Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:16, курсовая работа
Целью моей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, а так же возможность его применения в российских условиях, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа особенностей российской экономики.
По своей работе попытаюсь сделать беглый обзор темы, и сделать выводы и заключение по антимонопольной политике.
ВВЕДЕНИЕ … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 3
1.Основные понятия и определения
1.Монополия: понятие, сущность и виды … … … … … … … … … … … 4
2.Необходимость антимонопольного законодательства… … … … … 6
3.Цели антимонопольного законодательства… … … … … … … … … … 6
2.Зарубежный опыт антимонопольной политики
2.1 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования … … … … … 7
2.2 Фиксация цен … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 11
2.3 Слияния фирм и предприятий … … … … … … … … … … … … … … … … 12
2.4 Дискриминация цен … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 13
2.5 Европейская антимонопольная политика … … … … … … … … … … … 13
3. Антимонопольная политика в России
3.1 Особенности антимонопольной политики в России … … … … … … 15
3.2 Структура антимонопольного законодательства РФ … … … … … … 17
3.3 Цели и методы антимонопольного регулирования в России … … 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 27
Список литературы … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … 28
1) естественные монополии;
2) разрешенные монополии;
3) временные монополии.
Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками:
а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привести из других регионов страны;
б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно.
Реально в
эту категорию попали такие отрасли,
как электроэнергетика и
Разрешенными монополиями будут считаться отрасли и фирмы, обеспечивающие нужды государства в обороне и безопасности либо производящие некоторые специфические виды продукции, где сокращение числа фирм-производителей облегчает государству контроль за качеством и продажами этой продукции.
В эту категорию
попадают отрасли оборонной
Временными монополиями будут признаваться отрасли и фирмы, которые оказались доминирующими производителями на рынках своих товаров в силу проводившейся ранее в стране политики укрупнения предприятий, а не благодаря большей эффективности своей работы.
Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции.
Но каким образом Россия будет бороться со своими естественными и временными монополиями?
Что касается естественных монополий, то для регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам:
— перечень потребителей,
которых они обязаны
— уровень и структуру цены;
— план инвестирования в расширение производства.
Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление.
Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение о «замораживании» цен (то есть запрещении их повышения) в отраслях — естественных монополистах до конца года. «Замораживанию» подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.
По отношению к временным монополиям будет проводиться иная политика. Для ослабления их власти над рынком государство намеревается осуществлять следующие меры:
— запретить формирование финансово-промышленных групп, способных захватить доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;
— запретить, уже существующим финансово-промышленным, группам включать в свой состав предприятия, занимающие доминирующее положение на местных товарных рынках отдельных регионов страны;
— поощрять импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, чтобы ослабить доминирование монополиста на рынке;
— проводить
принудительное разукрупнение фирм-
— поощрять новое строительство, а также создание малых фирм, если это может помочь снижению степени монополизации рынка.
При этом реально наиболее действенным методом решения задачи улучшения конкурентной ситуации на внутренних рынках России является максимальное их открытие для товаров зарубежных фирм. Беда лишь в том, что эту «лечебную процедуру» крайне трудно дозировать, а последствия ее неоднозначны. Дело в том, что отечественные предприятия пока полностью проигрывают соревнование с зарубежными конкурентами по соотношению «цена – качество» при сравнении аналогичных товаров (российские товары в пересчете на сопоставимый уровень качества стоят дороже зарубежных).
Для проведения
антимонопольной политики государство
создает антимонопольные
В 1999 году в России было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП).
Основными задачами Министерства являются:
1) предупреждение,
ограничение и пресечение
2) содействие
формированию рыночных
3) осуществление
государственного контроля за
соблюдением антимонопольного
4) проведение
государственной политики, направленной
на поддержку
5) государственное
регулирование и контроль
В соответствии с основными задачами Министерство выполняет следующие функции:
обобщает практику применения антимонопольного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и вносит в Правительство Российской Федерации предложения о его совершенствовании;
дает в
установленном порядке
дает рекомендации
федеральным органам
разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);
осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и другие.
Основой функционирования
современной рыночной экономики
является независимое поведение
хозяйствующих субъектов, вступающих
в отношения открытой конкуренции.
Сегодня в России проведение эффективной
конкурентной политики становится одним
из важнейших факторов экономического
роста. Созданные десять лет назад
как инструмент формирования и государственного
регулирования цивилизованного
рынка, российские антимонопольные
органы стали одним из основных гарантов
демонополизации экономики, существования
единого экономического пространства,
преодоления административных барьеров
и свободы предпринимательства.
Проделав данную работу, мы можем сделать выводы. В процессе удалось определить то, что:
Монополия возникает
обычно там, где отсутствуют реальные
альтернативы, нет близких заменителей,
выпускаемый продукт в
1. Монополия возникает из господства в производстве;
2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;
3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль;
Следует отметить,
что основной отрицательной стороной
монополизации экономики
Подводя итог
сказанному, можно утверждать, что
антимонопольное
Опыт западных
стран в антимонопольном
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому западный опыт в определенной, и достаточно значительной своей части неприменим в российских условиях.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
В данной курсовой
работе мы рассмотрели основные причины
возникновения монополий; особенности
современной монополизации
Информация о работе Антимонопольная политика государства Зарубежный опыт, Российская практика