Проблема преодоления бедности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение бедности в России и путей ее преодоления.
Задачами данной работы являются:
1. понять что же такое бедность;
2. определить критерии оценки бедности;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепции определения бедности………………………………………..4
1.1. Понятие и сущность бедности, критерии оценки бедности.………4
1.2. Измерение бедности………………………………..…………………5
1.3. Зарубежный опыт по решению проблемы бедности ………………9
2. Анализ бедности в России……………………………..............................13
2.1. Причины и характеристика бедности в ПФО……………………...13
2.2. Законодательные попытки преодоления социального расслоения в РФ…………………………………………………………………………………29
3. Пути преодоления бедности……………………………………………..32
3.1. Направления и механизмы снижения уровня бедности в России..32
3.2. Отсутствие механизмов перераспределения доходов……………..33
3.3. Содействие в трудоустройстве и самозанятости населения………34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложение

Файлы: 1 файл

ГЭП.doc

— 674.50 Кб (Скачать)

Под бедностью мы понимаем нехватку денежных средств для нормальной жизни и жизнедеятельности людей.

Бедность страшна и  многолика, она касается не только экономической  и социальной сторон жизни общества, но и влияет на демографическое положение, калечит души, способствует росту преступности. Бедный человек не может ощущать себя полноправным и полноценным членом общества. А когда подобное самоощущение характерно для миллионов людей, то проблема может перерасти из личной трагедии и превратиться в национальную катастрофу. Вероятно, ранняя смертность среди мужчин в значительной степени связана с тем, что люди, находящиеся в расцвете лет и сил, не имеют возможности себя реализовать, прокормить семью, дать образование детям, обеспечить себе достойную старость.

В ходе нашего исследования, анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность.

Было выявлено, политика распределения доходов населения должна быть направлена, прежде всего, на восстановление роли оплаты труда, как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности граждан.

В этих целях первоочередное значение приобретает поэтапное доведение минимальных и других фиксированных доходов населения до величины прожиточного минимума. Именно такой подход заложен в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Необходимо также принять экстренные правовые, экономические и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках с выплатой заработной платы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

[1]. Конституция Российской Федерации. «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

[2]. Трудовой кодекс  Российской Федерации. М., 2007

[3]. Федеральный закон  от 10 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном  минимуме в Российской Федерации"

[4]. Федеральный закон  от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

[5]. Федеральным законом  от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской  корзине в целом по Российской  Федерации"

[6]. Федеральный закон  от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений  в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации".

[7]. Волгин Н.А  Социальная политика: Учебник,  Издательство: РАГС, 2005 г., 548 стр.

[8]. Деркачева Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты): Автореф. канд. дис. М., 2002. С. 3 - 4, 11 - 14.

[9]. Иванова Р.И. Социальное  обеспечение в государственно-организованном  обществе: генезис, развитие и  функционирование (правовой аспект): Автореф. докт. дис. М., 1987. С. 15 – 21

[10]. Перевертайлов А.  Энциклопедия «Кругосвет», Издательство "Медиа Хауз", 2008

[11]. Римашевская Н.М. О проблеме преодоления бедности и неравенства: Доклад на заседании Секции экономики ООН РАН 22 марта 2005 г. ЭНСР. N 3(30). С. 50.

[12]. Урванцева Т.В. Социальные проблемы развития Кировской области: теория и практика / Региональная экономика. – 2009. - № 29 (122). – С. 61.

[13]. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России. Научно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2009. –74 с.

[14]. Шевяков А. Богач  – бедняк / Журнал В мире наук. – 2005. - № 7. – С. 73.

[15]. Газета «Коммерсантъ»   № 195 (2080) от 18.10.2006.

[16]. Российский статистический ежегодник. М., 2008.

[17]. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Кировской области, www.kirovstat.kirov.ru

[18]. Труд и занятость в России, 2008: Стат. сб. // Росстат. – М., 2008. С. 387,392.

[19]. http://ru.wikipedia.org/wiki/Нищета

[20]. http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/a/af/1012515.htm

[21]. http://www.e-xecutive.ru/community/articles/631300/

 

[22]. http://index.org.ru/journal/21/shev21.html 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 


 

Рисунок 2. «Объем платных  услуг на душу населения в январе – августе 2009 года» (рублей)14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Таблица 8.  «Индексы потребительских цен по ПФО»15 (декабрь к декабрю предыдущего года; для 2009 года – сентябрь к декабрю 2008г. в процентах).

 

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Российская Федерация

231,3

120,2

118,6

115,1

112,0

111,7

110,9

109,0

111,9

113,3

108,1

Приволжский Федеральный  округ

231,1

121,2

118,2

115,2

112,2

112,4

110,2

108,7

113,1

113,3

 

105,9

Республика Башкортостан

226,4

121,6

117,4

114,7

111,1

114,3

110,9

108,9

112,6

112,4

105,2

Республика Марий Эл

250,7

121,7

118,2

114,9

112,1

111,6

109,2

107,4

113,3

113,9

105,9

Республика Мордовия

225,1

128,0

119,7

118,2

109,0

117,0

108,9

108,1

112,3

114,4

106,2

Республика Татарстан

233,7

124,2

117,4

116,4

112,4

112,7

108,8

107,4

111,6

111,8

104,9

Удмуртская Республика

228,8

122,2

120,4

118,0

112,5

112,1

109,3

109,3

113,9

113,7

106,6

Чувашская Республика

251,7

126,2

119,1

117,3

113,3

110,7

107,5

108,4

113,5

114,2

104,8

Пермский край

236,4

124,5

122,5

116,0

114,6

112,6

110,4

109,0

116,4

115,3

106,6

Кировская область

233,5

122,6

117,3

113,9

113,3

111,6

111,3

109,6

112,8

114,2

106,5

Нижегородская область

212,4

121,7

119,7

115,4

115,3

114,3

111,9

110,6

116,1

115,3

106,6

Оренбургская область

245,1

118,7

115,8

113,6

110,1

110,2

110,5

108,7

111,8

112,5

105,7

Пензенская область

240,6

120,6

118,5

115,1

109,9

114,8

111,3

110,1

113,9

115,2

106,0

Самарская область

234,5

119,9

116,7

117,2

112,7

112,7

111,4

108,7

111,9

112,7

106,1

Саратовская область

226,9

119,0

119,0

111,8

110,2

110,7

108,4

108,3

111,8

117,7

106,1

Ульяновская область

231,7

123,5

128,1

118,0

114,6

114,9

110,8

108,5

113,8

114,1

105,6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Российский статистический ежегодник. М., 2008.

2 Российский статистический ежегодник. М., 2008.

3 Российский статистический ежегодник. М., 2008.

4 Российский статистический ежегодник. М., 2008.

5 Российский статистический ежегодник. М., 2008.

6 Российский статистический ежегодник. М., 2008.

7 Российский статистический ежегодник. М., 2008.

8,10 Российский статистический ежегодник. М., 2008.

 

10 Российский статистический ежегодник. М., 2008.

 

11 Российский статистический ежегодник. М., 2008.

 

12 Показатель рассчитан департаментом по труду и занятости администрации Владимирской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.97 N134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Основанием для расчёта является потребительская корзина, установленная Законом "О потребительской корзине во Владимирской области" от 31 мая 2006 г. №63-ОЗ. Величина прожиточного минимума за 3 квартал установлена постановлением Губернатора от 19.10.2009 г. №861.

 

         13 Российский статистический ежегодник. М., 2008.

1) В расчетах использованы ретроспективные оценки величины прожиточного минимума, полученные на основе установленной в субъектах Российской Федерации потребительской корзины (в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») или ее проекта по состоянию на конец 2002 г.

2) В расчетах использованы данные о величине прожиточного минимума, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», а в случае ее отсутствия – ретроспективные оценки величины прожиточного минимума, рассчитанные в порядке, указанном в сноске 1).

3) На основании Федерального закона от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» был осуществлен пересмотр (в сторону повышения) состава потребительской корзины, в соответствии с которой определяется величина прожиточного минимума. По этой причине в целом по Российской Федерации за 2005 г. и в отдельных субъектах Российской Федерации за 2006 и 2007 гг. отмечается рост доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем, при использовании сопоставимых данных о величине прожиточного минимума тенденция к сокращению уровня бедности в целом по Российской Федерации и в отдельных субъектах Российской Федерации не меняется.

 

14 Кировский статистический ежегодник, 2009.

 

15 Российский статистический ежегодник. М., 2008.


Информация о работе Проблема преодоления бедности в Российской Федерации