Образование государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 16:56, контрольная работа

Краткое описание

До настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становления государственности на Руси, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент подтверждений какой-либо из теории мало.
Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Восточно-европейские этносы во времена великого переселения народов.4
Общественный строй древних славян. Появление государственных институтов……………………………………………………………………………….6
Теории возникновения Древнерусского государства.Споры о понятии «Русь»…………………………………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………….14
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

история.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

В племенной  среде VII – начала IX в. выделялась «нарочитая чадь» - вожди, старейшины, знаменитые воины. В их руках концентрировалась власть и богатства. Многие из «нарочитой чади» стали жить отдельными укрепленными усадьбами. Зарождалась частная собственность.      

Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью.       

Важнейшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.      

Восточные славяне вели многочисленные войны  со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника – князя, который, как правило, являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовал и все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и егодружину. Военно-дружинная знать объявляла себя собственниками земель или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом). Другим путем подчинения соседних общин было превращение старой родоплеменной знати в бояр – вотчинников и подчинение им общинников.      

К VIII-IX вв. во главе  восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужья».      

Князья  и дружинники богатели за счет военной  добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.      

В VI-IX вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В  то время у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например за долги и т. п.      

Рабы  использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Рабство у славян носило патриархальный характер, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи. Таким образом, у восточных славян происходил процесс дифференциации (расслоения) общества. Создавались предпосылки образования государства.      

Предпосылки образования Древнерусского государства. Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX-XII вв. Киевская Русь. При всей дискуссионности вопроса об определении государства нам представляется, что под государством следует понимать механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с определенной системой органов управления; 3) с необходимым действием законов и 4) формированием органов принуждения (дружина – функции: внешняя – защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) – подавление сопротивления внутри государства).       

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Следует, вероятно, говорить не о единичных, а о группе факторов, воздействующих на конкретные области жизнедеятельности человеческого общества: социальную, экономическую, политическую, духовную.      

В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты.      

1. Пространственная и геополитическая ситуация – Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах большого равнинного пространства.      

2. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.       

3. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.      

В VII-X вв. славянские племена объединяются в союзы и союзы союзов (суперсоюзы). По мнению Б. А. Рыбакова, возникновение союзов племен - завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности. И. А. Фроянов также видел в политической организации сверхсоюзов сосредоточение ростков государственности.      

Вопрос  о происхождении государственности на Руси освещался в различные периоды истории с учетом политических и династических факторов.      

Формирование  основ государственности восточных славян. Становление государства у восточных славян проходило в сложных геополитических условиях, обусловленных привлекательностью открытых, не имеющих естественных географических границ просторов Великой Русской равнины, через речные бассейны которой проходили важнейшие торговые пути, соединявшие Северную Европу с Византией и арабским миром.      

Сложившееся на севере Восточной Европы в середине IX в. протогосударственное политическое объединение – своего рода федерация союзов племенных княжений, в которую наряду со славянами (ильменскими словенами и кривичами) входили неславянские этносы (финноугорские племена – чудь и меря), - платило дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в Западной Европе – норманнами, «северными людьми»).       

В эту же эпоху населявшие более  южные и восточные районы Восточно-Европейской равнины поляне, северяне, радимичи и вятичи были данниками хазар. Хазары – тюркоязычное племя, в середине VII в. создавшее собственное полиэтничное государство, включавшее Восточный Крым, Северный Кавказ и степи между Волгой и Доном, — каганат. Центр Хазарского каганата первоначально находился на территории современного Дагестана, затем, вследствие арабских завоеваний, переместился в низовья Волги, где была построена столица – Итиль. Правящая верхушка Хазарии в начале IX в. приняла иудаизм. Хазарская держава была не простым объединением кочевых и оседлых народов (хазар, волжских булгар, мордвы, алан, славян). На местах существовала администрация - «тудуны» и «малики»; а в больших городах (Фа-нагории, Беленджере, Самандаре, Атиле) находились кварталы ремесленников и купцов - «русов», мусульман и евреев; там же селилась и хазарская знать, на лето откочевывавшая в степи. Хазарские правители прочно контролировали торговые коммуникации по Волге и Дону; при дворе верховного хазарского владыки - «хакана», или кагана (хана ханов), состояли мусульманская гвардия и особая коллегия из 7 судей для решения дел подданных согласно их вере и закону. В союзе с Византией Хазария воевала с Арабским халифатом. Однако хазарам так и не удалось создать прочной государственно-политической структуры: у каганата не сформировалось единого законодательства, культуры и письменности, что предопределило скорый распад Хазарии.       

Стремление  варягов на севере и хазар на юге подчинить восточнославянские союзы племенных княжений во многом объяснялось желанием контролировать важнейшие международные торговые пути, прежде всего сложившийся в IX в. путь «из варяг в греки».      

Согласно  летописной версии, дошедшей до нас в изложении «Повести временных лет» в 862 г., члены северной федерации союзов племенных княжений изгнали варягов в прекратили выплату им дани. Однако затем внутри федерации возникла острая, вплоть до вооруженной, борьба за власть. В этих условиях «за море к варягам, к руси» было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из местных правителей и тем разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение, в соответствии с летописной традицией, будто бы согласились три брата из среды варяжских конунгов (князей) – Рюрик (862-879), Синеус и Трувор, первый из которых вокняжился в Новгороде, второй – на Белоозере, третий – в Изборске. После смерти Рюрика новгородским князем стал его родственник Олег (879-912). В 882 г.. преодолев путь «из варяг в греки», Олег хитростью захватил племенной центр полян Киев, убив княживших там Аскольда и Дира (по летописи - «мужей» Рюрика), и стал правителем объединенных под его властью северных и южных восточнославянских протогосударственных образований. Хотя точные летописные даты для IX в. условны, 882 год принято считать датой создания Древнерусского государства со столицей в Киеве. Летописная версия событий явно пытается обосновать законность власти на Руси лишь одного князя, хотя на правление в земли северной федерации словен был призван целый княжеский род. Данное противоречие между стремлением русских князей к единодержавию и правом всех представителей княжеского рода Рюриковичей на легитимность власти в дальнейшем станет причиной бесконечных княжеских усобиц на протяжении всего раннесредневекового периода.  
 
 
 
 
 

3. Теория возникновения Древнерусского государства. Споры о понятии «Русь». 

Норманнская теория» происхождения Руси. Летописные свидетельства, дошедшие до нас в изложении, о начале древнерусской государственности послужили основой появления так называемой «норманнской теории». Ее основоположниками являлись приглашенные в XVIII в. из Германии для работы в петербургской Академии наук ученые Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер и их младший коллега А. Л. Шлёцер. Опираясь на летописные сведения, они утверждали, что восточные славяне были неспособны к самостоятельному созданию государства и оно привнесено извне варягами, «русью». Последовательный противник данной теории М. В. Ломоносов указывал на южные корни формирования древнерусской государственности и отрицал роль скандинавов в создании государства Русь. Полемика между «норманнистами» и «антинорманнистами» в мировой исторической науке велась долгие десятилетия и обострилась в середине XX столетия в СССР.      

Сегодня вполне очевидна научная недостаточность  «норманнской теории», основанной на тезисе возможности «научить государству», между тем как любое государственное образование (в том числе и древнерусское) формируется на основе длительного внутреннего развития и усложнения структуры данного конкретно-исторического общества. Однако это утверждение не отрицает роли варягов, скандинавов в сложении государства Русь. Ныне можно считать установленным, что летописный рассказ о «призвании варягов» во главе с Рюриком достаточно точно отражает реальные события. Призвание варяжского князя Рюрика на княжение (правление) по договору («ряду») для раннего средневековья было общепринятым в Европе явлением. Не вызывает сомнений варяжское происхождение и первых русских князей: имена Аскольд, Олег, Игорь, Ольга - скандинавские; на территории Восточной Европы найдены десятки скандинавских захоронений. Следует констатировать, что варяги приняли деятельное участие в создании Древнерусского государства и его правящей династии. Но сами сравнительно быстро «растворились» в среде местного славянского населения, например, сын Игоря и Ольги носил славянское имя Святослав.       

Вопрос  о происхождении понятия «Русь» в настоящее время является дискуссионным. Историки-норманисты придерживаются мнения о варяжском его происхождении...      

Историки-антинорманисты подчеркивают южное происхождение термина «Русь», обращая внимание на то, что задолго до появления варягов на Руси в византийских и арабо-персидских источниках для названия славян наряду с «антами», «венедами» и «склавенами» использовалось и понятие «росы»... В отечественной историографии долгое время существовала гипотеза, выдвинутая еще М. Ломоносовым, которая происхождение термина «Русь» связывала с названием реки Рось, притоком Днепра, в бассейне которой жили поляне, ставшие затем центром формирования русского этноса. Однако многие лингвисты отвергают эту гипотезу на том основании, что в историческом развитии русского языка, по их мнению, не могло произойти инверсии буквы «о» на «у». Поэтому название реки Рось, по их мнению, не имеет никакого отношения к имени «Русь».      

Однако  некоторые исследователи (О. Трубачев) полагают, что такое чередование  гласных «о» и «у» было вполне возможным в индоевропейском  варианте, прежде всего на юге, в Северном Причерноморье, где местное индоарийское слово «русса» означало «светлый, белый». Поэтому он считает, что «Русь» происходит из пережиточных следов древнего значения южных индоарийских форм...      

С. Лесной-Парамонов, основываясь на так называемой «Влесовой  книге», подлинность которой вызывает большие сомнения у историков-источниковедов, пришел к выводу, что славянское племя русь находилось в Средней и Восточной Европе и просуществовало до конца XII в. Поэтому новгородцы («словены») «идоша к варягам, к Руси», посылали послов не на север, а на запад, и Рюрик с братьями, имевшие славянские имена, были западными русинами.      

Интересную  гипотезу о происхождении слова  «Русь» выдвинула С. Жарникова, которая пришла к выводу о том, что у нынешних индийцев и славян была одна прародина (от современной Вологды до побережья Ледовитого океана) и один праязык (санскрит). Похолодание климата на Севере сопровождалось переселением индоевропейских племен на запад, юг и восток. В результате индоевропейская общность на рубеже IV-III тыс. до н. э. распалась на десять этноязыковых групп, которые стали предками славян, романских и германских народов Европы. Само слово «Русь», по мнению ученого, происходит от санскритского «русья», что означает «святая, светлая».       

Наконец, некоторые отечественные и зарубежные языковеды считают, что термин «Русь» северного, предположительно финского или шведского происхождения, хотя разыскания в этом направлении не дали еще сколько-нибудь убедительных данных. Черты внешнего правдоподобия носит гипотеза, связывающая термин «Русь» с финским словом Ruotsi, возникшего, в свою очередь от шведского – Roods («гребцы»). Это косвенно подтверждается тем фактом, что византийцы часто называли «Русь» дромитами, потому что они пользовались легкими и быстрыми судами-дромонами.      

Современные научные исследования свидетельствуют  о том, что в докиевский период термин «Русь» топонимически был  связан с северными землями, откуда он пришел затем на юг. В киевский период «Русь» была первоначально династическим именем. Затем значение этого термина распространилось на весь социально-верхушечный слой, состоявший из славянских, чудских и варяжских элементов. К XII в. варяжская династия Рюриковичей в течение нескольких поколений совершенно «ославянилась», а «Русь» превратилась в этническое имя. Параллельно термин «Русь» употреблялся ив качестве территориальной единицы. В IX в. «Русь» представляла собой небольшой участок днепровского Правобережья с центром в Киеве и южной границей по реке Рось. В XII в. понятие «Русь» в территориальном смысле уже употреблялось в более широком, объединяющем значение как название всех южнорусских земель. В это же время стало складываться представление о «Руси» как стране-государстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Образование государства