Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 11:43, курсовая работа
Транспорт – один из важнейших компонентов общественного и экономического развития, поглощающий значительное количество ресурсов и оказывающий серьезное влияние на окружающую среду. Услуги транспорта играют важную роль в экономике и повседневной жизни людей. Использование практически всех видов транспорта на всех континентах возрастает и по объему перевозимых грузов, и по количеству тонно-километров, и по числу перевозимых пассажиров. Существенна роль транспорта в загрязнении водных объектов. Кроме того, транспорт является одним из основных источников шума в городах и вносит значительный вклад в тепловое загрязнение окружающей среды.
Введение 2
1. Воздействие автомобильного транспорта на ОС 4
1.1 Городской автомобиль 5
1.2 Автостоянки и гаражи 8
1.3 Загрязнение воздуха 10
1.4 Загрязнение воды 11
1.5 Загрязнение почвы 11
1.6 Утилизация отходов функционирования автотранспорта 12
2. Обращение с отходами на предприятии ООО ПАП «Транспорт – Экспресс» 18
2.1 Природоохранные проблемы предприятия ООО ПАП «Транспорт – Экспресс» 18
2.2 Нормирование образования отходов на предприятии 19
2.3 Виды отходов на предприятии ООО ПАП «Транспорт – Экспресс» 20
2.4 Расчет образования производственных отходов 26
2.5 Учет и отчетность в области обращения с отходами 31
2.6 Обустройство мест временного хранения отходов 37
2.7 Техника безопасности при обращении с токсичными отходами 41
2.8 Порядок транспортирования отходов предприятием «Транспорт – Экспресс» 45
Заключение 48
Использованная литература 49
Основной задачей нормирования отходов является сокращение удельного расхода сырья, ресурсов, объемов образования отходов при соблюдении технологических регламентов производства и эксплуатации, а также требуемого качества выпускаемой продукции.
На предприятии ООО ПАП «Транспорт – Экспресс» используют расчетно-аналитический метод нормирования отходов, который позволяет установить технически и экономически обоснованные нормативные величины путем выполнения расчетов на основе данных конструкторской и технологической документации, рецептур, регламентов на изготовление продукции, оказание услуг или выполнение ремонтно-эксплуатационных работ.
На предприятии имеется нормативно-техническая документация, в составе которой есть данные по нормам расхода сырья и материалов на оказание услуг, данные по техническим и эксплуатационным показателям применяемых материалов, инструмента, оборудования и т.п., которые при соответствующей обработке можно использовать для определения объемов образования отходов.
Для определения нормативных объемов образования отходов в общем виде необходимо:
выявить источники образования отходов;
изучить номенклатуру образующихся отходов;
изучить отчетные данные за ряд лет об объемах образования отходов либо материальный баланс производства;
рассчитать количество (объемы) нормативного образования отходов на основании имеющихся формул и справочных данных по входящим в них параметрам.
2.3 Виды отходов на предприятии ООО ПАП «Транспорт – Экспресс»
На предприятии «Транспорт – Экспресс», имеющем на балансе значительное количество автотранспорта и самостоятельно осуществляющем техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, проблема обращения с отходами особенно актуальна, так как в процессе его работы образуется более 15 видов отходов производства, в том числе отходы II – III класса опасности.
Отходы образуются при
ремонте и техническом
Таблица 1. Перечень отходов, образующихся на предприятии ООО ПАП «Транспорт – Экспресс»
№п/п |
Класс опасности |
Наименование отходов |
1 |
1 |
Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак |
2 |
5 |
Опилки натуральной чистой древесины |
3 |
3 |
Масла моторные отработанные |
4 |
3 |
Масла индустриальные отработанные |
5 |
3 |
Масла трансмиссионные отработанные |
6 |
3 |
Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты |
7 |
3 |
Аккумуляторы свинцовые отработанные неразобранные, со слитым электролитом |
8 |
3 |
Отходы лакокрасочных средств |
9 |
3 |
Всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей) |
10 |
5 |
Обрезь натуральной чистой древесины |
11 |
4 |
Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
12 |
4 |
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) |
13 |
4 |
Лом и отходы цветных металлов |
14 |
4 |
Отходы лакокрасочных средств |
15 |
5 |
Деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины |
16 |
4 |
Прочие твердые минеральные отходы |
17 |
4 |
Отходы рубероида |
18 |
4 |
Отходы мела в виде порошка или пыли |
19 |
4 |
Шлак сварочный |
20 |
5 |
Тормозные колодки отработанные |
21 |
4 |
Покрышки с металлическим |
22 |
4 |
Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты |
23 |
4 |
Стеклянные отходы |
24 |
4 |
Отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод |
25 |
4 |
Прочие коммунальные отходы |
26 |
4 |
Отходы затвердевшего |
27 |
4 |
Отходы полимерных материалов |
28 |
4 |
Резиноасбестовые отходы (в том числе изделия отработанные и брак) |
29 |
4 |
Абразивная пыль и порошок от шлифования черных металлов (с содержанием металла менее 50%) |
30 |
4 |
Медицинские отходы |
31 |
4 |
Медицинские отходы |
32 |
5 |
Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов |
33 |
5 |
Шкурка шлифовальная отработанная |
34 |
5 |
Лом черных металлов несортированный |
35 |
5 |
Тормозные колодки отработанные |
36 |
5 |
Отходы затвердевшего |
37 |
5 |
Пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства |
38 |
5 |
Резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства |
39 |
5 |
Остатки и огарки стальных сварочных электродов |
40 |
5 |
Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства |
41 |
5 |
Отходы цемента в кусковой форме |
42 |
5 |
Бой строительного кирпича |
43 |
5 |
Строительный щебень, потерявший потребительские свойства |
44 |
5 |
Отходы песка, незагрязненного опасными веществами |
При ремонте и техническом обслуживании автотранспорта производится замена отдельных деталей и узлов автомобилей, отслуживших свой срок. При этом в качестве отходов образуются лом черных металлов (отработанные металлические детали автомобилей), мусор промышленный (отработанные неметаллические детали автомобилей), фильтры, загрязненные нефтепродуктами (топливные и масляные фильтры), фильтр картонный (воздушные фильтры), отработанные накладки тормозных колодок, шины с металлокордом, шины с тканевым кордом.
Отработанные аккумуляторы сдаются на переработку в разобранном состоянии. В этом случае образуются следующие виды отходов: лом цветных металлов (в зависимости от типа аккумулятора), отходы полимерные (пластмассовый корпус батареи), отработанные электролиты аккумуляторных батарей.
При замене отработанных масел образуются следующие виды отходов: отработанное моторное масло, отработанное трансмиссионное масло. При замене масла в гидравлических системах экскаваторов образуется отработанное гидравлическое масло.
Для ликвидации проливов масла в гаражах используются древесные опилки или песок, в результате чего в качестве отходов образуются древесные опилки, загрязненные нефтепродуктами, либо грунт, содержащий нефтепродукты.
В процессе технического обслуживания автотранспорта для протирки замасленных поверхностей используется ветошь. Промасленная ветошь, образующаяся при этом, направляется в отходы.
На предприятии «Транспорт – Экспресс» производится мойка автомобилей. При этом организована очистка загрязненных сточных вод после мойки автотранспорта. Очистное сооружение мойки автотранспорта представляют собой отстойник с нефтеловушкой либо фильтрами. Здесь происходит отделение и осаждение взвешенных веществ и очистка от нефтепродуктов. Взвешенные вещества, оседающие на дно колодцев (осадки ОС мойки автотранспорта) и всплывающие нефтепродукты нефтеловушек регулярно удаляются, образуя отходы. Фильтры, загрязненные нефтепродуктами подлежат замене и также поступают в отходы.
Кроме вышеперечисленных отходов производства, на автотранспортном предприятии образуются отходы потребления – бытовые отходы, отработанные люминесцентные лампы трубчатые, отработанные ртутные лампы для наружного освещения, смет с территории, канализационные отходы, не содержащие токсичных металлов.
Таблица 2. Код по ФККО и опасные свойства отходов предприятия ООО ПАП «Транспорт – Экспресс»
№ строки |
Вид отхода | |||||
Код по ФККО |
Наименование по ФККО |
Класс опасн. |
Опасное свойство отхода | |||
1 |
353301001301 1 |
Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак |
1 |
Токсичность | ||
2 |
171106010100 5 |
Опилки натуральной чистой древесины |
5 |
Пожароопасность | ||
3 |
541002010203 3 |
Масла моторные отработанные |
3 |
Пожароопасность | ||
4 |
541002050203 3 |
Масла индустриальные отработанные |
3 |
Пожароопасность | ||
5 |
541002060203 3 |
Масла трансмиссионные отработанные |
3 |
Пожароопасность | ||
6 |
920000000000 3 |
Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты |
3 |
Токсичность | ||
7 |
921101021301 3 |
Аккумуляторы свинцовые |
3 |
Токсичность | ||
8 |
555000000000 3 |
Отходы лакокрасочных средств |
3 |
Токсичность | ||
9 |
546002000603 3 |
Всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей) |
3 |
Пожароопасность | ||
10 |
171105010100 5 |
Обрезь натуральной чистой древесины |
5 |
Данные не установлены | ||
11 |
912004000100 4 |
Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) |
4 |
Данные не установлены | ||
12 |
549027010103 4 |
Обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел менее 15%) |
4 |
Пожароопасность | ||
13 |
353000000000 4 |
Лом и отходы цветных металлов |
4 |
Токсичность | ||
14 |
171105021300 5 |
Деревянная упаковка (невозвратная тара) из натуральной древесины |
5 |
Данные не установлены | ||
15 |
314000000000 4 |
Прочие твердые минеральные отходы |
4 |
Токсичность | ||
16 |
187204010101 4 |
Отходы рубероида |
4 |
Пожароопасность | ||
17 |
314013051100 4 |
Отходы мела в виде порошка или пыли |
4 |
Токсичность | ||
18 |
314048000199 4 |
Шлак сварочный |
4 |
Токсичность | ||
19 |
351505000199 5 |
Тормозные колодки отработанные |
5 |
Опасные свойства отсутствуют | ||
20 |
575002041300 4 |
Покрышки с металлическим |
4 |
Данные не установлены | ||
21 |
920000000000 4 |
Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты |
4 |
Данные не установлены | ||
22 |
314008000100 4 |
Стеклянные отходы |
4 |
Данные не установлены | ||
23 |
943000000000 4 |
Отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод |
4 |
Токсичность | ||
24 |
990000000000 4 |
Прочие коммунальные отходы |
4 |
Токсичность | ||
25 |
571016000100 4 |
Отходы затвердевшего |
4 |
Пожароопасность | ||
26 |
570000000000 4 |
Отходы полимерных материалов |
4 |
Токсичность | ||
27 |
575003000100 4 |
Резиноасбестовые отходы (в том числе изделия отработанные и брак) |
4 |
Токсичность | ||
28 |
314003001100 4 |
Абразивная пыль и порошок от шлифования черных металлов (с содержанием металла менее 50%) |
4 |
Токсичность | ||
29 |
971000000000 4 |
Медицинские отходы |
4 |
Данные не установлены | ||
30 |
314043020199 5 |
Абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов |
5 |
Данные не установлены | ||
31 |
314043030199 5 |
Шкурка шлифовальная отработанная |
5 |
Данные не установлены | ||
32 |
351301000199 5 |
Лом черных металлов несортированный |
5 |
Токсичность | ||
33 |
571010000100 5 |
Отходы затвердевшего |
5 |
Токсичность | ||
34 |
571018001300 5 |
Пластмассовая незагрязненная тара, потерявшая потребительские свойства |
5 |
Опасные свойства отсутствуют | ||
35 |
575001011300 5 |
Резиновые изделия незагрязненные, потерявшие потребительские свойства |
5 |
Опасные свойства отсутствуют | ||
36 |
351216010199 5 |
Остатки и огарки стальных сварочных электродов |
5 |
Опасные свойства отсутствуют | ||
37 |
187103000100 5 |
Отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства |
5 |
Данные не установлены | ||
38 |
314055020199 5 |
Отходы цемента в кусковой форме |
5 |
Данные не установлены | ||
39 |
314014040199 5 |
Бой строительного кирпича |
5 |
Данные не установлены | ||
40 |
314009020199 5 |
Строительный щебень, потерявший потребительские свойства |
5 |
Опасные свойства отсутствуют | ||
41 |
314023010199 5 |
Отходы песка, незагрязненного опасными веществами |
5 |
Опасные свойства отсутствуют | ||
42 |
521001000201 2 |
Кислоты аккумуляторные, отработанные |
2 |
Токсичность |
2.4 Расчет образования производственных отходов
Расчет образования
Расчет отработанных аккумуляторов производится исходя из количества аккумуляторов каждого типа, установленных на автотранспортных средствах, веса аккумуляторов вместе без электролита, эксплуатационного срока службы аккумуляторов. Суммирование производится по всем маркам аккумуляторов. Эксплуатационный срок службы аккумуляторов и вес аккумуляторов по маркам указан в справочной литературе.
Расчет отработанных масляных, топливных и воздушных фильтров производится исходя из количества автотранспортных средств, находящихся на балансе предприятия, количества фильтров, установленных на каждой автомашине, веса фильтров, среднегодового пробега автотранспорта и нормы пробега подвижного состава каждой марки до замены фильтровальных элементов. Норма пробега подвижного состава до замены фильтров берется по справочным данным.
Расчет количества лома черных металлов, образующегося при ремонте автотранспортных средств производится исходя из среднегодового пробега каждого автомобиля, нормы пробега подвижного состава до ремонта, удельного норматива замены деталей из черных металлов при ремонте. Удельный норматив замены деталей из черных металлов, как правило, составляет 1–10% и определяется по данным инвентаризации.
Нормативное количество отработанных накладок тормозных колодок определяется исходя из количества автомашин, количества тормозных накладок, установленных на одной автомашине, массы одной накладки, среднегодового пробега автомобилей каждой марки, нормы пробега подвижного состава до замены накладок тормозных колодок, которая определяется по справочным данным.
Расчет нормативного количества отработанных автомобильных шин – шин с тканевым кордом и шин с металлокордом производится исходя из количества автомашин, находящихся на балансе предприятия, количества шин, установленных на автомашине каждой марки, веса одной изношенной шины каждой марки, среднегодового пробега автомобиля каждой марки, нормы пробега подвижного состава каждой марки до замены шин. Рекомендуемые типы шин для автомашин различных марок, а также количество автошин, установленных на автомобилях различных марок и вес шин приведены в справочной литературе, или в технической документации, прилагаемой к поставляемым шинам.
Расчет отработанного
моторного масла и
При расчете отработанного моторного и трансмиссионного масла через объем системы смазки исходными данными для расчета являются объем масла, заливаемого в автомашины каждой марки при ТО, среднегодовой пробег каждого автомобиля, нормы пробега подвижного состава до замены масла.
Количество осадка очистных сооружений мойки автотранспорта и всплывающих нефтепродуктов нефтеловушек (при отсутствии реагентной обработки) рассчитывается исходя из годового расхода сточных вод, концентрации взвешенных веществ и нефтепродуктов до очистных сооружений, концентрации взвешенных веществ после очистных сооружений, влажности осадка.
Годовой расход сточных вод определяется с учетом нормативного расхода воды на мойку одного автомобиля и количества моек автомобилей за год. Нормативный расход воды на мойку одного автомобиля указан в справочной литературе.
Расчет ветоши промасленной производится исходя из количества сухой ветоши, расходуемой при ремонте и эксплуатации автотранспорта и содержания нефтепродуктов в ветоши промасленной.
По целому ряду отходов (мусор промышленный, древесные опилки, загрязненные нефтепродуктами, грунт, содержащий нефтепродукты) нормативное количество отходов определяется по среднефактическим данным предприятия за последние 2 года.
Таблица 3. Удельные показатели образования отходов при эксплуатации и обслуживании автотранспорта
№ |
Вид проводимых работ |
Наименование образующихся отходов |
Значения удельных показателей образующихся отходов (в расчете на один автомобиль) |
1 |
Ежедневное техническое обслуживание автомобилей |
Сточные воды после мойки автобусов |
7,5 куб. м на 10 тыс.км пробега |
2 |
Очередное и сезонное техническое обслуживание, текущий ремонт автомобилей (ТО-1, ТО-2, ТР) |
Отработанные моторные масла автомобилей: автобусов на дизельном топливе автобусов, работающих на бензине и сжиженном газе Отработанные
трансмиссионные масла автобусов, работающих на бензине и сжиженном газе автобусов, работающих на дизельном топливе Отработанные специальные масла (гидравлические): автобусов, работающих на дизельном топливе автобусов, работающих на бензине и сжиженном газе Ветошь от обслуживания автобусов |
0,85 л на 100 л топлива
0,73 л на 100 л топлива
0,03 л на 100 л топлива
0,06 л на 100 л израсходованного топлива
0,1 л на 100 л топлива
0,01 -0,1 л на 100 л израсходованного топлива 3,0 кг на 10 тыс. км пробега |
3 |
Ремонт деталей, узлов и агрегатов автомобилей |
Лом черных металлов, образующихся при ремонте автобусов (непригодные детали и узлы, куски металла, металлическая стружка, остатки сварочных электродов, проволоки и т.п.): Лом черных металлов от замены агрегатов автобусов Лом цветных металлов, образующихся при ремонте автобусов Лом цветных металлов от замены агрегатов автобусов |
26,3 кг на 10 тыс. км пробега
62,0 кг на 10 тыс. км пробега 0,77 кг на 10 тыс. км пробега
44,5 кг на 10 тыс. км пробега |
4 |
Шиномонтажные, шиноремонтные и вулканизационные работы |
Изношенные шины и автомобильные камеры автобусов Отходы резинотехнических материалов, образующиеся при проведении вулканизационных работ автобусов |
17,3 кг на 10 тыс. км пробега
1,2 кг на 10 тыс. км пробега |
5 |
Ремонт или замена аккумуляторных батарей |
Отработанные электролиты от аккумуляторных батарей автобусов Лом свинца от отработанных батарей автобусов Сточные волы от промывки аккумуляторных батарей (деталей аккумуляторов) и используемого оборудования (посуды) автобусов |
0,94 л на 10 тыс. км пробега
1,31 кг на 10 тыс. км пробега
0,41 л на 10 тыс. км пробега |
6 |
Деревообрабатывающие и обойные работы, распаковка материалов и запасных частей из упаковочной тары |
Отходы деревянной тары, образующиеся при проведении работ для автобусов Отходы текстильных материалов, образующиеся при проведении работ для автобусов Отходы кожевенных материалов (искусственных кож), образующиеся при проведении обойных работ для автобусов Отходы пластмассовых материалов (фурнитуры, тары) и полиэтилена, образующиеся при проведении работ для автобусов Макулатура, образующаяся при проведении работ для автобусов |
45,5 кг на 10 тыс. км пробега
1,0 кг на 10 тыс. км пробега
0,5 кг на 10 тыс. км пробега
1,1 кг на 10 тыс. км пробега
1,1 кг на 10 тыс. км пробега |
7 |
Окрасочные работы |
Отходы лакокрасочных материалов от покраски автомобилей автобусов |
1,0 кг на 10 тыс. км пробега |
2.5 Учет и отчетность в области обращения с отходами
В соответствии со статьей 19 Закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Учет отходов производится в местах их образования, использования, обезвреживания и удаления; при передаче отходов другим лицам и при приеме от других лиц.
Учет опасных и малоопасных отходов осуществляется в единицах массы, учет неопасных отходов – в единицах объема в естественном сложении.
Учет опасных отходов
ведется бухгалтериями
Учет малоопасных и
неопасных отходов
Учет опасных отходов осуществляется на основе прямых измерений веса отходов.
Учет малоопасных и
неопасных отходов
прямыми замерами веса или объема
расчетным методом по удельным нормам образования отходов.
Сведения об отходах производства и потребления содержатся в государственной статистической отчетности и в ведомственной отчетности МПР России.
Государственная статистическая отчетность предполагает заполнение производителями отходов формы № 2-тп (токсичные отходы) согласно «Инструкции по составлению статотчетности об образовании и удалении токсичных отходов по форме № 2-тп (токсичные отходы)», утвержденной в установленном законодательством порядке.
Форма 2-тп (токсичные отходы)
представляется индивидуальными
статистическому органу по месту нахождения индивидуального предпринимателя или юридического лица
местному природоохранному органу
органу, осуществляющему
государственное регулирование
в соответствующей отрасли
Ведомственная отчетность МПР России в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с «Временными правилами охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации», предусматривающих применительно к природопользователям представление в составе проекта (заявки) лимита на размещение отходов следующих видов отчетности (отчетных и учетных форм):
Лимиты размещения отходов, установленные (наименование природопользователя) на отчетный год
Перечень, характеристика и масса отходов производства и потребления, подлежащих размещению на … год
Информация о работе Обращение с отходами (на примере предприятия ПАП Транспорт-Экспресс)