Политика и власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 05:28, реферат

Краткое описание

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Файлы: 1 файл

Вла́сть.docx

— 29.90 Кб (Скачать)

Вла́сть — возможность  и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение  других людей, даже вопреки их сопротивлению[1]. Суть власти не зависит от того, на чём  основана такая возможность. Власть может базироваться на различных  методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии  и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.[2]

 

Считается, что власть появилась  с возникновением человеческого  общества и будет в той или  иной форме всегда сопутствовать  его развитию. Она необходима для  организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также  для регулирования других взаимоотношений  между людьми в обществе.[3]

 

Специфической разновидностью является политическая власть — способность  определённой социальной группы или  класса осуществлять свою волю, оказывать  воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В  отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие  группы людей, использует в этих целях  специально созданный аппарат и  специфические средства. Наиболее сильным  элементом политической власти является государство и система государственных  органов, реализующих государственную  власть.

 

Источники власти

 

М. Вебер источниками власти считал:

Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)

Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)

Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и  традиция)

 

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая  власть отца семейства, власть уголовного преступника над его жертвами).

 

К методам прямого насилия  нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве  базируется на институтах юридического права. Облекать государственное принуждение  в добродетельные упаковки учил правителей ещё Никколо Макиавелли.

 

В современном, постоянно  усложняющемся мире способность  человека подчинить себе других людей  всё больше зависит от его умственных способностей. Интеллектуальная власть бывает порой куда более эффективной, чем грубое насилие. Даже в уголовном мире авторитет главаря определяется зачастую не столько его физическими данными, сколько способностью спланировать безнаказанное преступление.

 

Моральная власть, апеллирующая к справедливости, честности, долгу  и другим нравственным ценностям, более  эффективна в тех случаях, когда  её носитель способен служить в этом отношении примером для других.

 

Физические, интеллектуальные, психологические и нравственные возможности индивидуализированы, ими человек может обладать самостоятельно, без видимой зависимости от других людей. Социальным источником власти является право, прежде всего право собственности.

 

Организационная власть (административный ресурс) тем заметнее, чем сложнее  управляемый социальный организм. Именно она делает столь влиятельными бюрократические  структуры не только в государстве, но и в крупных корпорациях  и общественных организациях.

 

В последнее время в  источник власти превратилось владение информацией и каналами её распространения. Средства массовой информации давно  характеризуются, как «четвёртая власть». Меньше обращается внимания на циркулирование информации внутри бюрократических  структур, фильтрующих и изменяющих её.

 

Власть и компетентность

 

Компетентность человека основывается на его личных навыках  и знаниях. Компетентность может  быть элементом достижения иерархического положения, которое обладает компетенцией — правом принимать решения по оговорённым вопросам. Такое положение  основано уже на статусе и силе, зависимых от иерархического положения, а не от индивидуальной способности. Реальная или приписываемая первоначальная компетентность переносится на должность  и становится независимой от индивидов, институционализированной.

ВЛАСТЬ

 — специфический инструмент  управления, используемый для достижения  поставленных целей. Цели могут  быть групповыми, классовыми, коллективными,  личными, государственными и т.д.  В. призвана делать все для  того, чтобы достичь тех целей,  которые должны сохранять, но  вместе с тем улучшать и  изменять объект управления. Понятие  В. многогранно и многоаспектно.  Оно охватывает отношения, проявляющиеся  как на макроуровне (В. гос-ва), так и на микроуровне (В.  родителей над детьми).

В. — биосоциальное явление, задатки В. наследуются людьми от природы. Уже в животном мире существует определенная «субординация». Вожак  стада обезьян имеет огромную «В.» над всеми остальными обезьянами, и они это хорошо чувствуют. Без  такого вожака любое стадо может  погибнуть, поскольку потеряет ориентиры  и в жестоких условиях борьбы за существование не сможет адаптироваться к новым условиям жизни. Сама природа  позаботилась о том, что кому-то из стада животных необходимо иметь  «В.», позволяющую ему в разных ситуациях играть роль вожака. Оказавшись более сильным, вожак подчиняет  себе всех остальных.

Все люди от природы имеют  склонность властвовать над себе подобными. Властолюбие присуще  каждому, но у одних оно проявляется  сильнее, а у других слабее. Реализация властных задатков зависит исключительно  от социальных условий. Напр., Наполеон не стал бы императором Франции, если бы Корсика не была присоединена к  Франции за три месяца до его рождения и если бы в стране не разразилась  революция.

Для осуществления В. необходимы по меньшей мере ее субъект и объект: один дает распоряжения, другой их выполняет. Субъект приказывает объекту, а  объект подчиняется, ибо неподчинение влечет за собой наказание.

В качестве субъектов В. выступают  гос-во, политические партии, церковь, индивиды, группы, классы через своих  представителей. То же самое касается объекта В. Субъект и объект В. могут меняться местами. Подчинение субъекту В. предполагает такие формы  взаимоотношений, при которых его  распоряжения исполняются с необходимостью. При этом субъект В. должен обладать соответствующими властными полномочиями, дающими ему право приказывать  объекту В. и требовать от него выполнения приказаний.

Власть предполагает контроль за выполнением принятых решений. Невыполнение решения должно иметь следствием наказание, которое может быть экономическим, административным, уголовным и др.

Политическая В. представляет собой насилие и принуждение. Естественно, что многие ее не любят, презирают и отвергают. Анархисты, напр., считают, что В. есть зло и  от нее надо избавляться любыми путями. В. есть, однако, имманентная черта  общества, и оно не может нормально  функционировать без соответствующих  властных структур. Люди боятся В., но вместе с тем, если в обществе берут верх аномальные явления — преступность, воровство, грабежи и т.д., — жалуются на отсутствие В. Безвластие приводит либо к дезинтеграции всех сторон общественной жизни и в конечном итоге к ее гибели, либо к установлению диктатуры.

В. не тождественна авторитету. Субъект может обладать В., но не авторитетом, хотя обладание В. не исключает  наличия авторитета. Субъект приобретает  авторитет постепенно и заслуживает  его благодаря своей деятельности, приносящей пользу обществу, коллективу, группе, политической партии, мафии  и т.д. Субъект авторитета дает советы и рекомендации, которые можно  учитывать, а можно игнорировать, что недопустимо в отношении  распоряжений субъекта В. Многие выдающиеся люди (писатели, ученые, художники и  т.д.), не имея никакой В., пользуются большим авторитетом в обществе. Что касается В. имущих, они должны заработать авторитет своими делами, а не обещаниями.

Существуют разные классификации  видов В., которые зависят от сфер общественной жизни, от характера и  содержания самой В. и т.д. Во-первых, в общей форме можно выделить внутреннюю, внешнюю, «естественную» и  институциональную В. Внутренняя В. вытекает из внутренней природы объекта В. Внешняя В. — это В., не вытекающая из внутренней природы своего объекта. Она предполагает подчинение чужой воле, навязывание своего видения мира, своего порядка и образа жизни. Так, победившее гос-во вынуждает побежденное подчиниться ему, перестроить свою жизнь в соответствии с представлениями гос-ва-победителя. Под «естественной» В. понимается В., которая как бы дана от природы. Напр., вожди первобытных племен имели большую В., но они ее получали естественным путем, т.е. благодаря своим природным данным, своей преданности племени и т.д. Что касается институциональной В., то она базируется на юридических законах и нормах. В зависимости от сфер общественной жизни можно выделить В. экономическую, политическую, духовную и т.д. В свою очередь экономическую В. можно разделить на подвиды (В. в рамках предприятия, корпорации, фирмы и т.д.). Политическая В. также проявляется в различных формах (монархия, демократия, диктатура, олигархия, режим личной В., законодательная, исполнительная и судебная ветви В. и т.д.).

Каждый способ производства порождает свой тип общественной В. В первобытном обществе господствовал  такой тип В. (вожди, собрание рода), который наиболее адекватно соответствовал низкому уровню производительных сил  и производственных отношений. Но уже  с переходом к классовому обществу появляется др. тип В., выступающий  в различных формах (монархия, демократия, тирания и т.д.). Формы его проявления зависят от конкретно-исторических условий. Так, в Афинах в эпоху  Перикла функционировала развитая рабовладельческая демократия, в  антич. Риме республиканская форма  правления была заменена диктатурой. Для феодализма типична монархия. Что касается капиталистического способа  производства, то типичной формой В. для  него является республика, хотя в определенных исторических обстоятельствах появляются диктаторские режимы. Но и они рано или поздно уступают место республиканской  форме правления.

 

Философия: Энциклопедический  словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией  А.А. Ивина. 2004.

ВЛАСТЬ

        в  общем смысле способность и  возможность осуществлять свою  волю, оказывать определяющее воздействие  на деятельность, поведение людей  с помощью к.-л. средства —  авторитета, права, насилия (эконо-иическая, политическая, государственная, семейная  и др.).

        Науч. подход к определению В. требует  учета множественности её проявлений  в обществе, а следовательно, выяснения  специфич. особенностей отд. её  видов — экономической, политической (в том числе государственной,  общественной), семейной; разграничения  классовой, групповой, личной  В., крые переплетаются между собой,  но не сводятся друг к другу;  разграничения особенностей, форм  и методов проявления В. в  различных социальных, экономич. и  политич. системах. Если в антагонистич. обществе гл. характеристикой В.  являются отношения господства  и подчинения, то в социалистич.  обществе на смену им всё  более приходят отношения, основанные  на убеждении, руководстве, влиянии,  контроле.

        Наиболее  важным видом В. является политич.  В., реальная способность данного  класса, группы, индивида проводить  свою волю в политике и правовых  нормах; она характеризуется социальным  господством и руководством тех  или иных классов. Хотя ныне  политич. деятельность осуществляется  в рамках различных составных  частей политич. систем: партий, профсоюзов, междунар. организаций (ООН, НАТО  и др.), центр. институтом политич.  В. является госво. Гос. В.  имеет классовый характер, опирается на спец. аппарат принуждения и распространяется на всё население той или иной страны; она означает определ. организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

        В.—  одно из осн. понятий политич.  науки и практики. В. И. Ленин  писал, что «переход государственной  власти из рук одного в руки  другого класса есть первый, главный,  основной признак революции как  в строго-научном, так и практически-политическом  значении этого понятия» (ПСС,  т. 31, с. 133), что «коренной вопрос  всякой революции, вопрос о  власти в государстве...» (там  же, т. 32, с. 127, см. также, т. 34, с. 200).

        Обществ.  В. существовала до появления  государства, она сохранится в  той или иной форме и после  его исчезновения. Критикуя позицию  П. Б. Струве, который доказывал,  что государство сохранится и  после уничтожения классов, Ленин  писал: «Прежде всего, он совершенно  неправильно видит отличительный  признак государства в принудительной  власти: принудительная власть есть  во всяком человеческом общежитии,  и в родовом устройстве, и в  семье, но государства тут не  было... Признак государства —  наличность особого класса лиц,  в руках которого сосредоточивается  власть» (там же, т. 1, с. 439).

        Гос.  В. может добиваться своих целей  различными средствами — идеологич.  воздействием, экономич. стимулированием  и иными косвенными способами,  но только она обладает монополией  на принуждение с помощью спец. аппарата в отношении всех  членов общества.

        К  осн. формам проявления В. относятся  господство, руководство, управление, организация, контроль.

        Господство  предполагает абс. или относит.  подчинение одних людей (социальных  групп) другим. Руководство обозначает  способность осуществлять свою  волю путём воздействия в различных  прямых и косвенных формах  на руководимые объекты. Оно  может быть основано исключительно  на авторитете, на признании руководимыми  соответств. полномочий у руководителей  при миним. осуществлении властно-принудит. функций. Так, руководство со  стороны коммунистич. или рабочей  партии опирается в основном  на идейное воздействие на  массы, на силу авторитета. Эффективность  руководства зависит от правильности  политики партии, от того, до какой  степени её идеи и конкретные  решения отвечают интересам масс, объективным потребностям обществ.  развития.

        Важно  также разграничить понятия политич.  руководства и управления. Так,  в совр. империалистич. государствах  группы монополий осуществляют  руководящую роль в обществе  и государстве. Однако они не  берут на себя функции непосредств.  управления, которые выполняются  проф. политич. деятелями, аппаратом  управления. Монополии оказывают  своё решающее влияние на политику  капиталистич. государств различными  средствами: самим фактом концентрации  в своих руках ключевых рычагов  экономики, направлением деятельности, финансированием определ. партий  и политич. кампаний, влиянием  на характер конституционных  режимов, на формирование обществ.  мнения, на деятельность различных  групп давления в парламентах,  в гос. учреждениях и т. д.  Ленин подчёркивал, что в условиях  парламентских режимов буржуазия  руководит обществом косвенно, но  тем вернее. «Тот особый слой, в руках которого находится  власть в современном обществе,—писал  Ленин,— это бюрократия. Непосредственная  и теснейшая связь этого органа  с ...классом буржуазии явствует  и из истории... из самих условий  образования и комплектования  этого класса, в который доступ  открыт только буржуазным „выходцам из народа" и который связан с этой буржуазией тысячью крепчайших нитей» (там же, с. 439—40).

Информация о работе Политика и власть