Перспективы развития малого бизнеса в городе Улан-Удэ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..……….. 3
Глава 1. Определение малого бизнеса и ее значения и функции……….5
1.1 Определение малого бизнеса……………………………………5
1.2 Значения малого бизнеса в рыночной экономике.……………..8
1.3 Функции малого бизнеса в рыночной экономике………………9
Глава 2. Основные проблемы развития малого бизнеса в России……...11
2.1 Аспекты развития предприятия….……………………………..11
2.2. Система налогообложения малого бизнеса.…………………..13
2.3 Финансово-кредитное обеспечение…………………………….15
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в городе Улан-Удэ…..18
3.1 Анализ торговли в г.Улан-Удэ………………………..……..….18
3.2 Что представляет собой малый бизнес в г.Улан-Удэ …………19
3.3 Анализ малого предпринимательства в г.Улан-Удэ..…………21
Заключение…………………………………………………………………24
Список используемой литературы………………………………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая итоговая 2.doc

— 144.00 Кб (Скачать)
-align:justify">С усилением конкуренции резко обостряется проблема информационного обеспечения субъектов ПРТУ. Проблема может быть решена созданием городской системы информационного обслуживания ПРТУ (Городской центр маркетинга), базирующейся на использовании современных технологий по сбору, обработке, хранению и передаче информации о производстве, предложении и спросе на товары и услуги.

Стратегическая цель развития ПРТУ - удовлетворение потребностей населения города в качественных товарах и услугах широкого ассортимента.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- содействие развитию местного производства и повышению его конкурентоспособности;

- повышение уровня профессиональной подготовки и культуры кадров;

- формирование позитивного имиджа сферы торговли и услуг у населения;

- совершенствование нормативно-правовой базы ПРТУ.

 

&3.2 Что представляет собой малый бизнес в г.Улан-Удэ

Сегодня нет необходимости говорить о значимости малого предпринимательства для экономики территории. Стоит отдать должное активности, предприимчивости и упорству наших предпринимателей - несмотря на несовершенство и неотлаженность механизма государственной поддержки они, вопреки всему, динамично развиваются и вносят ощутимый вклад в экономику города.

Кратко о том, что представляет малый бизнес г. Улан-Удэ сегодня.

Предприниматели доказали свою состоятельность, заняв достойное место в экономике города. Сегодня предпринимательской деятельностью в городе занимаются более 12 тыс. субъектов. Показатель количества малых предприятий на одну тысячу жителей по г. Улан-Удэ равен 5,1 (в среднем по республике - 3,4, среднероссийский показатель - 6,2).

В сфере малого предпринимательства, по экспертным оценкам, занято более 40 тыс. горожан. В общей численности занятых в экономике города они занимают почти 24%.

С каждым годом увеличивается доля налоговых поступлений в городской бюджет от предпринимательской деятельности и в 2004 году этот показатель равен 10% в общем объеме налоговых поступлений.

Малыми предприятиями г. Улан-Удэ выпускается более 60 видов различной продукции. В 2004 году ими было произведено товаров и услуг на сумму более 4,5 млрд.руб., их доля в общем объеме произведенных в г. Улан-Удэ товаров и услуг составила 18%.

Предприниматели вносят солидный вклад в развитие городской инфраструктуры, активно вкладывая средства в развитие своего бизнеса. Так, в 2004 году инвестиции составили 199,3 млн.руб, и доля их от общего объема инвестиций, направленных на развитие экономики города равна 11,4%.

Следует отметить, что сегодня оценить по достоинству вклад малого бизнеса в экономику города не представляется возможным, но однозначно можно утверждать, что он более значителен, чем официальные цифры статистики.

Кроме того, что предпринимательство заявляет о себе, как о серьезном экономическом, социальном и политическом явлении, в этой сфере экономической деятельности заложен огромный потенциал для решения социальных задач территории: занятость населения, наполняемость бюджета, снижение уровня миграционного оттока экономически активного и высокообразованного населения, повышение уровня жизни горожан и др.

Понимая значимость предпринимательства для экономики города Администрация города выходит на новый качественный уровень взаимоотношений с бизнес-сообществом: от поддержки - к стратегическому партнерству.

 

&3.3 Анализ малого предпринимательства в г.Улан-Удэ

В развитых странах малое предпринимательство (МП) является одним из важнейших секторов экономики. Оно быстро и эффективно заполняет ниши рынки, участвует в развитии инфраструктур хозяйственной деятельности, пополняет бюджет, повышает занятость населения и мотивацию к трудовой деятельности. МП в сферах торговли и сервиса наиболее чутко реагирует на спрос и замечания потребителей.

Для г.Улан-Удэ характерна общая ситуация, сложившаяся в большинстве регионов России, когда предпринимательская деятельность в целом и МП возникли либо как “осколки” от государственной собственности в промышленности, либо как элементы (агентства, дочерние предприятия, филиалы) фирм из других регионов и практически полностью зависящие от головного предприятия.

В настоящее время число малых предприятий в городе составляет около 4тыс. Отраслевая структура малого предпринимательства меняется в пользу сфер наиболее благоприятного вложения капитала: если в 1991 году основная доля малых предприятий была сосредоточена в промышленности и строительстве, то в настоящее время лидирующая роль принадлежит торговле.

Численность занятых на малых предприятиях города составляет около 20тыс.чел., или 9% от численности занятых в экономике города. Численность предпринимателей без образования юридического лица на начало 1999 года составила около 25тыс.человек. Основная доля занятых на малых предприятиях города (более трех четвертей) сосредоточена в трех отраслях: в торговле, строительстве и в промышленности.

Выпуск товаров и услуг МП в 2000г. составил около 500млн.руб. Более 36% всего объема розничного товарооборота формируется предприятиями малого и среднего бизнеса г.Улан-Удэ.

Вклад малого бизнеса в доходную часть городского бюджета составил по 2000 году порядка 7%. По данным по 2001 в связи с вводом единого социального налога наблюдается тенденция существенного снижения налоговых поступлений в бюджет города от предприятий малого бизнеса. Это связано также с тенденцией снижения платежеспособного спроса населения.

Динамика количественных показателей по МП в г.Улан-Удэ соответствует общероссийской динамике.

В условиях социально-экономического кризиса в стране предпринимательская деятельность строится на двойном стандарте — официальном и неофициальном (теневом). Функционирование предпринимательской сферы и перевод ее в режим развития ограничивается отсутствием механизма сохранения и накопления денежных средств.

Стратегические цели города в данной отрасли.

Малое предпринимательство способно выступить одним из важнейших факторов реализации Стратегии развития, для этого необходимо решить следующие задачи:

- создать механизмы, способствующие ориентации развития МП по приоритетным направлениям Стратегии развития;

- сформировать в городе позицию власти, обеспечивающей взаимодействие субъектов МП и властных структур;

- поддержать развитие консультационных центров, работающих на обеспечение деятельности в области МП;

- сформировать позитивный имидж предпринимателя.

Развитие МП обеспечит реализацию потенциала г.Улан-Удэ, задействует производственные, организационно-финансовые и кадровые ресурсы. Следствием развития МП в русле реализации Стратегии развития должно стать решение городских проблем:

- переориентация МП из “теневой” сферы в реальный сектор;

- повышение эффективности использования основных фондов реорганизуемых предприятий;

- повышение эффективности использования муниципального нежилого фонда;

- оптимизация расходов муниципальных коммунальных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, можно утверждать, что предпринимательство в нашей стране не достигло нужного уровня. Ещё не сложилась единая образовательная система подготовки и переподготовки специалистов для малого бизнеса с учётом возможностей банков, различных фондов, страховых компаний.

Факторы, затрудняющие развитие малого предпринимательства в нашей стране, выявило ряд проблем, для разрешения которых необходимо безотлагательно принять соответственные меры. Главный вывод, который необходимо сделать в данной работе – это тот факт, что основная часть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит в области взаимоотношений с государством. Самая главная проблема российских малых предприятий – это непродуманность именно государственной политики, невнимание власти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса. Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать в направлении ликвидации тех барьеров, которые ею ранее были созданы. Главенствующее место в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственного отношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышении эффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числе и в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, в России не все из этих функций выполняются должным образом. Однако пути выхода из сложившейся ситуации есть.

Приоритетными задачами и направлениями по поддержке малого предпринимательства являются:

- поддержка малых предприятий, осуществляющих деятельность в системе городского хозяйства (в жилищно-коммунальной сфере, в области экологии, в том числе сборе и переработке вторичного сырья, в малой (локальной) энергетике с целью снижения расходов на строительство и эксплуатацию жилья и других объектов);

- предоставление субъектам малого предпринимательства комплекса услуг по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности на основе дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и создания системы территориальных центров развития предпринимательства;

- дальнейшее развитие информационной поддержки малого предпринимательства, внедрение современных технологий ведения бизнеса, в том числе с широким использованием возможностей глобальной информационной сети Интернет;

- реализацию комплекса мероприятий по устранению административных барьеров на пути развития предпринимательства, включая дальнейшее сокращение количества проверок юридических лиц на территории города;

- повышение качества и безопасности продукции, вырабатываемой и реализуемой субъектами малого предпринимательства;

- дальнейшее развитие малого предпринимательства в производственной и инновационной сферах с целью создания новых рабочих мест.

Если не медлить более с претворением в жизнь вышеупомянутых мер, то сегмент малых предприятий сможет заработать в полную силу и стать неким подобием локомотива, способного поднять уровень российской экономики в целом на качественно новый уровень.

Что касается в частности города Улан-Удэ, то тут можно выделить как положительные, так и отрицательные факторы развития малого бизнеса.

Позитивный фактор: Поддерживаются сравнительно высокие темпы роста инвестиций в отрасль. Возрастает занятость населения в сферах торговли и услуг. Рост ассортимента. Достаточно развитая система оптовой торговли.

 Негативный фактор: Недостаток оборотного капитала у предпринимателей. Неблагоприятные кредитные условия. Низкий платежеспособный спрос населения. Сокращение сырьевой базы сохранит сложное положение в пищевой и перерабатывающей промышленности города.

Также можно выделить и в области конкурентоспособности малого предпринимательства.

Позитивный фактор: Способность предвидеть будущий дисбаланс между процессами денежного обращения, товаропотоками и производством. Возможность функционирования в условиях кредитного механизма, сферы развитого законодательства, прозрачности информационно-коммуникационной среды. Заинтересованность в стабильности. Обеспечивает накопление капитала.

 Негативный фактор: Отсутствие четко сформулированной муниципальной политики в отношении МП. Наличие крупного нерыночного сектора. Ограниченный доступ МП к ресурсам кредитных организаций на территории г.Улан-Удэ, отчасти в силу отсутствия гарантийного механизма страхования кредитных рисков. Многочисленность административных барьеров на республиканском и муниципальном уровнях (регистрация, разрешительно контрольная система, регулирование арендных отношений и т.д.). Непропорциональное отраслевое развитие экономики г.Улан-Удэ в силу объективных исторических, географических и социальных условий.

Есть еще много проблемных вопросов в сфере предпринимательства, для решения которых нужны и серьезные финансовые средства, и политическая воля. Но самое главное, необходимо понять проблемы каждой из сторон, совместно найти пути их решения, т.е. нужен конструктивный, взаимовыгодный диалог.

Именно это муниципальная целевая программа "Поддержка и развитие предпринимательства на 2005-2007 годы" ставит основной целью решения этих проблем, а созданный бизнес-портал Улан-Удэ - одна из форм общения бизнес-сообщества и власти.

Таким образом, проанализировав проблемы и перспективы малого бизнеса именно в городе Улан-Удэ видно, что развитие города, в первую очередь, связано с развитием малого и среднего бизнеса.

 

Список используемой литературы.

1)     Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». 14.06.95 № 88-ФЗ (с изм. и

Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в городе Улан-Удэ