Из выше перечисленного видно,
что простого перечисления видимых
преимуществ и недостатков лизинга
недостаточно для предположения
о том, что лизинг всегда
является эффективной формой, для
каждой из сторон, и вследствие
этого, каждой из сторон необходимо
понимать степень риска конкретной
сделки, и прежде чем принимать
решение о применении лизинга
в своей деятельности необходимо
произвести все обычно применяемые
технико-экономические расчеты.
Целесообразность лизинговой сделки
для ее участников можно рассматривать
в двух направлениях: с точки
зрения организационно-правовых
интересов; либо экономических
интересов. При этом экономические
интересы участников лизинга
могут рассматриваться как текущие
(статические) (например, в разрезе
одного лизингового платежа),
так и в динамическом
аспекте, т.е. на протяжении
всего периода использования
имущества с учетом фактора
стоимости денег во времени
[16].
Законодательно разрешенные методы и
схемы позволяют повысить доходность
реального бизнеса, а следовательно увеличить
эффективность инвестирования в него
на величину, составляющую от нескольких
единиц до нескольких десятков процентов,
что составляет весьма значительный эффект
и может иметь существенное значение для
консервативных и законопослушных инвесторов.
В целях повышения эффективности
инвестиционного процесса и привлечения
в казахстанский производственный
сектор капитала, в том числе
стратегических консервативных
инвесторов необходимо проводить
экономические исследования и
грамотно применять хозяйственно-налоговое
законодательство РК. В рамках
совершенствования налоговой системы
Казахстана предусмотреть для
дальнейшего стимулирования развития
лизинговой деятельности решение
следующих проблем:
• освобождение лизинговых компаний
от налогов, объектом которых
являются лизинговые платежи,
поступившие в течении первого
года с момента создания лизинговой
компании;
• освобождение хозяйствующих
субъектов от уплаты налога
на прибыль, полученную ими
от реализации договора финансового
лизинга со сроком действия
не менее 3 лет;
• освобождение хозяйствующих
субъектов от уплаты налога
на добавленную стоимость на
сумму вознаграждения лизингодателя
с сохранением действующего порядка
уплаты налога на добавленную
стоимость приобретения имущества,
являющегося предметом лизинга
[17].
3
РАЗВИТИЕ РЫНКА ЛИЗИНГОВЫХ
УСЛУГ В КАЗАХСТАНЕ
3.1
Современное состояние
рынка лизинговых услуг
Казахстана, направления
его развития
По большому счету лизинг –
это долгосрочные инвестиции
в будущее. Он выполняет роль
«локомотива» развития и является
одним из ключевых современных
механизмов инвестиционной деятельности,
стимулирующей переоснащение и
модернизацию реального сектора
экономики нашей страны.
Большую роль в развитии лизинговых
услуг в Казахстане играет
государство, которое стимулирует
этот процесс путем предоставления
налоговых льгот. И именно налоговые
послабления являются конкурентными
преимуществами лизинговой отрасли
страны. Так, в данной сфере
ряд импортируемых товаров не
облагается налогом на добавленную
стоимость (НДС), предусмотрена возможность
ускоренной амортизации, а также
освобождены от корпоративного
подоходного налога и НДС вознаграждения
лизингодателю. Именно это позволяет
снижать процентную ставку, в
результате чего лизинговый продукт
обходится дешевле, чем кредит.
Более того, клиент получает товар
без НДС[18].
Эти преференции лизинговые компании
получили благодаря принятию
в 2000 году закона «О финансовом
лизинге».
Однако дальнейшая практика выявила
и ряд проблем, возникающих
между лизингодателями, клиентами
и государственными органами. В
первую очередь они были связаны
с трактовкой законодательства
и определением лизинга как
услуги, имеющей различные налоговые
льготы. Так, например, согласно законодательству,
срок лизинга должен был составлять
не менее 8–16 лет. Поэтому лизинговые
компании не могли осуществлять
сделки имеющие более короткий
срок, а лизингополучатель получал
право собственности на технику
(в чем, собственно и заключается
смысл лизинговой услуги) только
по истечении вышеназванного
периода. Необходимо отметить, что
зачастую срок полезной службы
основных средств составляет 10–20
лет, то есть по истечении
8–16 лет технику уже невозможно
эксплуатировать, соответственно, лизингополучатель
весь период сделки лишь арендовал
ее[19].
В этой связи в 2004 году в
законодательство был внесен
ряд поправок, наиболее важной
из которых стало определение
финансового лизинга с сокращением
его минимального срока до 3 лет.
Кроме того, правительством Казахстана
в начале того же года был
утвержден перечень оборудования,
освобожденного от НДС, в случае
его импорта посредством лизинга[3].
Однако с 1 января 2009 года эти
налоговые преференции были отменены:
постановление № 475 о льготном
НДС на импортируемую технику(оборудование)
было отменено и стали применяться
нормы постановления № 269, определяющие список
техники(оборудования), по которому НДС
на импорт уплачивается методом зачета.
Также была скорректирована статья 120
пункт 6 закона «О финансовом лизинге»
о двойной норме амортизации на введенные
в эксплуатацию фиксированные активы.
То есть раньше в первый год эксплуатации
основных средств была возможна двойная
амортизация (расходы на амортизацию можно
было увеличивать и тем самым снижать
налогооблагаемую базу). Это существенно
снижает конкурентное преимущество финансового
лизинга перед банковским кредитом[20].
Еще один пробел, в развитии лизинга,
это отсутствие законодательной базы,
связанной с оперативным лизингом. Согласно
международной практике, если финансирование
предусматривается на срок до одного года,
лизинговые компании имеют возможность
осуществлять оперативный лизинг. Что
касается Казахстана, то у нас лизингом
не признается сделка, рассчитанная менее
чем на 3 года.
Следующий момент, который выделяют
лизинговые компании, связан с
сублизингом, или субарендой, когда
лизингодатель не владеет оборудованием,
являющимся предметом лизинга,
а арендует его. Если бы сублизинг
был признан лизинговой услугой,
то вознаграждение было бы
освобождено от корпоративного
подоходного налога и налога
на добавленную стоимость в
соответствии с законом о финансовом
лизинге. Пока же, начисляя в
случае субаренды вознаграждение
без учета данных видов налогов,
лизинговая компания рискует
тем, что налоговая служба не
признает эту операцию лизингом,
и лизингодатель понесет потери.
Другой проблемой является отсутствие
возможности передачи объекта
лизинга в руки другого лизингополучателя.
К примеру, если менее чем
через 3 года с начала лизинга
произошло прекращение расчетов
с лизинговой компанией в связи
с банкротством или дефолтом
лизингополучателя, то по закону
это финансирование лизингом
не признается. А соответственно,
не имеет налоговых льгот. В
результате лизинговая компания
несет финансовые потери. В этой
связи участники рынка ратовали
за введение понятия «вторичный лизинг».
Такая норма дала бы возможность вторичной
сдачи в лизинг основных средств, изъятых
у недобросовестных лизингополучателей.
Это, в свою очередь, позволило бы минимизировать
риски лизингодателей. Теперь, начиная
с 1 января 2011 года лизингом будет является
предоставление во вторичный лизинг предметов
лизинга и этим самым риски лизингодателей
минимизируются и лизинг в Казахстане
становится все более востребованным
финансовым инструментом[рисунок 1,2,3]:
Рисунок1
Портфель казахстанских
лизинговых компаний
за 10 лет вырос до 1,4
млрд долларов
Источник:
«Эксперт РА Казахстан»
Рисунок
2 ВВП страны за прошедшие 10
лет ежегодно увеличивался
в среднем на 10%
Источник:
Агентство Республики Казахстан
по Статистике
Рисунок
3 Инвестиции в основной
капитал ежегодно растут
на 22%
Источник:
Агентство Республики Казахстан по Статистике
Лизинг также является продуктом
для МСБ. Темпы прироста общего
количества предприятий малого
и среднего бизнеса, которые
являются основной группой заемщиков
для лизинговых компаний показательны
Заметную роль в абсолютном увеличении
лизингового портфеля сыграло и государство,
принявшее стратегию на снижение экспортозависимости
путем развития собственных перерабатывающих
мощностей. Понимая, что конкурентоспособность
экономике может придать лишь существенная
доля МСБ во внутреннем валовом продукте,
государство разработало несколько программ
стимулирования развития МСБ, в частности,
предлагающих льготное кредитование посредством
лизинга[рисунок 4]:
Рисунок 4 Средний
ежегодный прирост числа
предприятий МСБ в стране
составляет чуть менее 10%
Источник:
Агентство Республики Казахстан
по Статистике
Стремление государства поддержать
реальный сектор экономики через
финансовые организации и банки
вызвало активизацию их деятельности.
В стране появляются новые
эффективные финансовые инструменты,
в частности финансовый лизинг,
который в кратчайшие сроки
стал масштабно использоваться
предпринимателями.
На сегодняшний день в стране зарегистрировано
104 организации, имеющие право осуществлять
лизинговую деятельность. Появление такого
количества игроков на рынке лизинга вызвали
возможность получения налоговых льгот,
а для продавцов основных средств - необходимость
наработки новых каналов сбыта. В действительности
игроков не так много. Фактически на рынке
постоянно работают не более 30 организаций.
Остальные получают право проведения
лизинга под определённые контракты или
в качестве дополнительной услуги для
клиентов[приложение 5,6]:
Рисунок
5
Источник:
Смагулов А.С. Доклад на VI Конгрессе финансистов
Казахстана (официально распространен
Ассоциацией финансистов Казахстана среди
участников). Астана 15 ноября 2008 г.
Рисунок
6
Источник:
Смагулов А.С. Доклад на VI Конгрессе финансистов
Казахстана (официально распространен
Ассоциацией финансистов Казахстана среди
участников). Астана 15 ноября 2008 г.
Сравнительно недавно наравне
с финансовым начинает действовать
и операционный лизинг, который
позволяет не только финансировать
стоимость основных фондов, но
и предоставлять комплекс различных
услуг, направленных на обслуживание
и поддержание в должном состоянии
предмета лизинга.
За короткую историю существования
лизинга в Казахстане кардинально
изменилась и структура лизингополучателей.
Изначально из-за проблем с
предоставлением обеспечения по
кредитам основными потребителями
лизинговых услуг являлись компании
малого бизнеса. В 2006 году более
60 процентов всех лизинговых операций
было сосредоточено в сегменте
малого бизнеса. Средние и крупные
компании предпочитали пользоваться
Банковскими заемными средствами
или привлекали ресурсы на
фондовом рынке.
Уже в 2007-2009-х годах начинают
проявлять повышенный интерес
к этому финансовому ресурсу
промышленные компании-недропользователи,
обрабатывающие предприятия, заводы
по производству строительных
материалов и застройщики.
Например Астане и Алматы лизинг
помог обновить городской автобусный
парк.
Меняется отраслевая направленность
лизинга: центр тяжести с автотранспорта
и сельскохозяйственной техники
постепенно смещается на спецтехнику
и оборудование для металлургии,
строительства, связи[рисунок 7]:
Рисунок
7 Наибольшую долю в
структуре сделок занимает
сельскохозяйственная
техника