Субъекты экономической политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:56, лабораторная работа

Краткое описание

Целью данной работы является сформировать структуру субъектов экономической политики государства, а так же выявить субъекты экономической политики.
Объектом и предметом исследования являться субъекты экономической политики.
Главной задача моей работы - выяснить, что же является субъектами экономической политики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
1. Субъекты экономической политики………………………………………...5
2.Система субъектов экономической политики государства………………...8
Заключение……………………………………………………………………..10
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

Кон раб Политика и экономика.doc

— 61.50 Кб (Скачать)

    Алтайский институт труда и  права (филиал)

    Академии  труда и социальных отношений

  •  
     
     
     
     
      • КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
       

      по                  «Политике и экономике»                                           закурс 

      на тему « Субъекты экономической политики»______________________ 

      студента-заочника __3_курса __181_группы_экономического факультета 

      _______Ротт  Елены Викторовны__________________________________ 
       
       
       
       
       
       

        • Работа  получена: _________

                                                      (дата)

        _________________________

         

        Работа проверена:____________________

                                (дата)

        ___________________________________

                            (Оценка \ отметка о зачете) 

        Преподаватель ______________________

                                                        (роспись)

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

      План. 

      Введение…………………………………………………………………………3

      1. Субъекты экономической  политики………………………………………...5

      2.Система субъектов  экономической политики государства………………...8

      Заключение……………………………………………………………………..10

      Список используемой литературы…………………………………………….11

        Введение. 

         Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет своих субъектов, объект, содержание и форму.

         Политическое  отношение предполагает как минимум  двух субъектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как "человек политический", наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями.

         Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).

         Так же субъектами   экономической   политики  выступают: государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей: законодательная власть определяет и утверждает основные направления  экономической   политики, исполнительная - отвечает за ее реализацию, негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь, а также институты, имеющие надгосударственный характер.

         Целью данной работы является сформировать структуру субъектов экономической  политики государства, а так же выявить  субъекты экономической политики.

         Объектом  и предметом исследования являться субъекты экономической политики.

         Главной задача моей работы - выяснить, что же является субъектами экономической  политики. 

       

      1. Субъекты экономической политики
       

         Субъектами  экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

         Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, государственные служащие и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально - экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Первой линией связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой являются носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей и т.п. Некоторые их них насчитывают миллионы членов (профсоюзы, например), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации какого- либо земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.[1, с.254]

         Вторая  линия связи хозяйственных интересов с государственной экономической политикой — это исполнители хозяйственных интересов – субъектами государственного регулирования экономики – являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

         Как субъект политических отношений человек выступает в разных качествах, обращен к политике различными своими гранями. Поэтому возникает необходимость классификации субъектов политики. Это можно сделать по разным основаниям (признакам).

         По  количественному признаку политические субъекты можно разделить на единичные (отдельные граждане, иностранцы, лица без гражданства и т.п.) и групповые. Под последними имеются в виду большие, средние и малые социальные группы: классы, этносы, сословия, элиты, фракции и т.п.

         По правовому признаку субъектов политики делят на физических (граждане, политические лидеры) и юридических лиц (общественно-политические организации). По направлениям политики ее носителей можно классифицировать на субъектов внутренней (граждане, руководители, партии) и внешней политики (народы, государства, его специализированные органы, межгосударственные объединения).

         Субъектов политики классифицируют также по признаку первичности или вторичности их политического участия. В этом случае к первой группе отнесем граждан (с различным политико-юридическим статусом) и такие социальные общности, как классы, нации, политические элиты, иные социальные группы. Ко второй группе отойдут такие политические институты, как государства, общественно-политические организации и движения и межгосударственные объединения.

         Возможна  классификация субъектов политики и по другим признакам. Субъект обычно неразрывно связан с понятием объекта, под которым имеется в виду какой-то предмет познания или деятельности человека, окружающий его мир. Объектом политики также выступает человек, социальные группы, юридические лица, испытывающие властное воздействие субъекта. Таким образом, это соотносительные и иерархические понятия. Между субъектами и объектами политики возникают разнообразные отношения, общим и главным содержанием которых выступает власть. Эти политические отношения обычно связаны с различными стадиями формирования и функционирования власти, ее структурой, институтами и т.п. "Вертикальные" политические отношения означают господство и подчинение, они нередко проявляются как конфронтация субъекта и объекта, конфликт, оппозиция, гегемонизм и т.п. "Горизонтальные" же отношения проявляются в форме координации, согласования действий равнозначных субъектов, их сотрудничества (часто это договорные отношения).[4]

       

      2. Система  субъектов экономической политики государства 
       
       
       

                            Государственные субъекты

       
       

       

            Гос-ные

                  субъекты

                           
       
       
       
       

       Негосударственные  субъекты 

              Выразители

            хозяйственных

               интересов 

       

       

              
       
       

      Носители хоз.

                интересов 
       
       
       
       

      рис. 1  Субъекты экономической политики государства 
       

         Субъектами   экономической   политики  выступают: государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей: законодательная власть определяет и утверждает основные направления  экономической   политики, исполнительная - отвечает за ее реализацию, негосударственные союзы и объединения, опирающиеся лишь на свой экономический потенциал, оказывающие групповое давление на те властные структуры, которые определяют экономическую политику и проводят ее в жизнь, а также институты, имеющие надгосударственный характер. [1]

         С позиций хозяйственных интересов, отображаемых в экономической политике государства в качестве с субъектов, выделены: исполнители – органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, и Центральный Банк; носители как социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков - имущественному, по доходам, видам деятельности при аналогичных доходах, профессиям, отраслевым и региональным интересам; выразители интересов носителей, объединенные в многочисленные группы, союзы, ассоциации.

         С точки зрения влияния, оказываемого  субъектами  на  экономическую  политику государства, различают: государственные институты и экономические союзы, участвующие непосредственно в проведении  экономической   политики, и группы, институты (политические организации, средства массовой информации, авторитетные личности, экспертные советы), способные оказывать косвенное влияние на принятие решений.

         Таким образом, в работе  субъекты   экономической   политики  государства классифицированы по ряду признаков: по отношению к находящим отображение в экономической   политике  государства интересам выделены носители, и негосударственные субъекты; по характеру воздействия на экономическую   политику  страны -  субъекты  прямого и косвенного влияния. С учетом указанных критериев проведена систематизация субъектов экономической политики государства (рис. 1). 

      Заключение

         В результате рассмотрения моей контрольной работы я усвоила, что Политика, представленная как совокупность политических отношений, имеет своих субъектов. Под субъектом всегда имеется в виду человек, наделенный сознанием, познающий окружающий мир и действующий в нем. В сфере политики человек выступает как носитель политических отношений, как "человек политический", наконец, как гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. А так же в роли субъекта может выступать государство, наделенное экономической и политической властью, при помощи которой оно согласовывает хозяйственные интересы различных групп, направляет их трудовую активность на достижение определенных целей.

          В ходе работы я  выяснила,  что  субъекты   экономической   политики  государства классифицированы по ряду признаков: по отношению к находящим отображение в  экономической   политике  государства интересам выделены носители, выразители и исполнители; по организационному признаку - надгосударственные, государственные и негосударственные субъекты; по характеру воздействия на экономическую   политику  страны -  субъекты  прямого и косвенного влияния. С учетом указанных критериев проведена систематизация субъектов экономической политики государства.

       

      Список  используемой литературы.

      1. Государственная экономическая политика / Под ред. Т.Г. Морозовой. – М., 2006.-328 c.

      2. Коновалов  В.Н. Экономика и политика. Ростов-на-Дону, 1995.

      3.Норт Д. Структура и изменения в экономической истории // www.fpn.asu.ru/biblio.

      4. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

      5. Итернет  ресурсы. 
       

    Информация о работе Субъекты экономической политики