Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:14, реферат
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции.
Введение. 3
1. Современная монополия как объект государственного регулирования. Типы монополий и их воздействие на развитие национальной экономики. 5
2. Сущность и содержание антимонопольной политики 11
3. Государственный реестр предприятий – монополистов, действующих на товарных рынках Кыргызстана 16
Заключение. 18
Список использованных источников 20
Содержание
Введение. 3
1. Современная монополия как объект государственного регулирования. Типы монополий и их воздействие на развитие национальной экономики. 5
2. Сущность и содержание антимонопольной политики 11
3. Государственный реестр предприятий – монополистов, действующих на товарных рынках Кыргызстана 16
Заключение. 18
Список использованных источников 20
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих друг с другом, и объединяемых единым понятием - рынок.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции.
Конкуренция - это центр тяжести
всей системы рыночного хозяйства,
тип взаимоотношений между
Неконтролируемый рост цен в
условиях дефицита на потребительском
рынке, их экономическая необоснованность
на отдельные виды товаров и услуг,
а также необходимость защиты
интересов потребителей обусловили
необходимость существенных изменений
государственной политики в области
цен Кыргызской Республики. С 1993 года
в республике стал утверждаться реестр
хозяйствующих субъектов –
Перед тем как приступить к рассмотрению настоящей темы, следует рассмотретьпонятие монополии и сущность монопольной власти на рынке.
Монополия — фирма, единственный
поставщик продукта, не имеющего близкихтоваров-заменителей.
Фирма обладает монополией, если она
— единственныйпоставщик
• Ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма.
• Правительство предоставило исключительные права на производство некоторойпродукции одной фирме.
• Издержки производства таковы,
что максимальная эффективность
производствавозможна при наличии
на рынке единственного
Объективной основой монополизма
является доминирующее положениехозяйствующего
субъекта на рынке, что позволяет
ему оказывать решающеевлияние
на конкуренцию, завышать цену и снижать
объем производства посравнению
с теоретически возможным уровнем,
затруднять доступ на рынок другимхозяйствующим
субъектам. В конечном итоге это
дает возможность
Монополия представляет собойкрайнюю
форму несовершенной
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
Иной движущей силой действий
предпринимателей в этом направлении
является закон концентрации производства
и капитала. Как известно, действие
этого закона наблюдается на всех
этапах развития рыночных отношений. Его
движителем является конкурентная борьба.
Чтобы выжить в такой борьбе, получить
большие прибыли, предприниматели
вынуждены вводить новую
Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Различают пять основных форм
монополистических объединений. Монополии
монополизируют все сферы общественного
воспроизводства: непосредственно
производство, обмен, распределение
и потребление. На основе монополизации
сферы обращения возникли простейшие
формы монополистических
Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы
Трест — это объединение
ряда предприятий одной или
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.
Рынок монополистической конкуренции с дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции, очень слабый контроль над ценами.
Монополии оказывают довольно противоречивое воздействие на экономику страны. Оно может быть как положительным так и отрицательным.