Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:51, контрольная работа
Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.
Социологи различают несколько типов социальных движений:
Основные современные идеологии
1.Идеология, как форма политической мысли
Идеология как форма политической мысли. Среди направлений и форм политической мысли особое место занимают идеологии и идейно-политические течения. Отличие их от других форм состоит в том, что они соединяют в себе определенный способ объяснения политической реальности и предлагаемый способ политического действия, направленного на сохранение или, наоборот, на изменение этой политической реальности. Таким образом, они соединяют в известном смысле теорию и практику, размышление и действие, рациональные модели и эмоциональные настрои, давая чело« веку целостный тип ориентации в социально-политической жизни.
В самом общем виде идеология
- это система взглядов и идей,
дающая целостную трактовку
Также в идеологиях осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся цели и обобщенные программы социально-политической деятельности.
Идеология, как и наука, базируется на определенных теоретических основаниях, использует рациональные методы рассуждения и убеждения. Но, в отличие от науки, ее характеризуют направленность не на познание истины, а на достижение определенных политических целей, соответствующих интересам каких-либо социальных групп. Научная теория не терпит оценочных суждений, а идеология неизбежно строится на допущениях и оценках, Научная теория, чтобы соответствовать своему назначению, должна строиться исключительно на фактах, уже установленных и проверенных наукой, а идеология нередко базируется на субъективных предпосылках и условных толкованиях.
2.Основные направления
в современном политическом
Ведущая роль современной
зарубежной политики: школа политологов
США.
Современная политическая наука на Западе
обладает рядом черт и свойств, которые
ее подняли на очень высокий уровень в
ряду гуманитарных наук. О роли и значении
политологии в современном обществе можно
судить только проанализировав основные
направления исследования и методологическую
основу науки. Сегодня принято выделять
4 направления исследований методов в
зарубежной политологии:
1. ^ Сравнительные политологические
исследования - т.е. используются исследования
по одному вопросу в различных странах,
с целью дальнейшего сопоставления и нахождения
точек соприкосновения или разъединения.
2. ^ Исследования в области
международных проблем - т.е. исследования развития
цивилизации и глобальной зависимости
экономики разных стран друг от друга.
Имеет дело с такими проблемами как война
и мир, внешняя политика, региональная
интеграция, власть в международном сообществе,
проблемы национальной и международной
безопасности.
3. ^ Исследование отношений
между Востоком и Западом - в этой области особое внимание
уделяется проблемам пост авторитарного
развития многих стран.
4. Исследование динамики
общественного мнения - внимание к предпочтениям
избирателей, формированию имиджа и методам,
а так же инструментам проведения избирательных
кампаний.
Немецкая школа
политической науки.
Немецкая школа политической науки занимает
сегодня особое место в мире. Для нее характерен
теоретико-философский характер, сочетающийся
с политико-социальными исследованиями.
Политико-правовая мысль немецкой политологической
школы развивается в 3 основных направлениях:
1. Направление философской политики; использование
категорий философии, методов психоанализа
(Видные представители Хабермас, Фромм).
2. Направление на изучение и анализ социальной
природы тоталитаризма
(Видные представители Арендж, Поппер)
3. Направление на изучение социальных
конфликтов в обществе, специфики их проявления
(Видный представитель – Дарендорф).
3. Политическая культура, пути и формы её воспитания
Политическая
культура- составная часть общей культуры
человечества.
Политическая культура относится к такому
явлению духовной жизни народа, которое
оказывает существенное влияние на самые
разные стороны его политической жизни
и на основании которого можно судить
об уровне политической зрелости общества.
Понятие «политическая культура» является одной из ключевых категорий политической науки. Оно наглядно выявляет, что традиции общества, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллективный разум его членов, а также стиль и действующий кодекс поведения его лидеров- все это не случайные продукты истории, а взаимосвязанные части единого целого, образующие реально существующую цепь взаимоотношений.
Назначение
и функции политической культуры
Политическая культура как специфический
круг явлений оказывает собственное воздействие
на политический процесс, динамику изменений
в сфере государственной власти, состояние
действующих субъектов. К ее наиболее
устойчивым функциям в политической жизни,
олицетворяющим различные направления
влияния на власть, относятся:
- идентификация, раскрывающая постоянную потребность
человека в понимании своей групповой
принадлежности и определении приемлемых
для себя способов участия в выражении
и отстаивании интересов соответствующей
общности.
- адаптация- потребность в приспособлении
к изменяющейся политической среде;
- социализация - обретение определенных навыков
и свойств в реализации своих гражданских
прав, политических функций и интересов;
- интеграция (дезинтеграция), обеспечивает
различным группам возможность сосуществования
в рамках определенной политической системы,
сохранения целостности государства;
-коммуникация,
обеспечивающая взаимодействие всех субъектов
и институтов власти на базе использования
общепринятых терминов, символов, стереотипов
и других средств информации;
-ориентация ,характеризующая
стремление человека к смысловому отображению
политических явлений, пониманию собственных
возможностей при реализации прав и свобод
в конкретной политической системе;
-предписание (
Современные политические процессы России
Процесс политический в современной России
отражает совокупность прежних и новых явлений, объективный и субъективных характеристик, которые накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических общественно-политических и иных общественных отношений, видов деятельности. Поэтому политический процесс развивается противоречиво, разнопланово, с преобладанием того или иного качества определенного вида общественных отношений и деятельности субъектов, находящегося в противоречиях с другими определенностями. Поэтому охарактеризовать политический процесс в России одним преобладающим качеством, типом и т.п. невозможно. В политическом процессе России можно обнаружить противоположные черты, особенности, например, типов политических режимов: тоталитарного, авторитарного и в меньшей степени демократического. В силу незрелости становящегося гражданского общества. его неструктурированности политический процесс неизбежно несет в себе качество неструктурированности. Если гражданин, социальная общность людей не осознали свои индивидуальные и коллективные интересы, не выработали отношения к совместным целям и не определили свой социально-политический статус в его взаимоотношениях с другими субъектами, то нельзя отмечать факт относительной завершенности становления субъекта в качестве реальной силы преобразований. Отсюда вовлечение неустоявшихся, неструктурированных субъектов в политический процесс не принесет возможной и желаемой общеколлективной цели. Субъекты не стали еще политическими субъектами и находятся на стадии протополитического развития.
Отсюда вытекает еще одна
специфика российского
Поскольку в политику вовлекаются многие субъекты, не обладающие политическими качествами, представлениями, не достигшие в своей социальной зрелости политической образованности, компетентности, то данные субъекты просто не понимают необходимости в политике компромиссов, соглашений, уступок, согласованности разных интересов и т.д. Они привносят в процесс конфликты, амбиции, стремления решить только свои, индивидуальные интересы вне общественно-политических. Поэтому политический процесс часто разрывается в силу отмеченных факторов субъективного порядка. Наличие политической культуры у субъектов – необходимый и очень значимый компонент политического процесса.
Если политическая культура отсутствует, нет толерантности, понимания неизбежности формирования и осуществления общих интересов в политической деятельности. Политическом процессе, то последний теряет качество интегративности. Политика есть и нтегративная область человеческой жизни. Абсолютизация илди даже превалирование индивидуального над общеколлективным – это не политика. В российской политической жизни в настоящее время превалирует стремление разных субъектов реализовать свои индивидуальные или узко групповые интересы вне общероссийских. Подобного рода тенденции не могут считаться истинно политическими. Привнесение их в политический процесс ведет к деформации динамики политической жизни, ее разрушению. В условиях регионализации политики политические процессы в регионах приобретают качество сепаратизма, национализма, ложно понятых и осуществляемых политических интересов, которые в условиях единого федеративного государства не могут считаться политическими. Отсюда растет поле конфликтности.
При этом возрастает роль периферийных
политических процессов, затрагивающих
отдельные изменения в