Форма Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 10:16, контрольная работа

Краткое описание

В нашей курсовой работе мы охарактеризуем, в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества, как Российская федерация. Нашей задачей мы ставим раскрытие формы Российского государства в особенности форму правления и форму национально-государственного и административно-территориального устройства, государственный (политический) режим РФ.

Оглавление

Введение

Глава 1.
Понятие формы государства и ее составляющие

Глава 2.
Форма правления Российской федерации

Глава 3
Форма государственного устройства

Глава 4.
Государственный (политический) режим

Заключение.

Приложение

Библиография.

Файлы: 1 файл

Форма Российского государства.docx

— 86.07 Кб (Скачать)

Особыми разновидностями демократического режима выступают: либерально-демократические  и консервативно-демократические  режимы. Первые характеризуются, что  отдают приоритет личности, ее правам и свободам, и роль государства  сводят к защите этих прав и свобод. Консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

Авторитарный  режим можно рассматривать как  «компромисс» между тоталитарным (абсолютный контроль государства над всеми  областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти) и демократическим политическими  режимами. В авторитарном режиме политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, при этом государственная  власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что существуют представительные органы, реально они  никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе  с вождем или группой лиц (олигархией). Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. Управление осуществляется централизованно. В случае отклонения людей от «генеральной линии» применяется принуждение. Использование  насилия становится характерным  для авторитарного режима. Суд  в таком государстве – вспомогательный  инструмент, поскольку широко применяются  внесудебные методы принуждения  людей. Оппозиция не допускается.12

Глава 2.

Форма правления Российской федерации

 

Становление российской государственности процесс  длительный и многоступенчатый. Он прошел несколько стадий, однако очень  скоро стремление воплотить в  жизнь прогрессивные идеи реформирования государства стало вступать в  противоречие с реальными предпосылками  формирования Российского государства. И все же были созданы новые  государственные формы, аналогов которым  невозможно найти не только в послереволюционной, но и дореволюционной России. Постоянно  действующий законодательный орган, конституционное судопроизводство, институт президентской власти необратимо изменили облик государственной власти страны.

По классификации, принятой в науке конституционного права, в Российской Федерации существовала модель полупрезидентской или смешанной  формы правления, т.е. сочетающей в  себе признаки и президентской, и  парламентской республик. Данную модель у нас иногда называют французской, поскольку именно такая форма правления была инициирована в 1958 г. генералом де Голлем. В то время подобная форма существовала и до проведения реформы Конституции Французской Республики.13

В дальнейшем ситуация изменилась

В Конституции  РФ, принятой 12 декабря 1993 года статья 1 гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».14

Президент РФ провозглашен главой государства, а  не главой исполнительной власти притом, что исполнительная власть прямо  возложена на правительство.

Вместе  с тем Конституция предоставила Президенту РФ как главе государства, обладающему рядом функций, ставящих его над другими властями, в  том числе исполнительной, обширные полномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия Правительства РФ и других органов  государственной власти, а также  по формированию правительства, направлению  его деятельности. Правительство  слагает свои полномочия перед вновь  избранным Президентом. Президент  назначает председателя (с согласия Государственной думы) и членов правительства, принимает решения о его отставке и об освобождении от должности отдельных  членов правительства, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти, вправе отменять постановления и распоряжения федерального правительства.

Президент наделен Конституцией и на ее основе федеральными законами определенными  полномочиями, позволяющими утверждать о наличии у главы государства  функций исполнительной власти. К  их числу, в частности, относятся  руководство рядом органов исполнительной власти, внешней политикой, право  председательствовать на заседаниях правительства  и др.

Кроме того, президент, реализуя свои конституционные  полномочия по определению основных направлений внутренней и внешней  политики государства, осуществляет исполнительную власть на практике, принимая многочисленные указы, обусловленные требованием  проведения политической, экономической  и социальной реформ, в том числе  указы по вопросам, находящимся в  компетенции правительства. 15

Президент может быть отрешен от должности  Советом федерации на основании  выдвинутого Государственной думой  обвинения в государственной  измене или совершении иного тяжкого  преступления, подтвержденного заключением  Верховного суда Российской Федерации  о наличии в действиях президента признаков преступления и заключением  Конституционного суда Российской Федерации  о соблюдении установленного порядка  выдвижения обвинения.

 Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», принятый 17 декабря 1997 года, закрепил на основе Конституции новое положение Правительства РФ в системе органов государственной власти России как высшего органа, осуществляющего исполнительную власть и возглавляющего единую систему исполнительной власти в Российской Федерации

Конституция изменила принцип взаимоотношений  органов законодательной и исполнительной властей, а также характер ответственности  правительства перед парламентом. С Государственной думой согласовывается  назначение председателя правительства; эта палата вправе вынести вотум  недоверия правительству, а председатель правительства поставить перед  ней вопрос о доверии.16

Конституция, провозгласив принцип разделения властей, вывела правительство из прямого  подчинения парламенту, сохранив за Государственной  думой контроль в ключевой сфере - бюджетной политике. Правительство  представляет Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении, информирует  Думу о ходе исполнения федерального бюджета, предоставляет необходимую  информацию в Счетную палату РФ при  осуществлении ею контроля за исполнением федерального бюджета. В соответствии с Конституцией и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство дает письменные заключения на законопроекты, требующие финансирования из федерального бюджета, о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие проекты.

Правительство как высший государственный орган, осуществляющий исполнительную власть, должно исполнять и проводить  в жизнь федеральные законы. При  этом в законах зачастую не только определяется компетенция правительства  в соответствующей сфере, но и  содержатся поручения по реализации законов. Деятельность федерального Правительства  оценивается и при рассмотрении палатами Федерального собрания практики выполнения конкретных законов.

Как субъект  законодательной инициативы правительство  обеспечивает подготовку, и внесение в Государственную думу значительной части законопроектов. Правительство может направлять в палаты Федерального собрания официальные отзывы о рассматриваемых федеральных законах и законопроектах. Взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания обеспечивается полномочными представителями правительства в соответствующих палатах, назначаемыми на должность правительством, и статс-секретарями - заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти.17

Председатель  правительства или его заместитель  дают в устной или письменной форме  ответы на парламентские запросы, запросы  и обращения членов Совета федерации  и депутатов Государственной  думы.

Правительство взаимодействует с органами судебной власти, обеспечивает в пределах своих  полномочий возможность независимого осуществления правосудия, исполнение судебных решений, участвует в проведении судебной реформы.

В случае признания судами актов правительства  или их отдельных положений не соответствующими Конституции, федеральным  законам и указам президента правительство  принимает решения о приведении указанных актов в соответствие с федеральным законодательством. Конституция предоставляет право  правительству обращаться в Конституционный  суд с запросами о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов федеральных  органов государственной власти, конституций республик, уставов, а  также нормативных актов субъектов  Федерации, некоторых других правовых актов, определенных Конституцией, с  запросами о толковании Конституции, а также в связи с разрешением  споров о компетенции.

Конституция определяет Федеральное собрание как  законодательный орган. Это означает, что на Федеральное собрание возложена  функция издания правовых актов  самой высокой юридической силы, выше которой юридическая сила лишь самой Конституции и международных  договоров. Федеральное собрание - единственный орган федеральной законодательной власти. Его акты - федеральные законы - не могут быть отменены или изменены никаким другим государственным органом, поскольку соответствуют Конституции. В случаях их противоречия федеральной Конституции они по решению Конституционного суда утрачивают юридическую силу. Акты любых других органов власти не должны противоречить федеральным законам.

Суды  олицетворяют судебную власть, являющуюся в соответствии со ст. 10 Конституции  одной из трех ветвей государственной  власти. Правосудие в России осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.18

Современной форме правления в Российской Федерации предшествовал не долго просуществовавший симбиоз власти Советов и зарождающийся президентской власти в СССР. Прошло два срока правления первого Российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления выдержала серьезные испытания. Она стабилизировалась, произошла не революционная передача власти, хотя пока еще преемственная. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации. По существу, система президентской власти в России – это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.19

 

Глава 3

Форма государственного устройства

 

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. стала основой для дальнейшего  упорядочения системы федеративной отношений. Одним из основополагающих принципов федеративной государственности  в соответствии с теорией и  практикой мирового федерализма  является равенство прав образующую любую федерацию субъектов. Это  равенство должно распространятся  на все субъекты федерации и реализовываться как в отношениях отдельных субъектов федерации с центром, так и в отношениях субъектов федерации друг с другом.

Субъекты  федерации во всех странах имеют  некоторые общие признаки:

  1. Собственные местные парламенты и свои правительства (администрации);
  2. Иметь право собственного законодательства;
  3. В федеральных конституциях всегда проводиться размежевание предметов введения (полномочий) федерации и ее субъектов;
  4. В федерациях вторая (верхняя палата парламента) является органом представительства субъектов, призванным выражать их специфические интересы. Эта палата, как правило, формируется на основе равного представительства субъектов федерации;
  5. Субъекты федерации в различных формах, но обязательно принимает участи в решениях общефедеральных вопросов. Организационной формой этого является верхняя палата, в конституциях точно определены вопросы, которые не могут быть решены без ее участия (например, внесение поправок в федеральную конституцию), для обсуждения важных вопросов созывается совещание. Для решения наиболее важных вопросов совещание созывает президент, с приглашением руководителей федерации и субъектов.20

Российская  Федерация в этом смысле несколько  отличается от ряда других федераций. Природа современной российской федеративной государственности состоит в том, что она зиждется на конституционно-договорном, добровольном разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Базовым документом, заложившим принцип разграничения предметов ведения и полномочий, является федеративный договор, содержание и положения которого вошли в Конституцию Российской Федерации.

На основе федеративного договора и Конституции  Российской Федерации добровольно  разграничили предметы ведения и  полномочия все (кроме Чеченской  республики) составные части бывшей РСФСР, т.е. исторически сложившегося государства.

Информация о работе Форма Российского государства