Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:56, контрольная работа
До настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становления государственности на Руси, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент подтверждений какой-либо из теории мало.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Введение………………………………………………………………………..3
Восточно-европейские этносы во времена великого переселения народов.4
Общественный строй древних славян. Появление государственных институтов……………………………………………………………………………….6
Теории возникновения Древнерусского государства.Споры о понятии «Русь»…………………………………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………….14
Список используемой литературы………………
Образование
Древнерусского государства.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Восточно-европейские
этносы во времена великого переселения
народов.4
Общественный
строй древних славян. Появление
государственных институтов……………………………………………………
Теории возникновения
Древнерусского государства.Споры
о понятии «Русь»……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………15
Введение
До настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становления государственности на Руси, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент подтверждений какой-либо из теории мало.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.
Зародышевую форму государственности
Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании – третьего крупного объединения славян – точно не установлено.
Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.
Датой образования Древнерусского
государства условно считается 882г., когда
князь Олег, захвативший после смерти
Рюрика власть в Новгороде (некоторые
летописцы называют его воеводой Рюрика),
предпринял поход на Киев. Убив княживших
там Аскольда и Дира, он впервые объединил
северные и южные земли в составе единого
государства. Так как столица была перенесена
из Новгорода в Киев, это государство часто
называют Киевская Русь.
Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дорна на востоке и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В 6 – 9 веках славяне объединились в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян.
В летописном
рассказе о расселении
Рассказ
летописи о расселении славян
был блестяще подтверждён
Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» - болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота – протока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки, - потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и её притокам - радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).
Летописцы
отмечали неравномерность
Соседями
восточных славян были на
На востоке,
от впадения реки Белой в
Каму до Средней волги,
2.
Общественный строй
древних славян. Появление
государственных
институтов.
Сохранившиеся
литературные памятники и археологические
находки свидетельствуют о том, что славяне
еще до своего расселения по Восточно-Европейской
равнине занимались хлебопашеством,
скотоводством, охотой и бортничеством. Заселя
В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне – лошадей. Хозяйство носило натуральный характер: производились главным образом продукты земледелия и скотоводства, необходимые для удовлетворения насущных потребностей.
Ремесло еще не полностью отделилось от сельского хозяйства. Скорняками, ткачами и плотниками были те же хлеборобы, чередовавшие работу в полe с занятием промыслами и ремеслом. Однако гончары и кузнецы (видимо, из-за огнеопасности своего труда) жили на некотором удалении от деревень и земледелием не занимались.
Производство глиняной посуды в VIII-IX вв. сделало большой шаг вперед. На смену лепной посуде пришла посуда, изготовленная с помощью гончарного круга.
Появление излишков продукции способствовало активному обмену, а позже – появлению и развитию торговли, которая шла в основном по многочисленным рекам и их притокам.
Путем из «варяг в греки» активно пользовались скандинавские народы, которых славяне называли варягами (отсюда название и самого пути). Варяги торговали с прибрежными племенами, в том числе и со славянами. Они не только мирно торговали, но зачастую и грабили, а иногда нанимались на службу в дружины, в том числе и к славянским князьям.
Активную торговлю вели славяне с хазарами, болгарами, арабами и, конечно, греками (византийцами). В. О. Ключевский, ссылаясь на арабские источники, писал, что русские купцы возят товары из отдаленных краев страны к Черному морю в греческие города, где византийский император берет с них торговую пошлину – десятину.
Главными предметами внешней торговли были меха, воск, мед, челядь (рабы). С Востока и Византии шли шелка, серебряные и золотые изделия, предметы роскоши, благовония, оружие, пряности.
С развитием торговли связано у славян появление городов. В «Повести временных лет» уже называются города Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Псков, Полоцк, Муром и др. Всего к IX в. насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги называли славянскую землю Гардарикой - страной городов. Летописи донесли до нас предание о возникновении Киева. Кий, его братья Щек и Хорив и сестра их Лыбедь основали на трех холмах на Днепре свои городища (дворы). Потом они объединились в один город, который и назвали Киевом в честь Кия.
Появились первые княжества: Куябия (Куяба – вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с центром в Новгороде). Появление таких центров свидетельствовало о возникновении новых внутриплеменных отношений в организации восточных славян, которые создали предпосылки для появления у них государства.
В VI в. восточные славяне жили родовым строем по обычаям, свойственным всем варварским племенам. Главной ячейкой общества был род – группа родственников из нескольких десятков, а то и сотен человек, которые совместно владели землей, лесом, пастбищами и т. п., вместе трудились и поровну делили результаты труда. Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам собирался совет всех родичей; 3-5 близких по происхождению родов составляли племя. Племена объединялись в союзы с вождями во главе.
В VII—IX вв. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.
Постепенно происходит
замена родовой общины на соседскую, территориальную,
члены которой уже не были кровными родственниками,
а являлись просто соседями. Соседская
община на юге называлась «мир», на
севере — «вервь» (в Западной Европе
— «марка»). В соседской общине сохранялась
общинная собственность на пахотную землю,
лесные и сенокосные угодья и т. п., но семье
уже выделяются в пользование участки
пахотной земли — «наделы». Эти участки
обрабатывала своими орудиями труда каждая
семья, которая получала в собственность
собранный ею урожай. Со временем переделы
пахотной земли прекращались, и наделы
переходили в постоянную собственность
отдельных семей.