Перспективы развития малого бизнеса в городе Улан-Удэ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:11, курсовая работа

Краткое описание

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете последних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса, который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..……….. 3
Глава 1. Определение малого бизнеса и ее значения и функции……….5
1.1 Определение малого бизнеса……………………………………5
1.2 Значения малого бизнеса в рыночной экономике.……………..8
1.3 Функции малого бизнеса в рыночной экономике………………9
Глава 2. Основные проблемы развития малого бизнеса в России……...11
2.1 Аспекты развития предприятия….……………………………..11
2.2. Система налогообложения малого бизнеса.…………………..13
2.3 Финансово-кредитное обеспечение…………………………….15
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в городе Улан-Удэ…..18
3.1 Анализ торговли в г.Улан-Удэ………………………..……..….18
3.2 Что представляет собой малый бизнес в г.Улан-Удэ …………19
3.3 Анализ малого предпринимательства в г.Улан-Удэ..…………21
Заключение…………………………………………………………………24
Список используемой литературы………………………………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая итоговая 2.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы малого бизнеса

 

&2.1 Аспекты развития предприятия

Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.

Первый фундаментальный недостаток - это сверх высокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения "снизу вверх" - от интереса предпринимателя к централизованному  созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржы и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса:  собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки.  Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый  бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает,  кроме того,  нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей.  Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это  будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток  финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и  мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ.

Еще одна проблема российских малых предприятий, возникающая со стороны государства – неоправданные административные барьеры. Они создаются государственными ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования и сертификации. Усугубляет положение избыточный контроль со стороны многочисленных государственных органов. В настоящий момент для создания собственного дела необходимо получение огромного количества различных регистрационных документов, к этому процессу подключено множество инстанций. Вкупе с проблемой сомнительной добропорядочности многих чиновников этот процесс превращается в очень серьезное препятствие для развития малого предприятия. Коррумпированность государственных структур ставит под угрозу одно из важнейших правил эффективной рыночной экономики – равноправие всех хозяйствующих субъектов. Малому бизнесу сейчас необходима защита от административного произвола. Огромное число проверок и проверяющих инстанций отнимают массу сил и времени у предпринимателей, снижая эффективность функционирования. Кроме того, в существующих условиях такой чрезмерный контроль полностью утрачивает свое прямое назначение, а также функцию помощи субъектам малого предпринимательства.

&2.2 Система налогообложения для малого бизнеса

В современных государствах существует большое количество разнообразных налогов, а также сборов и пошлин. Под налогом, сбором и другими платежами понимаются обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее – налоги), а также форм и методов их построения образуют налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, добавленная стоимость производственных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе Р.Ф.

Налоговая система, как уже отмечалось, представляет собой совокупность определяемых законодательством правил исчисления, уплаты налогов и организации контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Налоговая система является элементом финансовой системы государства, обеспечивающей мобилизацию доходов в бюджеты и внебюджетные фонды, поэтому от эффективности налоговой системы напрямую зависит полноценность реализации программ, финансируемых из бюджетов и внебюджетных фондов.

В своём развитии принципы построения налоговой системы Российской Федерации прошли путь от простейшей формы изъятия дохода – подушной до наиболее сложных схем расчёта налоговой базы и налога с применением налоговых льгот, методов пропорционального, прогрессивного и регрессивного налогообложения. В различное время объекты налогового акцента были разными: косвенное либо прямое налогообложение, преимущественное налогообложение юридических либо физических лиц, имущих либо неимущих классов.

С 1 января 1999 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса РФ – документа, устанавливающего основные принципы налоговой системы государства и регулирующего правовые отношения между налогоплательщиком и государством в связи с исчислением и уплатой налогов.

Федеральные, региональные законы о налогах и сборах и нормативные акты о налогах и сборах, изданные органами местного самоуправления, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты о сборах вступают в силу не ранее чем истечении одного месяца после их официального опубликования. Причём законодательные акты, которые вводят новые налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

В налоговом законодательстве для малого предпринимательства предусмотрены значительные налоговые  льготы. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей действуют три системы налогообложения. Первая – это основная система, при которой субъекты малого предпринимательства уплачивают все установленные налоги и сборы, пользуясь льготами по ряду федеральных налогов. Вторая – упрощенная система налогообложения учета и отчетности, введенная вышеназванным Законом «Об упрощенной системе налогообложения, отчетности и учета для субъектов малого предпринимательства». Третья система введена федеральным законом РФ от 31 июля 1998г. №148-ФЗ. О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности. Закон регулирует налогообложение именно тех видов деятельности, которыми активно занимаются представители малого бизнеса. Федеральный закон носит рамочный характер. Налогом на вмененный доход дополнена ст. 20 Закона РФ от 27 декабря №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», т.е. перечень региональных налогов. В действие вводится налог законом субъекта Федерации. Реально применяться он начал с 1998г. В 2000г. налог на вмененный доход взимался в 62 регионах России. До его введения абсолютное большинство малых предприятий пользовалось общеустановленной системой налогов и сборов, отдавая ей приоритет перед упрощенной системой налогообложения.

 

& 2.3 Финансово-кредитное обеспечение

К числу не менее значимых проблем следует отнести финансово-кредитное обеспечение малого бизнеса. Причем здесь речь идет не только о финансовой поддержке государства. Текущее положение дел в сфере государственной финансовой поддержки весьма плачевное. Таким образом следует отметить нерешенность вопросов кредитно-финансовой поддержки малого бизнеса, отсутствие соответствующих ассигнований из федерального бюджета, без которых не могут быть реализованы прогрессивные посткризисные финансово-кредитные схемы и технологии, позволяющие использовать заемные ресурсы.

В сфере обеспечения малых предприятий финансовыми ресурсами без помощи бюджета государства также имеется целый ряд проблемных моментов. В условиях российской экономики мелким фирмам постоянно приходится сталкиваться с проблемой недостатка кредитно-финансовых ресурсов, и это обусловлено не только слабой политикой государства в этом направлении. Помимо бюджетных средств, небольшим предприятиям для существования нужна помощь со стороны коммерческих кредитных организаций, в первую очередь коммерческих банков. В настоящее время процесс кредитования малого бизнеса негосударственными структурами развит чрезвычайно слабо. Банковский сектор российской экономики занят крупными проектами и не уделяет должного внимания малым хозяйственным единицам. Несмотря на то, что у российских банков имеются необходимые финансовые ресурсы, а ставка рефинансирования в последний период была снижена, банкиры предпочитают иметь дело с крупными клиентами и требуют очень серьезные гарантии возвращения денег. Впрочем, несмотря на всю значительность риска, связанного с кредитным обеспечением сферы малого предпринимательства, банки осознают всю значимость данной клиентуры. Не последнюю роль в том, что банки медленно, но, тем не менее, развивают сотрудничество с малыми предприятиями, играет высокая возвратность средств, направляемых на кредитование субъектов малого предпринимательства. Но здесь возникает проблема принципиально иного типа. При том, что многие кредитные институты постепенно приходят к заключению о выгодности предоставления финансово-кредитных ресурсов предприятиям малого бизнеса, и готовы осуществлять такое кредитование, сами российские предприниматели не настроены, обращаться за поддержкой к негосударственным кредитным учреждениям. Это связано с высокими процентами обеспечения займов, значительную документную базу доступа к кредитным ресурсам и проблемы обеспечения кредитов. Как правило, предприниматели предпочитают не рисковать личным имуществом, используя его как гарантии по кредитным обязательствам. В свою очередь те субъекты малого бизнеса, которые в состоянии предоставить гарантии по получаемым средствам, недовольны суммами кредита, находя их недостаточными и несоответствующими столь строгим условиям выдачи. По некоторым данным, малое предприятие может заработать в среднем от 5 до 15 % годовых в валюте, в то время как ставки по кредитам не опускаются ниже 14 %.  Плюс к этому сроки кредитов российских банков невелики, и предприятие не успевает использовать эти средства оптимальным образом, в современных условиях окупаемость кредита составляет 3-4 года. Еще одна чисто российская проблема сферы кредитования малого бизнеса – отсутствие достоверной информации о финансовых показателях работы предприятия. Как уже отмечалось выше, пробелы нормативно-правового регулирования налогового законодательства провоцируют массовый уход субъектов малого предпринимательства в сектор теневой экономики, заставляет их занижать реальные показатели своей работы. Банки, особенно иностранные, при выдаче кредитов руководствуются главным образом именно показателями постоянной стабильности оборота, и эти показатели необходимо демонстрировать, что могут сделать далеко не все малые предприятия. Как следствие – отказ банка в выдаче займов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в городе Улан-Удэ

 

& 3.1 Анализ торговли в г.Улан-Удэ

На территории города более 4 тыс. предприятий функционируют в сфере торговли. Объем розничной торговли за 2000 год составил более 7 млрд.руб, за 10 месяцев 2001 г. - 8,7 млрд.руб, рост в сопоставимых ценах составил 8% .

Значительное развитие сферы потребительского рынка товаров и услуг (ПРТУ) произошло в период экономического кризиса в производственном секторе. Широкое распространение получила продажа товаров в палатках, павильонах, с контейнеров (по данным Национального Банка РБ товарооборот неорганизованного рынка составляет 31% от налично-денежного оборота). Распространение примитивных форм торговли связано, прежде всего, со снижением покупательской способности населения и безработицей.

Сегодня ПРТУ насыщен криминальными элементами, налоговыми нарушениями, антисанитарией, просроченными и низкого качества товарами. Под влиянием роста инфляции и ухудшения местных предпринимательских условий снижается устойчивость ПРТУ.

Уровень цен на многие товары народного потребления продолжает расти, что связано с повышением цен естественных монополий на энергоресурсы, транспорт, коммунальные услуги.

Развитие современной инфраструктуры ПРТУ сдерживается рядом причин объективного и субъективного характера: недостаток финансовых ресурсов, не стимулирующая система кредитования, налоговые, таможенные и другие барьеры. Однако оптовые предприятия сегодня успели развиться и способны полностью удовлетворить спрос в оптовой торговле.

В задачу муниципального менеджмента ПРТУ входят: разработка единой городской торговой политики; организации централизованной системы управления всеми контролирующими органами, действующими на территории города.

Общее число организаций в сфере торговли и услуг продолжает расти. Сегодня ПРТУ города насчитывает 1365 предприятий розничной торговли, 133 предприятия общественного питания, 334 предприятия бытового обслуживания. В городе функционируют 12 рынков и 57 фирменных предприятий по торговле продовольственными товарами.

Информация о работе Перспективы развития малого бизнеса в городе Улан-Удэ