Форма Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:16, контрольная работа

Краткое описание

В нашей курсовой работе мы охарактеризуем, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества, как Российская федерация. Нашей задачей мы ставим раскрытие формы Российского государства в особенности форму правления и форму национально-государственного и административно-территориального устройства, государственный (политический) режим РФ.

Оглавление

Введение

Глава 1.
Понятие формы государства и ее составляющие

Глава 2.
Форма правления Российской федерации

Глава 3
Форма государственного устройства

Глава 4.
Государственный (политический) режим

Заключение.

Приложение

Библиография.

Файлы: 1 файл

Форма Российского государства.docx

— 86.07 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

Глава 1.

Понятие формы государства и  ее составляющие

 

Глава 2.

Форма правления Российской федерации

 

Глава 3

Форма государственного устройства

 

Глава 4.

Государственный (политический) режим

 

Заключение.

 

Приложение

 

Библиография.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Исторически сложилось так, что вопросы, связанные  с государственной властью, государством всегда вызывают глубокий интерес в  обществе. Они актуальны в современных  условиях: на них замыкаются непростые  отношения президентских и парламентских  структур, сложности федерализма, издержки непродуманной приватизации, налоговая  политика, разгул преступности, острейшая  проблема невыплаты зарплаты и пенсий, и многое другое.

Территория, население, власть представляют собой  содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно  отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что  выражается в понятии «форма государства».

Форма государства  является непосредственным выразителем  и носителем его сущности и  содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.

Формы государства, так же, как и его сущность, и содержание никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества  экономических, социально-политических идеологических и иных факторов они  всегда изменялись и развивались.1

Чтобы убедиться  в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства  и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и  суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы  и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует  понимать под формой государства, какие  формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.

Один  из величайших мыслителей античности Платон исходил, например, из того, что  идеальной формой правления «идеального  государства» как государства «лучших  и благородных» является «законная  власть не многих» - аристократия. Кроме  того, им выделялась и рассматривалась  «законная монархия» - царская власть и «незаконная» - олигархия.

Платон  создал целое учение о динамики государственной  жизни и смене, в силу испорченности  человеческой натуры, ее форм. Идеальное  государство и его аристократическая  форма, согласно этому учению, не вечны.

О многообразии форм государства развивал свои взгляды  и Аристотель – ученик Платона  и вместе с тем и его критик. Рассматривая форму государства, как  систему, олицетворяемою верховной  властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство), как монархию, аристократию или политико-демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные « формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.2

Традиции  древнегреческой мысли в исследовании форм государства развивались и  в Древнем Риме. Цицерон, например, выделял, в зависимости от числа правителей, три простые формы государства (царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию, а также народную власть – демократию) и смешанную форму.

Учения  и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и правления, развивались не только в Древней  Греции и Риме, но и в других странах. Причем не только на ранних и средних  стадиях существования и развития человеческой цивилизации, но и во все последующие годы.3

Значительное  внимание исследованию форм государства  уделяется современной отечественной  и зарубежной литературе. Разумеется, среди авторов современников, также  как и среди их древних предшественников, нет единого взгляда и представления  о понятии, видах и содержании форм государства. Высказываются разные точки зрения, различные подходы  к определению понятия и содержания формы государства.

Долгое  время форму государства считали  состоявшей из формы правления и  формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись  политический режим и политическая динамика. В ходе дискуссий в научной  литературе высказывались различные  мнения, отдававшие приоритет тем  или иным отдельным аспектам понятия  «форма государства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации  государственной власти, заключающейся  в единстве трех элементов - правления, государственного устройства и политического  режима.4

В нашей  курсовой работе мы охарактеризуем, в  каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация  общества, как Российская федерация. Нашей задачей мы ставим раскрытие  формы Российского государства  в особенности форму правления  и форму национально-государственного и административно-территориального устройства, государственный (политический) режим РФ.

 

Глава 1.

Понятие формы государства  и ее составляющие

 

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности  каждого конкретного типа государства  устанавливаются на основе анализа  его организационного устройства, методов  осуществления государственной  власти. Своеобразие конкретной формы  государства любого исторического  периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной государственной  жизни, задачами и целями, которые  ставит перед собой государство. Категория формы государства  непосредственно зависит от его  содержания и определяется им.

Форма государства  – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных  элемента: форму правления, форму  государственного устройства и форму  государственного режима.

Форма правления  есть организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов  и порядок взаимоотношения между  ними. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости  от того, осуществляется ли власть одним  лицом или же она принадлежит  коллективному органу. В первом случае имеют место монархическая форма  правления, во втором – республиканская .

При монархической  форме правления источником государственной  власти, согласно действующим законам, является монарх. При республиканской  форме – выборный государственный  орган. История и современность  знает разные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят  от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.5

На современном  этапе развития общества и государства  монархии бывают двух видов - дуалистическая и парламентарная. Характерной особенностью дуалистической монархии является формально  юридическое разделение государственной власти межу монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у парламента. Последние, однако, в ряде случаев подчиняются монарху.

Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления  государственной власти. Законодательная  власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое  несет ответственность перед  парламентом. Парламентскую монархию не редко называют конституционной  монархией.6

Современные республики делятся на два вида: президентские, характерной особенностью которых является соединение в руках  президента полномочий главы правительства  и государства, и парламентарные. Особенностью последних является довольно слабая власть президента. Характерным для парламентарной республики является наличием должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции.

Форма государственного правления дает возможность уяснить:

  • как создаются высшие органы государства и каково их строение;
  • какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.7

Форма государственного устройства представляет собой устройство государства, его внутренне деление  на составные части – административно-территориальные  единицы, автономные политические образования  или суверенные государства. Она  отражает также характер соотношения  государства в целом и отдельных его частей.

Существует  две основные разновидности форм государственного устройства наиболее простая из них – унитарное  государство. Это единое государственное  образование. Государство при этом делится лишь на административно- территориальные  части. Для унитарного государства  характерно существование общих  для всей страны высших органов государственной  власти и управления, единой системы  и конституции.

Более сложной  формой государственного устройства является федерация. Федеративное государство  состоит из ряда других государств или государственных образований  – членов федерации (штатов, кантонов, союзных или автономных республик  и др.). Каждое из них имеет свое административно-территориальное деление. На территории каждого из них, на ряду с деятельностью, общих для всей федерации высших органов власти и управления, действует также свои собственные высшие и местные органы государственной власти и управления. Аналогично обстоит дело с конституцией и другими федеральными законами, с судебными, прокурорскими и другими органами.8

Одной из важнейших, хотя и менее распространенных, по сравнению с другими формами  государственного устройства является конфедерация. Она представляет собой  объединение или союз государств, при котором государства образующие конфедерацию, полностью сохраняют  свою самостоятельность, имеет свои собственные органы власти, управления и правосудия. Для координации  совместных действий государства –  члены конфедерации создают определенные органы. Последние, функционируют лишь в строго определенных целях.

Конфедерация  не редко рассматривается как  промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерации в формально юридическом плане  считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются и в Содружестве Независимых Государств (СНГ).9

По мимо принадлежности к тому или иному типу, а также к наличию определенных форм правления и государственного устройства государства отличаются друг от друга своими режимами.

Государственный режим – совокупность методов  осуществления государственной  власти, используемых стоящими у власти группами, классами или слоями.

Государственный режим является наиболее динамичной составной частью формы государства, чутко реагирующие на наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и  социально-политической среде, в частности, в соотношении социально-классовых  сил. Государственный режим в  значительной мере индивидуализирует  форму государства. Он выступает  в качестве важнейшей составной  части политического режима, охватывающего  собой не только государство, но и  все другие элементы политической системы.

В зависимости  от того, какой из этих методов осуществления  государственной власти в той  или иной стране выступает на первый план, различают два основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический) и демократический (либеральный).

Демократический режим (народовластие) – основан на признании принципов равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только провозглашением, оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате – широкие права и свободы становятся реальными.10

В демократическом  государстве народ является источником власти. Представительные органы и  должностные лица в демократическом  государстве избираются. Критерием  избрания в представительный орган  являются его политические взгляды, профессионализм. Характерен политический плюрализм. Управление в демократическом  государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений. "Силовые" структуры находятся под демократическим контролем общества, их деятельность регламентируется законом.

Так же характерно господство закона во всех сферах общественной жизни, гласность, свобода слова  средств массовой информации, осуществление  принципа разделения властей. Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм:

  1. население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой демократии, без политических посредников, которая проводится в жизнь через институты прямого народовластия (референдумы, выборы на основе всеобщего избирательного права, митинги, демонстрации).
  2. представительной (осуществляется власть представителями народа - депутатами, другими выборными органами исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоев, политических партий). 11

Информация о работе Форма Российского государства