Федеральное агенство по образованию российского государствый торгово-экономического университета

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:13, дипломная работа

Краткое описание

Реалии нынешней социально-экономической ситуации в России требуют того, чтобы реформирование всех сторон жизни общества сопровождалось сильной финансово-экономической политикой государства, эффективной системой социальной защиты военнослужащих и членов их семей, как базовым условием поступательности военного строительства в государстве. Сильная государственная финансово-экономическая политика в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - единственно реальный путь утверждения престижности военной службы в обществе.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Финансовое стимулирование военной службы: содержание, принципы, формы и подходы……………………………………………………………………8
Изменение характера военной службы, ее сущность и содержание…………8
1.2 Сущность и содержание финансовых методов стимулирования воинского труда…………………………………………………………………………………16
Глава 2. Анализ действующего механизма финансово-экономического стимулирования профессиональной деятельности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, в современных условиях………………………..................................................................................25
2.1 Система денежного довольствия - основа действующего механизма финансово-экономического стимулирования профессиональной деятельности военнослужащих……………………………………………………………………25
2.2 Сравнительный анализ действующей системы денежного довольствия военнослужащих Российской армии, в сравнении с иностранными армиями………..........................................................................................................40
Глава 3. Основные направления совершенствования стимулирования оплаты труда профессиональных военных………………………………………………53
3.1 Проблемы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащих ВС РФ…………………………………………………………...53
3.2 Системный подход в организации и совершенствовании системы финансового стимулирования профессиональных военнослужащих…………60
Заключение……………………………………………………………………..….65
Список литературы…………………………………………………………………69
Приложения…………………………………………………………………………72

Файлы: 1 файл

новый диплом.docx

— 194.44 Кб (Скачать)

    На  пути выяснения, сколько в среднем  денег требуется, чтобы побудить человека к любому труду, в том  числе воинскому, возникает много  трудностей. Необходимость военной  защиты порождает спрос на воинский труд. Цена, которую государство  готово уплатить за воинский труд, образует цену спроса на него. Эквивалентом этой цены можно считать фонд денежного  довольствия. При этом государство  исходит из того, что этот фонд не должен поглощать весь национальный доход, а необходимо еще выделить средства и на другие цели, то есть сумма  денежных средств, которую можно  выделить в течение года на оплату воинского труда, - это фиксированная величина.

    Общий закон спроса гласит, что чем большее  количество товаров или услуг предлагается к продаже, тем ниже их цена11. Однако цена любого, в том числе и воинского, труда не может снижаться до бесконечности. Она должна удерживаться на уровне, обеспечивающем возможность существования военнослужащих.

    Таким образом, можно выделить предел, за которым отношение к воинскому труду становится неадекватным, так как даже не обеспечивается минимум средств существования и ниже которого выполнение воинских обязанностей становится неэффективным и некачественным.

    Взаимодействие  спроса и предложения очень разнообразно, и при оценке реальных доходов  от военной профессии следует  принимать в расчет не только размер выплачиваемой суммы, но и много  других факторов (географические пояса  по уровню денежного содержания военнослужащих, средний состав семьи военнослужащего и возможности ее трудоустройства, ежемесячная корректировка размера оклада в связи с инфляцией), что позволяет говорить о реальном денежном довольствии, состоящем из количества жизненных средств и удобств, которые можно за него приобрести.

    При определении размеров реального  денежного довольствия первым шагом является учет колебаний покупательной силы денег. Такой учет не сводится к решению простой арифметической задачи, даже в том случае, если мы располагаем вполне точной статистикой цен на все товары.

    Далее необходимо учитывать негативный фактор неопределенности. Существует много людей, которые скорее предпочтут постоянное место работы и твердый доход, чем воинскую службу, не исключающую возможности смены места жительства и размеров денежного довольствия. В расчете на твердый доход уверенность в умеренном успехе более привлекательна, чем ожидание неопределенности. Поэтому необходима страховка против риска.

    Есть  и много других факторов, влияющих на размер оплаты воинского труда. Но в целом можно заметить, что определенный уровень материальных благ, необходимый для воспроизводства, обучения и содержания военнослужащих, сложность и нередко опасность воинского труда, необходимость высокого профессионального мастерства формируют предложение по оплате труда со стороны тех, кто выбрал для себя военную профессию, это же должно являться и ценой спроса со стороны государства.

    Таким образом, воинская профессия обладает ценой предложения в том смысле, что существует определенный уровень  цены спроса и что повышение цены приводит к увеличению численности  желающих стать военнослужащим, а  понижение цены - к ее уменьшению (если конечно заранее известны параметры  военного строительства).

    Сущность  сравнительного метода заключается в том, что при установлении размеров денежного содержания военнослужащим за ориентир берется заработная плата специалиста равной квалификации и примерно таких же условий труда в сфере материального производства12.

    Применение  этого метода в основном приходилось  на 40-е - 80-е годы, что соответствовало  экономическому и социальному курсу  планово-административной политики государства13. В связи с переходом на курс рыночных отношений значение этого метода снизилось.

    Метод сопоставления денежного довольствия  военнослужащих и заработной платы рабочих и служащих в некоторой мере правомерен, поскольку между ними немало общего. Прежде всего, денежное довольствие и заработная плата являются денежной формой оплаты труда. В условиях товарно-денежных отношений распределение жизненных благ между членами общества происходит через куплю-продажу товаров, причем стоимость последних выражается в деньгах. Труд в этих условиях также получает стоимостную оценку и денежную форму оплаты. Во-вторых, богатства человеческого общества создаются трудом, как в сфере материального производства, так и в сфере услуг, поэтому можно сравнивать размеры вознаграждения военнослужащих и гражданского персонала.

    В-третьих, поскольку существо заработной платы  и денежного довольствия едино, то политика правительства по оплате труда рабочих, служащих и военнослужащих строится на одинаковых принципах и на определенной взаимосвязи.

    Однако  необходимо иметь в виду очень существенное, исключительно важное обстоятельство - ни в коем случае недопустимо простое приравнивание размеров денежного довольствия к заработной плате гражданского персонала. Сопоставление предполагает выбор равнозначных должностей в народном хозяйстве и в армии, методику исчисления размера денежного довольствия и заработной платы по этим должностям, порядок их сравнения, анализа и обобщения полученных данных.

    При этом правильный вывод по результатам  сравнения может быть сделан лишь с признанием необходимости оплаты воинского труда в размерах не ниже заработной платы на равнозначных должностях в гражданском секторе экономики, а в некоторых случаях и выше. Это утверждение обусловлено спецификой, особенностями военной службы.

    Таким образом, можно сделать следующие  выводы. В поддержку применения сравнительного метода стимулирования воинского труда говорят, по крайней мере, два довода. Один из них состоит в том, что одинаковый уровень денежного вознаграждения военнослужащим и персоналу, занятого в гражданском секторе экономики, олицетворяет собой коллективный опыт в установлении оплаты для лиц, занятых приблизительно одинаковой деятельностью. Второй свидетельствуют о том, что поддержание конкурентного паритета помогает избежать борьбы в сфере стимулирования труда.

    Но  следует признать, что деятельность военнослужащих существенно отличается от труда специалистов, занятых в гражданском секторе, поэтому выплачиваемую им заработную плату нельзя считать надежным ориентиром для установления окладов денежного содержания военнослужащих.

    Кроме того, заработная плата в народном хозяйстве формируется не только за счет должностных окладов или тарифных ставок. На ее уровень существенное влияние оказывают премии, надбавки, доплаты, вознаграждения и т.п. Это так же должно учитываться при оплате воинского труда.

    В последние годы при решении вопросов стимулирования воинского труда  наряду с методом спроса и предложений  предпочтение отдается процентному методу, значение которого состоит в том, что устанавливается определенный процент к сумме оклада по воинской должности или оклада денежного содержания, что позволяет увеличить размер денежных выплат и тем самым создать побудительные мотивы в определенных сферах военно-экономической деятельности14.

    Этот  метод обладает рядом преимуществ. Во-первых, сумма ассигнований на стимулирование будет меняться в зависимости  от служебного положения военнослужащего  и рода его деятельности, что позволяет  тесно увязать размер стимулирования с продолжительностью и особыми  условиями службы в Вооруженных Силах.  Во-вторых, этот метод позволяет учитывать взаимосвязь между численностью личного состава и расходами на стимулирование при планировании потребности в денежных средствах.

    Однако  этот метод не дает четких оснований  для выбора конкретного процентного показателя, что ведет к определению сумм на стимулирование исходя из обшей суммы средств, выделяемых на оплату воинского труда.

    Проблему  дополнительной оплаты воинского труда  позволяет также решить метод целей и задач15. Этот метод предполагает, что определенный объем средств на стимулирование формируется на основе выработки конкретных целей и определения задач, которые предстоит решить для достижения этих целей. Сущность этого метода заключается в том, что на стимулирование выделяется определенная сумма, которую можно себе позволить исходя из имеющихся денежных средств целевого назначения.

    Указанный метод наиболее активно и эффективно стал применяться, начиная с конца 90-х годов, и особенно в последние годы в связи с переходом к комплектованию Вооруженных Сил на контрактной основе.

    По  этому методу командование уточняет в финансовом органе, сколько денег  выделено на цели стимулирования и  принимает решение о выплате  вознаграждения наиболее отличившимся военнослужащим. По некоторым выплатам заранее в централизованном порядке устанавливаются предельные размеры и условия выплаты вознаграждения.

    Деньги, являясь всеобщей покупательной способностью, выступают действенным стимулом к воинскому труду. Финансы Вооруженных Сил, будучи всегда связанными с движением денежной формы стоимости, обладают свойством учета экономических интересов и побудительных мотивов деятельности военнослужащих, что находит свое проявление в стимулирующей функции, которая в практике армии и флота реализует свои возможности в форме финансового стимулирования, состоящего в применении специальных финансовых методов стимулирования качества и результативности военно-экономической деятельности16.

    Таким образом, финансовые методы стимулирования воинского труда устанавливают зависимость между расходами на жизненные потребности военнослужащих и специальными фондами денежных средств, создавая тем самым заинтересованность в результатах труда.

    Подводя итоги можно сказать, что в условиях реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации для того, чтобы привести в действие все факторы, способствующие разрешению существующих противоречий, активизировать деятельность государственных и военных органов, необходимо более активно использовать стимулы воинского труда.

     Наиболее  эффективным инструментом стимулирования являются финансы, поскольку использование  распределительной функции финансов способствует формированию соответствующих  целевых фондов денежных средств, из которых осуществляется стимулирование: определение направлении деятельности Вооруженных Сил (боевой подготовки, материально-технического обеспечения, хозяйственной деятельности войск и сил флота, удовлетворения потребностей личного состава); развития и совершенствования соответствующих структурных элементов военной организации (видов Вооруженных Сил, родов войск, военных округов, объединений, соединений и воинских частей); укрепления финансовой дисциплины (путем возможного отзыва выделенных денежных средств и их аннулирования, приостановления финансирования и др.). Использование финансового стимулирования позволяет усиливать материальную заинтересованность военнослужащих в достижении высоких показателей в боевой подготовке, воспитании личного состава и укреплении воинской дисциплины, обеспечении экономного и целесообразного использования государственных средств, выделяемых на нужды обороны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ действующего механизма финансово-экономического стимулирования профессиональной деятельности военнослужащих Вооруженных Сил  Российской Федерации, в современных  условиях 
 

2.1. Система денежного  довольствия - основа  действующего механизма  финансово-экономического  стимулирования профессиональной  деятельности военнослужащих 
 

      Воинский  труд является частью общественно необходимого труда и служит гарантом защиты государства  и населения.

      Потребность общества в услуге вооруженной защиты ее интересов заложена в функционировании государства и требует отвлечения части трудоспособного населения для оказания этой услуги. Эта потребность и формирует понятие "рабочая сила военнослужащих" - часть трудовых ресурсов общества, занятых профессиональной воинской деятельностью17. При этом данный термин предусматривает способность определенной категории членов общества создавать полезную для общества услугу вооруженной защиты, рассматриваемую как потребительную стоимость воинской рабочей силы, а также ее общественную значимость, в виде формирования ее второго свойства - стоимости и ее денежного выражения - цены рабочей силы профессиональных военнослужащих. При этом товарные свойства "рабочей силы" военнослужащих могут быть представлены в следующем виде (рис 1).

      Определяя потребительную стоимость воинской рабочей силы как способность  создавать полезную для общества военную услугу, надо подчеркнуть, что  производство и потребление военной  услуги, создаваемой военнослужащими, происходит одновременно и «однопространственно»: она не может быть накоплена, требует постоянного возобновления, воспроизводства. Стоимость же товара "рабочая сила профессиональных военнослужащих", как и стоимость других ее видов, определяется стоимостью жизненных средств, которые необходимы для поддержания жизни, воспроизводства военнослужащего и членов его семьи. 

  Свойства товара 
"рабочая сила военнослужащих"
 
           
           
Потребительская стоимость     Стоимость
           
 1. Способность  создавать 
полезную для общества 
военную услугу.
     1. Определяется  стоимость 
воспроизводства рабочей силы, 
стоимость средств 
существования военнослужащих 
и членов их семей.
               
 2. Персонифицированный ее 
носитель и собственник -  
профессиональный 
военнослужащий.
     2. Денежное  содержание есть  
денежная форма цены товара  
"рабочая сила военнослужащих" -  
своеобразная разновидность  
заработной платы.
               
 3. Качество воинской услуги 
познается во всем 
общественном процессе 
потребления.
     3. Цена  рабочей силы 
определяется соотношением  
между спросом и предложением  
на рынке воинского труда.

Информация о работе Федеральное агенство по образованию российского государствый торгово-экономического университета