Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:20, реферат
В самом общем понимании государство представляет собой аппарат управления делами общества и защиты прав личности от произвола со стороны других лиц, органов и организаций. Современное государство имеет сложную структуру и включает, в частности, представительные (законодательные) органы власти; главу государства; правительство, министерства и иные органы исполнительной власти; правоохранительные органы: суд, прокуратуру, полицию (милицию); пенитенциарные учреждения. Государственные органы находятся между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образом организованы в единое целое. Эти способы организации государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства выделяют три основные стороны: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Задание № 1. Характеристика
формы российского государства
на современном этапе.
В самом
общем понимании государство
представляет собой аппарат
Таким образом,
форма государства - это организация
государственной власти, выраженная
в форме правления, форме государственного
устройства и политического (государственного)
режима[1].
Форма правления
характеризует способы
Республика имеет
следующие юридические
Современные республиканские
формы отличаются следующим: в парламентской
республике глава государства (президент)
избирается парламентом, главой правительства
становится лидер партии, победившей на
выборах. Парламент осуществляет контроль
над правительством. В случае вынесения
парламентом вотума недоверия правительство
автоматически подает в отставку (или
премьер-министр ставит вопрос о роспуске
парламента и назначении новых выборов).
Министры назначаются из членов парламента
и сохраняют свое место. Примеры: Италия,
ФРГ. В президентской республике глава
государства избирается населением (гражданами)
и сам формирует правительство, которое
подотчетно только ему. Парламент не вправе
выносить вотум недоверия. Президент не
имеет права роспуска парламента. Примеры;
США, Мексика. В полупрезидентской республике
глава государства (президент) избирается
населением и сам формирует правительство.
Правительство, подотчетно президенту,
в руках которого на деле сосредоточено
общее руководство исполнительной деятельностью,
хотя по конституции исполнительная власть
может принадлежать лишь правительству.
Парламент вправе выражать недоверие
(порицание) правительству, но вопрос об
отставке решается президентом. Президент
имеет право роспуска парламента. Министры
не являются членами парламента. Правительство
обладает правами для оказания давления
на парламент, но и парламент сохраняет
элементы контроля над правительством.
Примеры: Франция, Польша. В полупрезидентских
республиках создаются особые должности
премьер-министров, советы министров,
которых нет в традиционных президентских
республиках (Бразилии, Мексике, США и
др.). Должность премьер-министра обособляется
от должности президента, юридически многие
функции исполнительной власти изымаются
из ведения президента, хотя фактически
он остается главным руководителем правительства,
а премьер-министр нередко является лишь
административным премьером.
Форма государственного
устройства понимается как способ распределения
государственной власти между ее центральными
органами и органами власти отдельных
территорий страны. Выделяются две формы
государственного территориального устройства:
унитарная и федеративная. Унитарное государство
это целостное централизованное государство,
административнно-
Федеративное
государство (федерация) - это сложное
союзное государство, части которого (республики,
штаты, кантоны, земли...) являются государствами
или государственными образованиями,
обладающими суверенитетом. Федерация
строится по принципу децентрализации
власти. Этот союз основывается на договоре
или на федеративной конституции. В
федеративных государствах субъекты федерации
имеют свои собственные полномочия, которые
не могут быть изменены центральной властью
в одностороннем порядке.
Существующие
в современном мире федерации
классифицируются по ряду оснований. 1)
по способу создания:
·
договорные – возникают на основе
договора, соглашения учредительного
характера между
·
договорно-конституционный –
2) по способу
распределения и осуществления
властных полномочий:
·
централизованные – федерации, роль
субъектов которых невелика, полномочия
незначительны (Индия, Пакистан, Венесуэла
и др.);
·
относительно децентрализованные –
федерации, субъекты которых владеют
значительным объемом полномочий в
политической, экономической и социальной
сферах (США, Германия, Австрия и
др.).
3) по соотношению
национального и территориального начал
в образовании федерации:
·
федерации, образованные по национальному
признаку, - субъекты таких федераций
создаются с учетом расселения на
территории определенной национальной,
этнической общности (Югославия, Бельгия
и др.);
·
федерации, образованные по территориальному
признаку – субъекты таких федераций
не имеют ярко выраженной национальной,
этнической окраски (Германия, Австрия,
США и др.).
Россия объединяет
в себе оба указанных признака,
ибо в ее составе находятся республики,
автономная область, автономные округа
как формы самоопределения различных
народов страны, так и края, области, города
федерального значения, олицетворяющие
собой территориальное начало российской
модели федерализма.
4) в зависимости
от статуса субъектов федерации:
·
симметричные – субъекты таких федераций
имеют одинаковый статус, являются
не только де-юре, но и де-факто равноправными
(Австрия, Эфиопия и др);
·
асимметричные – субъекты таких
федераций имеют различный статус
(Россия, США и др.).
Система способов
осуществления государственной
власти по отношению к гражданам,
их объединениям, формы и методы
участия населения в делах
государства охватываются понятием
политического режима. Многовековая
история государства знает два вида
такого режима: демократический и авторитарный.
Для демократического режима характерны
участие населения в формировании органов
государственной власти и местного самоуправления,
широкий спектр политических свобод граждан,
режим законности, охрана прав и законных
интересов граждан и др. В противоположность
демократии авторитарные режимы - деспотия,
фашизм - характеризуются бесправным положением
граждан, их отстранением от государственной
деятельности, как правило, наличием единоличной
власти. В странах с таким режимом чаще
всего царят произвол и беззаконие, самые
грубые формы нарушения прав человека.
Статья 1 Конституции
РФ провозгласила: «Российская Федерация
- Россия есть демократическое федеративное
правовое государство с республиканской
формой правления». Конституционное закрепление
Российской Федерации как федеративной
демократической республики означает
следующее.
Форма правления.
Конституция делает четкий выбор
из двух форм правления, известных современному
государству, республики и монархии, в
стране действует республиканская форма
правления, что означает выборность главы
государства. Все граждане России, согласно
Конституции, имеют право участвовать
в формировании законодательной власти
РФ - Федерального Собрания, а также избрании
главы государства - Президента РФ (ст.
ст. 81, 96 Конституции). Необходимо отметить,
что разработчики Конституции не определили
вид республиканской формы правления.
Если сравнить нынешнюю российскую форму
правления с выше приведенными, то станет
ясно, что это скорее полупрезидентская
республика французского типа.
Форма государственного
устройства. В соответствии с Конституцией
Российская Федерация есть федеративное
государство, состоящее из субъектов
Федерации, т.е. государственных образований,
являющихся членами данного единого государства.
Конституция закрепила следующие принципы
федеративного устройства России: 1) суверенитет
РФ; 2) верховенство федеральной Конституции
и федеральных законов на всей территории
РФ; 3) целостность и неприкосновенность
территории РФ; 4) равноправие субъектов
РФ, в частности, во взаимоотношениях с
федеральными органами государственной
власти; 5) единство российского гражданства;
6) наличие у субъектов РФ собственной
правовой системы (конституции и законодательства
– у республик, устава и законодательства
– у краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных
округов); 7) единство системы государственной
власти; 8) разграничение предметов
ведения и полномочий между федеральными
органами власти и органами власти субъектов
Федерации; 9) равноправие и самоопределение
народов РФ.
Федеративное
устройство Российской Федерации основано
на ее государственной целостности.
Каждый субъект РФ является частью
Федерации, и поэтому принцип
целостности и
Указание в
Конституции на то, что федеративное
устройство РФ основано на единстве системы
государственной власти и разграничении
предметов ведения и полномочий, означает,
что в РФ ее субъекты имеют право на принадлежащее
им и за ними закрепленные предметы ведения
и полномочия. Их определение зависит
от ряда факторов. Прежде всего, объем
принадлежащих исключительно РФ предметов
ведения и полномочий должен быть достаточным
для обеспечения защиты интересов всего
многонационального народа России. А они
не могут быть защищены, если Федерация
не обеспечит единого правового регулирования
в сфере экономики, социального, культурного
развития, если не будут гарантированы
права и свободы человека и гражданина
в рамках всего государства, не будет выработана
единая политика в сфере межнациональных
отношений. Необходимым условием для решения
этих задач в масштабе всей Федерации
является предоставление ей права устанавливать
систему федеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти, а также
обеспечивать их эффективную деятельность.
Для повышения
эффективности деятельности
Масштабы нашей
страны и разнообразие условий в
ней столь велики, что управление
ею только из единого центра не представляется
возможным. Она занимает более 17 млн.
кв. км, расположена в нескольких
природных зонах с различными
климатическими условиями. На ее территории
проживает более 140 национальностей и
народностей, находится более тысячи городов
и несколько тысяч поселков. Поэтому важным
фактором, оказывающим решающее воздействие
на распределение предметов ведения между
Федерацией и ее субъектами, является
необходимость учета органами государственной
власти и управления условий, в которых
проживает население субъекта Федерации.
В силу этого, например, именно субъектам
Федерации принадлежит право устанавливать,
причем самостоятельно, систему органов
государственной власти. Эти органы должны
лишь соответствовать основам конституционного
строя РФ и общим принципам организации
представительных и исполнительных органов
государственной власти, устанавливаемым
федеральным законом в интересах всего
многонационального российского народа.
Для того чтобы не допустить какого-либо
нарушения законных прав и интересов РФ
и ее многонационального народа, Конституция
закрепила принцип, согласно которому
законы и иные правовые акты субъектов
РФ не могут противоречить федеральным
законам, принятым в соответствии с полномочиями
Федерации, причем в случае противоречий
между ними действует федеральный закон.
Российское государство,
в соответствии со статьей 5 Конституции
РФ представляет собой федерацию, объединяющую
89 равноправных субъектов РФ: 21 республику,
6 краев, 49 областей, 2 города федерального
значения, 1 автономную область, 10 автономных
округов. Субъекты Федерации обладают
своей территорией, которая является частью
территории РФ. В них проживает более 140
наций и народов, исторически объединившихся
на российской земле в многонациональный
народ РФ. Субъекты РФ различаются между
собой по величине территории, численности
и плотности населения, его национальному
составу, по уровню развития экономики
в целом, наличию и развитию отдельных
отраслей промышленности и сельского
хозяйства, историческим традициям, национальной
культуре всего или части населения. Однако,
как следует из Конституции, эти и другие
особенности не влияют на конституционно
- правовой статус субъекта РФ.
Согласно положениям
Конституции, республика - равноправный
субъект Федерации, в том числе равноправный
с другими ее субъектами во взаимоотношениях
с федеральными органами государственной
власти. Среди 89 субъектов РФ только республики
признаются государствами, вместе с тем
они не вправе нарушать государственную
целостность России, не имеют права выхода
из состава Федерации. Таким образом,
республики, не являются независимыми
государствами – в таком случае их
союз был бы не федерацией, а конфедерацией,
а сами они считались бы субъектами международного
права. Но такое понимание противоречило
бы ст. 4 Конституции, в которой установлено,
что суверенитет РФ неделим (''распространяется
на всю её территорию''), а значит, все субъекты
Федерации, и прежде всего республики,
не вправе выступать как субъекты международного
права[3]. В то же время каждая республика
в составе РФ обладает некоторой международной
правосубъективностью. Они является самостоятельными
участниками ряда международных, прежде
всего, внешнеэкономических отношений,
если это не противоречит Конституции
РФ, федеральным законам и Федеративному
договору. Координация такого рода международных
отношений осуществляется федеральными
органами исполнительной власти, в частности,
по линии МИД России.
Информация о работе Характеристики формы российского государства