Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 21:38, курсовая работа
Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий и характеристик малого бизнеса; отражение его роли в экономике; анализ деятельности малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь; выявление проблем и перспектив развития малого бизнеса Беларуси.
Треть объема промышленной продукции, произведенной субъектами малого бизнеса, – продукция машиностроения и металлообработки (34,3%), 16,9% – химической и нефтехимической промышленности, 11,4%– лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 11,4% – пищевой промышленности (рисунок 2.8, приложение Д).
Объём производства
Объем платных услуг,
За 2009 год субъекты малого бизнеса имели выручку от реализации продукции в 99662 млрд. рублей, что превысило выручку предыдущего года на 29504 млрд.рублей, а по сравнению с 2007 годом более чем в два раза.
В 2009 году объем инвестиций в основной капитал составил 10368,1 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом на 5480,4 млрд. рублей, а по сравнению с 2007 годом – на 7619,1 млрд. рублей.
В общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических лиц удельный вес убыточных микроорганизаций составил 25,0% в конце 2007 года, что выше на 2,6%, чем в 2008 году, а в 2009 году увеличился на 1,0% по сравнению с предыдущим годом. Можно заметить, что количество убыточных малых предприятий незначительно снизилось к 2009 году.
Основным показателем,
По итогам 2009 года объем экспорта товаров субъектами малого бизнеса составил 7298 млн. долларов США, что ниже, чем в 2008 году. Объём импорта в 2008 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 881,6 млн. долларов США, но в 2009 году стал ниже уровня 2007 года (рисунок 2.9, приложение К).
Доля экспорта и импорта
Анализ развития малого предпринимательства позволяет определить следующие основные тенденции динамики данного сектора:
Таким образом, малый бизнес Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспечении общего экономического роста страны. Но несмотря на определенные успехи в малом бизнесе в Республике Беларусь он пока еще не оказывает серьезного влияния на развитие экономики, слабо развит в малых и средних городских поселениях и сельской местности.
Малое предпринимательство
3.1. Регуляторные барьеры для развития малого бизнеса
Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики малые предприятия считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких как розничная торговля или определенные виды услуг. Кроме того, малые предприятия формируют ядро среднего класса, стабилизирующего политическую обстановку в обществе.
В 2005-2006 годах было проведено исследование, которое проанализировало барьеры на пути становления и развития малого бизнеса с целью определения потребностей в поддержке малых предприятий в различных секторах и на различных стадиях их развития. В Беларуси были опрошены владельцы/менеджеры 168 малых предприятий производственного сектора, строительства и сферы услуг.
Чтобы
определить причины, влияющие на способность
фирм к выживанию и развитию, менеджеры
должны были выделить основные сдерживающие
факторы. Данные таблицы 3.1. свидетельствуют
о том, что самой острой проблемой в различные
периоды деятельности малых предприятий
является ограниченность финансовых ресурсов.
Это и общая нехватка средств на начальном
этапе становления фирмы, и недостаток
текущих активов, который может усилиться
отсроченными платежами, неплатежеспособностью
клиентов, тяжелым налоговым бременем
и ограниченным доступом к внешним источникам
финансирования по приемлемым процентным
ставкам. Финансовые проблемы могут влиять
на различные аспекты развития фирмы:
доступ к необходимым производственным
площадям, возможность выпускать новые
продукты и подбирать персонал соответствующей
квалификации. [11, с. 14]
Таблица 3.1 - Основные препятствия развитию деятельности малых предприятий (в % к действующим фирмам).
Препятствие | Через 6 месяцев после начала деятельности | Через 2 года после начала деятельности | На момент обследования, 2005 г. |
Финансы | 74 | 80 | 78 |
Поиск рынка | 46 | 59 | 67 |
Помещения | 56 | 46 | 38 |
Оборудование | 46 | 37 | 30 |
Кадры | 33 | 25 | 13 |
Информация | 24 | 22 | 32 |
Прочие | 1 | 2 | 8 |
Количество ответов | 121 | 95 | 148 |
Примечание
- Источник: [11, c. 14]
Согласно отчёту «Ведение бизнеса-2010» наша страна заняла 58-е место из 183 государств по условиям ведения бизнеса. Однако эксперты призывают не воспринимать результаты исследования как всесторонний анализ условий для деятельности бизнеса, ведь в нем рассматриваются только 10 позиций, которые не могут охватить всю экономическую систему страны. Эксперты считают, что важно обращать внимание не на общий рейтинг страны, а на места Беларуси в рейтингах, составленных по каждому из 10 аспектов ведения бизнеса.
Уточняющую оценку тех изменений, которые произошли в бизнес-среде, может дать опрос, проведенный по заказу Международной финансовой корпорации (IFC). Исследование фокусировалось на сложностях, с которыми сталкиваются субъекты малого бизнеса в процессе прохождения административных процедур. Помимо вопросов на такие узкие темы, как лицензирование, получение разрешений, регулирование ценообразования, осуществление проверок, респондентам задавали и более общие вопросы [12, с.11].
В целом опрошенные оценивают изменения, произошедшие в 2008 году, неоднозначно. 32% представителей малых предприятий отметили, что условия ведения бизнеса в Беларуси улучшились, столько же - что ухудшились. А 29% респондентов вообще не считают, что какие-то изменения имели место.
Характерно, что мнения представителей государственных и частных малых предприятий довольно сильно разнятся. Только 29% частников отметили улучшение ситуации и 19% сотрудников государственных предприятий - ее ухудшение.
В исследовании IFC респондентам задали вопрос, согласны ли они с утверждением о том, что местные органы власти обеспечивают равные условия ведения бизнеса для государственных и частных предприятий. Только 18% всех малых предприятий отметили, что равенство есть на самом деле. Среди индивидуальных предпринимателей эта доля еще меньше - 12% [12, с.11].
С трудностями, которые касаются прохождения административных процедур, сталкиваются многие малые предприятия и индивидульные предприниматели. Однако примерно для половины малых предприятий каждая из групп административных процедур по отдельности не представляет сложности. Тут следует оговориться, что процедуры в комплексе могут представлять довольно большую сложность и для таких предприятий. Типичное предприятие сталкивается в течение года не с одной группой, а с целым рядом административных процедур. В 2008 году около 11% организаций прошли через процедуру лицензирования, получали разрешения, а также подвергались проверкам. При этом только 20% организаций вообще не сталкивались ни с одной из этих процедур в 2008 году.
Международная финансовая корпорация проанализировала уровень влияния таких процедур, как лицензирование, получение разрешений, контрольная деятельность, а также регулирование ценообразования и оплаты труда и порядок исчисления налогов.
1.Лицензирование.
Исследователи выяснили,
что более 3/4 предприятий сталкивались
с необходимостью получения лицензии
для осуществления своих видов деятельности.
При этом более чем в 95% случаев лицензионные
действия завершаются успехом, а это
свидетельствует, что серьезной отсеивающей
роли лицензирование не играет. Вместе
с тем эта процедура оттягивает на себя
довольно значительные временные и денежные
ресурсы.
2.Разрешения.
Охват разрешительными
процедурами остается значительным - 39%
малых предприятий и индивидуальных предпринимателей
были заняты получением разрешений в 2008
году.
В среднем малому предприятию, чтобы получить одно разрешение, нужно пройти две инстанции, при этом требуется от одного до двух личных визитов руководителя предприятия. Результаты исследования показали, что примерно у 40% субъектов малого предпринимательства в ожидании разрешений простаивали производственные мощности.
Разрешительная система в существующем виде по-прежнему серьезно препятствует эффективному использованию ресурсов, замедляет оборачиваемость капитала.
3.
Регулирование ценообразования
(за исключением розничной торговли).
Регулирование
ценообразования в нашей стране затрагивает
приблизительно 41% малых предприятий и
30% индивидуальных предпринимателей. Оно
по-прежнему затрудняет работу значительного
числа организаций. С другой стороны, как
показали результаты исследования, в некоторых
случаях необходимость регистрировать
цены удерживало предприятия от их повышения.
То есть в случае отмены регулирования
ценообразования нет гарантии, что цены
не пойдут вверх, особенно в условиях неразвитой
конкуренции.
4.Исчислениеналогов
Проведенное IFC исследование
показало, что в среде малого бизнеса всё
большую популярность набирает упрощенная
система налогообложения.
Сложность налогового законодательства - это одна из причин того, почему предприятия предпочитают держать часть оборота в тени.
5.Проверки.
Большие сложности
для малого бизнеса представляют проверки.
Каждая четвертая проверка обнаруживает
у субъектов малого предпринимательства
нарушения в эксплуатации производственного
оборудования или помещений. Устранение
всех выявленных нарушений стоит предприятию
в среднем 742 USD. Кроме того, ежегодно проверенное
малое предприятие уплачивает штрафов
на сумму 617 USD, индивидуальный предприниматель
- 144 USD.
Многие респонденты
указали на большое количество контролирующих
органов, чрезмерно строгие нормы и правила
проверок, отсутствие детализированной
и понятной процедуры их проведения. Индивидуальные
предприниматели отмечают предвзятость
или чрезмерные полномочия инспекторов
во время проверок [12, с.11].
В 2009 году существенно упрощены условия экономической деятельности предпринимателей. Однако пока не все инициативы и обещания выполнены. В Администрации Президента не нашло поддержки предложение об увеличении ставки НДС, увязанное с одновременной отменой ряда налогов. В случае принятия такого решения предприятия ощутили бы существенное снижение налоговой нагрузки.