Инвестиционный кризис в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:34, реферат

Краткое описание

В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что делает возможность создавать накопления и больше потребить в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.

Оглавление

Введение
Инвестиции и накопление основного капитала
Финансово-инвестиционный комплекс
Системный подход к инвестированию
Особенности инвестиционной деятельности с точки зрения нормативно-законодательной базы
Участие государства в инвестиционном процессе
Налоговые льготы в России
Источники финансирования инвестиций
Вовлечение инвестиций домашних хозяйств
Роль лизинга
Место и роль иностранного капитала в экономике России
Заключение
Список использованных материалов

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 52.83 Кб (Скачать)

Инвестиционный кризис в  современной России

План

Введение

Инвестиции  и накопление основного капитала

Финансово-инвестиционный комплекс

Системный подход к инвестированию

Особенности инвестиционной деятельности с точки  зрения нормативно-законодательной  базы

Участие государства  в инвестиционном процессе

Налоговые льготы в России

Источники финансирования инвестиций

Вовлечение  инвестиций домашних хозяйств

Роль лизинга

Место и роль иностранного капитала в экономике  России

Заключение

Список использованных материалов

Введение

В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что делает возможность создавать  накопления и больше потребить в  будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал  для расширения производства.

Россия, являясь составной  частью мирового хозяйства, участвует  во всех протекающих в нем процессах, в том числе в международной  миграции капитала, как его импортер (страна принимающая, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна, вывозящая  капитал).

По вопросу привлечения  в Россию иностранного капитала у  нас в стране существуют диаметрально противоположные точки зрения:

иностранный капитал следует  привлекать в максимальной степени, снимая при этом все барьеры и  ограничения;

иностранные инвестиции при  их неограниченном и нерегулируемом притоке в экономику России таят в себе опасность утраты страной  национальной экономической, а вслед  за ней, возможно, и политической независимости.

Исходя из положений второй точки зрения, делается вывод о  том, что иностранные инвестиции нужно привлекать в страну только в ситуациях инвестиционных кризисов (резкого спада инвестиций в экономику  России).

На практике истина лежит  посередине. Суть этой «золотой середины»  состоит в следующем:

1)международная миграция  капитала — это общемировой  процесс, когда капитал, перетекая  из страны в страну, «приходит»  и «уходит», а Россия является  составной частью мирового хозяйства  и, соответственно, участницей процесса  международной миг рации капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны;

2) однако, привлекая иностранные  инвестиции, государство должно  контролировать и регулировать  этот процесс (например, не следует  допускать иностранный капитал  в некоторые стратеги чески  важные отрасли оборонно-промышленного  комплекса, не следует забывать  и о задачах поддержки отечественного  бизнеса, его конкурентоспособности  и др.).

Инвестиции и накопление основного капитала

В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что делает возможность создавать  накопления и больше потребить в  будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал  для расширения производства.

Норма накопления в российской экономике 1999—2001 гг. оставалась низкой. В 2001 г. она составила 17%, в дальнейшем предполагается рост валовых накоплений до 21% ВВП. Это означает, что экономический  рост в среднесрочной перспективе должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал.

Мировой опыт зарубежных стран, преодолевавших негативные последствия  структурных и циклических кризисов, показывает, что в фазах оживления  и подъема экономики норма  валового накопления в основной капитал  достигала уровня 30—40% ВВП и выше (например, Германия и Япония в послевоенные десятилетия США в 50-60-е годы).

В СССР в течение многих десятилетий норма накопления была высокой (около 30% ВВП), но эффективность  капитальных вложений постоянно  снижалась. Таким образом, проблема накоплений в российской экономике  связана с необходимостью аккумуляции  достаточных объемов инвестиций и их эффективной отдачей.

Возможности накопления основного  капитала в стране зависит от размеров валовых национальных сбережений государства, предприятий и населения. Однако для России в настоящее время  характера разрыв в цепочке «сбережения  — инвестиции», что является серьезной. проблемой для всего народного хозяйства. Так, например, в 2000 г. валовые национальные сбережения оценивались в 32% ВВП, в то время как накопление основного капитала составило только 15% ВВП. Низкий уровень капитализации национальных сбережений свидетельствует о сохраняющемся недоверии потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику, обусловленном экономическими и правовыми рисками, низкой прибыльностью инвестируемого капитала.

Одной из наиболее характерных  черт системного кризиса, охватившего  экономику России в 90-е годы XX в., явилось резкое сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. За десятилетие  инвестиции в основной капитал снизились  в четыре раза. Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом взаимосвязанных, но имеющих и самостоятельное  значение причин, повлекших за собой  целый ряд следствий:

  • быстрое сокращение абсолютных объемов накопления;
  • существенное снижение его доли в валовом внутреннем продукте;
  • резкое сокращение бюджетных ассигнований и финансирование федеральных целевых и инвестиционных программ по остаточному принципу;
  • уменьшение доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.

Хроническое недофинансирование инвестиций за последнее пятилетие  подвело Россию к рубежу, за которым  создается угроза массовых техногенных  катастроф, вызванных износом основных фондов.

Финансово-инвестиционный комплекс

Рыночная модель инвестиционного  процесса в России имеет деформированный  характер и недостаточно эффективна. Это проявляется в том, что  слабо работает механизм накопления на микроуровне (уровне предприятий), фондовый рынок и кредитная система  не играют заметной роли в аккумулировании  сбережений и их трансформации в  инвестиции.

Банковская система России на протяжении 90-х годов XX в. была ориентирована  на высокодоходные операции в финансовом секторе, в минимальной степени  осуществляя инвестирование в реальный сектор экономики. Так, например, в 2000 г. российские банки предоставили кредиты  на основной капитал в сумме 26 млрд руб., что составляет 4% в общем объеме источников финансирования в основной капитал. Основными факторами, препятствующими активизации банковского инвестирования производства, являются высокий уровень риска вложения в реальный сектор производства, краткосрочный характер сложившейся ресурсной базы банков, несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов, Наметилась тенденция роста свободных денежных средств банков, которые не вкладываются в производство. Проявляется и недостаточная восприимчивость реального сектора к инвестициям: при острейшей нужде в инвестициях и наличии в стране свободных финансовых ресурсов нет достаточных условий для их прибыльного использования.

Для реформируемой экономики  России характерно стало свертывание  инвестиционного процесса. Причины  этого коренятся в двух узких  звеньях. На входе в инвестиционное пространство — острый дефицит финансовых ресурсов для инвестирования. При  этом владельцы свободных денежных капиталов не заинтересованы инвестировать  средства в реальный сектор экономики. На выходе из инвестиционного пространства — резкое сужение массового платежеспособного  спроса, что подрывает фундамент  финансовой окупаемости инвестиций.

Решение важнейшей задачи современной российской экономики  — сочетание политики экономической  стабилизации с политикой экономического роста — требует стимулирования инвестиционной активности. Создание объективных предпосылок устойчивого  подъема экономики России невозможно без реального инвестирования, обновления основного капитала, реструктуризации всей финансово-инвестиционной сферы.

Системный подход к инвестированию

Добиться оживления инвестиционной активности и повышения эффективности  капитальных вложений можно лишь при системном подходе к решению  проблем финансово-инвестиционного  комплекса в целом. Сущность действий финансово-инвестиционного комплекса  состоит:

а) в интеграции в единый комплекс финансовых и реальных инвестиционных процессов и потоков;

б) во взаимодействии того или  иного вида или в слиянии экономических  субъектов финансирования и реального  инвестирования;

в) во взаимосвязи (взаимопроникновении) или объединении финансовых и  реальных инвестиционных ресурсов.

Такое понимание финансово-инвестиционного  комплекса включает одновременно и  финансы в узком смысле слова (образование фондов денежных средств, как правило, на безвозвратной основе), и кредит. Роль государственного регулирования  инвестиционного процессов рыночных условиях чрезвычайно высока.

Особенности инвестиционной деятельности с точки зрения нормативно-законодательной  базы

Государство сформировало в 90-e годы систему нормативно-законодательных  актов (более 30 документов), регулирующих инвестиционную деятельность в России, В 1998—1999 гг. приняты законодательные  акты, направленные на улучшение инвестиционного  климата в стране для отечественных  и иностранных инвесторов. Вступили в силу Федеральные законы «Об  инвестиционной деятельности в Российской федерации, осуществляемой в форме  капитальных вложений», «О бюджете  развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», изменения и дополнения к Закону «О соглашениях о разделе продукции», принятому в 1995 г.

Участие государства в  инвестиционном процессе

В Федеральном законе «Об  инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме  капитальных, вложений» определены разнообразные формы и методы государственного участия в инвестиционной деятельности в России.

Во-первых, это создание благоприятных  условий для развития инвестиционной деятельности: совершенствование системы  налогов, механизма начисления амортизации  использования амортизационных  отчислений; проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами  инфляции; защита интересов инвесторов и принятие антимонопольных мер: предоставление льготных условий пользования  землей и другими природными ресурсами; расширение возможностей использования  залогов при осуществлении кредитования; развитие финансового лизинга; защита российских организаций от поставок морально устаревших технологий и оборудования; создание и развитие сети информационно-аналитических  центров и др.

Во-вторых, в законе предусмотрено  прямое участие государства в  инвестиционной деятельности. Формы этого участия следующие: разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств государственного бюджета; формирование перечня строек и объектов технического перевооружения федерального значения и финансирование их из бюджета; размещение на конкурсной основе средств бюджета развития для финансирования и государственных гарантий инвестиционных проектов на основе возвратности, срочности, платности; выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечение в инвестиционный процесс законсервированных объектов; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам но итогам аукционов, конкурсов и др.

Вопрос о месте и  роли государства в переходной экономике  в целом и в инвестиционном процессе в частности является предметом  оживленной дискуссии среди российских ученых и практиков. Суть дискуссии  сводится к поиску ответа на вопрос, какова должна быть роль государства  в рыночной экономике. Следует признать, что к концу 90-х годов в России, образно говоря, «маятник качнулся в другую сторону»; по сравнению  с высокой степенью огосударствления советской экономики роль государства  в экономических процессах неоправданно снизилась до критических размеров.

Свою главную задачу в  условиях либерализации экономической  жизни государство видит в  создании благоприятных условий  для активизации инвестиционной деятельности, стимулировании частных  инвестиций при ограничении своей  деятельности в качестве непосредственного  инвестора.

Однако негативная экономическая  практика страны в прошедшее десятилетие  показывает, что переходная экономика  как система, выведенная из состояния  равновесия, для стабилизации и перехода к экономическому росту требует  более активной роли государства. Это  касается не только создания институционально-правовой основы деятельности частных инвесторов, но и прямого инвестирования в  реальный сектор для осуществления  необходимых структурных сдвигов. В переходной экономике нельзя недооценивать  особую роль государственных инвестиций как важнейшего рычага модернизации структуры народного хозяйства, преодоления значительных диспропорций в народном хозяйстве.

Снижение государственного участия в поддержке и регулировании  инвестиционного процесса проявляется  в том, что в последние годы постоянно недовыполняются федеральные  инвестиционные программы и целевые  программы развития регионов, отсутствуют  четко обозначенные приоритеты государственной инвестиционной политики. Сокращение доли государственных инвестиций не было компенсировано инвестициями из других источников, в результате чего произошло резкое падение доли и объемов всех инвестиций в экономику.

О недооценке роли государственной  поддержки инвестиционного процесса свидетельствует также то, что  не получил развития такой инструмент государственной инвестиционной политики, как бюджет развития. В соответствии с Законом о бюджете развития он формировался в составе федерального бюджета Российской Федерации с 1998 г. Для стимулирования привлечения  средств частных инвесторов и  инвестиционных институтов на реализацию инвестиционных проектов, обеспечивающих структурную перестройку экономики. Общий объем средств бюджета  развития в 1998 г. составил. 16,4 млрд руб, в 1999 г. - 20,8 млрд, в 2000 г. — 26 млрд руб.

Информация о работе Инвестиционный кризис в современной России