Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:56, контрольная работа
До настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становления государственности на Руси, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент подтверждений какой-либо из теории мало.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.
Введение………………………………………………………………………..3
Восточно-европейские этносы во времена великого переселения народов.4
Общественный строй древних славян. Появление государственных институтов……………………………………………………………………………….6
Теории возникновения Древнерусского государства.Споры о понятии «Русь»…………………………………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………….14
Список используемой литературы………………
В племенной среде VII – начала IX в. выделялась «нарочитая чадь» - вожди, старейшины, знаменитые воины. В их руках концентрировалась власть и богатства. Многие из «нарочитой чади» стали жить отдельными укрепленными усадьбами. Зарождалась частная собственность.
Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.
Важнейшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.
Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника – князя, который, как правило, являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовал и все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и егодружину. Военно-дружинная знать объявляла себя собственниками земель или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом). Другим путем подчинения соседних общин было превращение старой родоплеменной знати в бояр – вотчинников и подчинение им общинников.
К VIII-IX вв. во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужья».
Князья и дружинники богатели за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.
В VI-IX вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например за долги и т. п.
Рабы использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи. Таким образом, у восточных славян происходил процесс дифференциации (расслоения) общества. Создавались предпосылки образования государства.
Предпосылки образования Древнерусского государства. Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX-XII вв. Киевская Русь. При всей дискуссионности вопроса об определении государства нам представляется, что под государством следует понимать механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с определенной системой органов управления; 3) с необходимым действием законов и 4) формированием органов принуждения (дружина – функции: внешняя – защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) – подавление сопротивления внутри государства).
Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Следует, вероятно, говорить не о единичных, а о группе факторов, воздействующих на конкретные области жизнедеятельности человеческого общества: социальную, экономическую, политическую, духовную.
В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты.
1. Пространственная и геополитическая ситуация – Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах большого равнинного пространства.
2. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.
3. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.
В VII-X вв. славянские племена объединяются в союзы и союзы союзов (суперсоюзы). По мнению Б. А. Рыбакова, возникновение союзов племен - завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности. И. А. Фроянов также видел в политической организации сверхсоюзов сосредоточение ростков государственности.
Вопрос о происхождении
Формирование основ государственности восточных славян. Становление государства у восточных славян проходило в сложных геополитических условиях, обусловленных привлекательностью открытых, не имеющих естественных географических границ просторов Великой Русской равнины, через речные бассейны которой проходили важнейшие торговые пути, соединявшие Северную Европу с Византией и арабским миром.
Сложившееся на севере Восточной Европы в середине IX в. протогосударственное политическое объединение – своего рода федерация союзов племенных княжений, в которую наряду со славянами (ильменскими словенами и кривичами) входили неславянские этносы (финноугорские племена – чудь и меря), - платило дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в Западной Европе – норманнами, «северными людьми»).
В эту же эпоху населявшие более южные и восточные районы Восточно-Европейской равнины поляне, северяне, радимичи и вятичи были данниками хазар. Хазары – тюркоязычное племя, в середине VII в. создавшее собственное полиэтничное государство, включавшее Восточный Крым, Северный Кавказ и степи между Волгой и Доном, — каганат. Центр Хазарского каганата первоначально находился на территории современного Дагестана, затем, вследствие арабских завоеваний, переместился в низовья Волги, где была построена столица – Итиль. Правящая верхушка Хазарии в начале IX в. приняла иудаизм. Хазарская держава была не простым объединением кочевых и оседлых народов (хазар, волжских булгар, мордвы, алан, славян). На местах существовала администрация - «тудуны» и «малики»; а в больших городах (Фа-нагории, Беленджере, Самандаре, Атиле) находились кварталы ремесленников и купцов - «русов», мусульман и евреев; там же селилась и хазарская знать, на лето откочевывавшая в степи. Хазарские правители прочно контролировали торговые коммуникации по Волге и Дону; при дворе верховного хазарского владыки - «хакана», или кагана (хана ханов), состояли мусульманская гвардия и особая коллегия из 7 судей для решения дел подданных согласно их вере и закону. В союзе с Византией Хазария воевала с Арабским халифатом. Однако хазарам так и не удалось создать прочной государственно-политической структуры: у каганата не сформировалось единого законодательства, культуры и письменности, что предопределило скорый распад Хазарии.
Стремление варягов на севере и хазар на юге подчинить восточнославянские союзы племенных княжений во многом объяснялось желанием контролировать важнейшие международные торговые пути, прежде всего сложившийся в IX в. путь «из варяг в греки».
Согласно летописной
версии, дошедшей до нас в изложении «Повести
временных лет» в 862 г., члены северной
федерации союзов племенных княжений
изгнали варягов в прекратили выплату
им дани. Однако затем внутри федерации
возникла острая, вплоть до вооруженной,
борьба за власть. В этих условиях «за
море к варягам, к руси» было направлено
посольство с целью пригласить в качестве
князя одного из местных правителей и
тем разрешить конфликтную ситуацию. Прийти
на княжение, в соответствии с летописной
традицией, будто бы согласились три брата
из среды варяжских конунгов (князей) –
Рюрик (862-879), Синеус и Трувор, первый из
которых вокняжился в Новгороде, второй
– на Белоозере, третий – в Изборске. После
смерти Рюрика новгородским князем стал
его родственник Олег (879-912). В 882 г.. преодолев
путь «из варяг в греки», Олег хитростью
захватил племенной центр полян Киев,
убив княживших там Аскольда и Дира (по
летописи - «мужей» Рюрика), и стал правителем
объединенных под его властью северных
и южных восточнославянских протогосударственных
образований. Хотя точные летописные даты
для IX в. условны, 882 год принято считать
датой создания Древнерусского государства
со столицей в Киеве. Летописная версия
событий явно пытается обосновать законность
власти на Руси лишь одного князя, хотя
на правление в земли северной федерации
словен был призван целый княжеский род.
Данное противоречие между стремлением
русских князей к единодержавию и правом
всех представителей княжеского рода
Рюриковичей на легитимность власти в
дальнейшем станет причиной бесконечных
княжеских усобиц на протяжении всего
раннесредневекового периода.
3.
Теория возникновения
Древнерусского государства.
Споры о понятии «Русь».
Норманнская теория» происхождения Руси. Летописные свидетельства, дошедшие до нас в изложении, о начале древнерусской государственности послужили основой появления так называемой «норманнской теории». Ее основоположниками являлись приглашенные в XVIII в. из Германии для работы в петербургской Академии наук ученые Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер и их младший коллега А. Л. Шлёцер. Опираясь на летописные сведения, они утверждали, что восточные славяне были неспособны к самостоятельному созданию государства и оно привнесено извне варягами, «русью». Последовательный противник данной теории М. В. Ломоносов указывал на южные корни формирования древнерусской государственности и отрицал роль скандинавов в создании государства Русь. Полемика между «норманнистами» и «антинорманнистами» в мировой исторической науке велась долгие десятилетия и обострилась в середине XX столетия в СССР.
Сегодня вполне очевидна научная недостаточность «норманнской теории», основанной на тезисе возможности «научить государству», между тем как любое государственное образование (в том числе и древнерусское) формируется на основе длительного внутреннего развития и усложнения структуры данного конкретно-исторического общества. Однако это утверждение не отрицает роли варягов, скандинавов в сложении государства Русь. Ныне можно считать установленным, что летописный рассказ о «призвании варягов» во главе с Рюриком достаточно точно отражает реальные события. Призвание варяжского князя Рюрика на княжение (правление) по договору («ряду») для раннего средневековья было общепринятым в Европе явлением. Не вызывает сомнений варяжское происхождение и первых русских князей: имена Аскольд, Олег, Игорь, Ольга - скандинавские; на территории Восточной Европы найдены десятки скандинавских захоронений. Следует констатировать, что варяги приняли деятельное участие в создании Древнерусского государства и его правящей династии. Но сами сравнительно быстро «растворились» в среде местного славянского населения, например, сын Игоря и Ольги носил славянское имя Святослав.
Вопрос о происхождении понятия «Русь» в настоящее время является дискуссионным. Историки-норманисты придерживаются мнения о варяжском его происхождении...
Историки-антинорманисты подчеркивают южное происхождение термина «Русь», обращая внимание на то, что задолго до появления варягов на Руси в византийских и арабо-персидских источниках для названия славян наряду с «антами», «венедами» и «склавенами» использовалось и понятие «росы»... В отечественной историографии долгое время существовала гипотеза, выдвинутая еще М. Ломоносовым, которая происхождение термина «Русь» связывала с названием реки Рось, притоком Днепра, в бассейне которой жили поляне, ставшие затем центром формирования русского этноса. Однако многие лингвисты отвергают эту гипотезу на том основании, что в историческом развитии русского языка, по их мнению, не могло произойти инверсии буквы «о» на «у». Поэтому название реки Рось, по их мнению, не имеет никакого отношения к имени «Русь».
Однако некоторые исследователи (О. Трубачев) полагают, что такое чередование гласных «о» и «у» было вполне возможным в индоевропейском варианте, прежде всего на юге, в Северном Причерноморье, где местное индоарийское слово «русса» означало «светлый, белый». Поэтому он считает, что «Русь» происходит из пережиточных следов древнего значения южных индоарийских форм...
С. Лесной-Парамонов, основываясь на так называемой «Влесовой книге», подлинность которой вызывает большие сомнения у историков-источниковедов, пришел к выводу, что славянское племя русь находилось в Средней и Восточной Европе и просуществовало до конца XII в. Поэтому новгородцы («словены») «идоша к варягам, к Руси», посылали послов не на север, а на запад, и Рюрик с братьями, имевшие славянские имена, были западными русинами.
Интересную гипотезу о происхождении слова «Русь» выдвинула С. Жарникова, которая пришла к выводу о том, что у нынешних индийцев и славян была одна прародина (от современной Вологды до побережья Ледовитого океана) и один праязык (санскрит). Похолодание климата на Севере сопровождалось переселением индоевропейских племен на запад, юг и восток. В результате индоевропейская общность на рубеже IV-III тыс. до н. э. распалась на десять этноязыковых групп, которые стали предками славян, романских и германских народов Европы. Само слово «Русь», по мнению ученого, происходит от санскритского «русья», что означает «святая, светлая».
Наконец, некоторые отечественные и
Современные научные исследования
свидетельствуют о том, что в докиевский
период термин «Русь» топонимически был
связан с северными землями, откуда он
пришел затем на юг. В киевский период
«Русь» была первоначально династическим
именем. Затем значение этого термина
распространилось на весь социально-верхушечный
слой, состоявший из славянских, чудских
и варяжских элементов. К XII в. варяжская
династия Рюриковичей в течение нескольких
поколений совершенно «ославянилась»,
а «Русь» превратилась в этническое имя.
Параллельно термин «Русь» употреблялся
ив качестве территориальной единицы.
В IX в. «Русь» представляла собой небольшой
участок днепровского Правобережья с
центром в Киеве и южной границей по реке
Рось. В XII в. понятие «Русь» в территориальном
смысле уже употреблялось в более широком,
объединяющем значение как название всех
южнорусских земель. В это же время стало
складываться представление о «Руси»
как стране-государстве.