Потребительский спрос и предложение в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке.
Задачи, решаемые в ходе работы:
дать общее понятие спроса и предложения;
проанализировать особенности потребительского спроса в современной России и факторы, оказывающие на него влияние;
оценить внутренний потребительский рынок в России, охарактеризовать потребительское поведение.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Потребительский спрос, его понятие и сущность 5
§ 1.1. Понятие спроса и предложения 5
§ 1.2. Поведение потребителя и классификация спроса 8
Глава 2. Потребительский спрос и предложение в современной России (внутренний рынок) 10
§ 2.1. Оценка потребительского рынка в России 10
§ 2.2. Расслоение населения и изменения структуры потребления 17
2.2.1. Структура потребительских расходов населения 20
2.2.2. Дифференциация денежных доходов российского населения 28
2.2.3. Проблема бедности 33
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Приложение 1. Структура доходов и расходов населения* 42
Приложение 2. Распределение общего объема денежных доходов населения* 45
Приложение 3. Изменение основных экономических индикаторов общественного производства и торговли по годам* 47

Файлы: 1 файл

READY.DOC

— 457.50 Кб (Скачать)

Характер воздействия  дохода на объем спроса зависит от того, меняются ли предпочтения индивида по мере изменения его дохода. Спрос  на большинство благ повышается с  ростом дохода; такие блага называются «нормальными». На некоторые блага при увеличении дохода индивида спрос сокращается, и они называются «некачественными». Когда предпочтения индивида относительно потребляемых благ характеризуются квазилинейной функцией полезности, тогда спрос на некоторые блага не зависит от величины дохода.

В результате сложения индивидуальных функций спроса всех потребителей некоторого блага образуется рыночный (отраслевой) спрос на благо. При построении функции  рыночного спроса на основе совокупности индивидуальных функций спроса необходимо учитывать возможность возникновения социальных эффектов, порождающих обратные связи между рыночным и индивидуальным спросом. Кроме того, в качестве специфических аргументов функции рыночного спроса на благо выступают число его потребителей и степень дифференциации индивидуальных доходов. Эластичность рыночного спроса больше эластичности любого из образующих его индивидуальных спросов.

Потребительский спрос – одна из частей, на которые распадается присваиваемый  доход, поступающий в домашние хозяйства, получаемый в результате перераспределения дохода от реализации произведенной продукции. Вторая его часть расходуется на сбережения во вкладах и ценных бумагах и покупку валюты. Дифференциация в имущественном положении не просто дополняет общую дифференциацию населения по доходам – в нашей стране произошла и продолжается концентрация сбережений у незначительной части населения, которую образует «правящая элита и собственники крупных капиталов». Специальные исследования сбережений населения РФ, проведенные ИСЭПН РАН показали, что уже в 1996 г. 52% населения имеют 1% сбережений, а у 2% семей сосредоточено 53% общей их суммы; богатые и очень богатые группы, доля которых в общей численности населения составляет 5%, владеют почти 3/4 (73%) общего объема сбережений в безналичной форме и 5% богатых и очень богатых владеют 80% валюты в наличной форме. Соответственно средний размер душевых сбережений на момент обследования в семьях очень богатых составлял 161 млн. неденоминированных рублей (30 тыс. долл.), а тот же показатель в бедных семьях был равен 124 тыс. руб. (22 долл.).

Экономическая теория обращает внимание на закономерности между особенностями  в распределении доходов в  обществе и экономической динамикой. Практика показывает, что распределение дохода и экономическое положение групп населения страны не зависят от темпов экономического роста: большая и меньшая дифференциация населения может происходить в условиях как высоких темпов роста, так и низких. Все зависит от источников, институциональных особенностей, приоритетности секторов экономики. Относительно конкретных факторов, влияющих на распределение дохода в различных странах, западные экономисты не пришли к определенному мнению. Поэтому, делая прогноз развития, экономисты всегда оговариваются о национальной специфике стран. Здесь можно с полной уверенностью сказать, что объяснение характера распределения доходов лежит также в области экономической этики, национальных особенностей экономики, базирующейся на традиционных институтах общества.

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. – 2-е изд. – М.: Высш. шк, 2001. – 240 с.
  2. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 199 с.
  3. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А., Амосова В.В. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2003. – 480 с.
  4. Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 472 с.
  5. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 368 с.
  6. Куликов Л. М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 272 с.: ил.
  7. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие/Руководитель авторского коллектива и научный редактор профессор А.В. Сидорович. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. – 736 с.
  8. Лащев А.М., Марков М.В. Общая экономическая теория. – СПб.: Издательский дом «Нева», 2003. – 288 с.
  9. Лебедев О. Т., Каньковская А. Р., Филиппова Т. Ю. Основы экономики/Учеб. пособие. Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 224 с.
  10. Любимов Л.Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997. – 496 с. [С. 113-116].
  11. Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию: Учебник для студентов пед. университетов/Гос. унив. Высшая школа экономики. – В 2-х книгах. Кн. 2. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 368 с.
  12. Любимцева С. Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке//Экономист. – 2002. – № 5. – С. 33-50.
  13. Манов В. Реформа в постсоциалистическом обществе. Опыт Болгарии. – М.: Экономика, 2000.
  14. Обзор экономики России. – 2002. – № 1 (33).
  15. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник/Под ред. д-ра экон. наук, проф. Д.Д. Москвина. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 528 с.
  16. Попов А.И. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
  17. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. – М 1999.
  18. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник – М., 1995.
  19. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник – М., 1999.
  20. Россия и страны мира. – М., 2000.
  21. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика/Пер. с англ. – М.: Бином-КноРус, 1999.
  22. Современная экономика. Материалы к семинарским занятиям. Пособие для студентов по курсу «Основы экономической теории». – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 352 с.
  23. Социально-экономическое положение России. – 2001. – № 12.
  24. Тодаро М. Экономическое развитие/Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 1997.
  25. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра эконом. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 896 с.
  26. Экономическая теория/Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.
  27. Экономическая теория/Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 3-е издание. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2000. – 544 с.
  28. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 560 с.
  29. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.
  30. Экономическая теория (политэкономия): Учебник/Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 560 с.

 

Приложение 1. Структура доходов  и расходов населения*

 

(в %)

 

Год

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

1999**

2000

2001

2001 г к 1990 г.

Денежные доходы – всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

-

В том числе оплата труда

74,1

59,7

69,9

58,0

46,4

37,8

40,7

38,2

38,7

35,2

64,5

61,4

61,4

0,83

социальные трансферты

14,7

163

14,3

15,0

13,5

13,1

14,2

15,0

14,1

13,6

13,6

14,4

15,0

1,02

доходы от собственности

2,5

12,8

1,0

3,0

4,5

6,5

5,4

5,8

5,9

7,4

7,4

7,1

5,6

2,24

доходы от предприниматель-

             

13,0

14,3

12,7

12,7

15,9

16,1

4,23

ской деятельности

3,7

4,1

8,4

18,6

16,0

16,4

13,6

28.

26,5

31,1

0,9

1,2

1,9

0,39

другие доходы

4,9

7,1

6,4

5,4

19,7

26,2

26,0

100

100

100

100

100

100

-

Денежные расходы –  всего

100

100

100

100

100

100

100

68,3

78,3

78,9

78,9

77,8

78,4

1,04

3 том числе

             

7,1

6,4

6,8

6,8

8,1

9,3

0,76

покупка товаров и  услуг

75,3

62,3

72,9

68,9

64,5

70,4

68,9

1,6

1,1

4,3

4,3

4,5

4,0

0,53

обязательные платежи  и взносы

12,2

8,3

8,2

7,6

6,8

5,8

6,0

12,6

8,1

8,1

6,7

6,2

-

 

сбережения во вкладах  и цен-

             

1,7

1,6

1,9

1,9

2,9

2,1

0,42

ных бумагах

7,5

19,6

4,8

6,2

6,5

5,4

4,9

100

100

100

100

-

-

1999г к1990г

покупка валюты

 

0,5

8,0

17,7

14,8

18,8

21,3

45,7

53,3

53,7

53,7

_

_

1,49

прочие расходы

5,0

9,8

13,6

9,3

4,5

3,6

1,4

2,8

2,6

2,5

2,5

-

-

0,5

Потребительские расходы -

             

36,5

30,2

30,8

30,8

-

-

0,67

всего

100

100

100

100

100

100

100

14,8

12,9

13,5

13,5

-

-

0,57

3 том числе на

             

14,9

13,9

13,0

13,0

-

-

0,99

продукты питания

36,1

38,4

47,1

46,3

46,9

52,0

50,2

1997

           

алкогольные напитки

5,0

4,2

4,0

3,1

2,9

2,5

2,5

100

           

непродовольственные товары

45,8

47,7

41,2

42,4

40,1

31,8

31,3

38,2

           

из них на одежду и обувь

23,6

25,9

23,4

21,8

19,1

14,6

14,0

15,0

           

оплату услуг

13,1

9,7

7,7

8,2

10,1

13,7

16,0

5,8

           

* Российский статистический  ежегодник. Статистический сборник.  – М., 1999. – С. 149, 2000 С 149,167

Социально-экономическое  положение России. – 2001. – № 12. – С. 216, 231-232

** Начиная  с 1999 г в оплату труда включена  скрытая заработная плата

 

Приложение 2. Распределение общего объема денежных доходов населения*

 

 

1970

1985

1990

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2001 к 1990 г.

Денежные доходы

                             

по 20-процентным

                             

группам – всего**.

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

-

первая (минималь-

                             

ные доходы)

7,8

10,0

9,8

11,9

6,0

5,8

5,3

5,5

6,2

6,0

6,1

6,2

6,0

5,9

0,50

вторая

14,8

14,6

14,9

15,8

11,6

11,1

10,2

10,2

10,7

10,2

10,4

10,6

10,4

10,4

0,66

третья

18,0

18,3

18,8

18,8

17,6

16,7

15,2

15,0

15,2

14,8

14,8

14,9

14,8

15,0

0,80

четвертая

22,6

23,1

23,8

22,8

26,5

24,8

23,0

22,4

21,5

21,6

21,1

21,0

21,2

21,7

0,95

пятая (максимальные

                             

л охояы)

36,8

34,0

32,7

30,7

38,3

41,6

46,3

46,9

46,4

47,4

47,6

47,3

47,6

47,0

1,53

Децильный коэффи-

                             

циент по 20-процент-

                             

ным rDv/ппам

0,21

0,29

0,30

0,39

0,16

0,14

0,11

0,12

0,13

0,13

0,13

0,13

0,126

0,126

-

Децильный коэффи-

                             

циент

-

-

-

-

0,125

0,089

0,066

0,074

0,077

0,074

0,072

0,072

-

-

-

Коэффициент диффе-

                             

ренциации доходов,

                             

в оазах

-

-

-

-

8,0

11,2

15,1

13,5

13,0

13,5

13,8

13,9

-

-

-

Коэффициент Джини

-

-

-

0,260

0,289

0,389

0,409

0,381

0,375

0,381

0,398

0,394

-

-

-


* Российский статистический  ежегодник. Статистический сборник.  – М., 2000. – С. 141, 155

Социально-экономическое  положение России. – 2001. – № 12. –  С. 225

** До 1993 г. –  совокупный доход (с учетом  стоимости чистой продукции личных  подсобных хозяйств населения)

 

Приложение 3. Изменение основных экономических  индикаторов общественного производства и торговли по годам*

 

(в % к предыдущему  периоду)

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

1999 к 1990

2001 к 1990

Продукция промышленности

91

82

86

79

97

95,5

102

94,8

108

111,9

104,9

49,0

57,6

% к 1990 г

91

74,6

64,2

50,7

49,2

47

47,9

45,4

49

54,9

57,6

-

-

Уровень рентабельности предприятий, %

                         

23,1

38,3

32,0

19,5

20,1

9,2

9,0

12,7

25,5

-

-

-

-

Производство продовольственных  товаров

                         

91

82

89

81

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Непродовольственных

105

86

89

67

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Продукция сельского  хозяйства

95,5

90,6

95,6

88,0

92,0

94,9

101,5

86 8

104,1

107,0

106,0

58,3

66,1

%к 1990 г

95,5

86,5

82,7

72,8

66,9

63,6

64,5

56,'О

58,3

62,4

66,1

-

-

Индексы промышленного  производства по отраслям

                         
                         

пищевая

91

84

91

83

92

96

99,2

98

108

 

108,4

53,5

-

мясная и молочная

87

75

88

88

80

91

90

94

95

-

110,2

29,6

-

рыбная

96

81

88

80

108

102

99

90

92

-

98,6

49,4

-

легкая

91

70

77

54

70

78

98

89

120

-

105

15,1

-

Платные услуги населению  – всего

82,9

82

70

62

82

95

105,9

98,8

107 5

106,0

101,2

25,8

27,7

Розничный товарооборот во всех каналах реализации

                         

97

99

101

99,9

93

97

104

95

92,3

108,7

1108

79,7

96,0

В том числе товаров

                         

продовольственных

98

91

110

97

91

97,9

104,7

99,1

91,6

107,3

110,0

80,6

95,1

непродовольственных

93

107

95

103

96

100,8

103,1

94,6

92,8

107,4

113,7

85,3

104,1

Доля продаж товаров  отечественного производства

                         

-

-

-

52

46

48

51

52

64

61

59

-

-

Импортируемых товаров

 

-

-

48

54

52

49

48

36

39

41

-

 

Индексы физического  оборота розничной торговли –  всего, % к 1990 г

                         

95

96

97

97

91

91

94

91

84

-

-

84

 

В том числе продовольственных

                         

товаров

98

90

99

96

87

85

89

88

81

-

 

81

-

продуктов питания

96

91

96

91

77

79

83

82

73

78,1

-

73

-

алкогольных напитков

104

84

108

119

146

112

117

114

117

1193

122,2

117

122,2

непродовольственных товаров

93

99

94

97

93

93

96

91

84

92,4

-

84

 

Информация о работе Потребительский спрос и предложение в современной России