Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:57, лекция
Модель поведения потребителя базируется на той предпосылке, что покупатели стремятся получить максимум полезности, покупая на свой доход разнообразные товары и услуги на рынке. То есть потребитель максимизируя полезность при наличном бюджетном ограничении, добивается максимальной чистой выгоды в обмене своего дохода на товары и услуги в течение каждого периода.
Модель поведения потребителя базируется на той предпосылке, что покупатели стремятся получить максимум полезности, покупая на свой доход разнообразные товары и услуги на рынке. То есть потребитель максимизируя полезность при наличном бюджетном ограничении, добивается максимальной чистой выгоды в обмене своего дохода на товары и услуги в течение каждого периода.
У
I
8
Ye
E
U4
Рис. 10. Равновесие потребителя
Максимальная полезность, достижимая при данном бюджете, обеспечивается тогда, когда потребляется комбинация товаров, соответствующая точке касания бюджетной линии с наивысшей из доступных кривых безразличия. Это выбор потребителя, доставляющий ему максимальный уровень полезности при данном уровне дохода. Достижение точки равновесия говорит о том, что у потребителя нет больше стимула менять набор товаров, соответствующий этой точке, на какой- либо другой.
В этой точке наклон кривой безразличия равен наклону бюджетной линии. Это значит, что выражающая наклон кривой безразличия предельная норма замещения должна быть равна выражающей наклон бюджетной линии относительной цене блага первого вида, что в аналитическом виде можно записать так:
Это и есть основное уравнение теории потребительского выбора. Пока MRSxy > Рх / Ру вследствие отказа от товара Y ради дополнительного количества товара Х, потребитель получает чистый выигрыш полезности. И наоборот, если МRSху<Рх /Ру, то предельная полезность окажется ниже предельных затрат, что означает невыгодность этой операции для потребителя, т.е. чистый выигрыш для потребителя в этом случае был бы получен путём обратной замены товара Х на большее количество товара Y, а стало быть, максимизирующей полезности.
Равновесие потребителя, при котором он покупает оба товара, называется внутренним. Однако в реальной жизни потребитель покупает не все товары, потому что он не хочет или не может купить весь набор товаров. Равновесие потребителя, при котором один из товаров не потребляется вообще, называется угловым равновесием (см. рис. 11).
U1 U2 U3
У
Рис. 11. Угловое равновесие.
Рассмотрим кривую уровня жизни («доход
– потребление»). С ростом дохода
бюджетное ограничение
Y I4
I3
I2 K4 W
K3
I1 K2 U4
K1 U2 U3
U1
B1 B2 B3 B4 X
Рис. 12. Кривая «доход – потребление» (уровня жизни) для нормальных товаров (по Дж. Хиксу).
Если товар нормальный, то его кривая «доход-потребление» будет иметь положительный наклон. Если товар низшей категории, то кривая «доход-потребление» поворачивает к вертикальной оси координат. После достижения определённого уровня дохода дальнейшее его повышение приводит к сокращению потребления данного товара, а кривая «доход-потребление» приобретает отрицательный наклон
Y I4
I3 W
I2
K4
I1 K3 U4
K1 К2 U3
U1 U2
B1 B2 B3 B4 X
Рис. 13. Кривая «доход – потребление» (уровня жизни) для товаров низшей категории (по Дж. Хиксу).
Для благ, потребляемых в одном и том же количестве независимо от динамики дохода (соль, зубная паста, сигареты и т.д.) кривая «доход-потребление» будет представлять собой вертикальную линию.
Y
W
I4
I3 K4 U4
I2 K3 U3
I1 K2 U2
K1 U1
Рис. 14. Кривая «доход – потребление» (уровня жизни) для нейтральных товаров (по Дж. Хиксу).
Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния изменения дохода на структуру потребительских расходов был немецкий статистик Эрнст Энгель. Было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Кривые Энгеля можно построить, отложив по оси абсцисс доход потребителя I, а по оси ординат – количество оплачиваемых им продуктов Q.
Q
Рис.15. Кривые Энгеля в современной интерпретации (интерпретация Торнквиста)
На графике видно, что, прежде всего, происходит насыщение продовольственными товарами, затем – промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее – высококачественными товарами и услугами. Но здесь существует определенная закономерность: с ростом дохода снова наблюдается всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.
Рассматривая кривую «доход – потребление» мы исходили из постоянства цен благ при изменении дохода. Теперь предположим в качестве постоянной величины уровень дохода, а в качестве переменной цену одного из благ, например Х. предположим что цена блага Х снижается. Графически это выражается в сдвиге бюджетного ограничения из положения NX2 в NX3 затем в NX4 и тд. обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3, U4 с бюджетными ограничениями точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, мы получим кривую «цена – потребление».
У
N
R1 R2 R3 R4 PC
U1 U2 U3 U4
Рис. 16. Кривая « цена – потребление»
При анализе кривой «доход – потребление»
мы рассматривали влияние
Проанализируем эффект дохода и эффект замещения.
Допустим, цена блага Х снижается с Рх1 до Рх2, а цена на благо У остается неизменной (Ру = const). В этом случае происходят два процесса: возрастает реальный доход индивида и осуществляется относительная замена одного блага (У) другим благом (Х). Определим, в какой мере увеличение спроса на благо вызвано уменьшением цены, а в какой связано с ростом реального дохода.
Y эффект замещения
N
E0
N1
E2
R I R2 R1 I2 I1 X
Рис. 17. Эффект дохода и замещения для нормальных благ по Дж. Хиксу (при понижении цены Рх).
Используем интерпретацию Дж. Хикса. Допустим, что в результате снижения цен на благо Х положение равновесия потребителя переместилось из точки Ео в точку Е1 (см. рис. 17). Чтобы выявить эффект дохода, необходимо провести линию бюджетного ограничения N1I2 параллельную линии бюджетного ограничения N I1, так чтобы она касалась первоначальной кривой безразличия U1. Обозначим точку касания бюджетной линии N1I2с кривой безразличия U1через E2. Величина проекции отрезка кривой безразличия E0E2 на ось абсцисс (отрезок RR2) объясняется исключительно изменением относительных цен благ и называется эффектом замещения (субституции).
Эффект замещения – изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор без учета эффекта дохода. Оставшиеся увеличение спроса на благо Х в виде отрезка R2R1 представляет эффект дохода, так как связано с переходом с одного бюджетного ограничения на другое. Это равносильно увеличению покупательской способности потребителя.
Эффект дохода – это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.
Существует группа благ, спрос на которые изменяется необычным образом. Их изучал Роберт Гиффен, при анализе ценообразования в Ирландии. Он заметил, что при неурожае овощей спрос на них вырос при росте цены (то есть увеличился от Q1 до Q3 вместо сокращения с Q1 доQ2) (рис 18).
Это означает сдвиг кривой спроса из положения D1 в положение D2. если соединить точки N1 и N2 и так далее, то в долгосрочном периоде получится, что спрос на овощи (картофель) у потребителей с низким доходом изменяется в том же направление, что и цена, то есть кривая долгосрочного спроса (LD) имеет положительный наклон.
P
P2 N2
P1 N1
Q2 Q1
Q3
Рис.18 Парадокс Гиффена
Схема 1. Эффект дохода и эффект замещения при снижении цены товара Х
1. нормальный товар
(товар высшей категории)