Малый бизнес: сущность, классификация, особенности функционирования и его роль в развитии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий и характеристик малого бизнеса; отражение его роли в экономике; анализ деятельности малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь; выявление проблем и перспектив развития малого бизнеса Беларуси.

Файлы: 1 файл

Малый бизнес курсовая 2010.doc

— 633.50 Кб (Скачать)

       Треть объема промышленной продукции, произведенной субъектами малого бизнеса, – продукция машиностроения и металлообработки (34,3%), 16,9% – химической и нефтехимической промышленности, 11,4%– лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 11,4% – пищевой промышленности (рисунок 2.8, приложение Д).

       Объём производства продовольственных  товаров в структуре потребительских  за 2009 год составляет 29,5% от общего объема розничного товарооборота, непродовольственных – 66,3% (таблица 2.3, приложение Е).

       Объем платных услуг, оказанных  населению субъектами малого предпринимательства – юридическими лицами, вырос до 1867 млрд. рублей (по сравнению с 2008 годом на 340 млрд. рублей, с 2007 годом – на 979,5 млрд.рублей) (таблица 2.4, приложение Ж).

       За 2009 год субъекты малого бизнеса имели выручку от реализации продукции в 99662 млрд. рублей, что превысило выручку предыдущего года на 29504 млрд.рублей, а по сравнению с 2007 годом более чем в два раза.

       В 2009 году объем инвестиций  в основной капитал составил 10368,1 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом на 5480,4 млрд. рублей, а по сравнению с 2007 годом – на 7619,1 млрд. рублей.

       В общем количестве субъектов  малого предпринимательства –  юридических лиц удельный вес убыточных микроорганизаций составил 25,0% в конце 2007 года, что выше на 2,6%, чем в 2008 году, а в 2009 году увеличился на 1,0% по сравнению с предыдущим годом. Можно заметить, что количество убыточных малых предприятий незначительно снизилось к 2009 году.

       Основным показателем, характеризующим  эффективность работы предприятий, является уровень рентабельности. В 2009 году по малым предприятиям этот показатель составил 13,5% (в 2008 году уровень рентабельности по малым предприятиям был 17,1%, а в 2007 – 13,7%) (таблица 2.5, приложение И).

       По итогам 2009 года объем экспорта товаров субъектами малого бизнеса составил 7298 млн. долларов США, что ниже, чем в 2008 году. Объём импорта в 2008 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 881,6 млн. долларов США, но в 2009 году стал ниже уровня 2007 года (рисунок 2.9, приложение К).

       Доля экспорта и импорта субъектов  малого предпринимательства –  юридических лиц в общем объеме экспорта-импорта значительно отличается по областям республики. При этом по объему внешнеторговых операций субъектов малого предпринимательства лидирующие позиции занимает город Минск, его доля в общем объеме экспорта составила 72,5%, импорта – 74,7% (рисунок 2.10, приложение Л).

    Анализ  развития малого предпринимательства  позволяет определить следующие основные тенденции динамики данного сектора:

    • больший рост числа малых предприятий, чем индивидуальных предпринимателей, что обусловлено изменением условий найма работников индивидуальными предпринимателями;
    • ориентированность предпринимательских структур в основном на торгово-посредническую деятельность;
    • неравномерность развития по регионам республики;
    • сохранение доли малого предпринимательства в ВВП страны на уровне 8-9%.

    Таким образом, малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспечении общего экономического роста страны. Но несмотря на определенные успехи в малом бизнесе в Республике Беларусь  он пока еще не оказывает серьезного влияния на развитие экономики, слабо развит в малых и средних городских поселениях и сельской местности.

          Малое предпринимательство представляет собой некий «довесок», который составляет около 10% ВВП, а удельный вес выручки составляет чуть более 20%.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3

ПРОБЛЕМЫ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

 

    3.1. Регуляторные барьеры  для развития малого  бизнеса

     Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики малые предприятия считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких как розничная торговля или определенные виды услуг. Кроме того, малые предприятия формируют ядро среднего класса, стабилизирующего политическую обстановку в обществе.

     В 2005-2006 годах было проведено исследование, которое проанализировало барьеры на пути становления и развития малого бизнеса с целью определения потребностей в поддержке малых предприятий в различных секторах и на различных стадиях их развития. В Беларуси были опрошены владельцы/менеджеры 168 малых предприятий производственного сектора, строительства и сферы услуг.

     Чтобы определить причины, влияющие на способность  фирм к выживанию и развитию, менеджеры должны были выделить основные сдерживающие факторы. Данные таблицы 3.1. свидетельствуют о том, что самой острой проблемой в различные периоды деятельности малых предприятий является ограниченность финансовых ресурсов. Это и общая нехватка средств на начальном этапе становления фирмы, и недостаток текущих активов, который может усилиться отсроченными платежами, неплатежеспособностью клиентов, тяжелым налоговым бременем и ограниченным доступом к внешним источникам финансирования по приемлемым процентным ставкам. Финансовые проблемы могут влиять на различные аспекты развития фирмы: доступ к необходимым производственным площадям, возможность выпускать новые продукты и подбирать персонал соответствующей квалификации. [11, с. 14] 

     Таблица 3.1 - Основные препятствия развитию деятельности малых предприятий (в % к действующим фирмам).

Препятствие Через 6 месяцев после начала деятельности Через 2 года после  начала деятельности На момент обследования, 2005 г.
Финансы 74 80 78
Поиск рынка 46 59 67
Помещения 56 46 38
Оборудование 46 37 30
Кадры 33 25 13
Информация 24 22 32
Прочие 1 2 8
Количество  ответов 121 95 148

     Примечание - Источник: [11, c. 14] 

    Согласно  отчёту «Ведение бизнеса-2010» наша страна заняла 58-е место из 183 государств по условиям ведения бизнеса. Однако эксперты призывают не воспринимать результаты исследования как всесторонний анализ условий для деятельности бизнеса, ведь в нем рассматриваются только 10 позиций, которые не могут охватить всю экономическую систему страны. Эксперты считают, что важно обращать внимание не на общий рейтинг страны, а на места Беларуси в рейтингах, составленных по каждому из 10 аспектов ведения бизнеса.

    Уточняющую  оценку тех изменений, которые произошли  в бизнес-среде, может дать опрос, проведенный по заказу Международной финансовой корпорации (IFC). Исследование фокусировалось на сложностях, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса в процессе прохождения административных процедур. Помимо вопросов на такие узкие темы, как лицензирование, получение разрешений, регулирование ценообразования, осуществление проверок, респондентам задавали и более общие вопросы [12, с.11].

    В целом опрошенные оценивают изменения, произошедшие в 2008 году, неоднозначно. 32% представителей малых предприятий  отметили, что условия ведения бизнеса в Беларуси улучшились, столько же - что ухудшились. А 29% респондентов вообще не считают, что какие-то изменения имели место.

    Характерно, что мнения представителей государственных  и частных малых предприятий довольно сильно разнятся. Только 29% частников отметили улучшение ситуации и 19% сотрудников государственных предприятий - ее ухудшение.

    В исследовании IFC респондентам задали вопрос, согласны ли они с утверждением о том, что местные органы власти обеспечивают равные условия ведения бизнеса для государственных и частных предприятий. Только 18% всех малых предприятий отметили, что равенство есть на самом деле. Среди индивидуальных предпринимателей эта доля еще меньше - 12% [12, с.11].

    С трудностями, которые касаются прохождения административных процедур, сталкиваются многие малые предприятия и индивидульные предприниматели. Однако примерно для половины малых предприятий каждая из групп административных процедур по отдельности не представляет сложности. Тут следует оговориться, что процедуры в комплексе могут представлять довольно большую сложность и для таких предприятий. Типичное предприятие сталкивается в течение года не с одной группой, а с целым рядом административных процедур. В 2008 году около 11% организаций прошли через процедуру лицензирования, получали разрешения, а также подвергались проверкам. При этом только 20% организаций вообще не сталкивались ни с одной из этих процедур в 2008 году.

    Международная финансовая корпорация проанализировала уровень влияния таких процедур, как лицензирование, получение разрешений, контрольная деятельность, а также регулирование ценообразования и оплаты труда и порядок исчисления налогов.

    1.Лицензирование. 
       Исследователи выяснили, что более 3/4 предприятий сталкивались с необходимостью получения лицензии для осуществления своих видов деятельности. При этом более чем в 95% случаев лицензионные действия  завершаются успехом, а это свидетельствует, что серьезной отсеивающей роли лицензирование не играет. Вместе с тем эта процедура оттягивает на себя довольно значительные временные и денежные ресурсы.

    2.Разрешения. 
       Охват разрешительными процедурами остается значительным - 39% малых предприятий и индивидуальных предпринимателей были заняты получением разрешений в 2008 году.

    В среднем малому предприятию, чтобы получить одно разрешение, нужно пройти две инстанции, при этом требуется от одного до двух личных визитов руководителя предприятия. Результаты исследования показали, что примерно у 40% субъектов малого предпринимательства в ожидании разрешений простаивали производственные мощности.

    Разрешительная система в существующем виде по-прежнему серьезно препятствует эффективному использованию ресурсов, замедляет оборачиваемость капитала.

    3. Регулирование ценообразования  (за исключением розничной торговли). 
         Регулирование ценообразования в нашей стране затрагивает приблизительно 41% малых предприятий и 30% индивидуальных предпринимателей. Оно по-прежнему затрудняет работу значительного числа организаций. С другой стороны, как показали результаты исследования, в некоторых случаях необходимость регистрировать цены удерживало предприятия от их повышения. То есть в случае отмены регулирования ценообразования нет гарантии, что цены не пойдут вверх, особенно в условиях неразвитой конкуренции.

    4.Исчислениеналогов 
       Проведенное IFC исследование показало, что в среде малого бизнеса всё большую популярность набирает упрощенная система налогообложения.

    Сложность налогового законодательства - это  одна из причин того, почему предприятия  предпочитают держать часть оборота в тени.

    5.Проверки. 
       Большие сложности для малого бизнеса представляют проверки. Каждая четвертая проверка обнаруживает у субъектов малого предпринимательства нарушения в эксплуатации производственного оборудования или помещений. Устранение всех выявленных нарушений стоит предприятию в среднем 742 USD. Кроме того, ежегодно проверенное малое предприятие уплачивает штрафов на сумму 617 USD, индивидуальный предприниматель - 144 USD. 
      Многие респонденты указали на большое количество контролирующих органов, чрезмерно строгие нормы и правила проверок, отсутствие детализированной и понятной процедуры их проведения. Индивидуальные предприниматели отмечают предвзятость или чрезмерные полномочия инспекторов во время проверок [12, с.11].

      В 2009 году существенно упрощены условия экономической деятельности предпринимателей. Однако пока не все инициативы и обещания выполнены. В Администрации Президента не нашло поддержки предложение об увеличении ставки НДС, увязанное с одновременной отменой ряда налогов. В случае принятия такого решения предприятия ощутили бы существенное снижение налоговой нагрузки.

Информация о работе Малый бизнес: сущность, классификация, особенности функционирования и его роль в развитии государства