Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:03, курсовая работа
Целью данной работы является изучение бедности в России и путей ее преодоления.
Задачами данной работы являются:
1. понять что же такое бедность;
2. определить критерии оценки бедности;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Концепции определения бедности………………………………………..4
1.1. Понятие и сущность бедности, критерии оценки бедности.………4
1.2. Измерение бедности………………………………..…………………5
1.3. Зарубежный опыт по решению проблемы бедности ………………9
2. Анализ бедности в России……………………………..............................13
2.1. Причины и характеристика бедности в ПФО……………………...13
2.2. Законодательные попытки преодоления социального расслоения в РФ…………………………………………………………………………………29
3. Пути преодоления бедности……………………………………………..32
3.1. Направления и механизмы снижения уровня бедности в России..32
3.2. Отсутствие механизмов перераспределения доходов……………..33
3.3. Содействие в трудоустройстве и самозанятости населения………34
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39
Приложение
Под бедностью мы понимаем нехватку денежных средств для нормальной жизни и жизнедеятельности людей.
Бедность страшна и многолика, она касается не только экономической и социальной сторон жизни общества, но и влияет на демографическое положение, калечит души, способствует росту преступности. Бедный человек не может ощущать себя полноправным и полноценным членом общества. А когда подобное самоощущение характерно для миллионов людей, то проблема может перерасти из личной трагедии и превратиться в национальную катастрофу. Вероятно, ранняя смертность среди мужчин в значительной степени связана с тем, что люди, находящиеся в расцвете лет и сил, не имеют возможности себя реализовать, прокормить семью, дать образование детям, обеспечить себе достойную старость.
В ходе нашего исследования, анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность.
Было выявлено, политика распределения доходов населения должна быть направлена, прежде всего, на восстановление роли оплаты труда, как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности граждан.
В этих целях первоочередное значение приобретает поэтапное доведение минимальных и других фиксированных доходов населения до величины прожиточного минимума. Именно такой подход заложен в Федеральном законе "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Необходимо также принять экстренные правовые, экономические и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности по заработной плате, введению механизма возмещения материального ущерба при задержках с выплатой заработной платы.
Список литературы
[1]. Конституция Российской Федерации. «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
[2]. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2007
[3]. Федеральный закон
от 10 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном
минимуме в Российской
[4]. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
[5]. Федеральным законом от 31 марта 2006 г. N 44-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"
[6]. Федеральный закон от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации".
[7]. Волгин Н.А Социальная политика: Учебник, Издательство: РАГС, 2005 г., 548 стр.
[8]. Деркачева Т.В. Правовое регулирование государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты): Автореф. канд. дис. М., 2002. С. 3 - 4, 11 - 14.
[9]. Иванова Р.И. Социальное
обеспечение в государственно-
[10]. Перевертайлов А.
Энциклопедия «Кругосвет»,
[11]. Римашевская Н.М. О проблеме преодоления бедности и неравенства: Доклад на заседании Секции экономики ООН РАН 22 марта 2005 г. ЭНСР. N 3(30). С. 50.
[12]. Урванцева Т.В. Социальные проблемы развития Кировской области: теория и практика / Региональная экономика. – 2009. - № 29 (122). – С. 61.
[13]. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России. Научно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2009. –74 с.
[14]. Шевяков А. Богач – бедняк / Журнал В мире наук. – 2005. - № 7. – С. 73.
[15]. Газета «Коммерсантъ» № 195 (2080) от 18.10.2006.
[16]. Российский статистический ежегодник. М., 2008.
[17]. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Кировской области, www.kirovstat.kirov.ru
[18]. Труд и занятость в России, 2008: Стат. сб. // Росстат. – М., 2008. С. 387,392.
[19]. http://ru.wikipedia.org/wiki/
[20]. http://slovari.yandex.ru/dict/
[22]. http://index.org.ru/journal/
Приложение 1
Рисунок 2. «Объем платных услуг на душу населения в январе – августе 2009 года» (рублей)14.
Приложение 2
Таблица 8. «Индексы потребительских цен по ПФО»15 (декабрь к декабрю предыдущего года; для 2009 года – сентябрь к декабрю 2008г. в процентах).
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Российская Федерация |
231,3 |
120,2 |
118,6 |
115,1 |
112,0 |
111,7 |
110,9 |
109,0 |
111,9 |
113,3 |
108,1 |
Приволжский Федеральный округ |
231,1 |
121,2 |
118,2 |
115,2 |
112,2 |
112,4 |
110,2 |
108,7 |
113,1 |
113,3 |
105,9 |
Республика Башкортостан |
226,4 |
121,6 |
117,4 |
114,7 |
111,1 |
114,3 |
110,9 |
108,9 |
112,6 |
112,4 |
105,2 |
Республика Марий Эл |
250,7 |
121,7 |
118,2 |
114,9 |
112,1 |
111,6 |
109,2 |
107,4 |
113,3 |
113,9 |
105,9 |
Республика Мордовия |
225,1 |
128,0 |
119,7 |
118,2 |
109,0 |
117,0 |
108,9 |
108,1 |
112,3 |
114,4 |
106,2 |
Республика Татарстан |
233,7 |
124,2 |
117,4 |
116,4 |
112,4 |
112,7 |
108,8 |
107,4 |
111,6 |
111,8 |
104,9 |
Удмуртская Республика |
228,8 |
122,2 |
120,4 |
118,0 |
112,5 |
112,1 |
109,3 |
109,3 |
113,9 |
113,7 |
106,6 |
Чувашская Республика |
251,7 |
126,2 |
119,1 |
117,3 |
113,3 |
110,7 |
107,5 |
108,4 |
113,5 |
114,2 |
104,8 |
Пермский край |
236,4 |
124,5 |
122,5 |
116,0 |
114,6 |
112,6 |
110,4 |
109,0 |
116,4 |
115,3 |
106,6 |
Кировская область |
233,5 |
122,6 |
117,3 |
113,9 |
113,3 |
111,6 |
111,3 |
109,6 |
112,8 |
114,2 |
106,5 |
Нижегородская область |
212,4 |
121,7 |
119,7 |
115,4 |
115,3 |
114,3 |
111,9 |
110,6 |
116,1 |
115,3 |
106,6 |
Оренбургская область |
245,1 |
118,7 |
115,8 |
113,6 |
110,1 |
110,2 |
110,5 |
108,7 |
111,8 |
112,5 |
105,7 |
Пензенская область |
240,6 |
120,6 |
118,5 |
115,1 |
109,9 |
114,8 |
111,3 |
110,1 |
113,9 |
115,2 |
106,0 |
Самарская область |
234,5 |
119,9 |
116,7 |
117,2 |
112,7 |
112,7 |
111,4 |
108,7 |
111,9 |
112,7 |
106,1 |
Саратовская область |
226,9 |
119,0 |
119,0 |
111,8 |
110,2 |
110,7 |
108,4 |
108,3 |
111,8 |
117,7 |
106,1 |
Ульяновская область |
231,7 |
123,5 |
128,1 |
118,0 |
114,6 |
114,9 |
110,8 |
108,5 |
113,8 |
114,1 |
105,6 |
1 Российский статистический ежегодник. М., 2008.
2 Российский статистический ежегодник. М., 2008.
3 Российский статистический ежегодник. М., 2008.
4 Российский статистический ежегодник. М., 2008.
5 Российский статистический ежегодник. М., 2008.
6 Российский статистический ежегодник. М., 2008.
7 Российский статистический ежегодник. М., 2008.
8,10 Российский статистический ежегодник. М., 2008.
10 Российский статистический ежегодник. М., 2008.
11 Российский статистический ежегодник. М., 2008.
12 Показатель рассчитан департаментом по труду и занятости администрации Владимирской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.97 N134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Основанием для расчёта является потребительская корзина, установленная Законом "О потребительской корзине во Владимирской области" от 31 мая 2006 г. №63-ОЗ. Величина прожиточного минимума за 3 квартал установлена постановлением Губернатора от 19.10.2009 г. №861.
13 Российский статистический ежегодник. М., 2008.
1) В расчетах использованы ретроспективные оценки величины прожиточного минимума, полученные на основе установленной в субъектах Российской Федерации потребительской корзины (в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») или ее проекта по состоянию на конец 2002 г.
2) В расчетах использованы данные о величине прожиточного минимума, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», а в случае ее отсутствия – ретроспективные оценки величины прожиточного минимума, рассчитанные в порядке, указанном в сноске 1).
3) На основании Федерального закона от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» был осуществлен пересмотр (в сторону повышения) состава потребительской корзины, в соответствии с которой определяется величина прожиточного минимума. По этой причине в целом по Российской Федерации за 2005 г. и в отдельных субъектах Российской Федерации за 2006 и 2007 гг. отмечается рост доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по сравнению с предыдущим годом. Вместе с тем, при использовании сопоставимых данных о величине прожиточного минимума тенденция к сокращению уровня бедности в целом по Российской Федерации и в отдельных субъектах Российской Федерации не меняется.
14 Кировский статистический ежегодник, 2009.
15 Российский статистический ежегодник. М., 2008.
Информация о работе Проблема преодоления бедности в Российской Федерации