Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:03, курсовая работа
Целью данной работы является изучение бедности в России и путей ее преодоления.
Задачами данной работы являются:
1. понять что же такое бедность;
2. определить критерии оценки бедности;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепции определения бедности………………………………………..4
1.1. Понятие и сущность бедности, критерии оценки бедности.………4
1.2. Измерение бедности………………………………..…………………5
1.3. Зарубежный опыт по решению проблемы бедности ………………9
2. Анализ бедности в России……………………………..............................13
2.1. Причины и характеристика бедности в ПФО……………………...13
2.2. Законодательные попытки преодоления социального расслоения в РФ…………………………………………………………………………………29
3. Пути преодоления бедности……………………………………………..32
3.1. Направления и механизмы снижения уровня бедности в России..32
3.2. Отсутствие механизмов перераспределения доходов……………..33
3.3. Содействие в трудоустройстве и самозанятости населения………34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложение
Величина прожиточного минимума12 в целом по Кировской области
в 3 квартале 2009 г. составила 5066 руб. на человека в месяц. Стоимость продуктов питания при оценке прожиточного минимума составила 2011 руб., расходы на непродовольственные товары – 804 руб., оплата услуг – 1910 руб., расходы по обязательным платежам и сборам – 341 руб.
К сожалению, такое соотношение минимальной заработной платы и минимального прожиточного уровня не укладывается ни в какие экономические и правовые рамки. Даже если допустить, что минимальный размер оплаты труда будет равен величине прожиточного минимума в стране, то это не сможет решить проблему бедности в России.
Таблица 13. «Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума»13 (в % от общей численности населения субъекта).
20001) |
20012) |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Российская Федерация |
29,0 |
27,5 |
24,6 |
20,3 |
17,6 |
17,73) |
15,2 |
13,4 |
Приволжский федеральный округ |
||||||||
Республика Башкортостан |
33,1 |
28,3 |
23,2 |
20,3 |
17,5 |
14,9 |
14,53) |
13,0 |
Республика Марий Эл |
60,2 |
58,8 |
52,5 |
49,7 |
46,5 |
39,7 |
29,93) |
27,63) |
Республика Мордовия |
52,9 |
48,5 |
43,7 |
36,1 |
31,9 |
29,8 |
28,33) |
24,7 |
Республика Татарстан |
33,2 |
27,3 |
23,6 |
19,2 |
15,8 |
12,8 |
9,9 |
8,7 |
Удмуртская Республика |
35,1 |
33,3 |
30,4 |
30,1 |
26,1 |
22,4 |
19,03) |
17,7 |
Чувашская Республика |
51,3 |
44,8 |
40,9 |
31,9 |
30,8 |
27,0 |
21,43) |
21,1 |
Пермский край |
25,5 |
24,3 |
23,4 |
21,8 |
20,3 |
17,1 |
14,4 |
14,03) |
Кировская область |
45,2 |
42,2 |
34,5 |
31,3 |
26,9 |
26,8 |
23,5 |
22,23) |
Нижегородская область |
35,4 |
27,2 |
22,8 |
22,7 |
20,4 |
17,5 |
15,93) |
14,2 |
Оренбургская область |
42,1 |
38,1 |
33,3 |
28,9 |
24,4 |
22,0 |
19,4 |
18,43) |
Пензенская область |
49,4 |
43,7 |
37,62) |
33,2 |
27,9 |
26,0 |
23,13) |
19,3 |
Самарская область |
31,2 |
29,8 |
27,7 |
21,1 |
18,9 |
17,3 |
17,03) |
15,4 |
Саратовская область |
41,2 |
38,7 |
34,4 |
29,2 |
27,5 |
24,9 |
21,7 |
22,73) |
Ульяновская область |
44,5 |
45,2 |
40,7 |
33,3 |
31,6 |
28,8 |
24,23) |
20,1 |
По динамике численности населения с денежными доходами ниже величины ПМ наша область в 2007 г. находится на 3 месте среди регионов ПФО. Самый высокий показатель наблюдается в Республике Марий Эл, низкий – Республика Татарстан. Как показывают данные таблицы, 22,2% жителей нашей области получают доходы ниже 4330 руб. (величины ПМ). Этот показатель выше российского на 8,8%. Такой минимально необходимый уровень жизни, который в реальном выражении подразумевает лишь покрытие самых основных расходов: коммунальных, на питание, медикаменты и одежду, вряд ли может покрыть основной перечень расходов.
В то же время работа по созданию законодательной базы в Российской Федерации далека от завершения. До сих пор не приняты законы о коррупции, о налоге на роскошь и ряда других, а главное нет законов о правах человека, о преодолении бедности, стратегии и этапах решения этой задачи. Из года в год Госдума четвертого созыва откладывала рассмотрение вопроса об итогах приватизации.
Таким образом, уровень жизни населения Кировской области является средним по ПФО (область находится по основным показателям на 5-8 местах среди 14 регионов ПФО). Основные проблемы региона – это устаревшая материальная база производства, низкий уровень инвестиционных вливаний в экономику, практически полное отсутствие инноваций в производстве, не самое высокое качество предоставляемых услуг и неразвитая инфраструктура в целом и, как следствие, небольшой для теоретического потенциала области уровень ВРП, низкие заработные платы, высокая смертность и заниженная ожидаемая продолжительность жизни и вообще неудовлетворенность большинства жителей области сложившимся положением дел (по данным исследований, 77,5% жителей составляют эту группу). Безусловно, в оценке эффективности экономики региона необходимо сделать поправку на климатические и географические особенности, ввиду которых область не специализируется на добыче полезных ископаемых, на аграрном комплексе. Однако зная, что в России не одна Кировская область поставлена в такие условия и сопоставляя уровень жизни в этих сходных регионах, становится ясно, что наш регион пока не научился наиболее эффективно использовать те преимущества и развивать те отрасли, которые могли бы принести наибольшую отдачу для экономики области. Это сфера обработки, требующая модернизации и внедрения инноваций, это сфера услуг, имеющая потенциал для развития, это инфраструктура (в первую очередь, дороги), без совершенствования которой невозможно развитие всех остальных отраслей.
3. Пути преодоления бедности
3.1. Направления и механизмы снижения уровня бедности в России
Проблема борьбы с бедностью в России сегодня – задача самая приоритетная и актуальная для общества и государства.
В современных условиях на высшем уровне по социальному развитию должна быть объявлена борьба с бедностью, в первую очередь, с нищетой, отсутствием удовлетворения первоочередных потребностей (в питании, санитарии и гигиене, базовом образовании), с бездомностью и беспризорностью, безработицей, неадекватной оплатой труда.
Борьба с бедностью – это неотъемлемая составная часть общей социальной и экономической политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые и простые решения, возможность копирования опыта других стран, обеспечивающих высокие жизненные стандарты для абсолютного большинства своего населения.
Прежде всего, следует обеспечить недопущение дальнейшего роста масштабов бедности.
В современной России существует множество проблем, из-за которых большая часть населения страны оказалась среди бедняков.
На наш взгляд, главным показателем уровня жизни населения можно считать размер реальных доходов населения, он же является важнейшим фактором, определяющим насколько комфортно проживают жители нашего государства, какова покупательная способность.
Одной из основных задач в обеспечении роста доходов населения является создание условий для устойчивого роста заработной платы. Задача может быть достигнута за счет:
Кроме того, разработка и внедрение отраслевых систем оплаты труда, предусматривающих, прежде всего оплату за результат и имеющих стимулирующий характер, позволит повысить заработную плату занятых в бюджетном секторе экономики.
3.2. Отсутствие механизмов перераспределения доходов
Было целесообразно перераспределять доходы населения путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.
На наш взгляд, было бы не плохо разработать программу по взиманию налога на доходы физических лиц (НДФЛ).
Во-первых, граждан, получающих доходы ниже прожиточного уровня или на его уровне нужно освободить от обложения налогом. Так как они получают минимально необходимый уровень жизни, который в реальном выражении подразумевает лишь покрытие самых основных расходов: коммунальных, на питание, медикаменты и одежду. Но даже и этого вряд ли хватит, так как цены с каждым днем все увеличиваются, особенно на лекарство.
Отдавая, 13% с дохода + выплаты за жилищно-коммунальные услуги + электроэнергия + оплата за воду, у населения по сути остается небольшая доля их заработка. А на этот остаток денежных средств, необходимо прокормить семью, купить одежду и т.д. Таким образом, граждане, находящиеся в таких условиях не могут обеспечить достойного уровня жизни. Следовательно, они получают низкий уровень качества образования, людям не хватает средств для достойного отдыха и культурных мероприятий. В этом случае необходимо понизить основную налоговую ставку до 8% для граждан, которые получают средний уровень доходов – 9-15 тыс. руб., 10% для граждан, получающих 20 тыс руб.
Было бы хорошо, если государство приняло решение ограничить темп роста доходов богатой части населения 10% в год, увеличив рост доходов бедных до 30%, то за 2-3 года уровень бедности снизился бы до 10%. То есть, таким образом, нищета стала бы исчезать, уничтожаться как социальное явление. Но для этого необходимо повысить минимальную заработную плату в раза 2-3, прежде всего в бюджетной сфере.
Таким образом, не вовлекая дополнительных инвестиций, не рассчитывая на помощь и кредиты других стран, а также при соблюдении собственных рыночных механизмов, мы можем направить распределение в нужном направлении. Причем речь идет не только о повышении заработных плат, но и о комплексном подходе. Неплохо было бы «расшевелить» малый бизнес, что позволит ему быстро и легко откликнуться на тот дополнительный спрос, который возникает после повышения доходов бедной части населения. Именно эта категория граждан станет основным потребителем продукции отечественной промышленности, следовательно даст ей дополнительный стимул.
3.3. Содействие
в трудоустройстве и
Одной из причин, влияющих на низкий уровень жизни населения, является невозможность устроиться на работу по специальности, в силу отсутствия вакансий и опыта работы.
В настоящее время на рынке труда не востребованы экономисты, юристы, однако молодежь при выборе будущей профессии мало задумывается о возможности трудоустройства и предпочитают престижные, популярные специальности. Для решения существующей проблемы необходимо:
1) повышать престижность технических специальностей;
2) необходима разработка
и внедрение инновационных
Другой проблемой, связанной
с трудоустройством по специальности,
является требование наличия опыта
работы к выпускникам ВУЗов и
ССУЗов. Нужно как можно быстрее
решать проблему «первого рабочего места»,
путем повышения конкурентоспос
Еще одним вариантом решения проблемы трудоустройства является самозанятость, т.е. организация собственного бизнеса.
Развитие малого предпринимательства является одним из важнейших приоритетов для государственной и региональной экономики, основой для развития конкурентной среды, повышения инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, кроме того, за счет развития малого предпринимательства обеспечивается формирование среднего класса.
Но тем не мене существуют определенные проблемы, сдерживающие вовлечение граждан в предпринимательскую деятельность: слабое развитие производственно-технической базы малого предпринимательства на определенных территориях РФ; у представителей малого бизнеса зачастую недостает навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических и экономических знаний для более эффективного саморазвития бизнеса (невысокий уровень самоорганизации малого предпринимательства, слабая общественная активность также негативно сказывается на развитии малого бизнеса в целом); сложность в привлечении финансовых (инвестиционных) ресурсов (высокая стоимость банковских кредитов и требований по их обеспеченности).
Решение проблемы трудоустройства значительно повысит уровень жизни населения, следствием чего станет повышение уровня социально-экономического развития и конкурентоспособности страны.
Из всего вышесказанного можно сказать, что все проблемы связанные с преодолением бедности в стране нужно решать в комплексе, так как одна проблема вытекает из другой. Поэтому государство должно более тщательно отнестись к проблемам бедности в России.
Заключение
В ходе нашей работы было исследовано понятие, сущность, критерии оценки бедности, ее измерение. Был выявлен перечень причин и характеристик существования бедности, а также методов по борьбе с нищетой.
Информация о работе Проблема преодоления бедности в Российской Федерации