Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:24, курсовая работа
Цель работы – проанализировать потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке.
Задачи, решаемые в ходе работы:
дать общее понятие спроса и предложения;
проанализировать особенности потребительского спроса в современной России и факторы, оказывающие на него влияние;
оценить внутренний потребительский рынок в России, охарактеризовать потребительское поведение.
Введение 3
Глава 1. Потребительский спрос, его понятие и сущность 5
§ 1.1. Понятие спроса и предложения 5
§ 1.2. Поведение потребителя и классификация спроса 8
Глава 2. Потребительский спрос и предложение в современной России (внутренний рынок) 10
§ 2.1. Оценка потребительского рынка в России 10
§ 2.2. Расслоение населения и изменения структуры потребления 17
2.2.1. Структура потребительских расходов населения 20
2.2.2. Дифференциация денежных доходов российского населения 28
2.2.3. Проблема бедности 33
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Приложение 1. Структура доходов и расходов населения* 42
Приложение 2. Распределение общего объема денежных доходов населения* 45
Приложение 3. Изменение основных экономических индикаторов общественного производства и торговли по годам* 47
* Россия и страны мира. – М., 2000. – С. 76
Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. – М. 2000. – С. 142
Стремления наших рыночников к ускоренному переходу к рыночным отношениям во всех сферах экономики, используемая ими оценка достижений рыночного устроительства, состоящая в сравнивании чисто внешних экономических форм, в том числе и таких, как структура расходов населения, означает применение к рыночной экономике методов административного давления, отвергнутых ими же, когда государство вопреки состоянию системы заставляло развиваться экономику в выбранном направлении и с фиксированными параметрами. В данном случае это может привести только к расширению нищеты общества, а не решению его экономических и социальных проблем.
Вернемся к вопросу о
Проблема фактического потребительского спроса остается очень острой и значимой для всей страны. Официальная статистика показывает не только сравнительно низкий уровень фактического конечного потребления в домашних хозяйствах по сравнению с началом реформ – 1990 г., но и недостаточно неблагоприятную динамику их структуры.
В структуре потребительских
Разнообразие потребительских товаров в сфере торговли, отсутствие очередей означает лишь заниженный спрос населения. Это отразилось на структуре потребительского спроса. Абсолютно и относительно снизился спрос на основную группу товаров потребления, обеспечивающую удовлетворение потребностей человека в рамках нормально воспроизводства населения, одновременно произошел рост спроса на предметы роскоши и др. Наиболее бедная категория лиц обеспечена необходимыми продуктами на уровне биологического выживания и ниже. Реальный контроль над поддержанием необходимого воспроизводственного уровня потребления в нашем обществе отсутствует. Эта функция объективно выражена в минимальной заработной плате. В современной России она утратила свое социально-экономическое значение, поскольку не обеспечивает даже биологического выживания самого работника. Соотношение ее и прожиточного минимума непрерывно снижалось с 0,21 в 1993 г. до 0,065 в 2000 г. В 2001 г. оно возросло в 3 раза, но лишь приблизилось к уровню 1993 г. Соотношение величины прожиточного минимума с размерами среднедушевых денежных доходов колебалось в пределах 177% (минимальное соотношение в 1999 г.) и 238% (максимальное соотношение в 1994 г.) с величиной среднемесячной заработной платы – в пределах 152 и 281% соответственно в 1999и1992гг. Эту динамику можно было бы считать приемлемой при достаточно высоком прожиточном минимуме и сокращении численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. В таком случае происходящее повышение прожиточного минимума и увеличение его по сравнению с размерами среднедушевых денежных доходов и среднемесячной заработной платой, и даже происшедшее в 2000 и 2001 гг. повышение этих соотношений, могло бы свидетельствовать о сокращении дифференциации населения, выравнивании уровня жизни различных децильных групп. Но низкий прожиточный минимум, стабильно высокая (25-30%) доля населения с низкими доходами заставляют сомневаться в этом и искать объяснения, напротив, в повышении дифференциации населения страны.
За неблагополучными средними цифрами официальной статистики скрывается разрыв между доходами различных групп населения. Средние показатели – на душу населения – не могут быть использованы для характеристики изменений, происходящих в стране, поскольку они не отражают степень неравенства населения. Для более полной характеристики состояния потребительского рынка следует использовать все имеющиеся в распоряжении показатели неравенства распределения доходов, выяснить природу бедности, неравенства в доходах, цели и задачи политики.
Итак, проанализируем данные официальной статистики по распределению потребления продуктов питания между различными группами населения, т.е. структуру потребления населения с учетом дифференциации их доходов. Это можно сделать в стоимостных и натурально-вещественных показателях. Анализ стоимостной структуры потребления означает сопоставление объемов расходов на потребление и их структуры по децильным группам населения (табл. 5).
Доля в совокупных расходах на питание по децильным группам менялась от 3,5% в первой, наименее обеспеченной группе, до 19,3% в последней – наиболее обеспеченной (разница свыше 450%). В первых четырех группах наибольшие доли расходов приходятся на хлебные продукты, картофель, молоко и молочные продукты. В пятой и шестой группах приоритетность этих продуктов еще сохраняется, но их доли сильно приближены к долям других продуктов. Начиная с седьмой группы, приоритетность продуктов кардинально меняется. Обеспеченное население больше тратит на покупку фруктов и ягод, мяса, рыбы, сахара и кондитерских изделий. Если сравнить потребление десятой и первой децильных групп, то расходы на покупку фруктов и ягод в десятой группе больше в 10,4 раза, сахара и кондитерских изделий – в 8,1, мяса – в 7,6, рыбы – в 7,6, овощей и бахчевых культур – в 6,6, молока и молокопродуктов – в 5, картофеля – в 3,6, хлебных продуктов в 2,6 раза. Даже такие продукты питания, как хлебные изделия, картофель, молоко и молочные продукты, обеспеченное население потребляет в несколько раз больше малообеспеченного.
Таблица 5. Распределение расходов на питание по группам населения с разным уровнем благосостояния (по данным выборочного обследования домохозяйств в год)*
(в %)
Основные продукты питания |
Децильные группы населения с разным уровнем благосостояния (обеспеченность возрастает от первой к десятой группе) |
Соотношение расходов десятой и первой групп | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) |
|||||||||||
2,7 |
4,4 |
5,7 |
6,8 |
8,4 |
9,9 |
11,3 |
14,1 |
16,2 |
20 5 |
7,6 | |
Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) |
|||||||||||
3,6 |
5,4 |
6,7 |
7,8 |
9,8 |
10,2 |
11,2 |
12,6 |
14,6 |
18,1 |
5,0 | |
Рыба и рыбопродукты |
2,8 |
4,3 |
5,6 |
6,9 |
8,8 |
9,5 |
10,8 |
14,2 |
15,8 |
21,3 |
7,6 |
Сахар и кондитерские изделия |
|||||||||||
2,7 |
4,1 |
5,3 |
6,6 |
8,6 |
9,9 |
11,0 |
13,4 |
16,4 |
22,0 |
8,1 | |
Картофель |
5,0 |
6,5 |
7,4 |
8,4 |
9,6 |
10,2 |
10,4 |
10,6 |
13,8 |
18,1 |
3,6 |
Овощи и продовольственные бахчевые культуры |
|||||||||||
3,1 |
4,8 |
6,0 |
7,2 |
9,5 |
9,8 |
10,5 |
13,8 |
14,9 |
20,4 |
6,6 | |
Фрукты и ягоды |
2,2 |
3,7 |
5,0 |
6,4 |
8,3 |
9,9 |
11,4 |
13,5 |
16,8 |
22,8 |
10,4 |
Хлебные продукты |
5,8 |
7,3 |
8,0 |
8,7 |
10,0 |
10,1 |
10,5 |
11,3 |
13,1 |
152 |
2,6 |
Все расходы на продукты по группе для домашнего питания |
|||||||||||
3,5 |
5,1 |
6,3 |
7,4 |
9,1 |
10,0 |
10,9 |
13,2 |
15,2 |
19,3 |
5,5 | |
% к расходам в первой децильной группе |
|||||||||||
100 |
145,7 |
180 |
211,4 |
260 |
285,7 |
311,4 |
377,1 |
434,3 |
551,4 |
- |
* Продовольственный рынок России. Статистический сборник. – М., 2000. – С. 54
Таблица 6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в зависимости от уровня благосостояния в 1998 г. (по данным выборочного обследования, в среднем на члена домохозяйства в год)*
(в кг)
Основные продукты питания |
Децильные группы населения с разным уровнем благосостояния (обеспеченность возрастает от первой к десятой группе) |
Соотношение расходов десятой и первой групп | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | ||
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) |
|||||||||||
20 |
30 |
38 |
44 |
51 |
58 |
71 |
73 |
89 |
123 |
6,15 | |
Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) |
|||||||||||
109 |
152 |
180 |
205 |
233 |
252 |
274 |
286 |
327 |
484 |
4,44 | |
Яйца, шт |
96 |
132 |
155 |
175 |
196 |
214 |
227 |
237 |
263 |
322 |
3,35 |
Рыба и рыбопродукты |
6 |
8 |
10 |
12 |
14 |
15 |
17 |
18 |
22 |
28 |
4,6 |
Масло растительное и другие жиры |
|||||||||||
5 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
11 |
12 |
14 |
18 |
3,6 | |
Сахар и кондитерские изделия |
|||||||||||
14 |
21 |
26 |
31 |
38 |
45 |
53 |
57 |
76 |
95 |
6,79 | |
Картофель |
68 |
79 |
88 |
95 |
105 |
114 |
132 |
114 |
152 |
184 |
2,7 |
Овощи и продовольственные бахчевые культуры |
|||||||||||
35 |
47 |
55 |
65 |
75 |
85 |
92 |
93 |
117 |
190 |
5,46 | |
Фрукты и ягоды |
8 |
12 |
16 |
19 |
23 |
27 |
31 |
36 |
43 |
60 |
7,5 |
Хлебные продукты |
71 |
87 |
96 |
105 |
115 |
124 |
132 |
134 |
160 |
190 |
2,68 |
*Продовольственный рынок России. Статистический сборник. – М., 2000. – С. 57
Сравним теперь объемы потребления продуктов питания в домашних хозяйствах (табл. 6).
Статистика показывает рост объема расходов на потребление всех продуктов от первой к десятой децильным группам. По потреблению мяса и мясопродуктов коэффициент роста составил 6,15 раза, рыбы и рыбопродуктов – 4,6, молока и молокопродуктов – 4,44, яиц – 3,35, овощей – 5,46, фруктов – 7,5, картофеля – 2,7, растительного масла и других жиров – 3,6, хлебных продуктов – 2,68, сахара и кондитерских изделий – 6,79 раза. Основные затраты на продукты питания для наименее обеспеченной группы людей связаны с расходами на молоко и молокопродукты, яйца, картофель и хлебные продукты. Именно по этим продуктам коэффициенты роста объема потребления и расходов на покупки в других децильных группах ниже. Если говорить о норме потребления хлебных продуктов, то они соответствуют приблизительно 160 – 190 кг в год (потребление в двух наиболее обеспеченных группах населения, здесь нет замещения этим продуктом других – недоступных по цене). Расходы же на потребление этих жизненно необходимых продуктов в малообеспеченных семьях в 2,68 раза ниже, чем в наиболее обеспеченных, имеющих и без того богатый рацион питания. В то же время доля расходов на эту группу продуктов в первой децильной группе равна 20,8%, в десятой – 9,6% (табл. 7). Объемы потребления продуктов питания четвертой и седьмой групп приближаются соответственно к уровню их потребления в среднем на душу населения в 1965 г. и в конце 80-х гг., первой – ниже среднего уровня потребления в 1913 г.11
Таблица 7. Структура расходов на питание по группам населения с разным уровнем благосостояния*
(в %)
Децильные группы населения с разным уровнем благосостояния (обеспеченность возрастает от первой к десятой группе) | ||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Все расходы на продукты по группе |
||||||||||
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 | |
Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) |
||||||||||
9,7 |
10,9 |
11,5 |
11,6 |
11,5 |
12,5 |
12,9 |
13,6 |
13,3 |
12,9 | |
Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) |
||||||||||
12,9 |
13,3 |
13,5 |
13,3 |
13,4 |
128 |
12,6 |
12,2 |
12,0 |
11,4 | |
Рыба и рыбопродукты |
10,0 |
10,6 |
11 3 |
11,7 |
120 |
11,9 |
12,4 |
13,2 |
13,0 |
13,4 |
Сахар и кондитерские изделия |
||||||||||
9,7 |
10,1 |
10,7 |
11,2 |
11,8 |
12,5 |
12,6 |
12,9 |
13,5 |
13,9 | |
Картофель |
17,9 |
16,0 |
14,9 |
14,3 |
13,1 |
12,8 |
11,9 |
102 |
11,3 |
11,4 |
Овощи и продовольственные бахчевые культуры |
||||||||||
11,1 |
11,9 |
12,1 |
12,2 |
13,0 |
12,3 |
12,1 |
13,3 |
12,3 |
12,9 | |
Фрукты и ягоды |
7,9 |
9,1 |
10,1 |
10,9 |
11,4 |
12,5 |
13,1 |
13,0 |
13,8 |
14,4 |
Хлебные продукты |
20,8 |
18,0 |
16,1 |
14,8 |
13,7 |
12,7 |
12,1 |
10,9 |
10,8 |
9,6 |
Информация о работе Потребительский спрос и предложение в современной России