Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 21:38, курсовая работа
Целью работы является раскрытие основных теоретических понятий и характеристик малого бизнеса; отражение его роли в экономике; анализ деятельности малого бизнеса в развитых зарубежных странах и в Республике Беларусь; выявление проблем и перспектив развития малого бизнеса Беларуси.
- устойчивое
социально-политическое
- благожелательное отношение со стороны общества;
- правильный
выбор организационно-правовых
- ускоренное
развитие рыночной
По состоянию
на 01.01.2007 года в республике работало
28310 малых предприятий, что про сравнению
с 2000 годом больше на 1523 предприятия, или
на 5,7%.
Рисунок 1.1 – Распределение числа микро – и малых организаций по отраслям экономики
Примечание
– Источник: [20, рис.2,с.48]
Преимущественная ориентация предпринимательских структур сформировалась в сфере торговли и общественного питания в 2007. – 40,6%, 2008Г. -42,5%, 2009Г. – 42,0%. Промышленность занимает второе место: 2007г. – 20,5%, 2008г – 20,4%, 2009г. – 19,9%, строительство третье: 2007г. – 10,6%, 2008г. – 9,9%, 2009г. – 10,2%. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем объеме малого предпримательства, так, сельское хозяйство в 2009 г. составило только 3,4%. (см. рис. 1.1.). Таким образом, в период за 2007-2009г. отмечается тенденция роста удельного веса субъектов малого предпринимательства, занимающихся материальным производством.
Выявлен и ряд негативных тенденций, влияющих на формирование малого бизнеса:
- преимущественная
ориентация
- недолговечность
большинства
- вытеснение
большинства негосударственных
предприятий на периферию
- отсутствие
оперативного контроля
В целом
малое предпринимательство в
Республике Беларусь, получившее развитие
в начале 90-х годов, за прошедшее десятилетие
превратилось в самостоятельный и весьма
влиятельный элемент рыночной экономики.
(22,с9)
Современная экономика развитых стран в подавляющем большинстве представлена малыми и средними предприятиями, их доля в общей численности зарегистрированных предприятий достигает 99% (в Японии). Малый бизнес в рыночной экономике является сегодня ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Он сводится к новаторскому, антибюрократическому стилю хозяйствования. Малые предприятия быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивают новую продукцию. Например, в Японии малые предприятия способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях этот процесс занимает гораздо больше времени [5, с.109].
Малый бизнес является, как ни парадоксально, основой создания крупных компаний. Крупнейшие современные корпорации создавались именно как малые предприятия (Microsoft, MacDonald’s и др.) [3, с.3].
Рассматривая зарубежный и отечественный опыт развития малого бизнеса, можно указать на следующие его достоинства:
достижению
высоких научно-технических
Несмотря на большое значение малого бизнеса для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе – нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на собственные средства. Недостаток капитала порождает, в свою очередь, ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести проблемы с привлечением квалифицированной рабочей силы, специалистов по менеджменту, приобретение устаревшего оборудования, неудобное месторасположение фирмы [2, с.112-113].
К недостаткам малого бизнеса также относят:
На развитие малого бизнеса отрицательно влияют следующие факторы:
-социально-экономические: темпы демонополизации, разгосударствление и приватизация; отсутствие развития рыночной инфраструктуры, доступных источников финансирования,системы страхования коммерческих рисков;
-политические: степень поддержки
и развития
-правовые: несовершенство системы налогообложения, противоречия в нормативно-правовой базе;
-психологические: негативное
-организационные: нехватка
Малые предприятия играют важную роль в современной экономике. Например, в США малые и средние компании производят 21% валового продукта в обрабатывающей промышленности, 80% — в строительстве, 86%— в оптовой торговле, 81% — в сфере обслуживания. Подобным образом обстоят дела и в других развитых странах. В странах с переходной экономикой процесс трансформации хозяйственного механизма продолжается, о чём свидетельствует и слабая роль малого бизнеса в экономическом развитии этих стран: например, в Республике Беларусь доля малого бизнеса в общей численности занятых составляет 7,6%, а в общем объеме промышленного производства — 7,5%. что на порядок меньше аналогичных показателей стран с развитой рыночной системой [3, с.13].
В настоящее время малые предприятия представлены практически во всех отраслях экономики. Они функционируют не только в таких традиционных сферах, как легкая и пищевая промышленность, но и появляются в машиностроении, производстве оптических приборов, химической и электротехнической промышленности. Количественный рост небольших компаний в промышленности предопределен углублением специализации и дифференциации производства, отказом от крупносерийного производства в пользу мелкосерийного и индивидуального.
Важной особенностью, отличающей малое предпринимательство от крупного, является не столько масштаб операций, сколько подход к организации бизнеса [3, с.13].
На малых предприятиях слабо представлена специализация выполняемых функций ввиду небольшой численности персонала. Значительное число функций как оперативного, так и стратегического управления, выполняет руководитель—собственник компании, поэтому на малом предприятии, как правило, существует только один центр принятия управленческих решений. Ввиду небольшого объема располагаемых ресурсов период планирования является коротким, чаще не более одного года.
Как правило, на малом предприятии слабое внимание уделяют системе отбора кадров, планированию производства, построению системы отчетности и контроля за важнейшими экономическими показателями.
Главной особенностью малых предприятий является их большая чувствительность к изменениям экономической среды. Поскольку характерной чертой рыночной экономики является цикличность развития, то проблема выживания малых предприятий состоит в наличии резервов для того, чтобы пережить период спада и дождаться подъема рынка. Проблема выживания предприятия состоит в том, что оно должно накопить достаточную сумму прибыли в период подъема, чтобы профинансировать свои постоянные издержки в период спада.
Малое
предприятие располагает
По данным сотрудников администрации малого бизнеса США 16% новых малых предприятий и около 14% уже существующих в течение года прекращают свою деятельность по разным причинам, в том числе и из-за банкротства.
В то же время процесс банкротства – это неотъемлемая часть функционирования экономического механизма, позволяющий экономике избавиться от убыточных предприятий и неэффективных предпринимателей [3, с.15].
Таким
образом, экономика, в которой малый
бизнес имеет небольшой удельный вес,
считается “лоскутной”, так как она не
в состоянии качественно обслуживать
своих граждан с учетом их разнообразных
индивидуальных потребностей и предпочтений.
Малый бизнес – это, в первую очередь,
новые товары и услуги, их широкий ассортимент,
новые рабочие места, основные налоги
в местные и федеральные (республиканские)
бюджеты, низкие издержки и доступные
цены. В развитых странах на долю малого
предпринимательства приходится около
50% всех крупных изобретений при незначительном,
по сравнению с крупными компаниями, объеме
ассигнований на науку. Если считать крупный
бизнес “костяком” экономики, то малый
бизнес по праву можно назвать ее “мускулами”.
Малое предпринимательство, оперативно
реагируя на изменение конъюнктуры, придает
экономике необходимую гибкость и динамичность.
Существенный вклад оно вносит в формирование
нормальной конкурентной среды.
ГЛАВА 2
Анализ
состояния малого
бизнеса
2.1 Состояние
малого бизнеса в развитых
зарубежных странах,
поддержка со стороны
государства
В мировой практике малый бизнес давно рассматривается как важный элемент производственной структуры, обладающий высокой и стабильной динамикой развития, и к нему во всем мире относятся с уважением. За последние 10-15 лет во всех развитых странах в результате проводимых государством программ поддержки малого бизнеса доля его в национальном доходе составила от 38 до 62% [7, с.13].
Из
всех организационно-правовых структур
предпринимательской