Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 21:38, курсовая работа
Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий и характеристик малого бизнеса; отражение его роли в экономике; анализ деятельности малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь; выявление проблем и перспектив развития малого бизнеса Беларуси.
В последние годы малые предприятия все активнее выходят на внешние рынки. Так экспорт малых компаний США составляет 20% совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35−40%. Этому способствовал переход от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации [8, с.50-52].
Считается, что без реальной поддержки государства малый бизнес не может успешно развиваться. Всеми своими достижениями, которыми располагает малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой, он обязан прежде всего государственной политике. Малому бизнесу в этих странах оказывается всесторонняя помощь и предоставляются различные льготы [5, с.111].
В США, например, система поддержки малых предприятий включает следующие компоненты.
Во-первых, прямые дотации через бюджет. Суммарно это составляет около 300 миллионов долларов в год. Сумма невелика и в основном предназначена для покрытия убытков, от которых не застрахован малый бизнес. Дотации покрывают рисковые проекты инновационного характера, стимулируют выпуск той продукции, за которую большой бизнес просто не берется.
Во-вторых, размещая заказы на фирмах-гигантах, государство устанавливает обязательный процент заказов, которые гиганты обязаны передавать малому бизнесу.
В-третьих,
государство выступает в
В-четвертых, малый бизнес имеет налоговые льготы. Суммарно налоги составляют 44% дохода. Доля, облагаемая налогом, может сокращаться, если фирма увеличивает вложение в социальную сферу или развитие производства.
В Великобритании и Италии начинающий предприниматель может получить бесплатно консультационную помощь в вопросах начала и продолжения предпринимательской деятельности, в т.ч. конкретные рекомендации о том, как выйти на рынок, где найти деловых партнеров, и т.д. Кроме того, он может попробовать себя в практическом деле, получив в аренду по приемлемым ценам помещение и необходимое оборудование для того, чтобы начать собственный бизнес [7, с.15].
В Бельгии, Франции, Нидерландах применяется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. Кроме этого, особо стимулируется вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.
Европейский союз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 90-х гг. XX в. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций, региональную систему поощрений, систему поощрений малых инвестиционных проектов и инноваций в информационных технологиях [8, с.57].
Активная
поддержка малого и среднего бизнеса
западными государствами
2.2 Оценка
развития малого бизнеса
в Республике Беларусь
Предпринимательство в Республике Беларусь, в том числе малый и средний бизнес играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, приданию экономике дополнительной стабильности. Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваивается в промышленности. (24,с5)
Основными
нормативно-правовыми
Малое
предпринимательство в
Согласно статье 24 Гражданского кодекса республики, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде [1, с.8].
К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:
-
в промышленности и на
-
в сельском хозяйстве и научно-
- в строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;
- в других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле - до 30 человек;
-
в других отраслях
Судя по данным статистики, малый бизнес в нашей стране бурно развивается. Так число микро- и малых организаций в 2008 году составило 62675 единиц, что на 50,3% больше, чем в 2007 году. В 2009 году их количество увеличилось на 9,7% по сравнению с предыдущим годом. А за последние четыре года общее число зарегистрированных малых предприятий более чем удвоилось (таблица 2.1, приложение А).
По информации Министерства по налогам и сборам, по состоянию на 01.08.2010 года в республике состоит на учёте 83220 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, что на 10,8% больше, чем год назад.
Множатся и ряды индивидуальных предпринимателей. Их на 01. 08.2010 года в республике числилось 230276 человек – на 6,1% больше, чем годом ранее. При этом с начала 2010 года было зарегистрировано 10671 индивидуальных предпринимателей [10].
На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса по итогам 2009 года работало 20,4% от занятых в экономике, что в сравнении с 2008 годом на 0,7% больше. В общем за период 2003-2009 доля занятых в малом предпринимательстве увеличилась на 6% (см. рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 - Динамика доли занятых (в %) в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике РБ
Примечание – Источник: [19, рис.1]
В 2009 году удельный вес субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в общем объёме валового внутреннего продукта составил 11,4%, что на 0,2% больше по сравнению с 2008 годом и на 0,9% по сравнению с 2007 годом. Следовательно, наблюдается положительная динамика, хотя и низкими темпами.
В общем объеме промышленного
производства удельный вес
Рисунок 2.2 – Удельный вес малого предпринимательства в отдельных экономических показателях развития РБ, в %
Примечание – Источник: [19, рис.2]
Также стоит отметить, что большинство предприятий малого бизнеса в Беларуси сосредоточено в Минске и областных центрах страны [17].
Число микро- и малых организаций и их распределение по регионам за 2009 год представлено в приложении Б (рисунки 2.3, 2.4, приложение Б).
Так количество малых предприятий возросло в 2007-2009 годах в Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской областях и в Минске. В Могилёвской же области число микро- и малых организаций снизилось на 0,1% в 2009 году по сравнению с 2007 годом, а в Брестской области ситуация стабильна.
Но при этом темпы роста малого предпринимательства в регионах оказались выше, чем в Минске и областных городах, то есть имела место его «регионализация». Так, если по итогам 2006 года 67,8% малых предприятий работали в столице и областных центрах, а на регионы приходилось лишь 32,2%, то на начало 2010 года 60,4% и 39,6% соответственно.
Что касается индивидуального предпринимательства, то здесь складывается противоположная тенденция. Темпы роста значительно замедлились: в 2007 году к предыдущему году показатель составил 110,8%, в 2008 году – 101,4%, в 2009 году – 101,9%. Кроме того, в прошлом году в Гомельской, Могилёвской, Витебской и Брестской областях отмечено сокращение численности индивидуальных предпринимателей [9].
Развитие малого предпринимательства в регионах республики характеризуется неравномерностью, что обусловлено такими факторами, как географическое положение, наличие сырьевых и трудовых ресурсов, уровень доходов населения, отношение и поддержка местных властей.
Центром предпринимательства остается г. Минск – 38,3% общего количества малых предприятий по стране. Город обладает развитой производственной и социальной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы огромные производственные мощности и квалифицированные кадры. Он имеет реально и потенциально ёмкий рынок.
Остальная часть предприятий почти равномерно распределена по областным центрам. Крайне низка плотность субъектов малого бизнеса в районных центрах и сельской местности, где малое предпринимательство представлено в основном индивидуальными предпринимателями [18].
В общем количестве субъектов
малого предпринимательства –
юридических лиц 95,5% составляют предприятия
частной формы собственности (рисунок
2.5).
Рисунок
2.5 – Распределение
субъектов малого
предпринимательства
– юридических
лиц по формам собственности
в 2009 году, в % к общему
количеству
Примечание
– Источник: [19, рис.5]
По итогам 2009 года число субъектов малого бизнеса, занятых в торговле и общественном питании, составляет 42%, в промышленности - 19,9%, строительстве – 10,2%, транспорте – 8,4%, сельском хозяйстве – 3,3% от общего количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве микро- и малых организаций. Таким образом, по количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют предприятия торговли и общественного питания (см. рисунок 2.6,).
Рисунок 2.6 – Распределение субъектов малого предпринимательства – юридических лиц по отраслям экономики в 2009 году, в %
Примечание
– Источник: [19, рис.6]
В 2009 году наблюдается небольшой рост доли субъектов малого бизнеса в таких сферах, как строительство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание (рисунок 2.7, приложение В).
Средняя численность
За 2009 год субъектами малого