Потребительский спрос и предложение в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке.
Задачи, решаемые в ходе работы:
дать общее понятие спроса и предложения;
проанализировать особенности потребительского спроса в современной России и факторы, оказывающие на него влияние;
оценить внутренний потребительский рынок в России, охарактеризовать потребительское поведение.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Потребительский спрос, его понятие и сущность 5
§ 1.1. Понятие спроса и предложения 5
§ 1.2. Поведение потребителя и классификация спроса 8
Глава 2. Потребительский спрос и предложение в современной России (внутренний рынок) 10
§ 2.1. Оценка потребительского рынка в России 10
§ 2.2. Расслоение населения и изменения структуры потребления 17
2.2.1. Структура потребительских расходов населения 20
2.2.2. Дифференциация денежных доходов российского населения 28
2.2.3. Проблема бедности 33
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Приложение 1. Структура доходов и расходов населения* 42
Приложение 2. Распределение общего объема денежных доходов населения* 45
Приложение 3. Изменение основных экономических индикаторов общественного производства и торговли по годам* 47

Файлы: 1 файл

READY.DOC

— 457.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

Введение

 

В данной работе рассматривается тема «Потребительский спрос и предложение  на внутреннем рынке». Рыночный спрос  формируется на основе решений, принимаемых  множеством отдельных лиц, которые  руководствуются своими потребностями  и наличными средствами. Но для того чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце XIX в. экономисты приняли полезность.

Состояние индивидуального  рынка (рынка отдельного товара или услуги) зависит от поведения покупателей и продавцов. Рациональный потребитель (покупатель) при имеющемся у него бюджетном ограничении будет максимизировать совокупную полезность, 1) распределяя свой доход так, чтобы соотношения Предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были бы равны или 2) приобретая набор товаров, соответствующий точке касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия.

Основным фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. Между ценой и спросом существует обратная зависимость. Кроме цен на спрос влияют: предпочтения покупателей, их доходы, цены других товаров, ожидания покупателей. Степень изменения спроса под влиянием изменения факторов спроса называется эластичностью, которая измеряется коэффициентом эластичности. Различают: ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность и эластичность по доходу. Ценовая эластичность спроса зависит от наличия заменителей, доли товара в бюджете, степени необходимости товара и др.

Так же, как и спрос, предложение зависит от цены. Между  ценой и предложением существует прямая зависимость. Важнейший неценовой  фактор, влияющий на предложение –  это издержки производства. Степень  изменения предложения при изменении цены измеряется коэффициентом эластичности предложения. Эластичность предложения зависит прежде всего от времени, имеющегося у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.

В настоящее время в нашей  стране экономическое и социальное развитие общества, проводимые реформы не могут идти в разрез с требованием достижения высокого уровня жизни всех слоев населения, повышения жизненного стандарта, одной из сторон проявления которого является потребление.

Цель работы – проанализировать потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке.

Объект исследования – потребительский спрос и  предложение.

Предмет исследования –  понятие и сущность потребительского спроса и предложения на потребительском  рынке в современной России,

Современное состояние экономической и социальной сфер Российской Федерации во многом напоминает ситуацию в развивающихся странах в 70-80-е гг. XX в., к которой они пришли после оказанной Западом экономической помощи: усиливающаяся с каждым годом дифференциация населения, бедность, долговое бремя, разрушение экономики. Нищета, захлестнувшая Россию в последние годы, заставляет переосмыслить многие вопросы нашего бытия, в первую очередь о рыночном переустройстве общества, а потребительский рынок отражает достижения и неудачи проводимых преобразований.

За годы реформ благодаря  свободе цен, торговли он подвергся  существенным изменениям: появилось  много новых торговых площадей и  точек, переоснащены и модернизированы  старые, рынок насыщен товарами в  пестрых, привлекающих взгляд упаковках. Именно это разнообразие, отсутствие изнурительных очередей создает впечатление благополучия общества. В целом предложение товаров и услуг стало значительно шире. Вместе с тем исчезли многие привычные торговые площади или они расширились и перепрофилировались, резко сократился ассортимент отечественных товаров. Они растворились в общей кричащей массе товаров и часто сами приобрели вызывающий вид. Многие из них теперь приходится покупать целенаправленно, как это происходило с потребительским импортом раньше.

Задачи, решаемые в ходе работы:

    • дать общее понятие спроса и предложения;
    • проанализировать особенности потребительского спроса в современной России и факторы, оказывающие на него влияние;
    • оценить внутренний потребительский рынок в России, охарактеризовать потребительское поведение.

Рассмотрим подробнее  потребительский спрос и предложение  на внутреннем рынке.

Глава 1. Потребительский  спрос, его понятие и сущность

§ 1.1. Понятие спроса и  предложения

 

Спросом называется количество товара, которое будет куплено по определенной цене за определенный период.

Коренное свойство спроса заключается в следующем: при  неизменности всех прочих параметров, снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче, существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса. Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации.

1) Здравый смысл и  элементарное наблюдение действительности  согласуется с тем, что нам  показывает нисходящая кривая  спроса: с ростом цены товара  его покупают меньше, т.е. спрос  снижается и наоборот при снижении цены товара, покупают больше т.е. спрос растет. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупки. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2) В любой данный  период времени каждый покупатель  продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Например, второй «Биг Мак» (котлета «Большой Макдональд») дает меньше удовлетворения потребителю, чем первый; третий принесет еще меньше удовлетворения или полезности, чем второй и т.д. Отсюда следует, что, поскольку, потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, – потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.1

3) На несколько более  высоком уровне анализа закон  спроса можно объяснить эффектами  дохода и замещения. Эффект  дохода указывает на то, что  при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Например: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, рыбы и цыплят (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.

Эту обратную связь между  ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной:

Графически спрос изображается в виде нисходящей кривой, т.к. зависимость  обратная.

Закон спроса не действует  в 3-х случаях:2

    1. При ажиотажном спросе, вызванным ожидаемым повышением цен.
    2. Для редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат) являющихся средством вложения денег.
    3. При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.

Рассматривая закон  спроса, мы предположили, что цена, это  единственный фактор, определяющий количество любого покупаемого товара. Однако существуют и другие факторы, которые влияют на покупку. Их называют неценовыми факторами или детерминантами спроса. К ним можно отнести:3

    • потребительские вкусы;
    • доход населения;
    • число покупателей;
    • цены на сопряженные товары;
    • потребительские ожидания.

Предложением называется количество товара, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Предложение показывает прямую зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения, со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он просто показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это сделать по низкой цене.

Предложение так же как  и спрос может изменяться под  влиянием неценовых факторов (детерминант). К ним можно отнести:4

    • цены на ресурсы;
    • технология;
    • налоги и дотации;
    • цены на другие товары;
    • число продавцов.

§ 1.2. Поведение потребителя  и классификация спроса

 

В прошлом параграфе, говоря о спросе, мы имели в виду лишь его самое общее определение. Между тем анализ потребительского поведения позволяет выделить две  специфические его разновидности: функциональный спрос, обусловленный присущими данному благу потребительскими качествами, и нефункциональный спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских характеристик товара, а под влиянием каких-либо факторов. Рассмотрим эти факторы более подробно.

Первой разновидностью нефункционального спроса является спрос, обусловленный внешними воздействиями. К наиболее значимым внешним воздействиям, или эффектам, относятся следующие:5

– эффект присоединения  к большинству или эффект вагона. Стремление людей не отстать от моды, от жизни, быть «не хуже других», не казаться «белой вороной» вызывает, при прочих равных условиях, увеличение первоначального функционального спроса на определенную величину и соответственно смещение кривой спроса вправо. Увеличение тем больше, чем больше рассматриваемый товар покупают окружающие потребителя люди;

– эффект сноба. Этот эффект оказывает прямо противоположное влияние на покупателя. Настойчивое желание потребителя быть исключительным, выделяться из общей массы вызывает падение спроса и соответствующее смещение кривой спроса влево тем больше, чем большим спросом данный товар пользуется у других людей;

– эффект показательного потребления, или эффект Веблена (по имени экономиста, впервые его обосновавшего). Этот эффект отражает такое на первый взгляд парадоксальное явление, как увеличение спроса на некоторый товар в силу того, что он имеет более высокую по сравнению со своими аналогами цену. Это происходит в том случае, когда потребитель ассоциирует повышенную цену на товар с большей престижностью, своего рода элитарностью данного товара, что вызывает дополнительный спрос. Не противоречит ли этот эффект закону спроса? Ни в коем случае. Ибо обратная зависимость между ценой и величиной спроса сохраняется, однако сама кривая спроса смещается вправо.

Следующей разновидностью нефункционального спроса можно  считать нерациональный спрос потребителя. Под эту категорию подпадают все покупки, которые не планируются потребителем, а происходят под влиянием минутных капризов и желаний. Многие крупные магазины сознательно стимулируют данную разновидность спроса у такой специфической потребительской группы, как родители с детьми, устанавливая у кассовых аппаратов стеллажи с конфетами и забавными игрушками.

Наконец, третья разновидность нефункционального спроса – спрос спекулятивный, хорошо известный в нашей стране.

Спекулятивный спрос  возникает в условиях дефицита того или иного товара, когда рыночное предложение недостаточно или искусственно сокращается в ожидании более высоких цен. Кривая спроса смещается вправо, а рыночная цена на товар возрастает.

Результирующее изменение  кривой спроса на реальном рынке будет  определяться совокупным воздействием ценовых и неценовых, в том  числе рассмотренных выше, факторов. Вместе с тем для каждого уровня цены существует такая величина спроса на товар, когда люди перестают реагировать на изменение объемов спроса остальных потребителей, т.е. для каждой цены существует определенный объем спроса, определяющий его кривую.

Информация о работе Потребительский спрос и предложение в современной России