Форма Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:16, контрольная работа

Краткое описание

В нашей курсовой работе мы охарактеризуем, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества, как Российская федерация. Нашей задачей мы ставим раскрытие формы Российского государства в особенности форму правления и форму национально-государственного и административно-территориального устройства, государственный (политический) режим РФ.

Оглавление

Введение

Глава 1.
Понятие формы государства и ее составляющие

Глава 2.
Форма правления Российской федерации

Глава 3
Форма государственного устройства

Глава 4.
Государственный (политический) режим

Заключение.

Приложение

Библиография.

Файлы: 1 файл

Форма Российского государства.docx

— 86.07 Кб (Скачать)

Многовековая  история России, ее полиэтничность, экономико-географические различия и  прочие не могли не отразиться на характере  современной российской федеративной государственности. Это не могло  не найти отражение в Конституции  Российской Федерации, закрепивший  разный статус субъектов федерации, породивший концепцию их разнотипности.

Так, ч. 1 ст. 5 Конституции Российской Федерации провозглашает равноправие всех субъектов российской федерации.

Ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации  начинается следующими словами: «В составе  Российской Федерации находятся  субъекты Российской Федерации…», а  далее в алфавитном порядке перечисляются  сначала республики, затем края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Такое расположение дает основание считать, что субъекты Российской Федерации подразделяются на различные типы. Если бы вопрос состоял только в их наименованиях, то по этому формальному признаку следовало бы все субъекты федерации перечислить по алфавитному признаку. Доказательством тезиса о делении субъектов федерации на типы служит и конституционное положение о том, что статус различных типов субъектов федерации определяется различными видами нормативных правовых актов: статус республики – Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики; статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.21

Следовательно, в Конституции Российской Федерации закрепляется своеобразное разделение субъектов федерации, в зависимости от того, к какому типу они относятся – национально-государственному (республики), административно-территориальному (края, области, города), национально-территориальному (автономная область, автономные округа). Хотя такое деление в чистом виде не зафиксировано, но о нем можно говорить исходя из содержания и построения статьи 65-66 Конституции Российской Федерации. В частности, в ч. 5 ст. 66 говориться о том, что «статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом».

На практике же эти противоречия в плане отношения  субъектов федерации с другими  субъектами и с федерацией еще  более очевидны. Так, республики заняли более прочное место, чем другие типы субъектов федерации, в системе  федеративных отношений. По отношению  к нм федеральные органы государственной  власти, как правило, воздерживаются от каких-либо характерных для унитарного государства методов воздействия. Этого нельзя сказать о других типах субъектов федерации. То есть, как бы фиксируются элементы асимметрии российского федерализма. В асимметричных федерациях объем полномочий разных субъектов не одинаков. В составе федерации могут быть другие части: федеральные округа, федеральные территории, федеральные владения, имеющие иное правовое положение, чем субъекты федерации. Не субъекты федерации управляется федеральными властями.

Существующие  формальное различие субъектов федерации  по типам, обуславливающее их разностатусность, приводит к неравноправию в системе экономических отношений. 22

В современной  форме государственного (территориально-политического) устройства Российской Федерации на лицо существенные по своему характеру  изменения в форме управления территориями, регионами (федеральными округами), но пока не в самом территориальном  устройстве федерации. Борьбы за полномочия и компетенцию идет внутри неизменной федеративной национально-территориальной  формы организации государства. Этому во многом способствует не ясное  конституционное описание российского  федеративного устройства, дополненное  особенностями договорного статуса  отдельных субъектов федерации.

Практика  политического развития Российского  государства такова, что рассматривают  политические системы национальных республик субъектов Российской Федерации как политические системы  с индивидуальными особенностями. Нынешние республики в составе Российской Федерации – это республики государства  с огромным политическим потенциалом, что закреплено в ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации. Главный критерий, позволяющий существовать фактически и выделять теоретически республиканские политические системы является национально-территориальный принцип, заложенный в основание политико-территориального устройства Российской Федерации. 23

 

Глава 4.

Государственный (политический) режим

 

Переход от советского государственного авторитаризма  к демократии и свободно формирующемуся гражданскому обществу вывело Российскую Федерацию на новый уровень. Понятие  демократия означает, как известно, народовластие – власть народа. Однако ситуация при котором весь народ осуществлял бы политическое властвование в Российской Федерации, да и во всем мире пока не реализована. Это скорее идеал, к которому нужно  стремиться.

Признаками  демократического режима является:

  1. население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решение по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);
  2. решение принимается большинством с учетом интересов меньшинства;
  3. базируется на гражданском обществе с его развитой структурой;
  4. предполагает существование правового государства;
  5. выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти и их подотчетность избирателям;
  6. легитимность государственной власти;
  7. силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности) находятся под демократическим контролем общества и используется только по прямому назначению, их деятельность регламентируется законами;
  8. доминирует методы убеждения, согласования, компромисса, редко применяются методы насилия, принуждения, пресечения;
  9. во всех сферах общественной жизни господствует закон;
  10. провозглашаются и реально обеспечиваются права исвободы человека и гражданина;
  11. в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип: «дозволено все, что не запрещено законом»;
  12. гласность, средства массовой информации свободны от цензуры;
  13. реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, притворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).24

 В практику Российской Федерации вошли демократические формы и методы деятельности органов государства: свободная пресса, публичность, свободные выборы, референдумы и т.д. Но не преодолены и авторитарные черты в деятельности государственного аппарата. При разделении властей решающая роль принадлежит исполнительной власти (особенно главе государства). Роль парламента принижена, судебная власть по ряду причин (в том числе материального характера) не выполняет своих функций. Да и те черты демократии, о которых упомянуто выше, не получили должного развития. Публичность имеет ограниченный характер: на просьбу общественности крупным государственным чиновникам представить декларацию о своих доходах почти никто не откликнулся.25

Из всего  выше сказанного возникает вопрос о том, может ли режим, существующий в Российской Федерации на данный момент быть охарактеризован, как демократический. На этот вопрос существует как положительные, так и отрицательные ответы. Противоречивый характер российского общества, сожительство старых и новых форм, воспроизводящие попытки соединить институциализацию демократических институтов с практикой насильственно-авторитарного разрешения политических споров – все это чрезвычайно затрудняет определение нового режима в терминах авторитаризма и демократии.

 Современный  государственный режим Российской  Федерации – сложный участок  анализа. Сущность государственного  режима является отражением приемов  и способов осуществления государственной  власти, а в переходный период  – способов овладения властью  и удержание ее господствующими  элитами. Наиболее яркими событиями  перехода от одного государственного  политического режима к другому  являются: в 1991 г. противостояние  ГКЧП и зарождавшийся суверенной  российской власти; в 1993 г. –  вооруженное противостояние в  центре Москвы (борьба за власть  и собственность); в 2000 г. –  президентские выборы. В настоящее  время государственная власть, по  крайней мере, на федеральном  уровне, легализировалась и легитимировалась. Государственный режим в России  несет в себе неизбежно отпечаток  печального прошлого виде остатков  в административно-командной системы и авторитарных методов властвования. Однако ни одна серьезная политическая сила уже не подвергает сомнению законность существующих органов власти и их решений. Вопрос об овладении и удержании власти уступил место проблеме эффективного управления в период кризисного состояния многих общественных институтов. Для поддержания легитимности приемов и способов управления, власть все больше обращается за поддержкой к самым широким слоям общества – партиям, движениям, а так же в целом к населению страны.

Российская  демократия весьма далека от образцов демократии идеальной, что отнюдь не является гарантией своего дальнейшего  продвижения вперед.26

Заключение

 

Таким образом, рассмотренные нами характеристики форм современного российского государства  указывают, что, не смотря на сложности  в реформировании Российского государства, нет крутых революционных перемен. Речь идет о неизбежном для любой  социальной системы развитии. С точки  зрения характера распределения  власти и взаимоотношения политической системы и общества в России существует скорее всего развивающаяся демократическая система, особенностью которой является сосредоточение власти в едином центре, каковым является президент и его администрация. Поле деятельности представительных органов власти ограничено. Обнаруживается плюрализм в разделении властей в государстве, многопартийности, передачи ряда законодательных и исполнительных полномочий от центра субъекта федерации.

Перечисленными  выше элементами формы российского  государства ограничится нельзя. Россия – сложное федеративное государство, где ряд субъектов имеет свои специфические черты; особенно наглядно это видно на примере республик – субъектов Российской Федерации. Государство, как основной элемент системы общества пронизывает политические системы республик – субъектов Российской Федерации, причем в данном случае оно выступает в двух ипостасях: в лице федеральных органов государственной власти и в лице республиканских органов государственной власти. Прочие элементы политической системы Российской Федерации также имеют двухуровневый характер, т.е. невозможно выделить элементы регионального (внутреннего) и федерального, межрегионального, международного (внешнего) уровней.

 Национальный  принцип наделения отдельных  территорий государственностью  является истоком большинства специфических особенностей республик субъектов Российской Федерации. В данном случае наблюдается коллизия реально существующего воплощение в федеративном строительстве национально-государственного устройства страны и отсутствие в Конституции Российской Федерации понятия «национально-государственное образование». Конституция, с одной стороны, закрепляет неравенство национальных и административных субъектов, а с другой, не предполагает преимуществ, исходящих из национального состав населения той или иной территории. Фактическое обладание титульной нацией в республиках-субъектах федерации государственностью, а значит властью, пусть ограниченной (территориально и по полномочиям) – существенный фактор, влияющий на современные политические отношения, как на их территории, так и во взаимодействии с федеральным центром и регионами федерации.

 

Приложение

 

Схема 1. Современная форма правления в России

 

Схема 2

 

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ

РЕСПУБЛИКА

ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства 

Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, но учитывает внешнеполитические позиции правительства 

Президент представляет государство  в сфере внешней политики и  согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства

Президент имеет (или не имеет) право  распускать парламент и назначать  досрочные выборы 

Президент имеет ограниченное (или  неограниченное) право распускать парламент  и назначать досрочные парламентские  выборы

Президент имеет право распускать парламент и назначать внеочередные выборы главным образом в тех  случаях, когда парламент выражает недоверие правительству

Президент имеет ограниченное (или  неограниченное) право вводить чрезвычайное положение в стране

Президент не имеет права на введение чрезвычайного положения в стране.

Президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства

Президент может уволить главу  правительства при определенных условиях. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства 

Президент не может по собственному усмотрению уволить главу правительства. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства 

Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом

Президент не имеет права вето на законы, принятые парламентом

Президент имеет право по собственному усмотрению издавать указы, имеющие  силу закона

Президент имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства

Президент имеет право отдавать распоряжения, согласованные с правительством

Президент по должности является верховным  главнокомандующим вооруженными силами  

Президент формально может быть верховным  главнокомандующим, но фактически руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, подотчетный главе правительства

Президент является главой правящей партии и руководствуется ее курсом

Президент не является главой правящей партии и формально не связан с  ней

Президент в своей деятельности не зависит от партий 

Информация о работе Форма Российского государства