Основы теории бюджета и российская практика развития межбюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 2
1. Бюджетная система …………………………………………………… 4
2. Характеристика бюджетной системы ………………………………… 7
2.1. Федеральный бюджет ………………………………………… 7
2.2. Доходы федерального бюджета ……………………………… 8
2.3. Расходы федерального бюджета ……………………………… 10
2.4. Бюджеты субъектов Российской Федерации ……………… 12
2.5. Местные бюджеты …………………………………………... 14
2.6. Принципы бюджетной системы ……………………………. 17
2.7. Доходы бюджетов ………………………………………….... 21
Финансовая помощь ………………………………………………… 24
3. Бюджетный процесс и его стадии …………………………………… 25
4. Развитие межбюджетных отношений ……………………………… 35
Заключение …………………………………………………………………… 39
Список используемой литературы ………………………………………… 40
Приложение 1 ………………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Эк.пределанная.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату РФ Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня текущего года вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

      отчетом о расходовании средств резервных фондов  Правительства и Президента РФ;

      отчетами  Министерства финансов РФ и иных уполномоченных  органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов,  о  предоставленных государственных гарантиях;

      отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

      отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;

      сводными  отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

      годовыми отчетными сметами доходов и  расходов  бюджетных учреждений  по главным распорядителям бюджетных средств;

      реестром федеральной государственной собственности и отчетом о  состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и  последний  день отчетного финансового года;

      отчетом Федерального казначейства  о  рассмотренных  делах  и  наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

 

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год и готовит заключение по ответу в течение 4,5 месяцев после представления Правительством РФ отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении либо отклонении отчета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Развитие межбюджетных отношений

 

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Отношения между бюджетами различного уровня основываются на положениях главы 16 Бюджетного кодекса, которая закрепляет следующие принципы межбюджетных отношений в Российской Федерации:

      распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

      разграничения регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

      равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных  прав муниципальных образований;

      выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности  субъектов РФ, муниципальных образований;

      равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях  с  федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Как известно, нормы-принципы непосредственно регулятивной функции не несут, их назначение состоит в том, чтобы обеспечивать концептуальную целостность и внутреннюю непротиворечивость законодательства. На наш взгляд, закрепленный Бюджетным кодексом перечень принципов межбюджетных отношений свое назначение не вполне оправдывает.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой  помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

Бюджетным кодексом установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы консолидированного бюджета РФ.

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республиканских, республик в составе РФ, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих.Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.

Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности  территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные или региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются  нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких расходов.

К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты – средства, поступающие из федерального и  региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых  рассчитывается  по установленным правительством методике и формуле.

Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств,

поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования

территориальных бюджетов, используются дотации, субвенции и субсидии.

Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня  бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для  покрытия текущих расходов.

Субвенция – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня

бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной основах для осуществления целевых расходов.

Субсидия – это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого  уровня, юридическому или физическому лицам на условиях долевого  финансирования целевых расходов.

Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источник бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной  инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет

финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные  стороны дотаций, субвенций и

субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым  разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций,

субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличие исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города – исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым

назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субвенций и субсидий, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах. Так, если в 1997 г. в территориальные бюджеты поступило из федерального бюджета 22263  млрд. руб., то передано федеральному бюджету 214 млрд. руб. Следовательно, 22049 млрд. руб. осело в доходах территориальных бюджетов.

В значительной степени этот вид доходов в последние  десятилетия  заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных  бюджетов  финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов.

 

Заключение

 

Государственная бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно многогранный механизм реализации основных функций государства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система Субъектов Федерации, которая объединяет 89 бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой проблему органичной интеграции бюджетных систем всех уровней в Единый бюджетный процесс, на решение которой направлено пристальное внимание Правительства нашей страны.

В связи с переходом к рынку наша страна испытывает колоссальный

экономический и социальный кризис (вообще, Россия - единственная страна, в которой ВНП испытал такое падение не вследствие участия в крупной  войне). Есть надежда, что пути решения этого кризиса ищутся Правительством. И в этом плане большое значение придается реформированию и бесперебойному функционированию Государственной бюджетной системы в целом и бюджетной системы Субъектов Федерации в частности. БСС РФ получает сегодня все большую самостоятельность в решении насущных вопросов регионов, что влечет за собой рост ответственности за свои действия.

Правильная реализация большого функционального бремени  невозможна без создания грамотно разработанного правового поля БСС РФ. Это и должно являться приоритетной задачей органов законодательной власти в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

      Бюджетный кодекс Российской Федерации.

      Бюджет и бюджетная система Российской Федерации:

      Учебник. / Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина-Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской

      Бюджетная система России: Учебник для вузов. / Под ред. Г.Б. Поляка

      Банк России: Учебник / Под ред. Н.С.Голиковой

      Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник / Под ред. Л.А.Дробозиной

      Берлин С.И. Теория финансов.- М.:Приор, 1999 г.

      Теория финансов под ред. Сабанти Б.М.; Менеджер 1998г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

1.      Бюджет - Budget                                                                                                       

2.      Бюджетная система – Budgetary system                                                                     

3.      Бюджеты субъектов РФ – Budgets subject to Russian Federation

4.      Бюджетный процесс и его стадии – Budgetary process and his(its) stage

5.      Бюджетный кодекс РФ – Budgetary code to Russian Federation

6.      ВВП – Gross internal product

7.      ВНП – Gross national product

8.      Внебюджетный фонд – Outside of budgetary fund

9.      Государственная поддержка – State support

10. Государственная бюджетная система – State budgetary system                                                            

11. Дорожный налог – Road tax

12. Доходы федерального бюджета – Incomes the federal budget

13. Земельный налог – Land tax

14. Межбюджетные отношения – Between budgetary relations

15. Местный бюджет – Local budget

16. Местные лицензионные сборы – Local license dues

17. Налог на игорный бизнес – Tax on gaming business

18. Налог на имущество предприятий – Tax on property enterprise

19. Налог на имущество физич. лиц – Tax on property of the physical person

Информация о работе Основы теории бюджета и российская практика развития межбюджетных отношений