Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:13, дипломная работа
Реалии нынешней социально-экономической ситуации в России требуют того, чтобы реформирование всех сторон жизни общества сопровождалось сильной финансово-экономической политикой государства, эффективной системой социальной защиты военнослужащих и членов их семей, как базовым условием поступательности военного строительства в государстве. Сильная государственная финансово-экономическая политика в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - единственно реальный путь утверждения престижности военной службы в обществе.
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Финансовое стимулирование военной службы: содержание, принципы, формы и подходы……………………………………………………………………8
Изменение характера военной службы, ее сущность и содержание…………8
1.2 Сущность и содержание финансовых методов стимулирования воинского труда…………………………………………………………………………………16
Глава 2. Анализ действующего механизма финансово-экономического стимулирования профессиональной деятельности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в современных условиях………………………..................................................................................25
2.1 Система денежного довольствия - основа действующего механизма финансово-экономического стимулирования профессиональной деятельности военнослужащих……………………………………………………………………25
2.2 Сравнительный анализ действующей системы денежного довольствия военнослужащих Российской армии, в сравнении с иностранными армиями………..........................................................................................................40
Глава 3. Основные направления совершенствования стимулирования оплаты труда профессиональных военных………………………………………………53
3.1 Проблемы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащих ВС РФ…………………………………………………………...53
3.2 Системный подход в организации и совершенствовании системы финансового стимулирования профессиональных военнослужащих…………60
Заключение……………………………………………………………………..….65
Список литературы…………………………………………………………………69
Приложения…………………………………………………………………………72
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Финансовое стимулирование военной
службы: содержание, принципы, формы
и подходы………………………………………………………
1.2 Сущность
и содержание финансовых
Глава
2. Анализ действующего механизма финансово-
2.1 Система
денежного довольствия - основа
действующего механизма
2.2 Сравнительный
анализ действующей системы
Глава 3. Основные направления совершенствования стимулирования оплаты труда профессиональных военных………………………………………………53
3.1 Проблемы
стимулирования исполнения
3.2 Системный
подход в организации и
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
ВОИНСКОГО ТРУДА
В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ
ВС РФ
Введение
Реалии
нынешней социально-экономической
ситуации в России требуют того,
чтобы реформирование всех сторон жизни
общества сопровождалось сильной финансово-
Изменение принципов комплектования Вооруженных Сил, профессионализация воинского труда требуют новых подходов к созданию соответствующих финансовых инструментов стимулирования военной службы, адекватных создаваемой социальной системе.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы также обусловлена:
• наличием существенных финансово-экономических противоречий в сфере строительства профессиональной армии, среди которых наиболее значимыми представляются противоречия между объемом выделяемых финансовых средств и системой определения затрат, необходимых для привлечения и закрепления на военной службе профессиональных кадров;
• необходимостью в условиях дефицита ассигнований, направляемых на текущее содержание Вооруженных Сил РФ, наиболее эффективно расходовать выделенные на эти цели средства, в общем объеме которых денежное довольствие и оплата труда гражданского персонала
•
высокой социальной значимостью
военной службы, обеспечивающей
военную безопасность государства;
•
необходимостью наметить пути оптимизации
системы финансового
• требованиями поиска направлений повышения эффективности использования резервов военной финансово-экономической политики, обеспечивающей жизненный цикл военнослужащего от призыва до запаса.
Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью научного обоснования содержания финансово-экономического обеспечения стимулирования профессиональной военной службы, поиска путей оптимизации и повышения его эффективности в условиях, когда действующая система стимулов по силе воздействия на исполнителей уже не отвечает требованиям сегодняшнего дня, а в некоторых случаях и противоречит им, а также необходимостью рационального распределения и эффективного использования финансовых ресурсов государства, выделенных на денежное содержание профессиональных военнослужащих.
Степень разработанности проблемы. Проблемы стимулирования качества военной службы в системе финансов Вооруженных Сил рассматривались многими исследователями в различных аспектах. В последние 10-12 лет интерес к сфере стимулирования воинского труда значительно возрос, учитывая изменения, произошедшие в стране в это время, вполне закономерно. Особое внимание уделено исследованию взаимосвязей таких экономических категорий, как потребности, интересы, стимулы, социальная защита, денежное довольствие и др.
В основном все эти исследования в зависимости от целей и задач сосредоточены на уточнении системы финансового обеспечения в целом или отдельных элементов финансово-экономического механизма в контексте финансово-экономического анализа процесса воспроизводства рабочей силы профессиональных военнослужащих. А такая важная подсистема, как финансовое стимулирование профессиональной военной службы и ее реформирование в условиях перехода к иным принципам комплектования Вооруженных Сил, на наш взгляд, еще не нашла своего глубокого анализа, направленного на существенное повышение эффективности системы финансово-экономического обеспечения военнослужащих.
Актуальность проблемы и недостаточность научной разработанности в условиях реформирования ВС предопределили выбор темы, обусловили цель и задачи исследования.
Объектом исследования является организация финансового стимулирования профессиональной военной службы в системе финансов Вооруженных Сил.
Предметом исследования являются финансово-экономические инструменты стимулирования профессиональной военной службы в Вооруженных Силах РФ.
Основной целью исследования данной дипломной работы является обоснование приоритетных направлений совершенствования финансовых методов стимулирования военной службы в условиях реформирования ВС.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи исследования:
•
на основе изучения теоретико-методологических
основ финансового
• обосновать финансово-экономические предпосылки необходимости изменения методов финансового стимулирования военной службы;
• обобщить современный зарубежный и отечественный опыт применения финансовых инструментов стимулирования профессиональной военной службы;
•
определить современное состояние
системы финансового
•
разработать практические рекомендации
по совершенствованию финансово-
Научная новизна работы заключается в уточнении современных требований к военной службе в условиях перехода к профессиональной армии, рассмотрении наиболее существенных факторов, влияющих на изменение характера и содержания военной службы в ходе реформирования ВС РФ.
Структура
и объем дипломной
работы. Дипломная работа состоит из
введения, трех глав, включающих шесть
параграфов, заключения, списка литературы
и приложений.
Глава
1. Финансовое стимулирование
военной службы: содержание,
принципы, формы и
подходы
Десятилетиями мы с непонятной опаской и оглядкой обращались к духовному наследию российского офицерства, обкрадывая себя, обедняя и без того скудное наше историческое образование. Труды всемирно признанного педагога генерала М. И. Драгомирова, к примеру, за 80 лет издавались всего один раз, и то мизерным тиражом. Сегодня они раритет. А о работах на военную тематику таких авторов, как Г. А. Потемкин, М. Б. Барклай-де-Толли, Д. А. Милютин, М. Д. Скобелев, вряд ли даже кто и слышал.
Престижность
любой профессии обычно определяется
социальной значимостью конкретного
труда в обществе, уровнем профессионального
мастерства специалистов, их материальным
положением и социальной защищенностью,
традициями и ритуалами, связанными
с данной профессией. Профессия
офицера в нашей стране имеет
многовековую историю. И применив к
ней вышеперечисленные
В России воинские звание впервые были введены в 30-е годы 17 века в связи с формированием в Москве первых солдатских (пехотных) полков «нового строя»1. Их старший командный состав вначале состоял в значительной мере из иностранных наемников. Несколько позднее, во время русско-польской войны 1654-1667гг. упор был сделан на национальные кадры. В имевшихся к тому времени восьми солдатских, одном рейтарском и одном драгунском полках «нового строя» более 70 процентов командного состава составляли русские дворяне.
В 1630 году первым русским, удостоенным чина генерала, стал А. А.ШЕПЕЛЕВ2. Профессия офицера в Российской государстве в 18-19 веках считалось одной из самых престижных. Практически все мужчины царствовавшего более З00 лет в России дома РОМАНОВЫХ состояли на воинской службе, имели чины и постоянно носили военную форму. Из состоявших в 1897 году на действительной военной службе 43720 офицеров и генералов 51,9 процента (22290) человек являлись потомственными дворянами, а в 1912 году представители этого высшего сословия России составляли около 70 процентов офицерского корпуса. Во многих семьях профессия военного столетиями передавалась из поколения в поколение. Потомки гордились заслугами и боевыми подвигами своих предков и всячески стремились стать достойными их светлой памяти.
Одним
из важнейших направлений
Согласно Указу Петра I от 1714 года претендующие на офицерское звание должны были несколько лет прослужить в гвардии простыми солдатами. В первой половине 18 века для подготовки офицеров из числа дворянской молодежи был открыт ряд учебных заведений.
Однако и в петровские времена система профессиональной подготовки офицерского состава не была отлажена. В то время лишь немногие офицеры имели общее и специальное образование, полученное за границей. К ним относились главным образом офицеры флота, артиллерии и военные инженеры. В середине 40-х годов 19 века проблема подготовки офицерских кадров ощущалась весьма остро. Разработать ее систему поручили начальнику главного штаба Я. И.РОСТОВЦЕВУ3. В 1848г. были введены в действие подготовленные РОСТОВЦЕВЫМ «Наставления для образования воспитанников военно-учебных заведений».
Крымская война 1853-1856 годов в полной мере выявила серьезные недостатки в системе подготовки командных кадров, в среде которых процветали невежество, грубость, а главное - незнание военного дела. Поэтому во время военных реформ 60-70-х годов XIX века создаются новые военно-учебные заведения.
Но
проблема осталась нерешенной: офицеров,
окончивших военно-учебные заведения,
оказалось в три раза меньше, чем
офицеров, получивших чин другим путём.
Так, за 25 лет (с 1825 по 1850г.) из 50567 произведенных
в офицеры только 14415 человек окончили
военно-учебные заведения. Поэтому
во время военных реформ 1860-1870гг.
создаются новые военно-