Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:16, курсовая работа
Целью моей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа особенностей российской экономики.
По своей работе попытаюсь сделать беглый обзор темы, и сделать выводы и заключение по антимонопольной политике.
ВВЕДЕНИЕ … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
1.Основные понятия и определения
1.Монополия: понятие, сущность и виды … … … … … … … … … … … 4
2.Необходимость антимонопольного законодательства… … … … … 6
3.Цели антимонопольного законодательства… … … … … … … … … … 6
2.Зарубежный опыт антимонопольной политики
2.1 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования … … … … … 7
2.2 Фиксация цен … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 11
2.3 Слияния фирм и предприятий … … … … … … … … … … … … … … … … 12
2.4 Дискриминация цен … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 13
2.5 Европейская антимонопольная политика … … … … … … … … … … … 13
3. Антимонопольная политика в России
3.1 Особенности антимонопольной политики в России … … … … … … 15
3.2 Структура антимонопольного законодательства РФ … … … … … … 17
3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России … … 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 27
Список литературы … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 28
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
“ТОМСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ”
Кафедра
Экономики
Курсовая работа
Антимонопольная политика государства
Зарубежный
опыт, Российская практика
Выполнил: студент гр. 3В90
Кузнецов А. Е.
Проверил: преподаватель
Колупаева
В. А.
Томск 2010
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
… … … … … … … … …
… … … … … … … … …
… … … … … … … …
3
2.1 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования … … … … … 7
2.2 Фиксация цен … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 11
2.3 Слияния фирм и предприятий … … … … … … … … … … … … … … … … 12
2.4 Дискриминация цен … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 13
2.5
Европейская антимонопольная политика
… … … … … … … … … … … 13
3. Антимонопольная политика в России
3.1 Особенности антимонопольной политики в России … … … … … … 15
3.2 Структура антимонопольного законодательства РФ … … … … … … 17
3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России … … 18
Список
литературы … …
… … … … … … … … … … … … … … … … …
… … … … … … … 28
ВВЕДЕНИЕ
Данную тему
курсовой работы я считаю актуальной
в наше время, т.к. проблемы монополизации
хозяйственной жизни, конкуренция
на товарных рынках привлекают сегодня
пристальное внимание не только специалистов,
но и широких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы
остро стали перед Россией: без
принятия твердых и последовательных
мер против монополизма нельзя надеяться
на успех экономической реформы
и переход к рыночной экономике.
Успех экономических
На совершенном
конкурентном рынке действует достаточно
продавцов и покупателей
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, т.к. присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном
этапе огромное значение имеет создание
и усовершенствование законодательной
базы по поводу регулирования
Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.
Целью моей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа особенностей российской экономики.
По своей работе попытаюсь сделать беглый обзор темы, и сделать выводы и заключение по антимонопольной политике.
Существуют два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Для того чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.
Существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
1. С точки зрения рыночной структуры
2. С точки зрения рыночного поведения
3. С точки зрения рыночных итогов.
Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.
Здесь, я считаю уместным привести ещё одно определение монополии:
Монополия –
это когда в отрасли
Давая же определение
монополии с точки зрения рыночного
поведения, теория монополии изучает
использование субъектом
Уделяя наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:
• монопольно высокими ценами
• ограниченной готовностью монополии к инновациям.
Но так как понятие монополии очень важно для основного предмета моей работы – антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие более детально.
Итак, можно привести следующие признаки монополии:
1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:
• Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
• Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
• Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
• При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
• Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.
4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом.
Естественная
монополия возникает в отрасли,
в которой долгосрочные средние
издержки достигают минимума только
тогда, когда одна фирма обслуживает
весь рынок целиком. В такой отрасли
минимальный эффективный
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Но такое
деление не означает, что все предприятия-
Фактически все монополии могут считаться открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.
Так же немаловажным, по моему мнению, является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.
Учёными выделяются
несколько последствий
1. недопроизводство товаров
2. завышение цен
3. предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли.
Информация о работе Антимонопольная политика государства Зарубежный опыт, Российская практика