Экономическая политика и политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Политика — это управленческая деятельность государственных и общественных органов, которая ставит перед собой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремлением удержать или завоевать власть.
Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее близким к понятию экономической политики является термин «политическая экономия» — в его первозданном значении — как науки изучающей чистую теорию в связи и социально-политическими требованиями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теории экономической политики………………………………………...5
1.1. Теория экономических порядков………………………………………………6
1.2. Типология экономической политики государства……………………………6
1.3. Концепция Тинбергена………………………………………………………..10
1.4. Критика Лукаса………………………………………………………………...12
Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..16
2.1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты,
средства……………………………………………………………………………..16
2.2. Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь……………………………………………………………………………..27
2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономической теории.docx

— 73.28 Кб (Скачать)

     Государственное регулирование предполагает принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменена волей, выражающей якобы интересы большинства. В лучшем случае государственное регулирование может эффективно перераспределять блага и услуги, непосредственно не преумножая их. К тому же история, к сожалению, свидетельствует о том, что длительное ограничение права экономического выбора порождает пассивность граждан, неспособность к самостоятельным действиям, надежды на всемогущество власти.

     Означает  ли вышесказанное, что активного  государственного вмешательства в экономику следует избегать? Конечно же, нет. Оно необходимо, по крайней мере, в отношении услуг и товаров, потребляемых совместно, и при наличии законодательства, ограничивающего произвол бюрократии.

     Некоторые авторы даже утверждают, что упадок власти прямо пропорционален возрастанию численности чиновников.

     В работе "Пределы свободы: между  анархией и Левиафаном" лауреат  Нобелевской премии Дж. М. Бьюкенен определяет контуры необходимого государственного регулирования в виде гражданского договора по поводу управления товарами и услугами, потребляемыми совместно. Поскольку, однако, штамм Левиафана сохраняется, необходим свод законов, позволяющий ограничить произвольные действия бюрократии.

     По  мере совершенствования системы  государственного регулирования вырисовываются два противоположных начала:

     • давление фискальной, директивной политики, творимой чиновниками, претендующими на монополию в области принуждения и его реализации;

     • меры индикативного воздействия, осуществляемого, в основном, посредством кредитно-денежной политики, направленной на создание условий, при которых экономический субъект сам выбирает путь, который соответствовал бы государственным интересам. Общеизвестно, что особенно большое социальное возбуждение вызывает рост численности чиновников. Повсеместный рост бюрократии позволяет некоторым исследователям не без сарказма использовать аналогию с "размножением кроликов".

     В управляемой (командной) экономике  администрация обладает максимальной властью, создает программы для  тех, кто находится от нее в  зависимости, но она неспособна к  рациональному согласованию спроса и предложения со стороны многомиллионных  масс товаропроизводителей и покупателей, к учету ограниченности ресурсов (В. Ойкен). Эта система лишает людей свободы экономического выбора, а также освобождает от ответственности, что рано или поздно порождает бедность.

     Рассматривая экономические системы, тяготеющие к свободному рыночному хозяйству, ученые приходят к парадоксальному, на первый взгляд, выводу: самой эффективной является система с максимальной свободой и минимальной экономической властью.

     Веру  в то, что правовая и административная экономическая политика может достичь  желаемого, Ойкен считает наивной. Но скептицизм оказывается менее оправданным, если предположить, что экономическая политика становится аппаратом взаимозависимых действий, в то же время оставаясь конформной по отношению к рынку. И денежная, и кредитная, и валютная, и антимонопольная сферы не только взаимозависимы, но обязательно имеют социальную подоплеку.

     Общий вывод Ойкена: целесообразным является сужение сферы государственного регулирования. С ним солидаризировался создатель послевоенного "германского чуда" Л. Эрхард, практически воплотивший в жизнь заветы своего учителя. Регулирование, в отличие от конкуренции, должно быть дозированным.

     И еще на один аспект государственного регулирования, сформулированный более  поздними исследователями и носящий  загадочное название теорема неэффективности государственной политики, следует обратить внимание. Смысл ее таков: в условиях рыночной экономики, гибких цен и зарплат заранее известные правительственные действия не могут решительно воздействовать на объемы производства и занятости. Если политика предсказуема, то она, как правило, мало эффективна, - более результативны неожиданности. 

     1.3. Концепция Тинбергена 

     Базовой теорией экономической  политики принято считать концепцию, предложенную еще в 50-е гг. голландским экономистом, первым лауреатом Нобелевской премии по экономике (1969 г.) Яном Тинбергеном (1903-1994). Его книги «Теория экономической политики» (1952) и «Экономическая политика: принципы и построение» (1956) были настольными для экономистов 60-70-х гг. XX в. Согласно теории Тинбергена составляющими экономической политики являются: ключевые цели благосостояния (набор макроэкономических показателей); инструменты, которыми располагает правительство; модель, связывающая цели и инструментарий и позволяющая определить оптимальный масштаб политических действий. К инструментам относят меры, разделенные на четыре группы — фискальные (бюджетно-налоговые), монетарные (денежно-кредитные), внешние (манипуляции с валютным курсом) и регулирующие доходы. При этом число используемых инструментов должно совпадать с количеством поставленных целей2.

     Тинберген разработал методику планирования и прогнозирования для Нидерландов, предложил модели, применимые для экономического планирования в развивающихся странах.

     Последователи Тинбергена внесли дополнения в его концепцию. Генри Тейлор разработал оптимальную функцию благосостояния и функцию минимизации потерь; включил в модель издержки, связанные с переходами от одних инструментов к использованию других.

     В целом концепцию Тинбергена следует отнести к разряду нормативных.

     Вкладом в дальнейшую разработку экономической  политики явились работы Роберта Манделла. Как правило, считает автор, политические инструменты диверсифицированы и находятся под контролем различных государственных органов (министерств экономики, финансов, Центрального банка и др.). Эти обстоятельства требуют эффективной рыночной классификации. В каждом случае выстраивается ряд — целевой показатель — инструменты — орган, к которому данная цель «приписана». Орган приписки располагает как бы преимущественным воздействием. В качестве примера можно привести повсеместную ответственность Центральных банков за стабильность денежного обращения.

     Самым труднопреодолимым при разработке политической программы является неопределенность, преследующая экономическую динамику и влекущая за собой порой весьма значительные социальные потери. В условиях неопределенности правительства не могут знать точно, какое воздействие окажут их меры на целевые показатели.

     Неопределенности  многообразны. В их числе временные  правила между возникновением той или иной опасности, принятием решений и их экономическим эффектом; неожиданные шоковые ситуации, в том числе экзогенного характера. Особое значение в этой связи приобретает рациональный выбор различных инструментов политического воздействия, обращение к навешенным денежно-кредитным средствам. 

     1.4. Критика Лукаса 

     Большая эконометрическая модель Тинбергена являлась схемой экономической политики более двадцати лет. Однако в середине 70-х гг. экономисты все чаще стали писать о недостатках теории Тинбергена, придавая особенное значение неопределенности. Нашего внимания заслуживает в этой связи «критика Лукаса», одного из первых представителей теории рационального выбора. Американский экономист Роберт Лукас, профессор Чикагского университета выступил в 1976 г. с монографией «Эволюция экономической политики»3.

     В модели экономической политики Тинбергена выведены коэффициенты, связывающие экономические переменные и политические действия. Между тем, изменения в экономике и политике делают эти коэффициенты ненадежными. Сами исходные экономические параметры чаще всего некорректны, поскольку уже являются результатом политического маневрирования, и поэтому дальнейший анализ может привести к неожиданным результатам.

     В центре внимания Лукаса оказалась оценка ожиданий. Как правило, ее производят приблизительно, исходя из прошлого опыта. Такая механическая экстраполяция, считает Лукас, порочна. Реакции на политические перемены невозможно предвидеть, исходя из прошлого. Например, между предложением денег и выпуском продукции существует, как мы позже увидим, линейная зависимость, но неожиданные изменения количества денег могут нарушить ритм, предсказанный ожидавшимся приростом денежной массы. Или другой пример: почему взаимосвязь между безработицей и инфляцией, традиционно базировавшаяся на доктрине Т. Филлипса, оказалась в 60-е гг. несостоятельной? (См. словарь.) В другом месте Лукас ссылается на оценку эффекта, проистекающего из изменений в налоговой политике. Он зависит от того, являются ли налоговые изменения временными или постоянными и как их, соответственно, оценивают налогоплательщики.

     Политика, основывающаяся на среднестатистических показателях прошлого и недооценивающая фактор переменчивых ожиданий, обречена на ошибки и неудачи. Следствием критики Лукаса стало создание более совершенных макроэкономических моделей, включающих оценку фактора ожиданий.

     Попробуем теперь систематизировать общие  позиции, которые выдвигает неоклассическая  теория экономической политики.

     Ключевую  цель экономической политики — минимизацию  социальных потерь можно реализовать  лишь при последовательности действий многократно повторяемых, ставших как бы само собой разумеющимися. Понятно стремление политических органов достичь оптимального сочетания поставленной задачи с выбором эффективного инструмента воздействия. Но главное состоит в том, чтобы не поддаваться искушению отступить от правил, даже если это представляется вполне оправданным, например, в денежной политике, когда так просто выйти из обруча неплатежей путем «подпечатывания денег». Экономисты называют подобное политическое поведение затруднительным. В США долгие годы обсуждался вопрос об ограничении свободы действий для государственных органов «по обстоятельствам». В конечном счете был принят закон, согласно которому Конгресс и президент должны следовать по пути сокращения бюджетного дефицита (1985), а в 1996 г. Конгресс утвердил закон о бездефицитности бюджета.

     Важным  при выборе и проведении рациональной политики является степень доверия к ней со стороны электората. Отклонения от объявленного курса подрывают веру в дееспособность власти, они опасны еще и потому, что недоверие к политическим акциям порождает пассивность, сопротивление попыткам правительств минимизировать социальные потери, что тормозит проведение разумной экономической политики. Плохо, например, когда люди не верят банкам, а предпочитают хранить деньги дома и в валюте.

     Общим замечанием применительно к неоклассической  политике является взаимодействие позитивной и нормативной сторон. Позитивная теория изучает политические институты, возможные варианты воздействия, а также законодательные нормы, облегчающие или ограничивающие свободу политической конкуренции, пути повышения экономической грамотности избирателей.

     Нормативное политическое вторжение является достаточно распространенным; экспансионистскими вы глядят фискальные меры, нередок  инфляционный уклон в политике. Все это может быть вызвано стремлением повлиять на грядущие выборы. Политическая сдержанность обычно наступает после выборов.

     Итак, нормативная экономическая теория изучает, как правительственные  органы должны действовать, позитивная — вносит в общую копилку продукт своих исследований и наработок.

     Предметом особого внимания является затрудняющая оптимальный политический выбор неопределенность. Математики предлагают модель «эквивалентной определенности», в которой неопределенные экономические переменные приравниваются к количественно оцениваемым ожиданиям. Положительно влияют на стандартную экономическую политику атаки, предпринимаемые исследователями-позитивистами (Р. Лукас, Р. Манделл, М. Фридмен и др.).

     Таким образом, еще Фома Аквинский считал государственную деятельность оправданной лишь в том случае, если она приносит общественную пользу. Но чаще всего предпочтения избирателей и правящей элиты не совпадают, власти ориентируются на «среднего избирателя», скорее на производителя, менеджера, видя в них концентрированное выражение интересов экономического роста. К тому же предпочтения потребителей дифференцированы и противоречивы. Государственная экономическая политика стала жизненно важным условием экономического развития.

     Конечную  цель политики можно определить в  виде минимизации социальных потерь. Но для этого необходимо сохранять многократно проверенную последовательность политических действий, не поддаваться искушению отступления от правил.

Информация о работе Экономическая политика и политическая власть