Основы теории бюджета и российская практика развития межбюджетных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………… 2
1. Бюджетная система …………………………………………………… 4
2. Характеристика бюджетной системы ………………………………… 7
2.1. Федеральный бюджет ………………………………………… 7
2.2. Доходы федерального бюджета ……………………………… 8
2.3. Расходы федерального бюджета ……………………………… 10
2.4. Бюджеты субъектов Российской Федерации ……………… 12
2.5. Местные бюджеты …………………………………………... 14
2.6. Принципы бюджетной системы ……………………………. 17
2.7. Доходы бюджетов ………………………………………….... 21
Финансовая помощь ………………………………………………… 24
3. Бюджетный процесс и его стадии …………………………………… 25
4. Развитие межбюджетных отношений ……………………………… 35
Заключение …………………………………………………………………… 39
Список используемой литературы ………………………………………… 40
Приложение 1 ………………………………………………………………….41

Файлы: 1 файл

Эк.пределанная.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

      право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

      наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;

      законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий  по формированию доходов соответствующих бюджетов;

      право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

      недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над  расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

      недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней  потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе  исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев,  связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и  иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Различают бюджеты брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто – только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем

предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из  необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита  не могут быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других  уровней бюджетной системы

Принцип гласности означает:

      обязательное опубликование в открытой печати утвержденных  бюджетов  и отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе  исполнения бюджетов, доступность иных сведений;

      обязательную открытость для общества и средств массовой  информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри законодательного (представительного) органа или между исполнительным и законодательным (представительными) органами государственной власти.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального

бюджета. На практике этот принцип реализуется формально: бюджет публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную сущность.

Принцип достоверности бюджета, т.е. его реальности, предполагает, что

все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны и правильны.

Для современных бюджетов характерны затушевывание направлений расходов  и сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании  доходной части бюджета, т.е. принцип реальности бюджета не  соблюдается в настоящее время ни в одной стране (и Россия не исключение), хотя бюджеты  большинства стран пропагандируются как реальные.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

 

 

 

2.7. Доходы бюджетов

  

Доходы бюджетов формируются в соответствии бюджетным и налоговым законодательством РФ. В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты  других уровней бюджетной системы РФ для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым  доходам относятся предусмотренные налоговым

законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и  сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

К неналоговым доходам относятся:

      доходы от использования имущества, находящегося в  государственной  или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

      доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

      средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том  числе  штрафы, конфискации, компенсации, а также средства полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

      доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

      иные неналоговые доходы.

Доходы от использования имущества, находящегося государственной  или муниципальной собственности

В доходах бюджетов учитываются:

      средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в муниципальной или государственной собственности;

      средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных  средств на счетах в кредитных организациях;

      средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог,   доверительное управление;

      плата за  пользование бюджетными средствами,  предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной или платной основах;

      доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

      часть прибыли государственных и муниципальных унитарных  предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

      другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества.

Доходы от  продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме. Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств,

получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Финансовая помощь

 

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

В доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налогом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей расходов, происшедшими после утверждения закона о бюджете и не учтенными законом о бюджете. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые доход в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ.

 

 

Формы федеральной финансовой помощи
субъектам РФ

В соответствии со ст. 133 БК финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации может осуществляться в следующих формах:

— предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

— предоставления субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

— предоставления бюджетных кредитов;

— предоставления бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Бюджетный процесс и его стадии

   

1. Сущность и содержание бюджетного процесса

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ дано следующее его определение:

«Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

Задачами бюджетного процесса являются:

      максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов  в целях достижения существенного прогресса на пути к  развитому рыночному хозяйству;

      определение доходов бюджета по отдельным налогам и другим платежам;

      установление расходов бюджета по целевому назначению;

      согласование бюджета с общей программой финансовой   стабилизации, направленной на преодоления инфляционных  тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;

      сокращение и ликвидация  бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;

      осуществление бюджетного регулирования в целях   сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения  источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства;

      повышение роли перспективного бюджетного планирования;

      усиление контроля за финансовой деятельностью юридических  лиц  и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;

      автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов  через систему автоматизации финансовых расчетов с широким  использованием электронно-вычислительной техники.

Организация бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы включает в себя следующие его элементы:

Информация о работе Основы теории бюджета и российская практика развития межбюджетных отношений