Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:03, курсовая работа
Политика — это управленческая деятельность государственных и общественных органов, которая ставит перед собой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремлением удержать или завоевать власть.
Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее близким к понятию экономической политики является термин «политическая экономия» — в его первозданном значении — как науки изучающей чистую теорию в связи и социально-политическими требованиями.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теории экономической политики………………………………………...5
1.1. Теория экономических порядков………………………………………………6
1.2. Типология экономической политики государства……………………………6
1.3. Концепция Тинбергена………………………………………………………..10
1.4. Критика Лукаса………………………………………………………………...12
Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..16
2.1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты,
средства……………………………………………………………………………..16
2.2. Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь……………………………………………………………………………..27
2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...38
От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без осуществления которых генеральная цель не может быть достигнута.5 Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами государственного регулирования экономики. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды - на окружающую среду и т.п.
Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам и , во-вторых находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.
Перечисленные
цели частично перекрывают друг друга,
одна может оказаться временно более
важной и подчинить себе другие в
зависимости от реальной хозяйственной
и социальной ситуации, уровня осознания
этой ситуации субъектами государственного
регулирования экономики и от
установленной
Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные экономические средства - это:
1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет - это годовой план государственных расходов и источников доходов их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, штата или муниципалитетным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствие с принятыми в предыдущем году законом о бюджете.
Государственный
бюджет всегда представляет собой компромисс,
отражающий соотношение сил основных
групп носителей различных
Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.
Налоги
в государственном
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.
Государственный
сектор представляет собой комплекс
хозяйственных объектов, целиком
или частично принадлежащих центральным
и местным государственным
В одних странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии, Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (в США, Швеции, Японии). В первой группе стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во второй.
Значительная
часть государственного сектора - это
объекты инфраструктуры, в большинстве
своем нерентабельные. Другая часть
- государственные предприятия в
сырьевых и энергетических отраслях,
где требуются большие
Наряду
с перечисленными инструментами
государственного регулирования экономики,
имеющими внутриэкономическую
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
Однако
имеются и специальные
Отдельные
инструменты государственной
Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. 6 Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
По
мере усложнения задач по регулированию
хозяйства правительства стали
формулировать краткосрочные, среднесрочные
и долгосрочные задачи, определять
порядок их решения и органы, ответственные
за исполнение этих решений, выделять
необходимые средства и определять
порядок финансирования.
2.2.
Цели и приоритеты социально-экономического
развития Республики
Беларусь
В качестве ключевых направлений деятельности по активизации социально-экономического развития страны в будущем году определены:
• сдерживание инфляции, в первую очередь за счет проведения достаточно жесткой денежно-кредитной политики; совершенствование валютного регулирования в направлении перехода к единому обменному курсу, восстановления валютных резервов страны; реализация принятых в Концепции ценообразования Республики Беларусь основных принципов и механизмов совершенствования и эффективного функционирования системы ценообразования во взаимосвязи с денежно-кредитной, валютной, налогово-бюджетной политикой и политикой доходов населения;
• обеспечение финансового оздоровления экономики, урегулирование на этой основе неплатежей, пополнение оборотных средств; сокращение бартера и кредиторско-дебиторской задолженности, усиление стимулирующих мер в области ресурсосбережения, поэтапное сокращение перекрестного субсидирования;
• формирование условий для развития экономически эффективных производств и на этой основе повышение конкурентоспособности белорусской экономики;
• обеспечение инвестиционной активности в реальном секторе экономики и преодоление тенденции роста износа активной части основных фондов; развитие инвестиционной инфраструктуры; увеличение в структуре денежной массы долгосрочных компонент; формирование предпосылок для возобновления внешнего финансирования и привлечения прямых иностранных инвестиций; улучшение отраслевой и технологической структуры капитальных вложений, сокращение незавершенного строительства;
• стабилизация социальной сферы; осуществление комплекса неотложных мер по повышению уровня доходов, прежде всего за счет роста заработной платы, а также всех видов социальных выплат;
• сокращение неэффективных бюджетных расходов; осуществление государственных закупок и распределение бюджетных средств преимущественно на основе проведения тендеров и аукционов;
• активное использование программно-целевого принципа в решении народнохозяйственных задач;
•
сокращение дефицита
торгового баланса на основе развития
механизма защиты внутреннего рынка и
поддержки отечественных товаропроизводителей
посредством реализации программ импортозамещения,
наращивания экспорта продукции из местных
ресурсов, национальной программы
развития экспорта;
2.3.
Макроэкономические
факторы экономического
роста в Беларуси
Основной целевой установкой макроэкономической политики на долгосрочную перспективу является поддержание высоких темпов роста основного макроэкономического показателя - валового внутреннего продукта (ВВП). Обеспечение высоких темпов роста ВВП - это экономическая основа обеспечения главной цели воспроизводства - повышения благосостояния населения Беларуси.
Для эффективного достижения названной цели важно видеть средства и механизмы, способные обеспечить ее реализацию. Опыт новейшей истории Беларуси показывает, что механизмы, основанные на экспансионистской накачке денег в экономику, использовании методов административного принуждения производителей, а также применении ресурсов по заниженным ценам (рабочая сила, энергоносители и др.), становятся все более ограниченными по своим возможностям.
С
учетом этого в последнее время
идет процесс постепенного уменьшения
эмиссионной поддержки
Представление о том, что либерализация быстро приведет к созданию нормальных рыночных отношений, оказалось глубоко ошибочным. В стране отсутствовали рыночные формальные и неформальные институты. В решении проблем формирования и функционирования институтов рыночного типа главная роль отводится государству. Стратегическая цель государства в переходный период - содействие системному формированию новых экономических отношений, что предполагает поддержку частного предпринимательства, организацию преобразования государственных предприятий и собственности, разработку и контроль соблюдения «правил игры» на рынках и многое другое. Фактически государство должно создавать условия дальнейшей либерализации и дебюрократизации экономики, уменьшения административных барьеров для организации и ведения бизнеса.
Информация о работе Экономическая политика и политическая власть