Политика и власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:51, контрольная работа

Краткое описание

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.

Файлы: 1 файл

Политика и власть.docx

— 50.00 Кб (Скачать)

Социологи различают несколько  типов социальных движений:

  • По масштабам предполагаемых изменений:
    • Реформистские 
  • Радикальные 
  • По типу изменений:
    • Прогрессивные 
    • Консервативные 
  • По отношению к целям изменений:
    • Направленные на изменения социальных структур 
  • Направленные на изменения личности 
  • По методам работы:
    • Мирные (ненасильственные) 
  •   Насильственные 
  • Старые и новые
  • По зоне распространения:
    • Глобальные 
    • Локальные 
    • Мультиуровневые 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные современные  идеологии

1.Идеология, как форма политической мысли

Идеология как форма политической мысли. Среди направлений и форм политической мысли особое место занимают идеологии и идейно-политические течения. Отличие их от других форм состоит в том, что они соединяют в себе определенный способ объяснения политической реальности и предлагаемый способ политического действия, направленного на сохранение или, наоборот, на изменение этой политической реальности. Таким образом, они соединяют в известном смысле теорию и практику, размышление и действие, рациональные модели и эмоциональные настрои, давая чело« веку целостный тип ориентации в социально-политической жизни.

В самом общем виде идеология - это система взглядов и идей, дающая целостную трактовку общественной жизни, ее смысла, направленности, перспектив, предписывающих определенные способы решения общественных проблем. Идеология неразрывно связана с проблемами, касающимися авторитета власти, властных отношений и т.д. Все идеологии, независимо от направленности, основываются на признании определенной концепции общества и политической системы, путей и средств практической реализации этой концепции. Идеология выполняет одновременно интегративную и разграничительную функции: первую, скажем, для сплачивания членов той или иной партии, а вторую - для отграничения этой партии от других партий. В отличие от политической философии, идеология ориентирована на непосредственные политические реалии и действия, на политический процесс и руководствуется соображениями привлечения возможно большей поддержки. Поэтому, естественно, она носит более ярко выраженный тенденциозный характер.

Также в идеологиях осознаются и оцениваются отношения людей  к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, содержатся цели и обобщенные программы социально-политической деятельности.

Идеология, как и наука, базируется на определенных теоретических  основаниях, использует рациональные методы рассуждения и убеждения. Но, в отличие от науки, ее характеризуют  направленность не на познание истины, а на достижение определенных политических целей, соответствующих интересам каких-либо социальных групп. Научная теория не терпит оценочных суждений, а идеология неизбежно строится на допущениях и оценках, Научная теория, чтобы соответствовать своему назначению, должна строиться исключительно на фактах, уже установленных и проверенных наукой, а идеология нередко базируется на субъективных предпосылках и условных толкованиях.

 

 

2.Основные направления  в современном политическом мире

Ведущая роль современной  зарубежной политики: школа политологов США. 
Современная политическая наука на Западе обладает рядом черт и свойств, которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук. О роли и значении политологии в современном обществе можно судить только проанализировав основные направления исследования и методологическую основу науки. Сегодня принято выделять 4 направления исследований методов в зарубежной политологии: 
1. ^ Сравнительные политологические исследования - т.е. используются исследования по одному вопросу в различных странах, с целью дальнейшего сопоставления и нахождения точек соприкосновения или разъединения. 
2. ^ Исследования в области международных проблем - т.е. исследования развития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных стран друг от друга. Имеет дело с такими проблемами как война и мир, внешняя политика, региональная интеграция, власть в международном сообществе, проблемы национальной и международной безопасности. 
3. ^ Исследование отношений между Востоком и Западом - в этой области особое внимание уделяется проблемам пост авторитарного развития многих стран. 
4. Исследование динамики общественного мнения - внимание к предпочтениям избирателей, формированию имиджа и методам, а так же инструментам проведения избирательных кампаний. 

Немецкая школа  политической науки. 
Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место в мире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся с политико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкой политологической школы развивается в 3 основных направлениях: 
 
1. Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа (Видные представители Хабермас, Фромм). 
 
2. Направление на изучение и анализ социальной природы тоталитаризма 
 
(Видные представители Арендж, Поппер) 
 
3. Направление на изучение социальных конфликтов в обществе, специфики их проявления (Видный представитель – Дарендорф).

3.  Политическая культура, пути и формы её воспитания

Политическая  культура- составная часть общей культуры человечества. 
 
Политическая культура относится к такому явлению духовной жизни народа, которое оказывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на основании которого можно судить об уровне политической зрелости общества.

Понятие «политическая культура» является одной из ключевых категорий политической науки. Оно наглядно выявляет, что традиции общества, дух его общественно-политических институтов, эмоции и коллективный разум его членов, а также стиль и действующий кодекс поведения его лидеров- все это не случайные продукты истории, а взаимосвязанные части единого целого, образующие реально существующую цепь взаимоотношений.

Назначение  и функции политической культуры 
 
Политическая культура как специфический круг явлений оказывает собственное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, олицетворяющим различные направления влияния на власть, относятся: 
 
- идентификация, раскрывающая постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности. 
 
- адаптация- потребность в приспособлении к изменяющейся политической среде; 
 
- социализация - обретение определенных навыков и свойств в реализации своих гражданских прав, политических функций и интересов; 
 
- интеграция (дезинтеграция), обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства; 
 
-коммуникация, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации; 
 
-ориентация ,характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе; 
 
-предписание (программирование), выражающее приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современные политические процессы России

Процесс политический в современной России

отражает совокупность прежних  и новых явлений, объективный  и субъективных характеристик, которые  накладываются друг на друга, отражают незрелость становящихся демократических  общественно-политических и иных общественных отношений, видов деятельности. Поэтому  политический процесс развивается  противоречиво, разнопланово, с преобладанием того или иного качества определенного вида общественных отношений и деятельности субъектов, находящегося в противоречиях с другими определенностями. Поэтому охарактеризовать политический процесс в России одним преобладающим качеством, типом и т.п. невозможно. В политическом процессе России можно обнаружить противоположные черты, особенности, например, типов политических режимов: тоталитарного, авторитарного и в меньшей степени демократического. В силу незрелости становящегося гражданского общества. его неструктурированности политический процесс неизбежно несет в себе качество неструктурированности. Если гражданин, социальная общность людей не осознали свои индивидуальные и коллективные интересы, не выработали отношения к совместным целям и не определили свой социально-политический статус в его взаимоотношениях с другими субъектами, то нельзя отмечать факт относительной завершенности становления субъекта в качестве реальной силы преобразований. Отсюда вовлечение неустоявшихся, неструктурированных субъектов в политический процесс не принесет возможной и желаемой общеколлективной цели. Субъекты не стали еще политическими субъектами и находятся на стадии протополитического развития.

Отсюда вытекает еще одна специфика российского политического  процесса. Поскольку политическое часто  не является таковым, а лишь находится  в стадии становления, обнаружения  и проявления, то часто политический процесс не является таковым по существу, так как охватывает в своем  содержании блок различных неполитических характеристик, качеств и т.п. он является поэтому смешанным по содержанию, нерасчленению видов общественных отношений. В то же время преобладание прежнего смысла политики и ее всеохватного, тотального характера часто продолжает проявляться и в новых российских условиях жизни. Парадоксальность нашего мира политики ведет к парадоксальности политического процесса. Это проявляется еще в одной специфике политического процесса.

Поскольку в политику вовлекаются  многие субъекты, не обладающие политическими  качествами, представлениями, не достигшие  в своей социальной зрелости политической образованности, компетентности, то данные субъекты просто не понимают необходимости  в политике компромиссов, соглашений, уступок, согласованности разных интересов и т.д. Они привносят в процесс конфликты, амбиции, стремления решить только свои, индивидуальные интересы вне общественно-политических. Поэтому политический процесс часто разрывается в силу отмеченных факторов субъективного порядка. Наличие политической культуры у субъектов – необходимый и очень значимый компонент политического процесса.

Если политическая культура отсутствует, нет толерантности, понимания  неизбежности формирования и осуществления  общих интересов в политической деятельности. Политическом процессе, то последний теряет качество интегративности. Политика есть и нтегративная область человеческой жизни. Абсолютизация илди даже превалирование индивидуального над общеколлективным – это не политика. В российской политической жизни в настоящее время превалирует стремление разных субъектов реализовать свои индивидуальные или узко групповые интересы вне общероссийских. Подобного рода тенденции не могут считаться истинно политическими. Привнесение их в политический процесс ведет к деформации динамики политической жизни, ее разрушению. В условиях регионализации политики политические процессы в регионах приобретают качество сепаратизма, национализма, ложно понятых и осуществляемых политических интересов, которые в условиях единого федеративного государства не могут считаться политическими. Отсюда растет поле конфликтности.

При этом возрастает роль периферийных политических процессов, затрагивающих  отдельные изменения в политической системе регионов, струткре органов местного самоуправления и не оказывающих значительного влияния на функционирование федеральной государственной власти. Пи слабом правовом обеспечении периферийного и базового политических процессов это может привести к разрушению единого пространства государственного «поля» России.

 

 


Информация о работе Политика и власть