Малый бизнес: сущность, классификация, особенности функционирования и его роль в развитии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий и характеристик малого бизнеса; отражение его роли в экономике; анализ деятельности малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь; выявление проблем и перспектив развития малого бизнеса Беларуси.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес курсовая 2010.doc

— 633.50 Кб (Скачать)

    В последние годы малые предприятия все активнее выходят на внешние рынки. Так экспорт малых компаний США составляет 20% совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35−40%. Этому способствовал переход от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации [8, с.50-52].

    Считается, что без реальной поддержки государства  малый бизнес не может успешно развиваться. Всеми своими достижениями, которыми располагает малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой, он обязан прежде всего государственной политике. Малому бизнесу в этих странах оказывается всесторонняя помощь и предоставляются различные льготы [5, с.111].

    В США, например, система поддержки  малых предприятий включает следующие компоненты.

    Во-первых, прямые дотации через бюджет. Суммарно это составляет около 300 миллионов  долларов в год. Сумма невелика и в основном предназначена для покрытия убытков, от которых не застрахован малый бизнес. Дотации покрывают рисковые проекты инновационного характера, стимулируют выпуск той продукции, за которую большой бизнес просто не берется.

    Во-вторых, размещая заказы на фирмах-гигантах, государство  устанавливает обязательный процент заказов, которые гиганты обязаны передавать малому бизнесу.

    В-третьих, государство выступает в качестве гаранта при получении банковских кредитов. Поэтому мелкому и начинающему предпринимателю относительно просто получить кредит.

    В-четвертых, малый бизнес имеет налоговые  льготы. Суммарно налоги составляют 44% дохода. Доля, облагаемая налогом, может сокращаться, если фирма увеличивает вложение в социальную сферу или развитие производства.

    В Великобритании и Италии начинающий предприниматель может получить бесплатно консультационную помощь в вопросах начала и продолжения предпринимательской деятельности, в т.ч. конкретные рекомендации о том, как выйти на рынок, где найти деловых партнеров, и т.д. Кроме того, он может попробовать себя в практическом деле, получив в аренду по приемлемым ценам помещение и необходимое оборудование для того, чтобы начать собственный бизнес [7, с.15].     

    В Бельгии, Франции, Нидерландах применяется  практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. Кроме этого, особо стимулируется вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.

    Европейский союз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 90-х гг. XX в. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций, региональную систему поощрений, систему поощрений малых инвестиционных проектов и инноваций в информационных технологиях [8, с.57].

    Активная  поддержка малого и среднего бизнеса  западными государствами объясняется  не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные  структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира. Такая политика выгодна государствам и по другим причинам. Первая – государство, превращая своих граждан в предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем. Вторая – каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей семье, но и вносит большой вклад в решение государственных проблем путем уплаты налогов, благотворительности [8, с.59]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Оценка развития малого бизнеса в Республике Беларусь 

Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности. Экономическое значение  малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваивается в  промышленности. (24,с5)

    Основными нормативно-правовыми документами, определяющими направления и меры в данной области, являются Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства», Указ Президента Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства» [8, с.67].

    Малое предпринимательство в Республике Беларусь в соответствии с действующим законодательством существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели. Под физическими лицами понимаются граждане Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством.

    Согласно  статье 24 Гражданского кодекса республики, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде [1, с.8].

     К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:

     - в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

     - в сельском хозяйстве и научно-производственной  сфере - до 60 человек;

     - в строительстве и оптовой  торговле - до 50 человек;

     - в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;

     - в других отраслях непроизводственной  сферы - до 25 человек.

     Судя  по данным статистики, малый бизнес в нашей стране бурно развивается. Так число микро- и малых организаций в 2008 году составило 62675 единиц, что на 50,3% больше, чем в 2007 году. В 2009 году их количество увеличилось на 9,7% по сравнению с предыдущим годом. А за последние четыре года общее число зарегистрированных малых предприятий более чем удвоилось (таблица 2.1, приложение А).

     По  информации Министерства по налогам  и сборам, по состоянию на 01.08.2010 года в республике состоит на учёте 83220 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, что на 10,8% больше, чем год назад.

     Множатся  и ряды индивидуальных предпринимателей. Их на 01. 08.2010 года в республике числилось 230276 человек – на 6,1% больше, чем  годом ранее. При этом с начала 2010 года было зарегистрировано 10671 индивидуальных предпринимателей [10].

    На  протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса по итогам 2009 года работало 20,4% от занятых в экономике, что в сравнении с 2008 годом на 0,7% больше. В общем за период 2003-2009 доля занятых в малом предпринимательстве увеличилась на 6% (см. рисунок 2.1).

      
 
 
 

    Рисунок 2.1 - Динамика доли занятых (в %) в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике РБ

    Примечание – Источник: [19, рис.1]

    В 2009 году удельный вес субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в общем объёме валового внутреннего продукта составил 11,4%, что на 0,2% больше по сравнению с 2008 годом и на 0,9% по сравнению с 2007 годом. Следовательно, наблюдается положительная динамика, хотя и низкими темпами.

        В общем объеме промышленного  производства удельный вес субъектов  малого бизнеса - юридических лиц составил 7,6% в 2007, 8,4%  в 2008 и 9,1%  в 2009 годах, розничного товарооборота, включая общественное питание – 11,2% в 2007 году, 19,9% - в 2008 году и 29,5% - в 2009 году. Таким образом, наибольшая положительная динамика наблюдается в сфере розничного товарооборота (см. рисунок 2.2)

Рисунок 2.2 – Удельный вес  малого предпринимательства в отдельных экономических показателях развития РБ, в %

Примечание  – Источник: [19, рис.2]

       

 Также стоит отметить, что большинство предприятий малого бизнеса в Беларуси сосредоточено в Минске и областных центрах страны [17].

       Число микро- и малых организаций и их распределение по регионам за 2009 год представлено в приложении Б (рисунки 2.3, 2.4, приложение Б).

        Так количество малых предприятий возросло в 2007-2009 годах в Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской областях и в Минске. В Могилёвской же области число микро- и малых организаций снизилось на 0,1% в 2009 году по сравнению с 2007 годом, а в Брестской области ситуация стабильна.

        Но при этом темпы роста  малого предпринимательства в  регионах оказались выше, чем в Минске и областных городах, то есть имела место его «регионализация». Так, если по итогам 2006 года 67,8% малых предприятий работали в столице и областных центрах, а на регионы приходилось лишь 32,2%, то на начало 2010 года 60,4% и 39,6% соответственно.

        Что касается индивидуального  предпринимательства, то здесь  складывается противоположная тенденция. Темпы роста значительно замедлились: в 2007 году к предыдущему году показатель составил 110,8%, в 2008 году – 101,4%, в 2009 году – 101,9%. Кроме того, в прошлом году в Гомельской, Могилёвской, Витебской и Брестской областях отмечено сокращение численности индивидуальных предпринимателей [9].

    Развитие  малого предпринимательства в регионах республики характеризуется неравномерностью, что обусловлено такими факторами, как географическое положение, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, уровень доходов населения, отношение и поддержка местных властей.

    Центром предпринимательства остается г. Минск  – 38,3% общего количества малых предприятий по стране. Город обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. Он имеет реально и потенциально ёмкий рынок.

        Остальная часть предприятий почти равномерно распределена по областным центрам. Крайне низка плотность субъектов малого бизнеса в районных центрах и сельской местности, где малое предпринимательство представлено в основном индивидуальными предпринимателями [18].

      В общем количестве субъектов  малого предпринимательства –  юридических лиц 95,5% составляют предприятия частной формы собственности (рисунок 2.5). 

Рисунок 2.5 – Распределение  субъектов малого предпринимательства  – юридических  лиц по формам собственности в 2009 году, в % к общему количеству 

Примечание  – Источник: [19, рис.5] 

         По итогам 2009 года число субъектов малого бизнеса, занятых в торговле и общественном питании, составляет 42%, в промышленности - 19,9%, строительстве – 10,2%, транспорте – 8,4%, сельском хозяйстве – 3,3% от общего количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве микро- и малых организаций. Таким образом, по количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют предприятия торговли и общественного питания (см. рисунок 2.6,).

Рисунок 2.6 – Распределение  субъектов малого предпринимательства  – юридических  лиц по отраслям экономики  в 2009 году, в %

Примечание  – Источник: [19, рис.6] 

      В 2009 году наблюдается небольшой рост доли субъектов малого бизнеса в таких сферах, как строительство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание (рисунок 2.7, приложение В).

      Средняя численность работников  за 2009 год на микро- и малых  организациях составила 773362 человек, что на 2450 человек меньше, чем за 2008 год и на 132013 больше, чем за 2007 год (таблица 2.2, приложение Г).

       За 2009 год субъектами малого предпринимательства  – юридическими лицами произведено 9,1%  промышленной продукции  от общего объема по республике (в 2008 году – 8,2%).

Информация о работе Малый бизнес: сущность, классификация, особенности функционирования и его роль в развитии государства