Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:13, дипломная работа
Реалии нынешней социально-экономической ситуации в России требуют того, чтобы реформирование всех сторон жизни общества сопровождалось сильной финансово-экономической политикой государства, эффективной системой социальной защиты военнослужащих и членов их семей, как базовым условием поступательности военного строительства в государстве. Сильная государственная финансово-экономическая политика в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - единственно реальный путь утверждения престижности военной службы в обществе.
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Финансовое стимулирование военной службы: содержание, принципы, формы и подходы……………………………………………………………………8
Изменение характера военной службы, ее сущность и содержание…………8
1.2 Сущность и содержание финансовых методов стимулирования воинского труда…………………………………………………………………………………16
Глава 2. Анализ действующего механизма финансово-экономического стимулирования профессиональной деятельности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в современных условиях………………………..................................................................................25
2.1 Система денежного довольствия - основа действующего механизма финансово-экономического стимулирования профессиональной деятельности военнослужащих……………………………………………………………………25
2.2 Сравнительный анализ действующей системы денежного довольствия военнослужащих Российской армии, в сравнении с иностранными армиями………..........................................................................................................40
Глава 3. Основные направления совершенствования стимулирования оплаты труда профессиональных военных………………………………………………53
3.1 Проблемы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащих ВС РФ…………………………………………………………...53
3.2 Системный подход в организации и совершенствовании системы финансового стимулирования профессиональных военнослужащих…………60
Заключение……………………………………………………………………..….65
Список литературы…………………………………………………………………69
Приложения…………………………………………………………………………72
на получение продовольственного пайка неженатым военнослужащим начисляется 5,35 фунтов стерлингов, женатым, живущим в казарме, - 6,13, за пропуск приемов пищи (в случае постановки на котловое довольствие) - 3,62.
на расквартирование военнослужащие в звании майор и выше получают: 8 фунта стерлингов, капитан и ниже - 7, ворэнт-офицер - 6,4, капрал и ниже - 5,4, рядовой - 5,
на расквартирование с семьей офицерам ежедневно выплачивается 9-18 фунтов стерлингов, солдатам и сержантам 4 - 7,
на оплату гаража - 3,6 и парковки - 2,3.
за расходы на коммунальные услуги, размеры которых зависят от места проживания. Так, на проживание в Лондоне, который считается исключительно дорогим местом жительства, доплачивается 10 фунта стерлингов ежедневно, на расквартирование - 7,74. [23].
Дополнительные выплаты производятся также за работу в сверхурочные часы, ночные дежурства, несение службы в выходные и праздничные дни - 2% ежедневного содержания. Участие в испытаниях - 6,83 фунта стерлингов, работу в тяжелых (по английской терминологии - «неприятных») условиях - 4,63, при прохождении службы в отрыве от семьи более шести месяцев в году - 7,5. В случае перевода на новое место службы выплачивается подъемное пособие в размере месячного оклада. При совершении покупок в магазинах системы военной торговли военнослужащие и члены их семей освобождаются от местных налогов.
Личный состав территориальной армии, представляющей собой резервный компонент ВС, получает денежное содержание, размер которого зависит от звания, занимаемой должности и выслуги лет. Оно в целом совпадает с денежным содержанием военнослужащих регулярных войск, но начисляется только за время участия в мероприятиях оперативной и боевой подготовки.
Если военнослужащие территориальной армии участвовали в оперативной и боевой подготовке не менее 40 суток в год, они получают премию в размере 600 фунтов стерлингов. Превышение указанной нормы предусматривает дополнительное материальное вознаграждение. Для некоторых категорий (командный состав, специалисты) этот период может составить 160 суток.
Исходя
из вышесказанного, следует, что по
своей социальной значимости и защищенности
военнослужащих, зарубежная система
наиболее развита, гибка и разнообразна
в зависимости от особенностей воинского
труда и характера службы военнослужащего.
Она полностью покрывает
Глава
3. Основные направления
совершенствования
стимулирования оплаты
труда профессиональных
военных
3.1.
Проблемы стимулирования
исполнения обязанностей
военной службы
военнослужащих ВС
РФ
Цель реформирования Вооруженных Сил РФ - создание высокооснащенных, обладающих достаточным потенциалом сдерживания, современным уровнем профессиональной и морально-психологической подготовки, боеготовых компактных и мобильных сил рационального состава, структуры и численности.
В Вооруженных Силах утверждается новая социально - экономическая ситуация. Сокращение численности Вооруженных сил Российской Федерации, приводит к необходимости комплектования войск только лучшими кадрами со всей страны.
Важной
задачей финансово-
В условиях рыночной экономики возрастает значение и роль денежного довольствия как основной формы удовлетворения материальных и культурных потребностей кадровых военнослужащих. Разделение воинского труда, обусловленное развитием производительных сил, оружия, техники, формами вооруженной борьбы, географическими факторами (дислокацией воинских частей) условиями и тяжестью военной службы, объективно предопределяет применение в Вооруженных Силах принципа оплаты по труду, а, следовательно, необходимость дифференциации денежного довольствия, установление больших или меньших размеров его в зависимости от количества и качества труда.
Дифференциация денежного довольствия призвана отразить сложность и неоднородность воинского труда, его общественную значимость, различный порядок прохождения службы военнослужащими, а также условия воинского труда. Для решения этих задач дифференциация денежного довольствия должна осуществляться в таких формах и диапазонах, которые бы в максимальной степени содействовали современному типу развития Вооруженных Сил, создавали достаточно высокий уровень материального обеспечения военнослужащих, обеспечивали воспроизводство их рабочей силы.
Основными причинами дифференциации денежного довольствия выступают: неоднородность военнослужащих по способностям и уровню образования, несовершенство конкуренции на рынке воинского труда.
В
современных условиях проблема поэтапного
повышения денежного
Так, 28 марта 2008 года на заседании Коллегии Минобороны России была принята «Стратегия социального развития Вооруженных Сил РФ», предусматривающая поэтапное увеличение денежного довольствия военнослужащим на период до 2020 года. Цитата: «Генеральной целью Стратегии является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей…». В рамках достижения генеральной цели Стратегии планировалось решение следующих задач30:
1. Улучшение культуры и досуга, физкультуры и спорта, информационного и торгово-бытового обслуживания военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
2. Совершенствование профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих.
3. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
4. Повышение безопасности военной службы.
5. Улучшение
жилищных условий
6. Повышение размеров и улучшение качества предоставления денежного довольствия военнослужащих, заработной платы гражданскому персоналу и пенсий гражданам, уволенных с военной службы.
7. Обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В документе
предусматривалось такое
Таблица 2
Мероприятие/ Срок |
Годы | ||
I
этап
(2008 – 2012 гг.) |
II этап
(2013 – 2017 гг.) |
III этап
(2018 – 2020 гг.) | |
Повышение
размера денежного довольствия
военнослужащих |
95%
от средней заработной платы работников отраслей экономики страны |
110%
от средней заработной платы работников отраслей экономики страны |
125%
от средней заработной платы работников отраслей экономики страны |
Таблица 2. - Этапы реализации «Стратегии социального развития Вооруженных Сил РФ»
Однако здесь сразу возникают, как минимум, два вопроса:
1. Денежное довольствие какой категории военнослужащих будет соответствовать заявленным показателям (1 тарифному разряду - рядовой, проходящий военную службу по контракту, 10 тарифному разряду - лейтенант, командир взвода или чему - то еще?) - не понятно.
2. Уровень средней заработной платы по отраслям экономики страны сегодня относительно невысок и составляет 13 - 25 тыс. руб. Имеет ли смысл ориентироваться на эти цифры?
Снова речь идет о возврате к прежней системе, когда кошелек офицеров и прапорщиков зависел не от дополнительных выплат, а, в первую очередь, от звания, должности, выслуги лет. Именно эти три показателя формируют основу денежного довольствия военнослужащих и напрямую влияют на размер их будущей пенсии.
Приказ Министра Обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 № 2700 « Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» увеличил размеры денежного довольствия военнослужащих в 2-2,5 раза. Такое увеличение размеров денежного довольствия это хороший стимул для службы, но если внимательно прочитать все пояснительные записки, финансово-экономическое обоснование, решения, заключения, проекты постановления и тексты проектов законов, то можно найти как положительные, так и отрицательные моменты для военнослужащих и военных пенсионеров.
Хорошо это или плохо? Система денежного довольствия военнослужащих законодательно закрепляет в армии финансовые отношения коммерческого предприятия, когда большая часть денежного довольствия выплачивается в виде дополнительных выплат и надбавок. Офицеры уже не скрывают, что их главной целью является не совершенствование боевого мастерства, а получение максимально возможного количества премий и надбавок. А это уже психология не профессионала - защитника Отечества, а наемника. Отсюда необъективность в оценке реального состояния боевой готовности соединений, кораблей и частей. Все дополнительные выплаты находятся во власти командиров и начальников. Это нередко ведет к злоупотреблениям и самодурству, а в итоге - к оттоку наиболее способных, думающих и совестливых офицеров из Вооруженных сил.
Вместе
с тем, здесь, на мой взгляд, не учтена
еще одна особенность прохождения
военной службы в настоящее время.
Так, довольно часто встречается
ситуация, когда в органах военного
управления, воинских частях и научно-исследовательских
организациях Минобороны РФ служебные
обязанности по однотипным должностям
(старший офицер, начальник группы,
научный сотрудник, начальник лаборатории
и т.д.) исполняют офицеры, имеющие
различный уровень военного образования.
Даже если кто-то из них закончил высшее
военное училище, военную академию,
и, нередко, военную докторантуру или
адъюнктуру, а второй ограничился
только дипломом об окончании военного
училища или гражданского высшего
учебного заведения, то величина оклада
по равнозначной воинской должности
у них будет все равно