Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:20, реферат
В самом общем понимании государство представляет собой аппарат управления делами общества и защиты прав личности от произвола со стороны других лиц, органов и организаций. Современное государство имеет сложную структуру и включает, в частности, представительные (законодательные) органы власти; главу государства; правительство, министерства и иные органы исполнительной власти; правоохранительные органы: суд, прокуратуру, полицию (милицию); пенитенциарные учреждения. Государственные органы находятся между собой в той или иной взаимосвязи, определенным образом организованы в единое целое. Эти способы организации государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства выделяют три основные стороны: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Республики
– субъекты Федерации являются
национальными государствами, несмотря
на многонациональный состав их населения.
Каждая республика обладает собственной
территорией, принимает конституцию, вправе
устанавливать свои государственные языки,
имеет свои предметы ведения и полномочия,
сферу вопросов совместного ведения с
РФ, образует собственные органы государственной
власти, наделена правом издавать законы
и иные правовые акты, заключать договоры
и соглашения о разграничении предметов
ведения и полномочий с федеральными органами
государственной власти, ей гарантируется
представительство в Совете Федерации
Федерального Собрания, право законодательной
инициативы в Государственной Думе, право
вносить предложения о поправках и пересмотре
положений Конституции, обращаться
с запросами в Конституционный Суд РФ,
выражать свое мнение по поводу кандидатур
на должность прокурора республики.
Край, область, города
федерального значения, автономная область,
автономный округ имеют свой устав
и законодательство. Вне пределов
ведения Российской Федерации и
полномочий РФ по предметам совместного
ведения РФ и ее субъектов край, область,
автономный округ как самостоятельные
и равноправные субъекты Федерации обладают
всей полнотой государственной власти.
Они вправе передавать осуществление
части своих полномочий друг другу на
добровольной основе, по договору между
соответствующими органами государственной
власти либо в иной форме, в том числе путем
принятия закона края, области или автономного
округа. В сфере совместного ведения РФ
и ее субъектов полномочия органов государственной
власти края, области на территории автономного
округа осуществляются в рамках, определенных
федеральным законом и договором между
соответствующими органами государственной
власти, которые обязаны принять все меры
для достижения согласия. Отсутствие договора
не может служить препятствием для распространения
юрисдикции органов государственной власти
края, области на автономный округ.
Все субъекты РФ
перечислены в п. 1 ст. 65 Конституции.
Названия субъектов Федерации в
Конституции даны в том варианте,
который определен (или подтвержден) ими.
Они отражают исторические и иные особенности
местности, а названия республик, автономной
области и автономных округов - имя титульных
наций и народов. Так, в Уставе Ханты-Мансийского
автономного округа прямо записано, что
данный округ "является исконным местом
проживания коренных малочисленных народов
ханты и манси и носит соответствующее
этим народам наименование" (ч. 2 ст.
1).[4] С момента принятия Конституции, некоторые
субъекты РФ, не изменив своего правового
статуса, получили новое наименование.
Так, Указом Президента РФ от 9 января
1996 г. N 20 в часть первую ст. 65 включены новые
наименования субъектов РФ - Республика
Ингушетия и Республика Северная Осетия
- Алания вместо наименований Ингушская
Республика и Республика Северная Осетия;
Указом Президента РФ от 10 февраля 1996 г.
N 173 включено новое наименование субъекта
РФ- Республика Калмыкия вместо наименования
Республика Калмыкия - Хальмг Тангч; Указом
Президента РФ от 9 июня 2001 г. N 679 включено
новое наименование субъекта РФ - Чувашская
Республика – Чувашия, вместо наименования
Чувашская Республика - Чаваш республики.
Присвоение и
изменение наименования - прерогатива
субъекта федерации. Это вытекает из
сопоставления ст. 71 и 72 Конституции,
и подтверждается постановлением Конституционного
Суда РФ от 28 ноября 1995 г[5], в котором отмечается,
«недопустимо, однако чтобы наименование
или переименование субъекта Федерации
затрагивало основы конституционного
строя, права и свободы человека и гражданина,
интересы других субъектов Федерации
в целом и интересы других государств,
а также предполагало изменение состава
РФ или конституционно-правового статуса
ее субъекта. В частности, оно не должно:
содержать указания на иную форму правления,
чем предусмотренная Конституцией; затрагивать
ее государственную целостность; подразумевать
или инициировать какие-либо территориальные
претензии; включать противоречащие Конституции
идеологические и иные общественно-политические
оценки; игнорировать исторические или
этнические традиции».
В то же время, в
соответствии с ч. 5. ст. 66 Конституции
РФ, статус субъекта РФ может быть изменен
по взаимному согласию Российской Федерации
и субъекта РФ в соответствии с
федеральным конституционным
В ближайшее
время может быть образован еще
один субъект РФ, образованный путем объединения
Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного
округа, Эвенкийского автономного округа
и Красноярского края. Вопрос об образовании
в составе Российской Федерации нового
субъекта вынесен на референдум этих заинтересованных
субъектов РФ, который состоится 17
апреля 2005 года.
В условиях России,
представляющей многонациональное
государство, федеративная форма государственного
устройства является наиболее плодотворной,
ибо только Федерация позволяет
органично сочетать общие интересы
всего многонационального народа России
с интересами каждой республики и других
субъектов Федерации.
Политический (государственный)
режим - Российская Федерация - демократическое
государство. Россиянам предоставляется
возможность участвовать в делах государства
и формировании его органов, а также предоставляются
иные политические права (гл.2). Закрепленные
Конституцией формы государственной власти
отражают опыт государственного строительства
зарубежных стран, создают необходимые
условия для реализации зафиксированных
в Конституции политических, экономических
и иных свобод россиян. Проведение принципа
разделения властей в системе федеральных
органов государственной власти создает
устойчивый характер для демократических
преобразований в РФ, делает невозможным
сосредоточение власти в руках одного
лица и введение тоталитарного режима.
Как отмечают, авторы комментария к Конституции
РФ, «в Конституции 1993 г. мы не найдем ответа,
на какую социально-экономическую модель
рассчитаны ее принципы и нормы: социал-демократическую,
либеральную либо какие-то иные зарубежные
образцы. Но в ней есть ответ, что неприемлемо,
- тоталитарный режим, однопартийная система,
цензура, ограничения прав и свобод человека
и гражданина, игнорирование общепризнанных
принципов и норм международного права.
Стратегическая задача политических сил,
определяющих курс государства, состоит
не в том, чтобы провозгласить в очередной
раз, что мы выбираем - социализм или капитализм,
а в четкой программе реализации идей
построения демократического, правового,
социального государства, закрепленных
и конкретизированных в нормах действующей
Конституции»[8].
Принципиально
важным является конституирование государства
Российской Федерации в качестве
правового. В современной политико-
Другим непременным
признаком правового
В правовом государстве
признаются и гарантируются права
и свободы человека, закрепленные
общепризнанными нормами международного
права, законами и иными нормативно
- правовыми актами. Это свободы в сфере
экономики, политики, культуры, науки,
искусства, право на жизнь, достоинство
личности, личную неприкосновенность
и др. В конечном счете, каждый член общества
в РФ обладает равными правами и свободами
независимо от пола, расы, национальности,
языка, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения
к религии и принадлежности к общественным
объединениям и политическим партиям
и других обстоятельств. При этом государство
охраняет и защищает права личности, равно
как и личность не нарушает действующих
в обществе законов и не посягает на права
и свободы других лиц.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что Российская Федерация - есть демократическое федеративное (конституционно-договорная, асимметричная федерация, образованная по национальному и территориальному признаку) правовое государство с республиканской (полупрезидентская республика) формой правления.
Информация о работе Характеристики формы российского государства