Потребительский спрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:57, лекция

Краткое описание

Модель поведения потребителя базируется на той предпосылке, что покупатели стремятся получить максимум полезности, покупая на свой доход разнообразные товары и услуги на рынке. То есть потребитель максимизируя полезность при наличном бюджетном ограничении, добивается максимальной чистой выгоды в обмене своего дохода на товары и услуги в течение каждого периода.

Файлы: 1 файл

teoria_potrebitelskogo_povedenia_prodolzhenie.doc

— 98.00 Кб (Скачать)


2. низкокачественный товар 






3. товар Гиффена  




В случае с нормальными  товарами эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.

Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя незначительное место, то положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода (в случае снижения цены).

Если имеется низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя значительное место, то в случае снижения цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения, и в результате спрос на него снижается, а не растет.

Товар Гиффена – это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

Излишек потребителя – весьма полезная характеристика потребления. В целом прирост излишка потребителя характеризует изменение его благосостояния. Излишек потребителя используют для оценки потерь и выгод от изменения объёмов товаров на рынке.

Иначе говоря, предельная полезность в условиях напряжённой потребности  максимальна. По мере насыщения потребности  её напряжённость падает, а предельная полезность понижается. Удовлетворённая потребность соответствует нулевой полезности. Значит, покупатель приобретает товар определённого вида в таком количестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы товара, выраженной в денежной форме, равна цене товара (МU = Р). Предельная полезность всех предыдущих единиц товара выше цены товара, а всех последующих – ниже, хотя цена у всех единиц товара на рынке (и у первой, и у последней) одинакова. Таким образом, полезность каждой предшествующей единицы покупки, за исключением  последней, больше той цены, которую покупатель за неё платит. Следовательно, производя покупку в целом, он оказывается всегда в выигрыше.

Излишек потребителя  – это разница между ценой, за которую потребитель готов купить товар, и ценой, которую он в действительности платит.

Графически излишек потребителя  можно представить следующим  образом (см. рис. 20).


Р


                                                      S




                            Е


   Ре


                                                               D


                              Qе                             Q

Рис.20. Излишек потребителя.

Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, то излишек потребителя можно представить в виде площади РmaxEPe.




Информация о работе Потребительский спрос