Анализ деятельности аптеки по льготному отпуску лекарственных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:31, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы явилось изучение деятельности аптечной организации по программе ОНЛС и определение путей ее совершенствования. Исходя из поставленной цели, в задачи исследования входило:
- изучить и обобщить данные литературы по механизму обеспечения лекарственными препаратами (ЛП) льготных категорий граждан;
- изучить работу отдела льготного отпуска ЛС в муниципальном унитарном предприятии «Центральная районная аптека № 91» с. Частые (МУП «ЦРА №91»);

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты льготного лекарственного обеспечения
1.1. Реализация и финансирование программы обеспечения
необходимыми лекарственными средствами….....…………..…….……..5
1.2. Организация информационного взаимодействия в системе
льготного лекарственного обеспечения граждан………......…………..…9
1.3. Контроль реализации программы обеспечения
необходимыми лекарственными средствами…………...……………......9
1.4. Обеспечение доступности и качества лекарственной помощи……...….13
Глава 2. Анализ результатов реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами в муниципальном унитарном предприятии «Центральная районная аптека №91» с. Частые Пермского края
2.1. Характеристика объекта исследования……………………...……….......12
2.2. Анализ групп населения и категорий заболеваний,
при которых граждане имеют право на льготное получение
лекарственных средств.............................................................................20
2.3. Анализ рецептуры и объемов отпуска лекарственных средств
по программе обеспечения необходимыми
лекарственными средствами……………………………………………21
2.4. Анализ ассортимента лекарственных препаратов,
отпущенных по программе обеспечения необходимыми
лекарственными средствами……………………………………………26
2.5. Анализ проблем, возникающих при реализации программы
обеспечения необходимыми лекарственными средствами……..…..…..30
Выводы…………………………...………………………………………………...33
Список литературы…………………………………………….…………….…...35
Приложения…………………………………………………………………......…38

Файлы: 1 файл

Дипломная работа (напечатанная).doc

— 1.39 Мб (Скачать)

Как видно из рисунка 1.4, несмотря на обнадеживающие итоги реализации программы ОНЛС в 2008 г., льготники продолжают массовый выход из программы ОНЛС [3].

            2007 г.                     2008 г.                   2009 г.

Рис. 1.4 – Динамика выхода льготников из программы ОНЛС

В 2009 г. тех, кто предпочел  участвовать в программе ОНЛС, осталось на 16% меньше, чем в предыдущем году — 5075 тыс. человек. Остались действительно те, ради кого и функционирует российская система льготного обеспечения лекарствами, — больные, для которых получаемые в рамках программы препараты являются спасательным кругом в набирающем силу кризисе [13].

По мнению экспертов, причинами отказа от соцпакета являются:

- отсутствие препаратов, принимаемых больными, в федеральном перечне, утвержденном приказом МЗ и СР РФ от 18.09.2006 г. № 665 [17];

- невозможность посещения врача для выписки рецепта;

- желание получать препараты по конкретным ТН, а также нежелание осуществления замены препаратом-аналогом.

Среди других называемых причин — низкий уровень жизни  населения, особенно в сельской местности, стоимость лекарственной терапии  менее 500 руб. в месяц, наличие возможности лекарственного обеспечения за счет средств регионального бюджета. Как отмечают эксперты, отдельные пациенты приняли свое решение под влиянием мнения окружающих. Некоторые граждане не разобрались в законодательных тонкостях либо были недостаточно осведомлены о последствиях выхода из программы. Представители регионов убеждены в том, что зачастую федеральные льготники предпочитают ежеминутную выгоду — получение денег, и только в тот момент, когда необходим дорогостоящий препарат, льготник понимает, что ни экономически, ни с точки зрения сохранения своего здоровья выход из программы ОНЛС невыгоден.

Специалисты подтверждают, что из программы ОНЛС прежде всего  вышли те, кто не нуждается в  постоянном приеме лекарств или не пользуется ими вовсе (например, инвалиды, имеющие общие заболевания). Из программы также вышли члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников ВОВ, а также те, кому нужны ЛС по стоимости, не превышающей размера соцпакета.

Как отмечают представители  территорий, в результате массового выхода льготников из программы ОНЛС неизбежно нарушается основной принцип страхования, когда здоровый платит за больного [21].

Все это говорит о  необходимости дальнейшего совершенствования  лекарственного обеспечения.

Глава 2. Анализ результатов реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными средствами в муниципальном унитарном предприятии «Центральнаяй районная аптека №91» с. Частые Пермского края

2.1. Характеристика объекта исследования

Исследования проводились на базе муниципального унитарного предприятия «Центральная районная аптека №91» (МУП «ЦРА № 91»), расположенного в с. Частые Пермского края.

Учредителем МУП «ЦРА №91» является Администрация Частинского  муниципального района. Права собственника в отношении имущества предприятия, переданного ему на праве хозяйственного ведения, осуществляет Администрация Частинского муниципального района.

МУП «ЦРА № 91» является юридическим лицом, имеет закрепленное на праве хозяйственного ведения  обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права. Предприятие имеет самостоятельный баланс.

МУП «ЦРА № 91» создано в 1963 г. на неограниченный срок деятельности.

Предприятие вправе по согласованию с собственником открывать обособленные подразделения - филиалы и представительства. Предприятие имеет следующие обособленные подразделения: аптека №91 в с. Частые, аптека №147 в с. Бабка; аптечные пункты в с. Ножовка и с. Меркуши. Отпуск ЛС по льготным рецептам осуществляется только из ЦРА №91.

МУП «ЦРА №91» имеет  лицензии на осуществление следующих  видов деятельности:

- на осуществление фармацевтической деятельности;

- на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

- на осуществление деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в список  III, в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Основными целями создания предприятия являются: удовлетворение потребностей населения и ЛПУ в ЛС, ИМН, выполнение работ и оказание услуг в сфере фармацевтической деятельности.

Основными видами деятельности МУП «ЦРА №91» являются:

- закуп, хранение ЛС, в том числе содержащих наркотические средства, психотропные, ядовитые и сильнодействующие вещества и прекурсоры;

- реализация оптом и в розницу населению готовых ЛП (в том числе гомеопатических препаратов) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам;

- фасовка ЛП с последующей их реализацией;

- отпуск ЛП бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством РФ и на основании заключенных договоров с территориальными органами управления здравоохранением и ЛПУ;

- реализация оптом и в розницу лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; ИМН (в частности предметов ухода за больными, изделий медицинской техники, в т. ч. профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других); оптики (в частности, готовых очков, средств по уходу за очками и других); минеральных вод (натуральных и искусственных); лечебного детского и диетического питания (в частности, пищевых добавок лечебного и профилактического назначения и других); косметической и парфюмерной продукции;

- оказание гражданам, учреждениям услуг, в том числе платных;

- предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению ЛП в домашних условиях, оказание консультативной помощи;

-предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения необходимой информации о имеющихся в аптеке ЛП, а также о новых ЛП [26].

В таблице 2.1 представлены основные финансовые показатели МУП  «ЦРА №91» за 2009 г.

Таблица 2.1

Основные финансовые показатели МУП «ЦРА №91» за 2009 г.

 

Показатель

Значение

1. Товарооборот в розничных ценах, тыс. руб.

8305,4

2. Товарооборот в ценах поступления,  тыс. руб.

6252,3

3. Издержки обращения, тыс. руб.

2466,1

4. Уровень издержек обращения, %

29,7

5. Торговые наложения, тыс. руб.

2043,2

6. Уровень торговых наложений, %

24,6

7. Товарооборот по ДЛО, тыс. руб.

4881,1


 

Предприятие   несет  ответственность  по   своим   обязательствам   всем принадлежащим  ему имуществом.

Собственник имущества  предприятия не несет ответственность  по обязательствам предприятия, за исключением  случаев, если несостоятельность предприятия вызвана собственником его имущества.

Единоличным исполнительным органом предприятия является директор, назначенный решением Администрации  Частинского муниципального района.

Имущество предприятия  формируется за счет:

- имущества, закрепленного предприятием на праве хозяйственного ведения собственником имущества;

- доходов предприятия от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству источников.

Имущество предприятия  составляют основные и оборотные  средства, стоящие на самостоятельном балансе предприятия.

МУП «ЦРА №91 с. Частые»  имеет в своем составе следующие  отделы:

- рецептурно-производственный отдел;

- отдел запасов;

- отдел льготного отпуска ЛС.

Нами было проанализировано штатное расписание ЦРА №9 (таблица 2.2).

Таблица 2.2

Штатное расписание по МУП «ЦРА №91» на 2009 г.

№ п/п

Наименование структурных должностей

Количество штатных единиц

1

1.1

Административно-хозяйственный  персонал:

Директор аптеки

 

1

1.2

Заместитель директора

1

1.3

Главный бухгалтер

1

1.4

Бухгалтер

1

1.5

Уборщица

1

1.6

Водитель автомашины

1

1.7

Кочегар

2

1.8

Электрик

0,5

 

Итого

8,5

 

Удельный вес, %

50

2

2.1

Производственный персонал:

Заведующий рецептурно-производственным отделом

 

1

2.2

Провизор-технолог по контролю качества ЛС

0,5

2.3

Провизор-технолог по отпуску ЛС

1

2.4

Фармацевт-технолог по отпуску ЛС

1

2.5

Оператор по программе ОНЛС

1

2.6

Фасовщик

2

2.7

Заведующий отделом запасов

1

2.8

Санитарка-мойщица

1

 

Итого

8,5

 

Удельный вес, %

50


 

Из таблицы 2.2 видно, что доли производственного и административно-хозяйственного персонала составляют по 50%.

Лекарственное обслуживание льготных категорий граждан МУП  «ЦРА №91»осуществляет с 2000 г.

В отделе льготного отпуска работают провизор, обслуживающий население по льготным рецептам, и оператор по программе ОНЛС, который ведет учет и составляет отчетные документы.

Рабочее место провизора по отпуску ЛС организовано в рецептурной комнате, которая отделена от торгового зала стеклянной перегородкой (рисунок 2.5).


 

 


 

 




 

 

Рис. 2.5 – Организация рабочего места провизора по льготному отпуску ЛС

Как видно из рисунка 2.5, рабочее место провизора по отпуску ЛС оборудовано секционным столом, шкафами для изолированного хранения ЛС, полученных для отпуска по рецептам бесплатно для региональных и федеральных льготников, сейфом для хранения наркотических средств, психотропных веществ и других ЛС, подлежащих предметно-количественному учету, холодильником для хранения термолабильных ЛС, телефоном. Рабочее место не обеспечено компьютером, принтером и модемом.

На рабочем столе  находятся канцелярские принадлежности, калькулятор, штамп «Рецепт не действителен». Под стеклом на столе имеются телефон и адрес обслуживаемого ЛПУ, список врачей, имеющих право на выписку льготных рецептов с образцами их подписей и личных печатей. Также имеются перечни ЛС для льготного обеспечения.

Рабочее место оператора  по программе ОНЛС организовано в  отдельном помещении и обеспечено телефоном, факсом, компьютером, принтером, модемом и сканером для автоматизированного ввода рецептов базу данных. На компьютере установлена программа, позволяющая обеспечить автоматизированный персонифицированный учет отпущенных по рецептам ЛС.

Оператор по программе  ОНЛС получает заявку на ЛС, которая  составляется заметителем главного врача по лечебной части муниципального медицинского учреждения (ММУ) «Частинская центральная районная больница» (ЦРБ) и проверяет правильность квартального поступления ЛС.

Еженедельно оператор по программе ОНЛС делает заявку на поставку ЛС и доводит в ЛПУ сведения по остаткам ЛС.

Сведения по отсроченным  рецептам еженедельно доводятся до заместителя главного врача по лечебной части ММУ Частинская ЦРБ, а также до ОАО «Пермфармация» - с целью поступления лекарственных средств в аптеку для обслуживания по отсроченным рецептам.

Информация о работе Анализ деятельности аптеки по льготному отпуску лекарственных средств