Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:57, лекция
Модель поведения потребителя базируется на той предпосылке, что покупатели стремятся получить максимум полезности, покупая на свой доход разнообразные товары и услуги на рынке. То есть потребитель максимизируя полезность при наличном бюджетном ограничении, добивается максимальной чистой выгоды в обмене своего дохода на товары и услуги в течение каждого периода.
2. низкокачественный товар
3. товар Гиффена
В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.
Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя незначительное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цены).
Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя значительное место, то в случае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и в результате спрос на него снижается, а не растет.
Товар Гиффена – это товар, занимающий
большое место в бюджете
Излишек потребителя – весьма полезная характеристика потребления. В целом прирост излишка потребителя характеризует изменение его благосостояния. Излишек потребителя используют для оценки потерь и выгод от изменения объёмов товаров на рынке.
Иначе говоря, предельная полезность в условиях напряжённой потребности максимальна. По мере насыщения потребности её напряжённость падает, а предельная полезность понижается. Удовлетворённая потребность соответствует нулевой полезности. Значит, покупатель приобретает товар определённого вида в таком количестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы товара, выраженной в денежной форме, равна цене товара (МU = Р). Предельная полезность всех предыдущих единиц товара выше цены товара, а всех последующих – ниже, хотя цена у всех единиц товара на рынке (и у первой, и у последней) одинакова. Таким образом, полезность каждой предшествующей единицы покупки, за исключением последней, больше той цены, которую покупатель за неё платит. Следовательно, производя покупку в целом, он оказывается всегда в выигрыше.
Излишек потребителя – это разница между ценой, за которую потребитель готов купить товар, и ценой, которую он в действительности платит.
Графически излишек
Р
Е
Ре
Qе Q
Рис.20. Излишек потребителя.
Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, то излишек потребителя можно представить в виде площади РmaxEPe.