Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:11, курсовая работа
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………..……….. 3
Глава 1. Определение малого бизнеса и ее значения и функции……….5
1.1 Определение малого бизнеса……………………………………5
1.2 Значения малого бизнеса в рыночной экономике.……………..8
1.3 Функции малого бизнеса в рыночной экономике………………9
Глава 2. Основные проблемы развития малого бизнеса в России……...11
2.1 Аспекты развития предприятия….……………………………..11
2.2. Система налогообложения малого бизнеса.…………………..13
2.3 Финансово-кредитное обеспечение…………………………….15
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в городе Улан-Удэ…..18
3.1 Анализ торговли в г.Улан-Удэ………………………..……..….18
3.2 Что представляет собой малый бизнес в г.Улан-Удэ …………19
3.3 Анализ малого предпринимательства в г.Улан-Удэ..…………21
Заключение…………………………………………………………………24
Список используемой литературы………………………………………27
Стратегическая цель развития ПРТУ - удовлетворение потребностей населения города в качественных товарах и услугах широкого ассортимента.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
- содействие развитию местного производства и повышению его конкурентоспособности;
- повышение уровня профессиональной подготовки и культуры кадров;
- формирование позитивного имиджа сферы торговли и услуг у населения;
- совершенствование нормативно-правовой базы ПРТУ.
&3.2 Что представляет собой малый бизнес в г.Улан-Удэ
Сегодня нет необходимости говорить о значимости малого предпринимательства для экономики территории. Стоит отдать должное активности, предприимчивости и упорству наших предпринимателей - несмотря на несовершенство и неотлаженность механизма государственной поддержки они, вопреки всему, динамично развиваются и вносят ощутимый вклад в экономику города.
Кратко о том, что представляет малый бизнес г. Улан-Удэ сегодня.
Предприниматели доказали свою состоятельность, заняв достойное место в экономике города. Сегодня предпринимательской деятельностью в городе занимаются более 12 тыс. субъектов. Показатель количества малых предприятий на одну тысячу жителей по г. Улан-Удэ равен 5,1 (в среднем по республике - 3,4, среднероссийский показатель - 6,2).
В сфере малого предпринимательства, по экспертным оценкам, занято более 40 тыс. горожан. В общей численности занятых в экономике города они занимают почти 24%.
С каждым годом увеличивается доля налоговых поступлений в городской бюджет от предпринимательской деятельности и в 2004 году этот показатель равен 10% в общем объеме налоговых поступлений.
Малыми предприятиями г. Улан-Удэ выпускается более 60 видов различной продукции. В 2004 году ими было произведено товаров и услуг на сумму более 4,5 млрд.руб., их доля в общем объеме произведенных в г. Улан-Удэ товаров и услуг составила 18%.
Предприниматели вносят солидный вклад в развитие городской инфраструктуры, активно вкладывая средства в развитие своего бизнеса. Так, в 2004 году инвестиции составили 199,3 млн.руб, и доля их от общего объема инвестиций, направленных на развитие экономики города равна 11,4%.
Следует отметить, что сегодня оценить по достоинству вклад малого бизнеса в экономику города не представляется возможным, но однозначно можно утверждать, что он более значителен, чем официальные цифры статистики.
Кроме того, что предпринимательство заявляет о себе, как о серьезном экономическом, социальном и политическом явлении, в этой сфере экономической деятельности заложен огромный потенциал для решения социальных задач территории: занятость населения, наполняемость бюджета, снижение уровня миграционного оттока экономически активного и высокообразованного населения, повышение уровня жизни горожан и др.
Понимая значимость предпринимательства для экономики города Администрация города выходит на новый качественный уровень взаимоотношений с бизнес-сообществом: от поддержки - к стратегическому партнерству.
&3.3 Анализ малого предпринимательства в г.Улан-Удэ
В развитых странах малое предпринимательство (МП) является одним из важнейших секторов экономики. Оно быстро и эффективно заполняет ниши рынки, участвует в развитии инфраструктур хозяйственной деятельности, пополняет бюджет, повышает занятость населения и мотивацию к трудовой деятельности. МП в сферах торговли и сервиса наиболее чутко реагирует на спрос и замечания потребителей.
Для г.Улан-Удэ характерна общая ситуация, сложившаяся в большинстве регионов России, когда предпринимательская деятельность в целом и МП возникли либо как “осколки” от государственной собственности в промышленности, либо как элементы (агентства, дочерние предприятия, филиалы) фирм из других регионов и практически полностью зависящие от головного предприятия.
В настоящее время число малых предприятий в городе составляет около 4тыс. Отраслевая структура малого предпринимательства меняется в пользу сфер наиболее благоприятного вложения капитала: если в 1991 году основная доля малых предприятий была сосредоточена в промышленности и строительстве, то в настоящее время лидирующая роль принадлежит торговле.
Численность занятых на малых предприятиях города составляет около 20тыс.чел., или 9% от численности занятых в экономике города. Численность предпринимателей без образования юридического лица на начало 1999 года составила около 25тыс.человек. Основная доля занятых на малых предприятиях города (более трех четвертей) сосредоточена в трех отраслях: в торговле, строительстве и в промышленности.
Выпуск товаров и услуг МП в 2000г. составил около 500млн.руб. Более 36% всего объема розничного товарооборота формируется предприятиями малого и среднего бизнеса г.Улан-Удэ.
Вклад малого бизнеса в доходную часть городского бюджета составил по 2000 году порядка 7%. По данным по 2001 в связи с вводом единого социального налога наблюдается тенденция существенного снижения налоговых поступлений в бюджет города от предприятий малого бизнеса. Это связано также с тенденцией снижения платежеспособного спроса населения.
Динамика количественных показателей по МП в г.Улан-Удэ соответствует общероссийской динамике.
В условиях социально-экономического кризиса в стране предпринимательская деятельность строится на двойном стандарте — официальном и неофициальном (теневом). Функционирование предпринимательской сферы и перевод ее в режим развития ограничивается отсутствием механизма сохранения и накопления денежных средств.
Стратегические цели города в данной отрасли.
Малое предпринимательство способно выступить одним из важнейших факторов реализации Стратегии развития, для этого необходимо решить следующие задачи:
- создать механизмы, способствующие ориентации развития МП по приоритетным направлениям Стратегии развития;
- сформировать в городе позицию власти, обеспечивающей взаимодействие субъектов МП и властных структур;
- поддержать развитие консультационных центров, работающих на обеспечение деятельности в области МП;
- сформировать позитивный имидж предпринимателя.
Развитие МП обеспечит реализацию потенциала г.Улан-Удэ, задействует производственные, организационно-финансовые и кадровые ресурсы. Следствием развития МП в русле реализации Стратегии развития должно стать решение городских проблем:
- переориентация МП из “теневой” сферы в реальный сектор;
- повышение эффективности использования основных фондов реорганизуемых предприятий;
- повышение эффективности использования муниципального нежилого фонда;
- оптимизация расходов муниципальных коммунальных предприятий.
Заключение
Итак, можно утверждать, что предпринимательство в нашей стране не достигло нужного уровня. Ещё не сложилась единая образовательная система подготовки и переподготовки специалистов для малого бизнеса с учётом возможностей банков, различных фондов, страховых компаний.
Факторы, затрудняющие развитие малого предпринимательства в нашей стране, выявило ряд проблем, для разрешения которых необходимо безотлагательно принять соответственные меры. Главный вывод, который необходимо сделать в данной работе – это тот факт, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Самая главная проблема российских малых предприятий – это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров, которые ею ранее были созданы. Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом. Однако пути выхода из сложившейся ситуации есть.
Приоритетными задачами и направлениями по поддержке малого предпринимательства являются:
- поддержка малых предприятий, осуществляющих деятельность в системе городского хозяйства (в жилищно-коммунальной сфере, в области экологии, в том числе сборе и переработке вторичного сырья, в малой (локальной) энергетике с целью снижения расходов на строительство и эксплуатацию жилья и других объектов);
- предоставление субъектам малого предпринимательства комплекса услуг по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности на основе дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и создания системы территориальных центров развития предпринимательства;
- дальнейшее развитие информационной поддержки малого предпринимательства, внедрение современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей глобальной информационной сети Интернет;
- реализацию комплекса мероприятий по устранению административных барьеров на пути развития предпринимательства, включая дальнейшее сокращение количества проверок юридических лиц на территории города;
- повышение качества и безопасности продукции, вырабатываемой и реализуемой субъектами малого предпринимательства;
- дальнейшее развитие малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах с целью создания новых рабочих мест.
Если не медлить более с претворением в жизнь вышеупомянутых мер, то сегмент малых предприятий сможет заработать в полную силу и стать неким подобием локомотива, способного поднять уровень российской экономики в целом на качественно новый уровень.
Что касается в частности города Улан-Удэ, то тут можно выделить как положительные, так и отрицательные факторы развития малого бизнеса.
Позитивный фактор: Поддерживаются сравнительно высокие темпы роста инвестиций в отрасль. Возрастает занятость населения в сферах торговли и услуг. Рост ассортимента. Достаточно развитая система оптовой торговли.
Негативный фактор: Недостаток оборотного капитала у предпринимателей. Неблагоприятные кредитные условия. Низкий платежеспособный спрос населения. Сокращение сырьевой базы сохранит сложное положение в пищевой и перерабатывающей промышленности города.
Также можно выделить и в области конкурентоспособности малого предпринимательства.
Позитивный фактор: Способность предвидеть будущий дисбаланс между процессами денежного обращения, товаропотоками и производством. Возможность функционирования в условиях кредитного механизма, сферы развитого законодательства, прозрачности информационно-коммуникационной среды. Заинтересованность в стабильности. Обеспечивает накопление капитала.
Негативный фактор: Отсутствие четко сформулированной муниципальной политики в отношении МП. Наличие крупного нерыночного сектора. Ограниченный доступ МП к ресурсам кредитных организаций на территории г.Улан-Удэ, отчасти в силу отсутствия гарантийного механизма страхования кредитных рисков. Многочисленность административных барьеров на республиканском и муниципальном уровнях (регистрация, разрешительно контрольная система, регулирование арендных отношений и т.д.). Непропорциональное отраслевое развитие экономики г.Улан-Удэ в силу объективных исторических, географических и социальных условий.
Есть еще много проблемных вопросов в сфере предпринимательства, для решения которых нужны и серьезные финансовые средства, и политическая воля. Но самое главное, необходимо понять проблемы каждой из сторон, совместно найти пути их решения, т.е. нужен конструктивный, взаимовыгодный диалог.
Именно это муниципальная целевая программа "Поддержка и развитие предпринимательства на 2005-2007 годы" ставит основной целью решения этих проблем, а созданный бизнес-портал Улан-Удэ - одна из форм общения бизнес-сообщества и власти.
Таким образом, проанализировав проблемы и перспективы малого бизнеса именно в городе Улан-Удэ видно, что развитие города, в первую очередь, связано с развитием малого и среднего бизнеса.
Список используемой литературы.
1) Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». 14.06.95 № 88-ФЗ (с изм. и
Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в городе Улан-Удэ