Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:34, реферат
В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что делает возможность создавать накопления и больше потребить в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.
Введение
Инвестиции и накопление основного капитала
Финансово-инвестиционный комплекс
Системный подход к инвестированию
Особенности инвестиционной деятельности с точки зрения нормативно-законодательной базы
Участие государства в инвестиционном процессе
Налоговые льготы в России
Источники финансирования инвестиций
Вовлечение инвестиций домашних хозяйств
Роль лизинга
Место и роль иностранного капитала в экономике России
Заключение
Список использованных материалов
Инвестиционный кризис в современной России
План
Введение
Инвестиции и накопление основного капитала
Финансово-инвестиционный комплекс
Системный подход к инвестированию
Особенности инвестиционной деятельности с точки зрения нормативно-законодательной базы
Участие государства в инвестиционном процессе
Налоговые льготы в России
Источники финансирования инвестиций
Вовлечение инвестиций домашних хозяйств
Роль лизинга
Место и роль иностранного капитала в экономике России
Заключение
Список использованных материалов
Введение
В любом обществе инвестиции
предопределяют общий рост экономики,
что делает возможность создавать
накопления и больше потребить в
будущем. Важной макроэкономической пропорцией
выступает соотношение
Россия, являясь составной частью мирового хозяйства, участвует во всех протекающих в нем процессах, в том числе в международной миграции капитала, как его импортер (страна принимающая, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна, вывозящая капитал).
По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала у нас в стране существуют диаметрально противоположные точки зрения:
иностранный капитал следует привлекать в максимальной степени, снимая при этом все барьеры и ограничения;
иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом притоке в экономику России таят в себе опасность утраты страной национальной экономической, а вслед за ней, возможно, и политической независимости.
Исходя из положений второй точки зрения, делается вывод о том, что иностранные инвестиции нужно привлекать в страну только в ситуациях инвестиционных кризисов (резкого спада инвестиций в экономику России).
На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем:
1)международная миграция
капитала — это общемировой
процесс, когда капитал,
2) однако, привлекая иностранные
инвестиции, государство должно
контролировать и регулировать
этот процесс (например, не следует
допускать иностранный капитал
в некоторые стратеги чески
важные отрасли оборонно-
Инвестиции и накопление основного капитала
В любом обществе инвестиции
предопределяют общий рост экономики,
что делает возможность создавать
накопления и больше потребить в
будущем. Важной макроэкономической пропорцией
выступает соотношение
Норма накопления в российской экономике 1999—2001 гг. оставалась низкой. В 2001 г. она составила 17%, в дальнейшем предполагается рост валовых накоплений до 21% ВВП. Это означает, что экономический рост в среднесрочной перспективе должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал.
Мировой опыт зарубежных стран,
преодолевавших негативные последствия
структурных и циклических
В СССР в течение многих десятилетий норма накопления была высокой (около 30% ВВП), но эффективность капитальных вложений постоянно снижалась. Таким образом, проблема накоплений в российской экономике связана с необходимостью аккумуляции достаточных объемов инвестиций и их эффективной отдачей.
Возможности накопления основного капитала в стране зависит от размеров валовых национальных сбережений государства, предприятий и населения. Однако для России в настоящее время характера разрыв в цепочке «сбережения — инвестиции», что является серьезной. проблемой для всего народного хозяйства. Так, например, в 2000 г. валовые национальные сбережения оценивались в 32% ВВП, в то время как накопление основного капитала составило только 15% ВВП. Низкий уровень капитализации национальных сбережений свидетельствует о сохраняющемся недоверии потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику, обусловленном экономическими и правовыми рисками, низкой прибыльностью инвестируемого капитала.
Одной из наиболее характерных черт системного кризиса, охватившего экономику России в 90-е годы XX в., явилось резкое сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. За десятилетие инвестиции в основной капитал снизились в четыре раза. Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом взаимосвязанных, но имеющих и самостоятельное значение причин, повлекших за собой целый ряд следствий:
Хроническое недофинансирование инвестиций за последнее пятилетие подвело Россию к рубежу, за которым создается угроза массовых техногенных катастроф, вызванных износом основных фондов.
Финансово-инвестиционный комплекс
Рыночная модель инвестиционного процесса в России имеет деформированный характер и недостаточно эффективна. Это проявляется в том, что слабо работает механизм накопления на микроуровне (уровне предприятий), фондовый рынок и кредитная система не играют заметной роли в аккумулировании сбережений и их трансформации в инвестиции.
Банковская система России на протяжении 90-х годов XX в. была ориентирована на высокодоходные операции в финансовом секторе, в минимальной степени осуществляя инвестирование в реальный сектор экономики. Так, например, в 2000 г. российские банки предоставили кредиты на основной капитал в сумме 26 млрд руб., что составляет 4% в общем объеме источников финансирования в основной капитал. Основными факторами, препятствующими активизации банковского инвестирования производства, являются высокий уровень риска вложения в реальный сектор производства, краткосрочный характер сложившейся ресурсной базы банков, несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов, Наметилась тенденция роста свободных денежных средств банков, которые не вкладываются в производство. Проявляется и недостаточная восприимчивость реального сектора к инвестициям: при острейшей нужде в инвестициях и наличии в стране свободных финансовых ресурсов нет достаточных условий для их прибыльного использования.
Для реформируемой экономики
России характерно стало свертывание
инвестиционного процесса. Причины
этого коренятся в двух узких
звеньях. На входе в инвестиционное
пространство — острый дефицит финансовых
ресурсов для инвестирования. При
этом владельцы свободных денежных
капиталов не заинтересованы инвестировать
средства в реальный сектор экономики.
На выходе из инвестиционного пространства
— резкое сужение массового
Решение важнейшей задачи
современной российской экономики
— сочетание политики экономической
стабилизации с политикой экономического
роста — требует стимулирования
инвестиционной активности. Создание
объективных предпосылок
Системный подход к инвестированию
Добиться оживления
а) в интеграции в единый комплекс финансовых и реальных инвестиционных процессов и потоков;
б) во взаимодействии того или иного вида или в слиянии экономических субъектов финансирования и реального инвестирования;
в) во взаимосвязи (взаимопроникновении) или объединении финансовых и реальных инвестиционных ресурсов.
Такое понимание финансово-
Особенности инвестиционной деятельности с точки зрения нормативно-законодательной базы
Государство сформировало в
90-e годы систему нормативно-
Участие государства в инвестиционном процессе
В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных, вложений» определены разнообразные формы и методы государственного участия в инвестиционной деятельности в России.
Во-первых, это создание благоприятных
условий для развития инвестиционной
деятельности: совершенствование системы
налогов, механизма начисления амортизации
использования амортизационных
отчислений; проведение переоценки основных
фондов в соответствии с темпами
инфляции; защита интересов инвесторов
и принятие антимонопольных мер:
предоставление льготных условий пользования
землей и другими природными ресурсами;
расширение возможностей использования
залогов при осуществлении
Во-вторых, в законе предусмотрено прямое участие государства в инвестиционной деятельности. Формы этого участия следующие: разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств государственного бюджета; формирование перечня строек и объектов технического перевооружения федерального значения и финансирование их из бюджета; размещение на конкурсной основе средств бюджета развития для финансирования и государственных гарантий инвестиционных проектов на основе возвратности, срочности, платности; выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечение в инвестиционный процесс законсервированных объектов; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам но итогам аукционов, конкурсов и др.
Вопрос о месте и роли государства в переходной экономике в целом и в инвестиционном процессе в частности является предметом оживленной дискуссии среди российских ученых и практиков. Суть дискуссии сводится к поиску ответа на вопрос, какова должна быть роль государства в рыночной экономике. Следует признать, что к концу 90-х годов в России, образно говоря, «маятник качнулся в другую сторону»; по сравнению с высокой степенью огосударствления советской экономики роль государства в экономических процессах неоправданно снизилась до критических размеров.
Свою главную задачу в условиях либерализации экономической жизни государство видит в создании благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности, стимулировании частных инвестиций при ограничении своей деятельности в качестве непосредственного инвестора.
Однако негативная экономическая
практика страны в прошедшее десятилетие
показывает, что переходная экономика
как система, выведенная из состояния
равновесия, для стабилизации и перехода
к экономическому росту требует
более активной роли государства. Это
касается не только создания институционально-правовой
основы деятельности частных инвесторов,
но и прямого инвестирования в
реальный сектор для осуществления
необходимых структурных
Снижение государственного
участия в поддержке и
О недооценке роли государственной
поддержки инвестиционного
Информация о работе Инвестиционный кризис в современной России