Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:13, дипломная работа
Реалии нынешней социально-экономической ситуации в России требуют того, чтобы реформирование всех сторон жизни общества сопровождалось сильной финансово-экономической политикой государства, эффективной системой социальной защиты военнослужащих и членов их семей, как базовым условием поступательности военного строительства в государстве. Сильная государственная финансово-экономическая политика в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - единственно реальный путь утверждения престижности военной службы в обществе.
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Финансовое стимулирование военной службы: содержание, принципы, формы и подходы……………………………………………………………………8
Изменение характера военной службы, ее сущность и содержание…………8
1.2 Сущность и содержание финансовых методов стимулирования воинского труда…………………………………………………………………………………16
Глава 2. Анализ действующего механизма финансово-экономического стимулирования профессиональной деятельности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в современных условиях………………………..................................................................................25
2.1 Система денежного довольствия - основа действующего механизма финансово-экономического стимулирования профессиональной деятельности военнослужащих……………………………………………………………………25
2.2 Сравнительный анализ действующей системы денежного довольствия военнослужащих Российской армии, в сравнении с иностранными армиями………..........................................................................................................40
Глава 3. Основные направления совершенствования стимулирования оплаты труда профессиональных военных………………………………………………53
3.1 Проблемы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащих ВС РФ…………………………………………………………...53
3.2 Системный подход в организации и совершенствовании системы финансового стимулирования профессиональных военнослужащих…………60
Заключение……………………………………………………………………..….65
Список литературы…………………………………………………………………69
Приложения…………………………………………………………………………72
Рис. 1. Свойства "рабочей силы" военнослужащих.
Следовательно, необходимой предпосылкой воспроизводства услуги вооруженной защиты государства является, прежде всего, воспроизводство самого человека в биологическом и социальном смыслах. Для этого необходима определенная историческими условиями развития страны сумма жизненных средств, которая должна быть достаточна для воспроизводства способности к труду самого человека, воспроизводства новой рабочей силы в соответствии с потребностями производства, т. е. с учетом образования, квалификации и т.д.
Воинский труд включает в себя многогранную, целенаправленную деятельность личного состава, а именно: боевую подготовку, боевое дежурство, учебные занятия, учения, тренировки, несение караульной, гарнизонной и внутренней службы18.
Он, как и всякий труд, имеет свой конечный результат. В мирное время воинский труд выражается в высокой боевой готовности армии и флота, на войне - в умелом выполнении боевых задач, решительном разгроме противника в любых условиях обстановки.
К основным направлениям, характеризующим особенности воинского, труда следует отнести:
Во-первых, особенности служебной деятельности, исходя из характера воинского труда (труд сложный, квалифицированный, интеллектуальный, руководящий, управленческий, творческий, разной интенсивности и напряженности).
Учет сложности труда производится на основе таких факторов, как содержание и характер выполняемых работ, разнообразие (комплексность) работ, руководство подчиненными, степень самостоятельности, уровень ответственности (принятие решений, риск для здоровья и жизни).
Сложность труда профессиональных военнослужащих обусловливается наличием в Вооруженных Силах РФ самой современной техники и созданием условий для ее функционирования.
Квалифицированность воинского труда может быть охарактеризована исходя из перечня специалистов в Вооруженных Силах РФ. Так, в соответствии с перечнем воинских должностей для военнослужащих, проходящих службу по контракту, предусмотрено 2176 ВУС, из них 1254 ВУС для офицерского состава и 922 ВУС для прапорщиков и военнослужащих по контракту, что составляет около 60% всех общегражданских специальностей19.
Управленческая деятельность офицера - это самостоятельная деятельность командира воинского формирования, направленная на выполнение стоящих перед ним задач. Она включает - организацию, планирование, мотивирование, контроль и регулирование технологических, социальных, индивидуально-психологических и других процессов, происходящих в подразделении (части, соединении).
Расширение объема интеллектуального труда в воинской деятельности объективно выдвигает проблему увеличения доли профессионального воинского труда в общей его структуре, что также определяет особенности его содержания. Так, в авиации, ВМФ, РВСН доля профессионального воинского труда составляет 50-80 %, более 90% офицерского состава имеют высшее образование.
В соответствии со статьей 31 Трудового кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Однако распределение времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели регламентируется распорядком дня и регламентом служебного времени (статья 226 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ), что увеличивает его нормальную продолжительность. Рабочий день офицера по времени практически не регламентирован. Служебная необходимость зачастую обязывает его находиться на службе до 12 часов и более. Средняя продолжительность рабочего дня составляет 9-10 часов при 3-4 нерегулярных выходных в месяц и 6-8 суточных нарядах. При таком режиме службы у офицера практически не остается времени на семейные заботы, воспитание детей, полноценный отдых. Кроме того, в Вооруженных Силах действует перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности служебного времени. К ним относятся: мероприятия, связанные с введением степеней боевой готовности, боевое дежурство, оперативные, командно-штабные, тактические, мобилизационные и специальные учения и тренировки, выходы в море кораблей и вылеты авиации по планам боевой подготовки, выполнение задач в чрезвычайных ситуациях, инспектирование войск, служебные командировки.
Во-вторых, особенности, связанные с источниками формирования бюджета семьи профессионального военнослужащего (получение дополнительного дохода, с ограничением права занятия дополнительно оплачиваемой деятельностью и наличие дополнительного заработка, ограничение возможностей трудоустройства членов семьи).
При формировании окладов денежного содержания профессиональных военнослужащих должны быть учтены особенности воспроизводства, связанные с источниками формирования бюджета семьи военнослужащего. С одной стороны, трудоустройство жен военнослужащих весьма ограничено, профессия главы семьи редко оказывает непосредственное влияние на профессии других членов семьи, за исключением того случая, когда его место работы закреплено, виды занятий, которые могут быть доступны членам его семьи, ограничены возможностями данной местности. С другой стороны, военнослужащий ограничен в праве заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Таким образом, система денежного довольствия и материального обеспечения военнослужащих остается, по сути, единственным источником дохода в бюджете семьи профессионального военнослужащего. Ограничения дохода семьи профессионального военнослужащего не касается только размера его денежного довольствия.
В-третьих, особенности служебной деятельности, связанные с риском для жизни, выполнением обязанностей в условиях, приближенных к экстремальным, вредных для состояния здоровья и жизни.
Как было сказано выше, воинский труд характеризуется повышенным риском для жизни военнослужащих. Защита интересов РФ в так называемых «горячих точках» влечет гибель военнослужащих в мирное время. Только в результате боевых действий в Чечне в период 1995-1996 годов погибло 2837 военнослужащих, ранено 13270 и пропало без вести 337 военнослужащих20. Учет этого обстоятельства связан с формированием предложения рабочей силы, то есть с предпочтением занятия более безопасного, но и менее доходного, чем выполнение работ, связанных с непосредственной угрозой жизни и здоровью, но оплачиваемого по повышенным ставкам. Система организации воинского труда не предоставляет военнослужащему выбора в выполнении или невыполнении данных работ, поскольку носит характер приказа, обязательного к исполнению. Следовательно, при формировании системы оплаты воинского труда, связанного с риском для жизни или здоровья, необходима система рыночного предложения более высоких доходов (система ожидания негативных последствий) или введение ряда гарантированных надбавок, доплат и компенсаций за выполнение работ, связанных с риском для жизни. Также объективна система, когда военнослужащие подлежат обязательному страхованию на случай гибели, увечья, получения инвалидности, с законодательными гарантиями получения страхового возмещения.
В-четвертых, особенности, связанные с географическими и природно-климатическими условиями прохождения службы, удаленности районов дислокации от основных элементов социальной инфраструктуры.
В-пятых, особенности, учитывающие мобильность в прохождении военной службы, перемещение по службе, прохождение службы не по месту постоянного проживания, получение помощи родственниками, необходимости самостоятельного формирования комплекта жизненных благ в виде жилья, мебели, предметов домашнего обихода.
В-шестых, особенности, связанные с возрастными ограничениями в праве заниматься определенными видами деятельности, вынужденная необходимость в смене в будущем сферы приложения профессиональных знаний и навыков, освоение другой (в том числе гражданской) или смежной специальности.
Особенности
действия закона спроса и предложения
в сфере воинского труда
В-седьмых, особенности служебной деятельности, ограничивающие права военнослужащих как граждан Российской Федерации, наличие ограничений на право свободного передвижения, ограничений права на свободное использование служебной информации, и ее разглашение.
Специфика служебной деятельности военнослужащих характеризуется в большинстве случаев значительной ограниченностью возможностей удовлетворения потребностей, имеющихся в пунктах постоянной дислокации, а тем более в полевых условиях (инфраструктура, жилищная обеспеченность, жилищное строительство). Размещение воинских частей в отдельных городках с закрытой системой доступа порождает проблему снабжения проживающего в них населения и самих военнослужащих предметами первой необходимости в соответствии с их потребностями.
Следовательно, воинский труд, представляющий в условиях современного общества специфическую разновидность и составную часть совокупного общественного труда, также подлежит вознаграждению.
Это вознаграждение осуществляется в виде выплаты определенной суммы денег или, как принято называть, денежного довольствия и путем выдачи натуральных видов довольствия.
Денежное довольствие как экономическая категория выражает экономические отношения между обществом в целом и военнослужащим по поводу распределения части произведенного продукта.
Следовательно, денежное довольствие является денежным выражением части совокупного продукта, созданного в обществе и выделяемого из федерального бюджета на обеспечение жизнедеятельности, воспроизводства рабочей силы и удовлетворения материальных и духовных потребностей военнослужащих в соответствии с количеством и качеством воинского труда и особенностями воинской службы21.
Денежное довольствие по своей экономической сущности, назначению и принципам построения равнозначно заработной плате, так как у них общий экономический источник, общее назначение - обеспечение жизнедеятельности человека, единый принцип построения - в зависимости от количества и качества труда.
Однако денежное довольствие имеет и свои специфические особенности по сравнению с заработной платой.
Во-первых, если заработная плата для работников является основным источником получения материальных благ, то денежное довольствие для некоторых категорий военнослужащих такой роли не выполняет. Например, для военнослужащих, проходящих службу по призыву, основным видом обеспечения являются натуральные виды довольствия.
Во-вторых,
финансирование расходов на выплату
денежного довольствия
Финансирование
из единого источника - федерального
бюджета создает единство фонда
денежного довольствия и
В-третьих, в отличие от заработной платы денежное довольствие наиболее дифференцировано.
В-четвертых, выплата заработной платы производится за отработанное (прошлое) время, тогда как денежное довольствие выплачивается один раз за весь текущий месяц.
В-пятых, денежное довольствие выплачивается за время нахождения военнослужащего в распоряжении, на излечении, за дни отдыха и праздничные дни, а заработная плата - только за фактически отработанное время.
В-шестых, в основу построения денежного довольствия положены как общие принципы вознаграждения за труд, так и особые, отражающие специфику воинского труда.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (Приказ МО РФ 1998г. № 300) денежное довольствие военнослужащих можно свести в три группы22:
Размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, установлены с 1 июля 2002г. и 1января 2003г. соответственно, не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти (Указ Президента РФ от 1 июня 2002 г. N 537 "О денежном довольствии военнослужащих" с последующими изменениями в Указе Президента РФ от 30 сентября 2004г. № 1258). Этими нормативными документами, утверждены23:
-
табель соответствия основных
типовых воинских должностей
военнослужащих, проходящих военную
службу по контракту,