Политика и власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.

Файлы: 1 файл

Политика и власть.docx

— 50.00 Кб (Скачать)

Политика и  власть

  1. Политическая  власть.

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.

Основные черты политической власти:

  • Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:
    • первичные — крупные социальные группы со своими интересами
    • вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита
  • закрепление в законах полномочий субъекта правления
  • чёткий механизм реализации решений политической власти на практике
  • принцип (функционального) разделения власти
  • легитимность власти
    • легальность (законное основание для власти)
    • легитимность (поддержка власти обществом)

Функции:

  • управленческая
  • интегрирующая (интеграция общественных интересов)
  • мотивационная
  • мобилизационная
  • контролирующая (обеспечение правопорядка)
  • культурная

Функции политической власти напрямую связаны с функциями  государства во внутренней и внешней  политике.

 

 

 

 

  1. Основные концепции возникновения государства. Сущность, функции и устройство современного государства.

Госуда́рство — особый институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общих групп, классов.

Государство оперирует определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка,традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами Государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на cобственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями Государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности.

Функции государства:

Основная функция государства — обеспечение комфортного проживания своих граждан.

С этой целью государство  выполняет ряд задач:

  • управление хозяйством и обществом;
  • оборона собственной территории.

Функции государства классифицируются:

  • по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
  • по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные(отражающие определённый этап развития государства),
  • по значению: на основные и дополнительные,
  • по видимости: на явные и латентные,
  • по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства  на внутренние и внешние.

Устройство современного государства и его формы

Каждое государство в  современном мире отличается друг от друга множеством специфических  черт и характеристик, сложившихся  в ходе их исторической эволюции под  влиянием религиозно-культурных традиций, характера социальных и этнических конфликтов, внешнеполитических и природных  факторов.

Строение государства  традиционно характеризуется через  формы правления и формы территориального (государственного) устройства. Формы  правления делятся  по способу организации власти, ее формальному источнику на монархии и республики, имеющих несколько разновидностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формы государства.

Фо́рма госуда́рственного устро́йства — способ территориальной организации государства или государств, образующихсоюз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и способ их взаимоотношения между собой.

Для характеристики территориальной  организации федеративного государства чаще применяется термин «политико-территориальное устройство», поскольку он подразумевает наличие некоторой самостоятельности у территориальных частей государства. В то же время в отношении унитарного государства чаще используется термин «административно-территориальное устройство», характеризующий территориальную структуру органов государственной власти единого государства. Оба названных термина являются синонимами термина «форма государственного устройства» и применяются по отношению к нему с одинаковым значением.

В зависимости от наличия  либо отсутствия суверенитета у составных  частей государства государственное  устройство делится на:

  • Простая форма (унитарное государство);
  • Сложная форма (федерация, конфедерация).

Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.

Федерация (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении функций управления между центром и субъектами федерации.

Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой иСенегамбией).

 

 

 

 

 

Политическая  система общества

1. Гражданское общество.

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Развитое гражданское  общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства  и его равноправным партнером

Функции гражданского общества:

Гражданское общество выполняет  ряд важных социальных функций:

  • На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.
  • На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.
  • Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе «сдержек и противовесов», стремления политической власти к абсолютному господству.
  • Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.
  • Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам.
  • Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии.
  • Гражданское общество выполняет стабилизирующую функцию своими институтами и организациями. Оно создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Социальные институты (от лат. institutum — установление, учреждение) — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными  материальными средствами и выполняющими определенную социальную функцию.

Каждый институт выполняет  свою, характерную для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие  социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны.

1)Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство. 2) Социализация — передача индивидами установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др. 3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политические  партии и партийные системы.

Политическая партия –  стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой  цель завоевания политической власти или участие в ней. По сравнению  с общественно-политическими движениями и избирательными блоками политические партии отличаются большей идейной  и организационной общностью  и долговременностью действия.

Классификация партий:

  1. Социально-классовый критерий:
    1. буржуазные
    2. трудящиеся
  2. По организации (критерии Дюверже):
    1. массовые
    2. кадровые
  3. По степени участия во власти:
    1. правящие
    2. оппозиционные
  4. По характеру целей и задач:
    1. консервативные
    2. реакционные
    3. радикальные
  5. По идеологии:
    1. консервативные
    2. монархические
    3. либеральные
    4. социалистические
    5. коммунистические
    6. националистические
    7. фашистские
    8. зеленые
    9. клерикальные
  6. По месту в партийном спектре:
    1. правые
    2. центристы
    3. левые
  7. По организационной структуре:
    1. классического типа
    2. движенческого типа
    3. политический клуб

Политические партии нередко  ассоциируются с политическим спектром. В одном из них (часто упоминается при описании политических партий Испании, Италии и т. п.) «левыми» именуются сторонники радикальных перемен, а «правыми» — консерваторы и основоположники идеи сохранения традиций. Более распространена шкала, в которой «левыми» считают коммунистов, социалистов и социал-демократов, а «правыми» —либералов, консерваторов и фашистов (к последним причисляют и национал-социалистов, приверженцы которого также иногда именуются ультраправыми). К центристским партиям относят те, которые поддерживают список правил, относящихся к разным частям политического спектра. В большинстве партий существуют фракции, поддерживающие взгляды, несколько отличающиеся от официальной политики партии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Общественные организации и движения.

Общественная  организация — неправительственное/негосударственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Иногда используется определение «третий сектор» (общественный) в дополнение к публичному и частному секторам[1].

Термин имеет юридический  смысл — в статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится:

«Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».

Членами общественной организации  в соответствии с её уставом могут  быть физические лица и юридические  лица —общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Наличием членства общественная организация отличается от общественного движения, в котором членство не обязательно.

Высшим руководящим органом  общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим  органом общественной организации  является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или  общему собранию.

В случае государственной  регистрации общественной организации  её постоянно действующий руководящий  орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации  и исполняет ее обязанности в  соответствии с уставом.

Общественные  движения (часто используется словосочетание социальные движения) — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены,социальным изменениям.

Информация о работе Политика и власть