно   Росздравнадзором. Результаты 
представляются в МЗ и СР РФ, Государственную Думу РФ, ФФОМС и т.д.                                                                                               

2. Мониторинг выписки ЛС и обеспечения по выписанным рецептам, который осуществляется еженедельно Росздравнадзором. Результаты представляются в МЗ и СР РФ, Государственную Думу РФ, ФФОМС.

3.Мониторинг оплаты отпущенных ЛС осуществляется совместно с ТФОМС.

4. Проведение оценки ситуации по программе ОНЛС с выездом на проверку непосредственно в субъекты РФ. Проверки в субъектах РФ осуществляются на основании приказов Росздравнадзора.

5. Проведение анализа ситуации на основании писем, поступивших от граждан, депутатов Государственной Думы РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, на основании различных аналитических материалов, поступивших из субъектов РФ, от ФО, ФФОМС, Пенсионного Фонда РФ и других организаций.

Приказом МЗ и СР РФ от 02.12.2004 г. № 297 «О мониторинге мероприятий по предоставлению мер государственной социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ» утверждены структура, схема и порядок проведения мониторинга по предоставлению мер государственной социальной поддержки [10].

Целью проведения мониторинга по предоставлению мер государственной социальной поддержки является:

- получение оперативной информации о ситуации по реализации Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в регионах России;

- контроль обеспечения социальных прав граждан (уровень которых должен быть не ниже достигнутого к 31 декабря 2004 г.);

- выявление   кризисных   ситуаций   в   социальной   сфере   для   принятия оперативных решений;

- разработка  предложений   по   корректировке  механизма  предоставления государственной социальной помощи.

Исходными материалами  для проведения мониторинга мероприятий  по ОНЛС отдельных категорий граждан являются данные систематической отчетности, результаты социологических опросов, письма и обращения граждан [1].

Эффективность реализации программы ОНЛС отдельным категорям граждан в субъекте РФ оценивается при проведении проверок организаций - участников ОНЛС:

- региональной ФО;

- аптечных организаций;

- ЛПУ;

- ТФОМС;

- Регионального отделения Пенсионного фонда.

Предметом проверок являются:

- поставки необходимых ЛС в соответствии с утвержденными заявками (по объему и номенклатуре, МНН и ТН и др.);

-выписка ЛС врачами (фельдшерами) ЛПУ (правильность, целесообразность и др.);

- наличие минимального ассортимента ЛС, необходимых для оказания медицинской помощи в соответствии с приказом МЗ и СР РФ от 29.04.2005 г. № 312 «О минимальном ассортименте лекарственных средств» [9];

- уровень и качество обеспечения отдельных категорий граждан ЛС по рецептам врача (фельдшера), соблюдение сроков обслуживания рецептов;

- возмещение расходов за отпущенные ЛС фармацевтическим и аптечным организациям и др.;

- порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на предоставление набора социальных услуг.

При проведении проверки контролю в ЛПУ подлежат:

- наличие в ЛПУ нормативной документации, регламентирующей реализацию системы ОНЛС;

- наличие у врача знаний о нормативной документации по реализации                     программы ОНЛС;

- своевременность актуализации сегмента федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (проверяется, начиная с регистратуры);

- ведение учетной медицинской документации в соответствии с приказом МЗ и СР РФ от 22.11.2004 г. № 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг» (зарегистрирован Минюстом России 14.12.2004 г. № 6188) [12];

- медицинская карта амбулаторного больного (форма №025/у-04);

- история развития ребенка (форма № 112/у);

- паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг (форма №030-П/у);

- сведения о ЛС, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (форма №030-Р/у);

- хранение и выдача рецептурных бланков;

- качество и своевременность определения потребности в необходимых ЛС, выписываемых врачами (фельдшерами);

- обоснованность назначения ЛС, кратность их назначения, соответствие доз согласно стандартам оказания медицинской помощи и перечню ЛС, утвержденных в установленном порядке;

- обоснованность назначения ЛС при нетипичном течении заболевания и (или) сочетанной патологии, при назначении комбинации ЛС, а также индивидуальной непереносимости ЛС;

- количество одновременно выписываемых ЛС, их совместимость и фармакологическая обоснованность назначения;

- обоснование аналоговой замены при отсутствии ЛС в аптечной организации;

- соблюдение правил и сроков назначения и выписки ЛС в соответствии с приказом МЗ и СР РФ от 12.02.2007 г. №110 «О порядке назначения и выписывания ЛС, ИМН и специализированных продуктов лечебного питания» [11];

- обеспеченность ЛПУ техникой и программным продуктом;

- наличие в ЛПУ центров выписки;

- порядок проведения в ЛПУ информационной работы аптеками и ФО.

Контролю в аптечных организациях подлежат:

- организация окон отпуска льготных ЛС, порядок их работы, наличие необходимых объявлений;

- организация обслуживания населения (уровень и качество обслуживания по рецептам врачей);

- наличие и знание нормативной документации по реализации программы ОНЛС;

- наличие необходимого ассортимента (количество ЛС по МНН и ТН);

- ведение «Журнала учета отсроченного обеспечения»;

- соблюдение сроков обеспечения населения ЛС;

- порядок проведения аптеками информационной работы с врачами ЛПУ [25].

 

1.4. Обеспечение доступности и качества лекарственной помощи

Организационную структуру  обеспечения доступности и качества лекарственной помощи населению  России можно представить как  открытую динамичную систему, которая  зависит от множества разнообразных факторов (рисунок 1.2).

Рис. 1.2 – Обеспечение доступности и качества лекарственной помощи

Доступность лекарственной  помощи зависит от:

- ресурсов ЛС и их распределения, т.е. эффективной системы снабжения, правильной ассортиментной политики в аптечных организациях;

- пространственно-временной доступности или материально-технической базы аптечных организаций, их размещения с точки зрения удобства для населения, наличия достаточного количества баз снабжения (аптечных складов), аптек и других аптечных организаций, расположенных в шаговой доступности от пациентов, нуждающихся в лекарственной помощи;

- экономических факторов - обеспеченность оборотными средствами для закупки и завоза ЛС, а также от уровня покупательской способности населения, которая в свою очередь, зависит от рациональности ценовой и ассортиментной политики, проводимой государственными органами в области ЛС.

Качество фармацевтической деятельности аптечных организаций  включает: качество самих ЛС, фармацевтической информации, подготовки специалистов, обслуживания населения и другие факторы [24].

Качество и доступность  лекарственной помощи льготным категориям населения зависит от ряда дополнительных факторов, основные из них социально-экономические, так как простым увеличением  количества аптечных организаций и  ассортимента ЛС задачу не решить (рисунок 1.3.) [2].

Лекарственная помощь является одной  из важнейших составляющих медицинской  помощи. Однако из-за дефицита финансовых ресурсов степень удовлетворения объемов  потребности в необходимой лекарственной  помощи, оказываемой на льготных условиях, в разных субъектах РФ до 2005 г. составляла от 30 до 100%.

Рис. 1.3 – Эффективность и качество льготного лекарственного обеспечения


В этой ситуации лекарственная  помощь на льготных условиях для многих категорий населения оказывалась не в полном объеме, а для жителей отдаленных населенных пунктов, расположенных в сельской местности, была практически недоступной, несмотря на то, что в России провозглашен страховой принцип, основанный на использовании системы обязательного медицинского страхования, при которой здоровый платит за больного и которая успешно реализуется в большинстве цивилизованных стран.

Повышение доступности  и качества медицинской помощи сельскому  населению, жителям удаленных и  труднодоступных районов является важнейшей задачей всех уровней власти. В России почти треть населения проживает в сельской местности. Анализируя данные мониторинга оказания медицинской помощи, проводимого Росздравнадзором во всех федеральных округах, можно констатировать, что пациенты, проживающие в труднодоступных и удаленных районах, имеют более низкое качество жизни, в т.ч. уровень оказания медицинской и лекарственной помощи, чем жители городов и населенных пунктов городского типа. Диспропорция связана, в первую очередь, с экономическими факторами: трудовой занятостью, размером дохода, уровнем образования и множеством других социально-экономических условий. Модернизация здравоохранения, проводимая с 2005 г., реализация национальных приоритетных проектов призваны нивелировать это неравенство [28].

Информация о работе Анализ деятельности аптеки по льготному отпуску лекарственных средств