Малый бизнес: сущность, классификация, особенности функционирования и его роль в развитии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий и характеристик малого бизнеса; отражение его роли в экономике; анализ деятельности малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь; выявление проблем и перспектив развития малого бизнеса Беларуси.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес курсовая 2010.doc

— 633.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

     Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.

    Малый бизнес – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.

    Индивидуальный  предприниматель является своеобразной альтернативой наёмному труду. Это особый и весьма достойный образ жизни, когда человек высоко ценит в первую очередь свободный труд, частную собственность и экономическую свободу, причастность к управленческой деятельности.

    Рыночная  экономика обычно предполагает доминирование  малых предприятий, имеющих ряд преимуществ. Такие предприятия успешно зарекомендовали себя в современных условиях.

    Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что  предпринимательство и малый бизнес занимают центральное место в процессе перестройки хозяйства Республики Беларусь, ориентированной на построение рыночных отношений.

     Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий и характеристик малого бизнеса; отражение его роли в экономике; анализ деятельности малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь; выявление проблем и перспектив развития малого бизнеса Беларуси.

     Для достижения данной цели необходимо глубоко  ознакомится с литературой на эту тему, изучить соответствующую правовую базу и решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность такого понятия как «малый бизнес» и роль малого бизнеса в развитии любого государства;
  • ознакомиться с опытом поддержки малого бизнеса в зарубежных странах;
  • проанализировать состояние малого бизнеса в развитых зарубежных              странах и в Республике Беларусь;
  • рассмотреть последние изменения в законодательной базе Республики Беларусь, связанные с малым бизнесом;
  • выделить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Беларуси.

        Основными методами исследования  являются сравнение, анализ, синтез, индукция и дедукция. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

Малый бизнес: сущность, классификация, особенности функционирования и его роль в развитии государства

 
    1. Экономическое содержание малого бизнеса  и его виды

     Малый бизнес - это важнейший элемент  рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса создаёт предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики. Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом [22,с5].

     Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. Он представляет самый многочисленный класс мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности [2, с.80].

     В свою очередь, субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесяти тысячекратного расчетного показателя (месячный расчетный показатель устанавливается в республиканском бюджете).

     Физические  лица (граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.(1, с7)

     Согласно статье 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.

     Из  статьи 1 Закона о предпринимательстве следует, что предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий.(23)

    При отнесении предприятия к субъектам  малого предпринимательства используются следующие количественные и качественные критерии:

    Количественные:

  • численность занятых на предприятии (наиболее распространенный);
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода).

    По  данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше.

    Среди качественных критериев при отнесении компании к субъектам малого предпринимательства используются следующие:

  • предприятие владеет небольшой долей рынка;
  • управление предприятием осуществляет лично его владелец;
  • предприятие является независимым, т.е. не подчиняется крупной                                компании [3, с.12].

    Малые предприятия классифицируются не только по принадлежности к той или иной отрасли, но и по своим возможностям и характеру деятельности.

    По  своим возможностям малые предприятия  можно условно разделить на два  вида:

    - не имеющие потенциала для  роста (такие предприятия занимают свою небольшую нишу, например, охватывают небольшой по территории рынок или занимаются товарами, имеющими ограниченный спрос);

    - быстрорастущие, которые имеют в  будущем потенциал для роста  деловой активности, но вначале  создаются как малые предприятия. По мере роста масштабов деятельности и деловой активности они перейдут в категорию крупных предприятий [4, с.7].

    По  характеру деятельности малые предприятия  можно разделить на экономически независимые, т.е. осуществляющие свою деятельность самостоятельно, и связанные с крупными предприятиями, т.е. выполняющие определенный вид услуг или работ по заказам этих предприятий [5,  с.108-109].

    В малом бизнесе различают следующие  виды предпринимательства:

  • по направленности деятельности: производственная, коммерческая, финансовая, инновационная;
  • по содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность;
  • по числу видов деятельности: однопрофильная, многопрофильная;
  • по сложности деятельности: не требующая специальных знаний, тре-

    бующая  специальных знаний, основанная на высоких технологиях и уникальных знаниях;

  • по отраслевым направлениям деятельности: промышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства [1, с.7-8].

    Таким образом, малый бизнес– это особая форма экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности. В Республике Беларусь малое предпринимательство представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели. При отнесении предприятия к малому бизнесу могут использоваться различные критерии. Это прежде всего численность работников, объем реализованной продукции и услуг, отраслевая принадлежность, величина годовой балансовой прибыли, возможности и характер деятельности и др. В большинстве стран основными считаются среднесписочная численность и отраслевая принадлежность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Роль  и значение малого бизнеса в экономике  Беларуси
 

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.

С момента  возникновения в нашей республике предпринимательского сектора экономике прошло уже более десяти лет. На начальном этапе его развития государство придерживалось принципа невмешательства. Считалось, что рынок – это саморегулирующаяся система. Это было ошибочное мнение. В целом, несмотря на трудности, наше государство находит возможности для поддержки и защиты производителей, создает правовые и экономические условия для их деятельности. Благодаря этому растет число предприятий негосударственной формы собственности, расширяется сфера оказания платных услуг населению.

Основными факторами, обуславливающими развитие предпринимательства, являются следующие:

- переход  отраслей народного хозяйства  к рыночным отношениям и создание  потребительского рынка. Это расширяет  круг интересов и запросов, порождает потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера, более качественно и оперативно удовлетворять которые могут мелкие предприятия;

- наличие  правовых гарантий предпринимателя,  гарантий со стороны государственных структур в отношении собственности предпринимателей, их прав м защиты экономических интересов;

- поддержка  предпринимательства со стороны  государства путем существующей налоговой финансово-кредитной и амортизационной политики;

- разгосударствление  и приватизация государственных и муниципальных предприятий и создание малых фирм;

- неизбежность  банкротства низкорентабельных  убыточных предприятий, создание на их основе частных малых предприятий;

Информация о работе Малый бизнес: сущность, классификация, особенности функционирования и его роль в развитии государства