Антимонопольная политика государства Зарубежный опыт, Российская практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа особенностей российской экономики.

По своей работе попытаюсь сделать беглый обзор темы, и сделать выводы и заключение по антимонопольной политике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3


1.Основные понятия и определения
1.Монополия: понятие, сущность и виды … … … … … … … … … … … 4
2.Необходимость антимонопольного законодательства… … … … … 6
3.Цели антимонопольного законодательства… … … … … … … … … … 6


2.Зарубежный опыт антимонопольной политики
2.1 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования … … … … … 7

2.2 Фиксация цен … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 11

2.3 Слияния фирм и предприятий … … … … … … … … … … … … … … … … 12

2.4 Дискриминация цен … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 13

2.5 Европейская антимонопольная политика … … … … … … … … … … … 13


3. Антимонопольная политика в России

3.1 Особенности антимонопольной политики в России … … … … … … 15

3.2 Структура антимонопольного законодательства РФ … … … … … … 17

3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России … … 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 27
Список литературы … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 28

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Экономике(Кузнецов Александр)2007.docx

— 102.37 Кб (Скачать)

  1) естественные  монополии;

  2) разрешенные  монополии;

  3) временные  монополии.

  Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:

  а) они производят продукцию или услуги, которые  невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;

  б) они действуют  на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.

  Реально в  эту категорию попали такие отрасли, как электроэнергетика и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.

  Разрешенными  монополиями будут считаться  отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.

  В эту категорию  попадают отрасли оборонной промышленности, а также фирмы, производящие ликероводочные и табачные изделия (акцизные товары, требующие лицензирования) и лекарства.

  Временными  монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.

  Именно временные  и естественные монополии и будут  теперь предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции.

  Но каким  образом Россия будет бороться со своими естественными и временными монополиями?

  Что касается естественных монополий, то для регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:

  — перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать;

  — уровень  и структуру цены;

  — план инвестирования в расширение производства.

  Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.

  Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение  о «замораживании» цен (то есть запрещении их повышения) в отраслях — естественных монополистах до конца года. «Замораживанию» подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.

  По отношению  к временным монополиям будет  проводиться иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство намеревается осуществлять следующие меры:

  — запретить  формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

  — запретить, уже существующим финансово-промышленным, группам включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;

   — поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста на рынке;

  — проводить  принудительное разукрупнение фирм-монополистов с созданием на их основе нескольких независимых и конкурирующих  фирм;

  — поощрять новое  строительство, а также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации рынка.

  При этом реально  наиболее действенным методом решения  задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению «цена – качество» при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).

  Для проведения антимонопольной политики государство  создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций  в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной  власти, но их компетенция позволяет  им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права  действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами. Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна, прежде всего, пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

  В 1999 году в  России было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке  предпринимательства (МАП). В него вошли  также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий  на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке  и развитию малого предпринимательства (ГКРП).

  Основными задачами Министерства являются:

  1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции;

  2) содействие  формированию рыночных отношений  на основе развития конкуренции  и предпринимательства;

  3) осуществление  государственного контроля за  соблюдением антимонопольного законодательства  Российской Федерации, законодательства  Российской Федерации о защите  прав потребителей, о государственной  поддержке предпринимательства,  о рекламе, а также в пределах  своих полномочий законодательства  Российской Федерации о естественных  монополиях и о товарных биржах;

  4) проведение  государственной политики, направленной  на поддержку предпринимательства,  в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению  предпринимательского сектора экономики  Российской Федерации, государственное  регулирование, межотраслевая и  межрегиональная координация в  сфере развития и поддержки  малого предпринимательства;

  5) государственное  регулирование и контроль деятельности  субъектов естественных монополий  в области связи (оказание услуг  общедоступной электрической и  почтовой связи).

  В соответствии с основными задачами Министерство выполняет следующие функции:

  обобщает практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании;

   дает в  установленном порядке заключения  на проекты законов и иных  нормативных правовых актов, регулирующих  отношения в области антимонопольной  политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности  субъектов естественных монополий,  поддержки предпринимательства,  а также принимает участие  в их подготовке;

  дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции  на товарных рынках;

  разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации  производства и обращения товаров (услуг); 

  осуществляет  контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при создании, слиянии  и присоединении объединений  коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и другие.

  Основой функционирования современной рыночной экономики  является независимое поведение  хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции. Сегодня в России проведение эффективной  конкурентной политики становится одним  из важнейших факторов экономического роста. Созданные десять лет назад  как инструмент формирования и государственного регулирования цивилизованного  рынка, российские антимонопольные  органы стали одним из основных гарантов демонополизации экономики, существования  единого экономического пространства, преодоления административных барьеров и свободы предпринимательства. 
 
 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

  Проделав данную работу, мы можем сделать выводы. В процессе удалось определить то, что:

  Монополия возникает  обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной  степени уникален, велики барьеры  вступления в отрасль; Сущность монополии  характеризуется следующими моментами:

  1. Монополия  возникает из господства в  производстве;

  2. Господствуя  в производстве, монополия господствует  на рынке;

  3. Благодаря  монопольным ценам монополия  получает монопольно высокую  прибыль;

  Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности  воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит  в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить  возможности конкуренции и перевести  ее в неценовую.

  Подводя итог сказанному, можно утверждать, что  антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной  экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним  возможность реализовать свой товар  на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

  Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение  подобного законодательства обусловлено  историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных  стран сложились разные системы  антимонопольного регулирования. Несмотря на разность подходов к антимонопольному регулированию в различных странах  запада. Особенно развитым в этом отношении  принято считать антимонопольную  практику США, поскольку её юридический (законодательный) аспект, как и другие области права в США  основывается на прецедентной системе.

  Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических  странах монополии появились, когда  уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать  удушению конкуренции, стало вводить  ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось  при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей  части неприменим в российских условиях.

  В России на данном этапе проблема монополизации перестает  быть чисто экономической, и все  больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в  полном объеме сможет заменить десятилетиями  складывающиеся монополии свободным  и самоорганизующимся рынком.

  В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины  возникновения монополий; особенности  современной монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных  преобразований во всех сферах экономики  страны. 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы:

 
  1. Дж. Вильсон, В. Цапелик. «Естественные монополии  России». Журнал «Вопросы экономики» 2001 год № 21, стр.17-29
  2. Курс микроэкономики. Учебник. Под редакцией Р. М. Нуреева.  2000 г.
  3. Микро и макроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г. С. Вечканова.,2000 г., стр. 135-140
  4. Микроэкономика. Теория и российская практика. Учебник. Под редакцией А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова, 2000 г., стр.21-80
  5. Официальный сайт МАП Российской федерации.
  6. Экономика: справочник. М. Финансы и статистика. 2002 г., стр.64-69
  7. Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства» (рекомендации парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству). Российский экономический журнал №3 – 2003г., стр.15-46
  8. Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание, Киров: «АСА», 2000г, стр.43-56  
  9. http://www.lawportal.ru/script/cntHTML.asp?cntID=104519
  10. http://www.maprf.ru/ru/news/2003/04/14/20030414-734.shtml
  11. http://www.socionet.ru/files/book_ekonomika_rus_gp0675/25.xml
  12. http://www.isepn.antat.ru/sborniki/volume12.html

Информация о работе Антимонопольная политика государства Зарубежный опыт, Российская практика