Инвестиционный кризис в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:34, реферат

Краткое описание

В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что делает возможность создавать накопления и больше потребить в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.

Оглавление

Введение
Инвестиции и накопление основного капитала
Финансово-инвестиционный комплекс
Системный подход к инвестированию
Особенности инвестиционной деятельности с точки зрения нормативно-законодательной базы
Участие государства в инвестиционном процессе
Налоговые льготы в России
Источники финансирования инвестиций
Вовлечение инвестиций домашних хозяйств
Роль лизинга
Место и роль иностранного капитала в экономике России
Заключение
Список использованных материалов

Файлы: 1 файл

экономика.docx

— 52.83 Кб (Скачать)

Для аккумулирования средств  из внешних и внутренних источников и финансирования инвестиционных проектов в реальном секторе экономики  в 1998г. создан Российский банк развития — агент правительства Российской Федерации по осуществлению инвестиций, в том числе за счет средств  бюджета развития. Основными принципами предоставления инвестиционных ресурсов Банком развития являются срочность, возвратность и платность выделяемых средств, приоритет государственных интересов  над результатами коммерческой деятельности, а также приоритетность кредитования проектов, финансируемых на смешанной  основе.

Налоговые льготы в России

В настоящее время в  России осуществляется масштабная налоговая  ре форма, направленная на упрощение  налоговой системы, отмену части  неэффективных налогов и значительное снижение общей налоговой нагрузки на предприятия для стимулирования инвестиционной активности. Одной из ее задач является формирование равных условий для законопослушных налогоплательщиков в результате уменьшения количества и упорядочивания налоговых льгот. Сумма различных льгот в РФ оценивается в 200 млрд руб. в год, и зачастую они предоставляются произвольно, в зависимости от возможностей лоббирования их получателей.

Однако изменения, происходившие  в 2001—2002 гг. в российском налоговом  законодательстве, напротив, могут  привести к снижению возможностей инвестирования. С 1 января 2002 г. в России вступила в  силу глава 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая налогообложение прибыли (дохода) юридических  лиц. Ставка налога на прибыль в соответствии с данной главой снижена с 35 до 24%. Данной главой НК РФ также отменены все налоговые льготы в том числе льгота по капитальным вложениям.

В части первой НК РФ действовал ряд льгот, направленных на стимулирование инвестиционного процесса (ст. 65—68). Предприятия могли получить инвестиционный налоговый кредит по налогу на свою прибыль на срок от одного года до пяти лет в пределах 50% суммы налога, подлежащего уплате за этот налоговый период. В последние годы Правительство России рассматривало возможность снятия 50%-ного ограничение на применение данной льготы для того, чтобы усилить заинтересованность предприятий в модернизации и расширении производства и стимулировать их развитие. На практике произошло обратное: в части второй НК РФ ликвидируются немногочисленные налоговые рычаги, способствующие формированию условий для обеспечения нового качественного роста российской экономики.

Отмена в России существовавших инвестиционных льгот принципиально  не согласуется с современными тенденциями  налогообложения развитых и успешно  развивающихся стран. Можно приветствовать ликвидацию некоторых налоговых  льгот отдельным организациям (ставшим коррумпированными и криминальными), но нельзя от льгот отказаться в принципе, что подтверждает вся мировая практика государственного регулирования. Льготное налогообложение (и даже освобождение от налогов) отраслей, в которые необходимо направить капитал, используется во всем мире и является механизмом межотраслевого перелива инвестиционных ресурсов из капиталодостаточных в капиталодефицитные сектора экономики. Отсутствие налоговых льгот, отражающих приоритеты государства, свидетельствует об исключительно пассивной роли налоговой системы в решении экономических проблем.

Практически ни в одной  стране мира не существует налоговой  системы, в которой не содержалась  бы разветвленная система льгот, предоставляемых при налогообложении  прибыли для развития высокотехнологичных  отраслей, реального содействия научно-техническому прогрессу. Для определения эффективности  и действенности предоставленных  налоговых льгот государство  использует следующие принципы: четко  и конкретно сформулированный характер цели данных льгот; крайне ограниченный круг налогоплательщиков, подпадающих  под льготный режим налогообложения; относительно небольшой срок (не более  чем два-три года), на который предоставляются  льготы; мониторинг результативности льгот, их влияния на экономику.

В условиях современной России не следует преувеличивать позитивные возможности воздействия на инвестиционный процесс и такой меры, как снижение обшей налоговой ставки на прибыль (с 35 до 24%). Причина состоит в том, что на протяжении 90-х годов большая  часть отечественных предприятий  вообще не имеет прибыли по результатам  своей хозяйственной деятельности (около 40% предприятий являются убыточными) и не уплачивает налог на прибыль. Значительное число предприятий  получает прибыль, недостаточную для  инвестирования.

Аля предприятий всех отраслей российской экономики основное налоговое  бремя формируют косвенные налоги (так называемые оборотные налоги): налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог с  продаж, дорожный налог и др., устанавливаемые  в процентах к выручке от реализации продукции или фонду оплаты труда. Именно посредством этих налогов изымается основная часть финансовых ресурсов реального сектора, и именно эти налоги создают непосильное налоговые бремя. Механизм их взимания не учитывает финансовые результаты деятельности предприятий. Эти налоги взимаются независимо от наличия или отсутствия прибыли, что при ухудшении экономической конъюнктуры нередко становится прямым фактором убыточности предприятий.

Таким образом, России для  восстановления инвестиционного процесса необходимо использовать мировой опыт налогового стимулирования инвестиций и внедрять механизмы, которые США  и страны Западной Европы начали использовать для модернизации экономики еще  в 60—70-е годы XX в.

Источники финансирования инвестиций

Основным источником финансирования капитальных вложений для российских предприятий являются их внутренние средства: прибыль и амортизационные  отчисления, составляющие около 70% общего объема инвестиций. Большинству российских предприятий собственных средств для инвестирования не хватает, так как объемы прибыли хотя и возросли за последние годы, но их недостаточно для обновления и расширения основного капитала. В 2000 г. доля прибыли в ВВП составила 15%, в то время как в 1992 г. она достигала 30%. Свыше 40% российских предприятий продолжают оставаться убыточными, т.е. не имеют прибыли для инвестирования. Внешними источниками финансирования инвестиций в рыночной экономике выступают средства бюджетов всех уровнен, а также сбережения населения, которые через различные финансовые институты (банки, рынок ценных бумаг, инвестиционные и страховые компании, негосударственные пенсионные фонды и др.) направляются на инвестиции. Однако в России не удалось в полной мере задействовать эти источники инвестиций. Российские предприятия в 1999—2000 гг. привлекли через выпуск акций всего 1% необходимых инвестиций. Неразвитыми и несовершенными за годы реформ остаются также системы страхования и гарантирования инвестиций.

Вовлечение инвестиций домашних хозяйств

Сбережения домашних хозяйств в странах с рыночной экономикой выступают одним из значимых источников капиталообразующих инвестиций: до 70% валовых сбережений сосредоточено в этом институциональном секторе. Однако в России, в отличие от многих стран мира, только небольшая их часть (менее 10% общих сбережений домашних хозяйств) хранится в организованных формах (на счетах в банках; в пенсионных фондах, страховых компаниях) и используется на цели накопления в основной капитал. Население не вкладывает деньги и в ценные бумаги в силу неразвитости рынка ценных бумаг, нестабильности рынка, плохой информированности, ограниченности доступа и недоверия к существующим институциональным посредникам (чековым и паевым инвестиционным фондам и др.). Важной задачей государства является восстановление доверия граждан к организованным формам сбережения наличных денег в отечественной и иностранной валюте для вовлечения, их в инвестиционную сферу.

Роль лизинга

Важная роль в интенсификации инвестиционного процесса в условиях сложного положения в банковской сфере и недостаточной готовности банков к расширению инвестиций в  производство принадлежит лизингу, или аренде оборудования, особенно для поддержки малых и средних  предприятий. Лизинг в различных  формах широко распространен на Западе: в США инвестиции в форме лизинга составляют 30% их общего объема, в Чехии — 28%.

Принятие в 1998 г. Федерального закона «О лизинге» активизировало создание лизинговых компаний в России, число  которых с 1994-го по 2000 г. выросло с 20 до 1500. Однако пока лизинг не приобрел значимой роли в российской экономике: в 2000 г. объемы договоров по лизингу  составили 1,4 млрд дол. США, что составляет 4,4% общего объема инвестиций. В целом мировой оборот лизинговых услуг в 2000 г. составил более 500 млрд дол. В ближайшие годы объемы лизинговых операций будут расширены в таких ключевых отраслях, как агропромышленный комплекс, авиа- и судостроение, горнодобывающая промышленность, металлургия, нефте- и газодобыча и переработка, телекоммуникации.

Место и роль иностранного капитала в экономике России

В целом, как и для любой  другой страны, для России актуальна  проблема оптимального соотношения  между отечественными и иностранными инвестициями. С одной стороны, если отечественные инвестиции обеспечивают эффективный экономический рост в стране, то нет необходимости в иностранных инвестициях. С другой стороны, если в стране неблагоприятен инвестиционный климат, то в нее «не придет» иностранный капитал и, более того, из нее будет «уходить» свой собственный, отечественный капитал. На практике соотношение объемов ввоза и вывоза капитала конкретно для каждой страны с учетом ее специфики (политических, социально-экономических, финансовых и других условий) и тех задач, которые стоят перед данной страной в настоящий момент и на перспективу.

Несколько слов об истории  привлечения иностранного капитала в Россию. По существу, первый опыт в  этой области относится еще к  правлению Петра I. В последующем  эта политика с большей или  меньшей степенью успешности сохранялась. Однако вплоть до 80—90-х гг. XIX в. иностранный капитал привлекался в основном в форме государственных займов, получаемых у иностранных банков. Займы способствовали развитию промышленности, с их помощью решалась проблема бюджетного дефицита. Но по ним надо было выплачивать большие проценты, для чего приходилось брать новые займы. В результате в 80-е гг. XIX в. платежи по старым государственным займам превышали поступления по новым.

Стремясь решить эти проблемы, граф С. Ю. Витте (министр финансов России в 1892 — 1903 гг. и глава правительства  в 1905 — 1906 гг.) вместо займов начал осуществлять политику привлечения прямых заграничных  инвестиций в конкретные отрасли  промышленности и региональные банки. В 90-е гг. XIX в. в России отмечался  активный приток иностранных инвестиций в угольную, металлургическую, нефтяную и энергетическую промышленность, а  также в строительство железных дорог.

Иностранных инвесторов привлекали в России: богатые природные ресурсы; дешевая рабочая сила; достаточно устойчивый внутренний рынок; недостаток собственных капиталов (вследствие чего — не очень острая конкуренция); низкие налоговые ставки и высокая  доходность вложения капитала; достаточно развитое законодательство, обеспечивающее благоприятные условия функционирования иностранного капитала и одновременно защиту интересов экономики страны. Ввоз капитала давал возможность  иностранным инвесторам обойти высокие  импортные пошлины, которые ограничивали ввоз в страну импортных товаров.

В результате политики привлечения  иностранного капитала прямые иностранные  инвестиции в акционерные общества России составили к началу 1900 г. около 1/3 всего функционирующего в стране капитала. Приток почти половины этих инвестиций осуществляли филиалы иностранных  компаний или обществ, специально учрежденных  за границей для деятельности в России. Приток иностранного капитала в этот период стал постоянным, неотъемлемым элементом экономического развития нашей страны, выступая в качестве одного из существенных факторов формирования российского капитализма и одновременно включения России в общую систему мировых хозяйственных связей.

Тем не менее историки России дают неоднозначные оценки роли иностранного капитала в России в дореволюционный (до 1917 г.) период. С одной стороны, иностранный капитал способствовал возникновению и развитию в России новых отраслей промышленности, научно-технических разработок, использованию накопленного опыта организации производства, банковской системы и других рыночных институтов, росту занятости и конкуренции. С другой — в ряде случаев представители иностранного капитала тормозили производительное использование мощностей в некоторых отраслях промышленности, вывозили из страны значительные средства (иногда они были существенно больше вложений иностранного капитала в России). Характерно, что и общественные деятели того периода по-разному оценивали место и роль иностранного капитала в экономике России. Так, премьер-министр С.Ю. Витте, выдающийся ученый и организатор промышленности Д.И. Менделеев в своих программах промышленного развития России рассматривали иностранные инвестиции едва ли не как единственное средство подъема производительных сил страны. Однако Московский биржевой комитет в тот же период принял обращение к правительству, в котором говорилось о вреде и несоответствии интересов иностранного капитала национальным интересам России. Нетрудно убедиться в том, что подобная дискуссия продолжается до настоящего времени.

К 1913 г. в экономике России 40 % инвестиций составлял иностранный  капитал. Главной формой иностранных  капиталовложений стали прямые инвестиции в действующие в России акционерные  общества. Во многом благодаря иностранному капиталу за 1890 — 1913 гг. промышленное производство в стране увеличилось в 4 раза.

После октября 1917 г. положение  иностранных инвесторов в России существенно изменилось: в промышленности была проведена национализация, акции  национализированных компаний аннулированы. Правда, интерес к иностранному капиталу советское правительство проявило сразу после прихода к власти: уже через два месяца после  прихода к власти было сделано  первое предложение о концессиях американскому представителю в  России.

Практически иностранные  капиталовложения стали поступать  в народное хозяйство после перехода в 1921 г. к НЭПу (новой экономической  политике). Иностранный капитал привлекался  главным образом в форме концессий (от лат. concessio — разрешение, уступка). Концессия представляет собой договор о передаче в эксплуатацию иностранным инвесторам на определенный срок месторождений минеральных ресурсов, предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих государству. При этом использовались формы так называемых чистых концессий, где капитал был полностью иностранным, и смешанных обществ — акционерных обществ, где государству принадлежала определенная часть.

Привлечение иностранного капитала в СССР в 20 —30-е гг. не дало большого эффекта. В определенной мере это  объясняется факторами политического  характера, а также общим тяжелым  состоянием народного хозяйства  страны. Низкая производительность труда, отсутствие необходимых сырья и  полуфабрикатов соответствующего качества и их дороговизна, значительные общие  расходы по оплате труда иностранных  специалистов, сложности в обеспечении  транспортных перевозок, завышение  курса советской валюты, высокие  таможенные тарифы и т. п. — все  это затрудняло деятельность иностранных  инвесторов. Основная масса концессий прекратила существование в 1937 г., перестала функционировать и подавляющая часть смешанных обществ несмотря на острую потребность в дополнительных финансовых ресурсах, получаемых в виде иностранных инвестиций. В дальнейшем смешанные предприятия с участием отечественного капитала создавались исключительно за рубежом.

В послевоенный период внешнеэкономическое  сотрудничество нашей страны начало активизироваться лишь с конца 50-х  гг., а в большей степени —  со второй половины 60-х гг. Начиная  с этого момента иностранный  капитал поступал в страну в виде целевых кредитов, которые шли на приобретение оборудования, технологий, лицензий и т.п., а также кредитов в рамках компенсационных соглашений. Последние использовались в СССР для привлечения иностранных фирм и банков к осуществлению проектов строительства крупномасштабных объектов. Однако ожидаемого эффекта получено не было: не были решены задачи технического перевооружения обрабатывающих отраслей, машиностроения, легкой и пищевой промышленности, ускоренного развития новейших производств и технологий.

Информация о работе Инвестиционный кризис в современной России