Экономическая политика и политическая власть

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Политика — это управленческая деятельность государственных и общественных органов, которая ставит перед собой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремлением удержать или завоевать власть.
Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее близким к понятию экономической политики является термин «политическая экономия» — в его первозданном значении — как науки изучающей чистую теорию в связи и социально-политическими требованиями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теории экономической политики………………………………………...5
1.1. Теория экономических порядков………………………………………………6
1.2. Типология экономической политики государства……………………………6
1.3. Концепция Тинбергена………………………………………………………..10
1.4. Критика Лукаса………………………………………………………………...12
Глава 2. Механизмы реализации экономической политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..16
2.1. Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты,
средства……………………………………………………………………………..16
2.2. Цели и приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь……………………………………………………………………………..27
2.3. Макроэкономические факторы экономического роста в Беларуси………...28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….37
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономической теории.docx

— 73.28 Кб (Скачать)

     Иными словами, государство призвано формировать  условия для уменьшения собственного прямого административного вмешательства в экономику, для раскрепощения предпринимательской личности, а не для чрезмерной опеки, порождающей необоснованные гарантии и иждивенчество. Вместе с тем государство обязано жестко контролировать и обеспечивать соблюдение субъектами законодательства, регламентирующего права собственности и поведение на рынках.

     К числу важнейших функций государства  по регулированию социально-экономических процессов следует отнести: создание благоприятных макроэкономических предпосылок и условий для хозяйственной деятельности (сбалансированность бюджета, низкая инфляция, устойчивость национальной валюты и др.); обеспечение социальной стабильности и защиты населения; формирование условий инвестиционной деятельности; поддержку инновационной сферы и научных исследований; обеспечение экономической безопасности и укрепление обороноспособности страны; контроль за рациональным природопользованием и охраной окружающей среды.

     Значительные  споры в экономической литературе вызвала проблема роли государства  в отраслевых структурных сдвигах  и использования для этого  определенных мер государственной  поддержки отдельных отраслей и  производств. Сегодня даже достаточно либеральные экономисты считают необходимым участие государства в регулировании структурных процессов, хотя и ограниченными рыночными методами. Позиция экономистов -сторонников активной роли государства сводится к необходимости защиты и обеспечения развития экономики в целом, а не соблюдения локальных интересов и ориентации на конъюнктурные изменения.

     Не  отрицая в целом позитивную и  активную роль государства в условиях рынка и особенно в период движения к нему, следует отметить неэффективность тех функций, которые оно выполняет сегодня с использованием административных рычагов оперативного вмешательства в текущую деятельность предприятий.

     Возврат к прямым административным методам  государственного регулирования экономики  в условиях неразвитости (скорее отсутствия) институциональной среды рыночного  типа и наступающего глубокого социально-экономического кризиса был оправдан. Однако сегодня такая система управления является значительным тормозом социально-экономического развития, поскольку не позволяет использовать в полном объеме предпринимательскую энергию. Более того, в условиях отсутствия механизма ответственности и контроля за деятельностью чиновников создаются предпосылки для злоупотреблений, принятия решений не с позиции и в интересах страны в целом, а в угрозу индивидуальным и групповым корыстным намерениям. Последнее во многом обусловлено низкой заработной платой работников органов управления, что одновременно стимулирует отток наиболее квалифицированных кадров в коммерческую сферу и предопределяет в целом недостаточную компетентность и подготовленность кадров государственного аппарата управления к системным преобразованиям и системному регулированию экономики.

     В связи с этим первостепенной задачей  является формирование системно полной законодательно правовой базы, регулирующей экономические отношения рыночного типа и проведение административной реформы, максимально исключающей оперативные исполнительно-распорядительные функции государственного управления и сосредоточивающей их на преимущественно политических и регулятивных функциях, основанных на использовании механизмов рыночной саморегуляции. Главной задачей государства поэтому является создание институциональных основ эволюции на базе развития и поддержки предпринимательства, реформирования отношений собственности, реструктуризации предприятий, улучшения налоговой системы, формирования фондового рынка и др.

     Институциональная среда и более совершенная  макроэкономическая политика должны способствовать разрешению сложной проблемы, связанной со старением основного капитала. Сегодня активная его часть изношена более чем на 70%, и процесс этот продолжается.

     В то же время Беларусь направляет на инвестиции около 17-18% своего валового внутреннего продукта. Казалось бы, это достаточная величина для нормального воспроизводства основного капитала (во многих развитых странах, в том числе в США, этот показатель меньше). Однако для республики, которой в наследство от бывшего СССР достались огромные по объему фонды, данной доли инвестиций для поддержания и нормального воспроизводства явно недостаточно в силу относительно малого ВВП.

     Поэтому для решения этой проблемы целесообразно  использовать два подхода. Во-первых, необходимо избавиться от производственных мощностей, не способных выпускать  конкурентную продукцию. По экспертным оценкам, в настоящее время производственные мощности

     Беларуси  загружены на 50-60%, однако те из них, которые способны производить конкурентоспособную  продукцию, загружены на 80-90%. Именно они и должны воспроизводиться наиболее интенсивно. Во-вторых, целесообразно увеличить долю инвестиций в ВВП до 22-25%, прежде всего за счет привлечения иностранных инвестиций. Это позволит поддерживать ежегодный темп роста ВВП со стороны предложения на уровне 5-8% и, следовательно, с позиции решения проблемы старения основных средств ускоренно расширять инвестиции без увеличения их доли в ВВП. Сочетание этих двух подходов представляется наиболее целесообразным для экономики Беларуси.

     Привлечение инвестиций в экономику страны предполагает рост валовых сбережений домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений, их использование в возрастающей доле на валовое накопление и инвестиции в основной капитал при постепенном снижении доли финансовых операций (накопление валютных резервов, вывоз капитала, чистое погашение государственного долга и пр.).

     С учетом ориентации экономики на рост нормы накопления рост конечного потребления должен быть несколько ниже темпов роста ВВП. Вместе с тем представляется целесообразным продолжить ориентацию на высокие темпы роста долларового эквивалента заработной платы. Такой экономический курс позволит: во-первых, создать более сильные стимулы к труду; во-вторых, обеспечить более приемлемые условия воспроизводства основного его фактора - человеческого капитала; в-третьих, сдержать отток наиболее квалифицированных кадров за рубеж; в-четвертых, способствовать росту объемов совокупного спроса; в-пятых, создать базу для роста валовых сбережений, которые при соответствующих рыночных механизмах трансформируются в инвестиции в основной капитал.

     Следует отметить, что наибольший вклад в  динамику ВВП со стороны спроса вносит потребление домашних хозяйств. Однако в последние два года рост платежеспособного спроса населения в значительной мере покрывается импортом, что объясняет снижение ВВП за счет этого фактора. В целом, хотя экспортный спрос в реальном выражении возрастал, влияние внешней составляющей на динамику ВВП в последние годы было в основном отрицательным, вследствие чего представляется весьма актуальной проблема импортозамещения.

     С учетом сложившегося соотношения экспорта, импорта и валового национального располагаемого дохода, а также зависимости производства от импортируемого сырья, материалов и комплектующих в результате развития импортозамещения в перспективном периоде прирост ВВП целесообразно на 40-50 % инициировать внешним спросом и на 50-60% - внутренним. Доля прироста за счет изменения внутреннего спроса может быть несколько меньшей в случае значительного привлечения в экономику страны зарубежных инвестиций, ориентированных на наиболее передовые иностранные технологии. Удовлетворение внутреннего спроса на инвестиционные товары предполагается обеспечивать преимущественно за счет их импорта. С учетом последнего в Беларуси вполне допустимо отрицательное сальдо внешней торговли товаров и услуг. Это, однако, не означает роста внешнего государственного долга, который будет покрываться иностранными инвестициями.

     Для достижения высоких темпов роста  производства и доходов населения принципиальным элементом макроэкономической политики является ее ориентация на развитие предприятий с высокой добавленной стоимостью, которая характерна для наукоемких, высокотехнологичных, финишных производств. Наоборот, в добывающих отраслях, с малым количеством переделов, добавленная стоимость не столь значительна.

     Обеспечить  высокие темпы роста ВВП в  долгосрочной перспективе способны адекватные налогово-бюджетная, кредитно-денежная, валютная и ценовая политики, которые  должны содействовать финансовому  оздоровлению предприятий реального сектора экономики, создавать нормальный деловой и инвестиционный климат в стране, а также благоприятные стимулирующие условия ускорения воспроизводственных процессов.

     Денежно-кредитную  политику целесообразно основывать на прямом инфляционном таргетировании. При этом снижение уровня инфляции должно быть подчинено необходимости максимизации экономического роста, что, как показывает международный опыт, требует плавного ее снижения, поскольку резкое ограничение инфляции на основе быстрого перехода к излишне жесткой денежно-кредитной политике чревато стагнацией производства.

     С учетом изложенного подхода представляется целесообразным к 2010 г. -8-10-процентного, а в 2015 -уровня, не превышающего 5%. Это  позволит достаточно, хотя и сдержанно поддерживать перспективные производства, имеющие транзитивные трудности, и осуществить эффективные структурные изменения преимущественно не путем закрытия предприятий, а на основе их преобразования и развития конкурентоспособных производств8.

     Политику  обменного курса в этот период необходимо ориентировать, во-первых, на поддерживание баланса спроса и предложения валюты; во-вторых, на достаточное стимулирование экспорта; в-третьих, на защиту отечественных товаропроизводителей от конкурирующего импорта при поддержании приемлемых цен на непроизводимые в стране товары; в-четвертых, на создание достаточных золотовалютных резервов; в-пятых, на эффективную сбалансированность текущего и финансового счетов платежного баланса.

     С учетом более высоких темпов роста  ВВП в Беларуси по сравнению с  мировыми, а также ожидаемого значительного  повышения цен на неторгуемые товары и услуги в ближайшие годы уровень девальвации может быть ниже темпов инфляции на 3-5 процентных пунктов, что означает укрепление реального курса белорусского рубля. В целом к 2015 г. целесообразно выйти на официальный (он же рыночный) обменный курс, составляющий 50-60% паритета покупательской способности (в настоящее время - менее 20%).

     Расширение  денежной массы должно осуществляться с учетом названных инфляционно-девальвационных процессов, а также исходя из предложения сокращения скорости обращения денег в условиях снижения ожиданий и сохранения положительных процентных ставок по рублевым активам. Это равносильно росту коэффициента монетаризации экономики.

     Финансовому оздоровлению экономики, созданию условий  для воспроизводства и эффективного перелива капитала в значительной мере должно способствовать продолжение  либерализации цен. Уже сегодня  на рынке большинства товаров и услуг сложилась ситуация равновесия, когда рост цены ограничен спросом и нет диктата какого-либо монопольного производителя. Это состояние экономики особенно проявилось с приходом на белорусский рынок конкурирующих товаров из-за рубежа, в первую очередь из России. Актуален вопрос об установлении окупаемых цен на неторгуемые товары и услуги, прежде всего на жилищно-коммунальные услуги и пассажирский транспорт. Тарифы на названные услуги должны быть установлены в среднесрочной перспективе на уровне, обеспечивающем стопроцентное покрытие из затрат за счет оплаты населением. При этом заработная плата и доходы населения должны иметь соответствующую динамику роста, а в указанных сферах необходимо создание рыночного механизма, стимулирующего снижение себестоимости услуг.

     Главным результатом реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. станет существенное преобразование нынешней ресурсоемкой экономики с элементами старых форм и структур управления в эффективно функционирующую социально ориентированную рыночную экономику, призванную в перспективе стать материальной базой нового постиндустриального общества. Достижение параметров основных направлений позволит обеспечить устойчивые темпы экономического роста и на этой основе существенно повысить уровень жизни населения, улучшить демографическую и экологическую ситуацию в стране, повысить уровень комплексного развития производительных сил ее регионов. 
 

     Заключение. 

     Политическая  и экономическая сферы общества неразрывно связаны и представляют собой взаимодействие государства, гражданского общества и личности, то есть основополагающих определителей любого общественного устройства.

     Взаимодействие  экономики и политики не прямолинейно и не одномерно. Оно таит в себе разные версии развития. Характер и направленность их зависит от взаимодействия экономических и политических сил, от умения расставить в политике верные акценты, учесть противоречия, которые всегда существуют во взаимодействии экономики и политики.

     Для достижения прогресса в современном  обществе правящая власть должна ясно представлять теоретические основы экономической политики, ее социальную направленность и механизм взаимодействия экономики с политикой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономическая политика и политическая власть