Политика и власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 05:28, реферат

Краткое описание

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Файлы: 1 файл

Вла́сть.docx

— 29.90 Кб (Скачать)

        Руководящей  силой в социалистич. странах  выступает рабочий класс, который  осуществляет своё руководство  прежде всего через коммунистич.  или рабочую партию, а непосредственно  управлением заняты специалисты,  работающие в сфере хозяйства,  культуры, просвещения и др. Коммунистич.  и рабочие партии, осуществляя  руководство обществом, находятся  в центре всей политич. системы.  Они воздействуют на общество, во-первых, вырабатывая идеологию  и политику, программы деятельности  общества; во-вторых, формируя и организуя  проведение в жизнь этих программ  внутр. и внеш. политики; в-третьих,  выдвигая на ключевые посты  в сферах управления своих  представителей, обучая их управлению; в-четвёртых, контролируя выполнение  намеченной линии. Вместе с  ними непосредств. управлением  хозяйственными и др. процессами  занимаются хозяйств., гос., обществ.  и иные организации. Разграничение  понятия руководства и управления  в условиях социалистич. общества  имеет не только теоре-тич., но  и практич. значение. Такой подход  помогает правильно распределять  функции, права и обязанности  между различными звеньями политйч.  системы социалистических стран,  избегать параллелизма в их  деятельности, делать управление  максимально эффективным .

        В  условиях коммунистич. обществ.  самоуправления отомрёт основной  институт политйч. В.— госво,  однако сохранится руководство  и управление, которые будут осуществляться  всем обществом.

ВЛАСТЬ

в отличие от физического  насилия сила, оказывающая воздействие  на тело, душу и ум, пронизывающая  их, подчиняющая другого закону своей  воли. По существу своему она подобна  авторитету. Коррелятом ее является уважение; этическую ценность она представляет собой тогда и только тогда, когда  так направляет уважающего ее, что  тот оказывается в состоянии  осуществлять большее количество более  высоких ценностей (см. Этика), не подвергаясь  непосредственно воздействию со стороны власти. Власть нуждается  в оправдании, и эти попытки  составляют существенную часть истории. Власти присуще нечто демоническое. «Поистине это демоническая сущность власти: она даже там, где человек  борется за идеальную цель в высшей степени самоотверженно, считая успех  прочным только тогда, когда он с  исключительной жизненной силой  отстаивает свой собственный интерес, решительно осуществляет свое собственное  желание, связывая страстное стремление к собственной значимости непосредственно  со своими делами. Кто обладает властью, тот одержим ею» (Gerh. Ritter, Die Dдmonie der Marcht, 1947). Поэтому власть в понимании ортодоксального христианства при всех обстоятельствах грешна.

 

Философский энциклопедический  словарь. 2010.

ВЛАСТЬ

    ВЛАСТЬ — возможность  оказать воздействие на что-то  и на кого-то. Власть тесно связана  с господством и авторитетом.  М. Вебер определил власть следующим  образом: “Власть состоит в  способности индивида А добиться  от индивида Б такого поведения  или такого воздержания от  действий, которое Б в противном  случае не принял бы и которое  соответствует воле А”.

    В современной  политической науке наиболее  известны четыре модели власти.

    Волюнтаристская  модель основана на традициях  общественного договора, социального  атомизма и методологиче

    ском индивидуализме (см. Договор общественный. Атомизм  социальный). В этой модели власть  рассматривается через призму  намерений и страстей. Вся общественная  жизнь по существу сводится  в ней к притязаниям и отношениям  индивидов. Любой коллектив представляется  лишь в качестве совокупности  отдельных воль. Впервые эта модель  властных отношений сформулирована  в трудах классиков английской  политической мысли — Т. Гоббса, Дж. Локка. Д. Юм показал, что  понятие “власть” близко понятию  “причина”, но в отличие от  причины власть связана и с  результатом.

    Современный политолог  Р. Даль рассматривает власть  как способность заставить других  делать нечто, что при отсутствии  давления они делать бы не  стали, т. е. как способность  приводить вещи в движение, изменять  ход событий. Властное отношение,  в его представлении, состоит  из двух основных элементов—стимула  и реакции. По аналогии с  ньютоновской механикой предполагается, что все тела находятся в  состоянии относительного покоя  до тех пор, пока на них  не воздействует некая внешняя  сила. Именно такой силой и  является власть. По существу  концепция Даля носит каузальный  характер.

    К этой же  модели власти относится теория  “рационального выбора” (см. Рационального  выбора теория), которая постулирует  существование скрытых причин  и структур. Общественная жизнь  состоит из цепи последовательных  взаимодействий между индивидами  и группами, в которых особая  роль отводится мотивации, стимулам  участников властных отношений.

    Многие критики  волюнтаристской модели власти  обращали внимание на то, что  она не дает теоретического  объяснения, как и почему отдельные  индивиды оказываются в состоянии  осуществлять власть именно так,  как они это делают. Кроме того, эта модель вообще не принимает  во внимание идеологические и  культурно-исторические предпосылки,  предопределяющие предпочтения  и цели человеческой деятельности.

    Герменевтическая, или коммуникативная, модель связана  с феноменологией и герменевтикой.  Ее сторонники полагают, что власть  конституируется благодаря разделяемым  членами данной социальной общности  смыслам. Убеждения являются центральным  ингредиентом властных отношений  и соображения рациональности  обязательно участвуют в общественной  жизни. Интерес герменевтики направлен  прежде всего на символические  и нормативные конструкты, которые  и формируют практическую рациональность  данных социальных агентов. Такой  подход включает также веру  в то, что люди по природе  своей существа лингвистические  и язык во многом предопределяет  характер общества, и формы существующей  власти в том числе. Напр., Арендт  Ханна в работе “О насилии”  проводит мысль, что власть  означает способность человека  действовать, но действовать совместно.  Власть, по ее мнению, никогда  не является собственностью индивида, а принадлежит группе и существует  только до тех пор, пока группа  сохраняет свое единство. Люди—уникально  коммуникативные существа, и именно  благодаря их способности разделять  с другими мысли и отношения  поддерживается их способность  властвовать и подчиняться.

    Для сторонников  этой модели власть входит  в систему ценностей, которые  конституируют идентичность, равно  как и возможности деятельности  социальных агентов.

    “Материальные”  аспекты властных отношений остались  по существу вне их интереса.

    Структуралистская  модель власти связана с именами  К. Маркса я 9. Дюркгейма. В  ней отвергается методологический  индивидуализм, не принимается  и чисто нормативный подход. Власть  в соответствии с этой моделью  обладает структурной объективностью, не признаваемой ни в волюнтаристской,  ни в герменевтической модели. Структура власти делает возможным  человеческое поведение и одновременно  ограничивает его. Она может  иметь нормативный характер, но  она не сводится только к  взглядам и убеждениям людей.

    Структурный подход  определяет власть как способность  действовать. Социальные агенты  обладают властью в силу устойчивости  отношений, в которых они участвуют.  Она обладает некоей “материальностью”,  поскольку следует определенным  структурным правилам, имеет собственные  ресурсы и отношения. В этом  и заключается дуальный характер  структур: социальные структуры  не существуют независимо от  деятельности и представлений  людей о ней и вместе с  тем они выступают в роли  материальных условий деятельности. Это свойство структур возникает  не просто из отношений, напр., между капиталистом и рабочими, не сводится к взглядам капиталиста  на рабочих, а присуще капитализму  в целом. На него опираются  участники взаимодействий, реализуя  определенные цели, в том числе  и властного характера.

    Постмодернистская  модель власти имеет множество  вариантов, начиная от М. Фуко  и кончая современным феминизмом. Отвергая индивидуализм и волюнтаризм,  теоретики-постмодернисты считают,  что язык и символы являются  центральными элементами власти. С их точки зрения, научный  дискурс не обладает достаточной  познавательной достоверностью. Так,  Фуко видит необходимость в  том, чтобы “подтолкнуть восстание  порабощенного знания”, которое  затемнено, если не дисквалифицировано, знанием общепризнанным. В генеалогическом  анализе власти он исходит  из того, что власть концентрируется  не только в политической сфере.  Властные отношения встречаются  повсюду: в личных отношениях, в семье, в университете, в офисе,  в больнице, в культуре в целом.  Асимметрия влияний, заключающаяся  в том, что А сильнее влияет  на Б, чем Б на А, говорит  о том, что власть—это универсальное  общественное отношение. Поэтому  задача политика—срывать маску  с власти, в особенности в тех  областях жизни, где отношения  господства и подчинения не  бросаются в глаза. Власть, по  Фуко,—это образование определенных  структур или дискурсов, имеющих  как позитивное, так и негативное  измерение. Социальные агенты  создаются благодаря тем властным  отношениям, в которых они участвуют,  и какое бы “сопротивление”  этому ни оказывала власть, социальные  агенты всегда ограничиваются  теми структурами, в которых  они появились.

    Постмодернистские  теоретики делают акцент на  локальном анализе “микро-власти”.  Любая глобальность или тотальность  в подходе к исследованию социальной  власти всегда предполагает тоталитарный  дискурс. Кроме того, именно локальное  знание является антиэпистемологическим. Опираясь на идеи Ф. Ницше,  Фуко пытается онтологизировать  господство в той или иной  форме. Право должно рассматриваться  не с точки зрения легитимности  его установления, а с точки  зрения порабощения, которое оно  провоцирует.

    Ни одна из  существующих моделей власти  не дает о ней целостного  представления. Это и делает исследование власти крайне сложным и противоречивым.

    Лит.: Рассел Б.  Власть.—В кн.: Антология мировой  политической мысли, в 5 т., т. 2. M., 1997; Ходите В. Власть. Основы кратологии. М., 1995; Технология власти (Философско-политический анализ). М-, 1995; Иванов В. Н., Матвиенко В. Я. и др. Технологии политической власти. Зарубежный опыт. Киев, 1994.


Информация о работе Политика и власть